Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FINANCIAL CONTROL IN PUBLIC SECTOR OF ECONOMY: MODERNSTATE AND PROSPECTS OF ITS DEVELOPMENT

Gadzhiev N.G. 1 Akhmedova Kh.G. 2 Gadzhiev M.N. 1
1 Dagestan State University
2 FGBOU VPO "Astrakhan State Technical University"
Social and economic development of the country is the priority direction of financial policy of the state. In this regard there significantly increases the role of the state financial control directed at creation of conditions of financial stabilization as the range of its actions extends on the sphere of formation of budget income and expenditures, providing thus control over effective use of budgetary funds.The authors consider bodies of financial control as the uniform system having the general principles and mechanisms of functioning on the basis of the analysis of a current state of financial control in public sector of economy. In their opinion this approach provides unification and coherence of budget performance control at the different levels. In research there were used the methods of scientific knowledge including the analog, typological, logical, inductive, deductive methods which provided reasonable disclosure of the economic nature, essence and the maintenance of an object of research.
internal control and audit.
budget incomes and expenditures
state financial control
budgetary code

Как известно, в формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества, сфокусированная с помощью политико-правовых мер в государственном бюджете.

На современном этапе развития экономики России приоритетной задачей власти становится последовательное укрепление государственности, совершенствование правовой базы реформ, четкое распределение управленческих функций сверху донизу. В этих условиях существенно возрастает роль органов государственного финансового контроля[6].

Бюджет любой страны обеспечивает выполнение целей государственного управления, поэтому в данном случае государственное управление, с финансовой точки зрения, и есть выполнение государственного бюджета, из задач которого может быть выведен и определен институт финансового контроля, осуществляющий проверку исполнения государственного бюджета. Посредством государственного финансового контроляосуществляется реализация финансовой политики государства и создаются условия финансовой стабилизации. Поэтому контролюподвергаются все сферы общественного воспроизводственного процесса и весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов.

Комплексный и многогранный характер контроля порождает теоретические посылки, которые необходимо учитывать при его исследовании и научном описании различных его элементов, сторон, их взаимосвязей и проявлений.

В экономической литературе широко представлены основные сущностные характеристики финансового контроля.

Анализ научной литературы свидетельствует, что основы теории и методологические подходы к созданию и развитию системы финансового контроля являлись объектом исследования отечественных ученых и специалистов-практиков: A.M. Александрова, Д. А. Аллахвердяна, В. Д. Андреева, И.А. Белобжецкого, Э.А. Вознесенского, Н.Г. Гаджиева, О.Б.Ивановой, М.В. Мельник, М.В. Васильевой, А. С. Наринского, В.М. Родионовой, М.В. Романовского и др. Значительная часть этих исследований посвящена вопросам финансового контроля в условиях централизованной системы планирования и управления[1, 3].

Особое место в системе финансового контроля занимает государственный финансовый контроль. Именно этим объясняется дальнейший акцент на проблемы развития и совершенствования системы государственного финансового контроля. Исследованиям данной области посвящены работы В.В. Бурцева, Ю.М. Воронина, Ю.А. Данилевского, И.А. Зуевой, В.Г. Панскова, Б.Г. Преображенского, С.В. Степашина, С.О. Шохина, В.И. Шлейникова, и др.

Государственный финансовый контроль имеет более узкий спектр действия и распространяется в основном на сферу формирования доходной и расходной части бюджета, обеспечивая таким образом контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств и государственной собственности[4]. В этой связи данная форма контроля распространяется на министерства и ведомства, отвечающие за формирование доходной части государственного бюджета, и на министерства и ведомства, использующие средства государственного бюджета, а также предприятия, организации, банки, которым предоставлены бюджетные средства на безвозвратной и возвратной основах. При этом субъекты государственного финансового контроля можно идентифицировать на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

В настоящее время правовая основа существующей системы государственного финансового контроля определяется более 200 законами и подзаконными нормативными актами[5]. Кроме того, существуют множество ведомственных инструкций, приказов, методических указаний. Однако в организации деятельности органов государственного финансового контроля на региональном и муниципальном уровнях нет единства системы нормативной и методологической базы, единого информационного пространства. Вследствие этого в разных регионах контролирующие органы организованы по-разному, наделены разными полномочиями, а в некоторых муниципальных образованиях контрольно-счетные органы отсутствуют вовсе. Обращает на себя внимание несоответствие конституционных (уставных) норм субъектов России Конституции РФ. В конституциях (уставах) 40% субъектов нормы о контрольно-счетной деятельности вовсе отсутствуют, и данная деятельность преимущественно регламентируется законами субъектов РФ о контрольно-счетных палатах. В отдельных субъектах, кроме этого, приняты еще и законы о финансовом контроле в соответствующем субъекте или о контрольных функциях региональных законодательных органов, что, на наш взгляд, следует считать позитивной тенденцией. При этом часть субъектов все же не имеют достаточной законодательной базы, обеспечивающей эффективность контрольно-счетной деятельности, поскольку по-прежнему обходятся подзаконными актами. Положение осложняется еще и тем, что не все региональные контрольно-счетные органы имеют статус юридического лица, а часть из них по-прежнему остаются в структуре органов законодательной власти[10].

На уровне субъектов РФ внешний государственный финансовый контроль за исполнением региональных бюджетов осуществляют созданные органами законодательной (представительной) власти контрольно-счетные органы. Например, в Республике Дагестан таким органом контроля является Счетная палата республики Дагестан. Она организует и осуществляет контроль за законным, рациональным и эффективным использованием средств республиканского бюджета; за поступлением средств в республиканский бюджет, полученных от распоряжения и управления собственностью.

В Республике Дагестан дальнейшему развитию контрольной деятельности способствовали решения, принятые в соответствии с Постановлением Правительства Республики Дагестан от 21.07.2011 г. №249 «Об организации внутреннего контроля и внутреннего аудита в органах исполнительной власти Республики Дагестан». Согласно этому документу внутренний контроль в органах исполнительной власти направлен на обеспечение соблюдения требований нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Дагестан, повышение эффективности и результативности деятельности аппарата исполнительной власти и подведомственных ему учреждений. В свою очередь, внутренний финансовый аудит в органах исполнительной власти Республики Дагестан - это вид внутреннего контроля, направленный на проверку законности и эффективности использования бюджетных ассигнований, в отношении которых орган исполнительной власти осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, в том числе на стадии планирования республиканского бюджета.

В настоящее время на Министерство финансов Республики Дагестан возложены функциипо осуществлению мониторинга качества внутреннего контроля и внутреннего аудита в органах исполнительной власти региона. Для этих целей используются показатели, характеризующие не только качество планирования деятельности органа исполнительной власти, но и качество системы управления в области организации и взаимодействия, качество управления бюджетными средствами, человеческими и информационными ресурсами.

В соответствии с Указом Президента РФ от 08.06.2004 № 729 «О контрольном управлении Президента Российской Федерации» функцию обеспечения контрольных полномочий Президента РФ в сфере государственных финансов имеет Контрольное управление Президента РФ. Основными задачами Управления являются контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти всех уровней, а также организациями федеральных законов, в части, касающейся полномочий Президента РФ, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ; контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию, бюджетных посланий Президента РФ[9].

В Дагестане также создана Служба государственного финансового контроля Республики Дагестан.

Эта служба осуществляет свою деятельность и реализует полномочия на основе Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Дагестан, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Указа Президента Республики Дагестан от 7 июня 2013 года № 180 «Об утверждении Положения о Службе государственного финансового контроля Республики Дагестан», Постановления Правительства Республики Дагестан от 24 февраля 2014 года № 65 «Об утверждении Порядка осуществления Службой государственного финансового контроля Республики Дагестан внутреннего государственного финансового контроля», других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Дагестан.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Служба осуществляет внутренний государственный финансовый контроль, направленный на предупреждение и пресечение бюджетных нарушений в процессе исполнения государственного бюджета Республики Дагестан, бюджетов муниципальных образований и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования и установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

Экономическая эффективность от деятельности Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан, в виде сэкономленных, взысканных и восстановленных средств республиканского бюджета, за 2014 год составила 914 млн рублей. Расходы бюджета за 2014 год на осуществление деятельности Службы фактически окупились более чем в 20 кратном размере[7].

Службой в соответствии с планом проведения контрольных мероприятий, а также по поручениям и обращениям (жалобам) граждан за 2014 год проведены 33 проверки с охватом 218 объектов.

По результатам проверок выявлено нарушений законодательства Российской Федерации и Республики Дагестан на общую сумму 5,7 млрд рублей, что составляет 25,2 процента от общего объема средств, охваченных проверкой.

В Министерство финансов Республики Дагестан направлено 10 уведомлений для принятия мер бюджетного принуждения в виде бесспорного взыскания средств бюджета Республики Дагестан, использованных не по целевому назначению, и возврату неиспользованных межбюджетных трансфертов, в которых отсутствует потребность на сумму 120,4 млн рублей. По состоянию на 1 января 2015 года взыскано в доход бюджета Республики Дагестан 62 млн рублей. Возмещено и восстановлено в ходе проверок 39,1 млн рублей.

Проведенными Службой проверками выявлены факты завышения кредиторской задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на сумму более 55,9 млн рублей, которая скорректирована в сторону уменьшения.

В рамках контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок в 2014 году проведено 292 проверок, с охватом средств на сумму 4,5 млрд рублей.

По результатам проверок выдано 35 представлений об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

По фактам размещения государственных заказов без источников их финансирования аннулированы торги без права повторного их проведения на сумму 672,6 млнрублей, в результате предотвращено образование кредиторской задолженности на указанную сумму.

По предписаниям и рекомендациям Службы заказчиками, за счет уменьшения начальных максимальных цен контрактов  сэкономлено 56,9 млн рублей.

В отчетном периоде рассмотрено 325 обращений государственных заказчиков о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, на общую сумму 2,5 млрд рублей. По результатам рассмотрения согласовано 223 обращений,  на сумму 1,8 млрд рублей. Отказано в согласовании по 88 обращениям, на сумму 707,8 млн рублей. Возращено без рассмотрения - 14 обращений. По результатам согласования достигнута экономия бюджетных средств на сумму 27,5 млн рублей.

В правоохранительные и надзорные органы направлены материалы 27 проверок, по результатам рассмотрения которых выявлено 19 преступлений, возбуждено 14 уголовных дел, из них направлено в суд 5 дел.

За 2014 год рассмотрено 475 дел об административных правонарушениях, начислено штрафов - 7,2 млн рублей, из которых за отчетный период уплачено 2,6 млн рублей.

Эффективность контроля зависит, прежде всего, оттого, насколько структура систем контроля, организация и методы контрольной деятельности соответствуют законам, объективно действующим в контрольной сфере[8]. На основе познания объективных законов в теории контроля формулируются соответствующие правила и рекомендации для практической деятельности руководителей и органов контроля. Соблюдение законов контроля позволяет выработать методы контроля и стиль контроля организации. Реализация процесса контроля возможна только при наличии адекватного этому процессу механизма контроля.

Определение места и роли органов финансового контроля в единой его системе, общих принципов и механизмов их организации и функционирования должно обеспечить унификацию и согласованность контроля за исполнением бюджета, сопоставимость показателей экономической эффективности использования государственных финансовых ресурсов в целом[2].

Проведенный нами анализ показывает, что проблемы в сфере контроля за исполнением бюджета обусловлены следующими факторами:

отсутствием единой политики государства в области контроля за исполнением бюджета;

наличием множества контрольных органов с параллельными функциями, дублированием их полномочий;

слабым межведомственным взаимодействием всех контрольных органов по исполнению бюджета, отсутствием должной их связи с правоохранительными органами;

замедленным процессом совершенствования форм и методов контроля за исполнением бюджета, направленного на своевременное пресечение возможных нарушений;

недостаточным научно-теоретическим обеспечением контрольной деятельности, учитывающим либерализацию экономики и необходимость государственного воздействия на эти процессы.

Рецензенты:

Кадиев Р.К., д.э.н., профессор кафедры «Аудит, экономический анализ и статистика» ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала;

Алиев Б.Х., зав. кафедрой налогов, денежного обращения и кредита ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала.