Реалии постиндустриального социума определяют миссию системы высшего профессионального образования в контексте создания условий для формирования профессионального компетентного, ответственного, социально активного, мобильного, творческого выпускника, способного мгновенно ориентироваться в реалиях современной действительности, грамотно применять полученные знания в продуктивной преобразовательной деятельности, модифицировать основы собственной жизнедеятельности и формы социального бытия. В этой связи изменяется понимание функционала системы высшего профессионального образования – от выполнения социального заказа, обеспечения воспроизводства социальной структуры общества посредством наращивания знаниевого аспекта профессиональной подготовки выпускника ВУЗа, к образованию-социализации посредством трансляции накопленных человечеством социознаний и социального опыта в целях формирования инновационных социальных навыков обучающихся, определяющих успешную интеграцию в многообразную жизнь социума.
Модернизация системы высшего профессионального образования ориентирует ВУЗы не только на оптимальное обучение и воспитание студента, профессиональную ориентацию, но и на реализацию социальной миссии высшего образования – социализации обучающегося, задающую ориентиры становления системного мышления, накопления системы обновленных социальных знаний, формирования инновационных социальных умений преобразования социокультуры общества и областей профессиональной сферы, что позволяет выпускнику успешно самореализоваться, оптимально интегрироваться в изменяющиеся реалии современного социума, ориентироваться на социокультурные параметры перспектив человеческой цивилизации.
Социализация студента ВУЗа – это многоплановый процесс личностно-средового взаимодействия, освоения социальной среды в целом, который предусматривает уровень интериоризации (освоение и усвоение социокультурного опыта человечества, духовно-нравственных ценностей, установок, норм, способов поведения) и уровень интраиндивидуальности (активная роль студента, развитие его «самости» самоопределение, саморазвитие, самосовершенствование, самореализация). При этом необходимо отметить сложную диалектику отношений уровней интериоризации и интраиндивидуальности процесса социализации студента ВУЗа, проявляющихся, как в динамике планомерного развития современного общества, и системы образования, в целом, так и за счет активизации личностных структур сознания обучающегося (осмысления, рефлексии, мотивации, опосредования) [6]. От оптимального сочетания этих двух уровней процесса социализации студента зависит оптимальность профессиональной подготовки, успешность социального становления личности выпускника в постиндустриальном социуме: на уровне действия внутренних факторов — в сознательном «самодостраивании» личности, проявлении самоценности, самосозидательности, самомотивированности на овладение социокодом человеческой цивилизации; на уровне действия внешних факторов социализации путем их интериоризации и перевода во внутренние факторы этого процесса [4].
Достаточно сложный процесс социализации студента в системе высшего профессионального образования актуализирует использование педагогической поддержки изучаемого процесса, ориентированной на раскрытие возможностей обучающегося, развитие способности планировать когнитивные, поведенческие и мотивационные изменения в структуре личности с целью развития и совершенствования системы «самости», продвижения в обучении, формирования умений эффективно действовать в условиях современной социальной практики.
В научных исследованиях (О.С. Газман, С.В. Кульневич, А.Н. Руденко) педагогическая поддержка рассматривается как: особая сфера, вид педагогической деятельности, направленные на: помощь в раскрытии потенциала личностных качеств обучающегося; содействие саморазвитию, самореализации студента в учебной, коммуникативной и профессиональной деятельности; преодоление, нивелирование препятствий, решение индивидуальных и социальных проблем, связанных с продвижением в обучении, коммуникации и жизненным самоопределением.
В нашем исследовании мы рассматриваем педагогическую поддержку как деятельность преподавателя, предупреждающую и корректирующую возникающие в процессе социализации студента проблемы. На основе анализа научной литературы к проблемам социализации относим: академические кризисы обучения, адаптацию к новой профессиональной роли «студента» и в период учебных и производственных практик, онтологическую неуверенность, хроническую неуспешность, психологическую инкапсуляцию, социальный инфантилизм, агрессивность, сниженную энергетику [1], эскапизм (уход от решения актуальных проблем социального функционирования), гетерономию (зависимость от других, связанную с низкой самооценкой), фрустрированность и личностную тревожность; личностную аномию (ценностную дезинтеграцию сознания, потерю или диффузию идентичности), анапсиоз (свернутость психических механизмов саморегуляции как отказа от адаптивного функционирования вследствие интерактивного травматизма), алиенацию (отчуждение от норм и правил социальной интеграции) [8].
Для предупреждения затруднений личностного плана, проблем, препятствующих оптимальной социализации студента, конструктивному включению в социально значимые виды отношений, общения, деятельности, преподаватель должен выступать в роли фасилитатора (содействующего преодолению возникающих проблем в социальном взаимодействии), модератора (раскрывающего резервные возможности студента), ментора (наставника, помогающего оценить значимость социального становления личности), мотиватора (ориентирующего студента на достижение успеха в социально ориентированной деятельности) [5].
Эффективное решение задач педагогической поддержки социализации студента ВУЗа предполагает развитое педагогическое мышление преподавателя для оказания максимальной помощи студенту в недостаточно благоприятный момент его социального становления. При этом необходимо отметить, что, на личностном основании, вплоть до обогащенной знаниями и опытом человеческой интуиции преподавателя, базируются взаимосвязь, взаимовлияние, взаимодействие в сложной системе «преподаватель-студент». Именно оно определяет ряд особенностей педагогической поддержки в контексте сотрудничества, согласованности, взаимопонимания субъектов процесса социализации, обретения личного и социального опыта освоения и реализации позитивных ценностей социума на основе со-рефлексии. Такой - собственный опыт только и может быть фундаментом саморазвития, самореализации и иных само-, значимых для обучающегося [2].
Использование педагогической поддержки социализации студента ВУЗа в данном контексте предполагает ряд превентивных направлений (разделяя позицию Л.Г. Пак) [6]:- установка на гуманное отношение к студенту, предполагающая внимание к самобытному внутреннему миру личности, отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства обучающегося;
- организация психологической безопасности (ощущение безопасного психологического климата, когда студент может быть самим собой, без притворства и масок, так как его считают ценным вне зависимости от того, что он делает); создание атмосферы, в которой отсутствует внешняя оценка (свобода и раскрепощенность, достигаемая тем, что обучающийся обнаруживает, что его не оценивают, не меряют по неким внешним стандартам); эмпатийное понимание; психологическая свобода (полная свобода думать, чувствовать, быть собой в полном смысле слова) [7];
- оказание «развивающей помощи» в осознании ближних, средних и дальних задач профессионального развития и социального становления; в указании средств и методов самоанализа, самоорганизации, самовоспитания; в поисках смысла жизни и профессионального выбора; поддержка в периоды преодоления трудностей и барьеров профессионального роста; подсказка направлений поиска решений психологических и педагогических задач; ориентация на успех, побуждение к достижениям [3];
- создание условий для свободного саморазвития, самоорганизации, жизнеспособности студента с постоянным расширением «контуров» возможностей профессионального самоопределения, творческого саморазвития, самоактуализации личности;
- накопление отрефлексированного знания: «знаю что» (информация о содержании своего знания и незнания); «знаю как» (информация об усвоенных действиях, относящихся к способам рождения, развития и преобразования знания); «знаю зачем» (понимание смысла информации и деятельности по ее получению); «знаю я» (самоопределение себя относительно данного знания и соответствующей информации) [10];
- формирование важнейших характеристик обучающегося: рефлективность — глубокое знаний личностных особенностей, достоинств и недостатков, установление их соответствия толерантному мировосприятию; ответственность — проявление внутренней силы в ситуации принятия решения, его качественного выполнения на основе вариативного подхода и системы личных требований; гибкость — умение в зависимости от состава участников событий и возникших обстоятельств принять решение; уверенность в себе — адекватная оценка собственных сил и способностей, вера в возможность преодолеть препятствия; самообладание — владение собой, управление эмоциями, поступками; вариативность — многомерный подход к оценке окружающей жизни и принятие адекватных сложившимся обстоятельствам решений; перцепция — умение подмечать и выделять различные свойства людей, проникать в их внутренний мир; эмпатия — сопереживание проблемам других людей, эмоциональная оценка событий [9].
Таким образом, реализация педагогической поддержки обуславливает создание новых способов и подходов к структурированию и содержанию процесса социализации студента ВУЗа, формирует инновационный социокультурный менталитет обучающегося, что способствует оптимальному освоению и преобразованию окружающих пространственных реалий современной действительности, эффективному решению определенных специфических проблем социального становления студента на более высокой ступени организованности. Механизм организации педагогической поддержки позволяет обогатить процесс социализации студента ВУЗа возможностями целевого использования диалогового сотрудничества, личностной и профессиональной конгруэнтности обучающегося и преподавателя в контексте достижения баланса внутреннего самоощущения и внешнего проявления личности, создать условия целенаправленного обогащения смыслами жизнетворческого бытия и преобразование социосмыслов в ценностные установки на уровне социального поведения и внутренней убежденности обучающегося.Рецензенты:
Жданова С.Н., д.п.н., профессор ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;
Пак Л.Г., д.п.н., профессор ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.