Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CHANGES IN THE CONTENT AND ORGANIZATION OF THE COURSE "INTRODUCTION TO THE PEDAGOGICAL SCIENCE AND ACTIVITY"

Fetter I.V. 1
1 Omsk State Pedagogical University
The article reveals the changes in the structure, content and forms of organization of educational process in the framework of the discipline "Pedagogy" in connection with the implementation of the Federal State Educational Standard of Higher Education in the training direction of "Pedagogical Education". The characteristics and analysis of the changes are given in the description of the logic of the target, substantial and organizational components of the activity of preparing students for future career. The text reveals the author´s experience for improving the content and organization of educational process on the example of the course "Introduction to the pedagogical science and activity" at the Faculty of Arts of the Omsk State Pedagogical University. Particular attention is paid to the content and organization of laboratory work that is a new organizational form of the development of the discipline "Pedagogy" in the framework of the Federal State Educational Standard of Higher Education. The main results of the laboratory work as a form of organization of educational process in Pedagogical University are presented.
structure of the discipline
content of the discipline
form of organization of educational process
laboratory work
Значительные изменения в современных подходах к преподаванию педагогических дисциплин в высшем профессиональном образовании обусловлены, прежде всего, требованиями Федерального государственного стандарта высшего образования. Наряду с нормативными требованиями образовательных стандартов, фактором, влияющим на обновление структуры, содержания, форм организации образовательного процесса и технологий профессиональной подготовки студентов, является педагогическая реальность, ориентированная на использование возможностей открытой информационной среды. В связи с этим меняется характер профессиональных задач педагога, что неизбежно приводит к трансформации содержания и организации профессионально-педагогической подготовки будущих учителей [3]. Именно эти обстоятельства определили логику и характер изменений, внесенных в преподавание педагогических курсов студентам бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование».

Обновленная структура учебной дисциплины Педагогика в соответствии с учебными программами подготовки бакалавров направления «Педагогическое образование» предполагает следующие курсы: «Введение в педагогическую науку и деятельность», «История и теория образования», «Практика современного образовательного процесса». Очевидно, что при таком подходе происходит не только тематическое укрупнение дидактических единиц дисциплины Педагогика, но и акцентируется внимание на практико-ориентированных аспектах подготовки студентов.

Общий анализ содержания учебной дисциплины позволяет констатировать «потерю» таких важных для профессиональной подготовки современного педагога разделов как «Социальная педагогика» и «Основы специальной педагогики и психологии». В первую очередь, исключение этих курсов противоречит идее формирования готовности учителя к работе с детьми, которые находятся различных социальных группах и соответствующих жизненных условиях. Во-вторых, отказ от подготовки студентов в рамках этих дисциплин не отвечает направленности современной российской школы на решение вопросов социализации школьников и реализации идей инклюзивного образования. И, наконец, немаловажным в логике современной оценки результативности подготовки студентов является обстоятельство, с которым мы сталкиваемся в процессе Интернет-тестирования. На сегодняшний день в содержании тестовых материалов по дисциплине Педагогика по-прежнему присутствуют вопросы, относящиеся к дидактическим единицам «Социальная педагогика», «Управление образовательными системами» и «Основы специальной педагогики и психологии». В это же время, из содержания педагогических курсов подготовки студентов эти разделы исключены. Указанные факты позволяют говорить о некотором рассогласовании на сегодняшний день целевого (компетенции), содержательного (тематика дисциплины) и оценочно-результативного (тесты) компонентов профессиональной подготовки будущих учителей.

Другой проблемой обновленного содержания дисциплины представляется идея объединения самостоятельных курсов «Теория обучения» и «История педагогики и образования» в единый курс. Возможно, многолетняя традиция разделения этих курсов имеет свои недостатки, но одним из отрицательных результатов освоения интегрированного курса является «размывание» основ теории обучения и воспитания и как результат ­ недостаточность знаний студентов в области истории образования. Здесь необходимо констатировать, что именно знание хронологии и фактов, в первую очередь, проверяется в рамках обозначенных дидактических единиц в формате Интернет-тестирования.

Реализация Федеральных государственных стандартов высшего образования в соответствии с компетентностным подходом предполагает изменения, как в структуре учебной дисциплины, так и в выборе форм организации образовательного процесса и образовательных технологий.

Рассмотрим обозначенные изменения на примере курса «Введение в педагогическую науку и деятельность». Апробация этого курса в течение четырех лет происходит на факультете искусств Омского государственного педагогического университета. Опыт автора дает возможность анализа результативности освоения учебной программы и понимания некоторых перспектив развития готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.

Целью курса является содействие осознанию бакалавром социальной и личностной значимости педагогической профессии и овладению методологическими основами педагогической науки и деятельности.

Содержательно курс состоит из двух модулей. В первом модуле «Педагогическая наука» представлено содержание, отражающее специфику, структуру, категориальный аппарат и методологию педагогической науки. Второй модуль «Педагогическая деятельность» включает темы характеризующие основы педагогической деятельности, требования к профессиональной компетентности педагога, правовые нормы деятельности учреждений образования и педагогической деятельности, основы профессиональной коммуникации. В качестве единицы структурирования содержания модулей используются учебные элементы (УЭ).

В связи с ориентацией курса на формирование профессиональных компетенций значительное место в его содержании получили темы, отражающие достижения теории и практики современного образования. Принципиально новыми в формате подготовки студентов первого курса являются следующие темы:

  • Современная педагогическая информация и способы ее освоения
  • Правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования
  • Основы просветительской деятельности педагога
  • Социальное партнерство в образовании.

При этом необходимо заметить, что такие актуальные темы как «Современная педагогическая информация», «Основы просветительской деятельности педагога», «Социальное партнерство в образовании» до сих пор не нашли достаточного отражения в учебной педагогической литературе. Поэтому в помощь преподавателям и студентам в учебно-методическом комплексе курса представлены необходимые информационные материалы по соответствующим разделам.

Организация занятий по курсу «Введение в педагогическую науку и деятельность» в соответствии с учебным планом и рабочей учебной программой предполагает сочетание лекционных, семинарских, лабораторных работ и самостоятельную работу студентов. Изменения в сценариях лекционных и семинарских занятий, наряду с обновлением содержания, обеспечивается за счет использования интерактивных технологий, а также организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Систематическая самостоятельная работа студентов способствует формированию главного профессионального качества, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам - умения учиться [5].

Принципиально новой формой организации образовательного процесса в рамках изучения педагогических курсов стали лабораторные работы, выполнение которых определяется следующими правилами:

  • Задания каждой лабораторной работы рассчитаны на 2 академических часа (возможно завершение выполнения заданий в режиме самостоятельной внеаудиторной работы студентов).
  • Лабораторные работы выполняются по подгруппам, в которых организована индивидуальная, парная и групповая деятельность студентов в соответствии с содержанием заданий.
  • Лабораторные занятия не предполагают предварительную подготовку студентов.
  • Материалы, необходимые студенту для выполнения работы, предоставляются преподавателем в печатном или электронном виде.
  • Результаты лабораторных работ оформляются студентом в отдельной папке.
  • Итоговая отметка за каждое занятие выставляется в соответствии с технологической картой дисциплины.

В современном образовании четко прослеживается ориентация на расширение и активизацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся и умение делать самостоятельный выбор [1]. Поэтому материалы лабораторных работ состоят из основной и вариативной части, а также включают задания для самостоятельной внеаудиторной работы. Проведение занятий рекомендуется в компьютерных аудиториях с выходом в Интернет, поскольку содержание ряда заданий лабораторных работ предполагает работу студентов на образовательных порталах, сайтах Федерального и регионального Министерства образования, сайтах различных образовательных учреждений и педагогических периодических изданий.

В случае невозможности обеспечить выполнение работы на компьютере или при отсутствии выхода в Интернет преподаватель на занятии может воспользоваться печатной версией учебно-методического комплекса или соответствующим учебным пособием. Подготовленный пакет вариативных заданий позволяет педагогу создать собственный сценарий занятия с учетом особенностей студенческой группы и технической оснащенности учебной аудитории. Для обеспечения содержательной целостности и индивидуализации подготовки студентов часть вариативных заданий может быть переведена педагогом в формат самостоятельной работы студентов. Возможность выбора вариативных заданий позволяет освоить содержание курса студентам, обучающимся по индивидуальному плану, и студентам, пропустившим занятия по уважительным причинам.

Подготовленный по курсу учебно-методический комплекс содержит подробные сценарии лабораторных занятий. Все задания лабораторных работ имеют четкую структуру и сопровождаются:

  • формулировкой цели и содержания задания;
  • краткими рекомендациями по выполнению задания;
  • требованиями к отчету по данному заданию;
  • критериями оценки задания;
  • указанием форм и образовательных технологий;
  • информационным материалом:
  • ссылками на литературу и Интернет-источники.

Значительное место в содержании лабораторных работ отводится заданиям, выполнение которых возможно только с использованием парной и групповой форм организации учебной деятельности студентов. Такие задания предполагают создание и презентацию графических моделей, кластеров, карт, анализ профессиональной информации, обсуждение проблемных вопросов, моделирование ситуаций, проведение диагностики профессиональных способностей студентов, решение учебно-профессиональных задач и т.д.

В связи с обновлением содержания и подходов к организации занятий по курсу «Введение в педагогическую науку и деятельность» можно констатировать некоторые позитивные результаты:

  • работа студентов в информационной среде дает возможность ориентации в профессиональной информации;
  • формируется опыт решения учебных и учебно-профессиональных задач;
  • приобретается опыт коммуникации и продуктивного взаимодействия студентов в группах различного состава;
  • происходит включение студентов в работу профессиональных сообществ;
  • создаются условия для проявления субъектной позиции в выборе и выполнении вариативных заданий лабораторных работ;
  • возрастает ответственность студентов за качество результатов освоения курса;
  • фиксируется самоорганизация и соблюдение студентами учебной дисциплины.

Полученные результаты становятся важными для осознания студентами необходимости «профессионализации в течение всей жизни»[4].

По результатам апробации нового содержания и организации курса «Введение в педагогическую науку и деятельность» автором совместно с педагогами кафедры разработано учебное пособие [2]. В его содержание в соответствии с рабочей учебной программой включены тезисы лекций, сценарии семинарских занятий и лабораторных работ, реализация которых будет способствовать овладению компетенциями, необходимыми для успешной профессиональной деятельности будущих педагогов. В пособии представлены также тестовые материалы к каждому модулю и технологическая карта, позволяющая студентам организовать самоподготовку к занятиям, самоанализ и самооценку формируемых компетенций.

Дать объективную оценку результативности и эффективности изменений в структуре, содержании и организации курса «Введение в педагогическую науку и деятельность» возможно только после продолжительного наблюдения и комплексного анализа готовности студентов к педагогической деятельности. Однако имеющийся опыт реализации этого курса можно считать продуктивным и значительно обогатившим содержание и формы организации образовательного процесса в рамках изучения дисциплины Педагогика, обеспечивающей подготовку студентов к будущей профессионально деятельности.

Рецензенты:

Чекалева Н.В., д.п.н., профессор, проректор по инновационной и международной деятельности, заведующий кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск;

Медведев Л.Г., д.п.н., профессор, декан факультета искусств ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск.