Калмыцкий народ обладает огромным богатством - многожанровым и во многом уникальным устным народным творчеством. Одним из ярких, любимых произведений народа являются калмыцкие народные сказки: волшебные, богатырские, сказки о животных, кумулятивные и бытовые.
В калмыцкой фольклористике исследовались проблемы жанрового своеобразия сказок, рассматривались идеи и образы, анализировались художественно-изобразительные средства [Джимгиров 1970]. Вопросам взаимосвязи фантастических и реалистических элементов, изучению системы персонажей, художественно-поэтических особенностей калмыцких сказок посвящено исследование У.У. Очирова [Очиров 1962].
В сказочной традиции калмыков выделяются сказки, посвященные богатырям, богатырским действиям героя. Богатырские сказки отличаются от волшебных внутренней структурой, мотивами, традиционными формулами, они отличаются и по своему характеру, но имеют некоторые общие мотивы с произведениями эпического жанра. В калмыцком сказочном жанре есть сюжеты, генетически связанные с эпосом и представляющие собой трансформированные формы героических сказаний, А.Ш. Кичиков сюжеты подобных типов относит к «тууль-улигерному эпосу», которые проливают свет на раскрытие «темных мест» эпоса [Кичиков 1985; 1992].
История записи и публикации калмыцких народных сказок в разной степени отражена в трудах калмыцких исследователей фольклора: М.Э. Джимгирова, Н.Ц. Биткеева, Т.Г. Борджановой, В.Т. Сарангова, [Джимгиров 1970; Биткеев 1984, Сарангов 1998 б, Борджанова 2002], Горяевой Б.Б. [Горяева] и др. Классификация калмыцких сказок впервые была проведена И. Кравченко [Народное творчество 1940]. Освещали этот вопрос и составители сборников калмыцких сказок Ц.О. Леджинов, Г.М. Шалбуров [Калмыцкий фольклор 1941], Н.Н. Мусова, Б.Б. Оконов, Е.Д. Мучкинова [Хальмг туульс 1972], Т.Г. Басангова [Сандаловый ларец 2002]. Библиография калмыцкой сказки была приведена Б. Лауфером в «Очерке монгольской литературы» [Лауфер 1927, с. 71-83], Б.Я. Владимирцовым в книге «Волшебный мертвец» [ВМ, с. 151-153]. В библиографическом указателе «Калмыцкий фольклор» составителями была впервые предпринята попытка собрать и систематизировать опубликованные образцы калмыцкого устного народного творчества, научные труды о калмыцком фольклоре, в том числе и по сказочной традиции [Калмыцкий фольклор 1991].
А.Ш. Кичиков, изучая проблему архаических мотивов происхождения героя, реконструировал целостное тууль-улигерное повествование о героическом сватовстве, которое «служит целям героической идеализации богатырей и их эпической державы» [Кичиков 1985: 305]. В калмыцкой богатырской сказке герой-младенец рождается с явными признаками чудесного героя. Мотив чудесного рождения героя сказки и героического эпоса «Джангар» детально рассматривался Б.Э. Мутляевой [Мутляева 1978, Мутляева 1982]. Мотив добывания коня в тууль-улигерном эпосе обстоятельно был рассмотрен А. Ш. Кичиковым, который выделил ряд вариантов, в зависимости от сюжетного движения сказания [Кичиков 1992: 45-51].
Вопросы взаимосвязи богатырских сказок с эпосом, изобразительные средства калмыцких сказок, их поэтические формулы, антропонимия калмыцкой сказочной традиции рассматривались Т.Г. Басанговой (Борджановой) [Борджанова 1980, Борджанова 1983, Борджанова 1999, Борджанова 2001]. Сюжетно-композиционное строение, образы, художественно-поэтические особенности, «типические места» калмыцких волшебных и богатырских сказок были предметом исследования в работах В.Т. Сарангова [Сарангов 1989, Сарангов 1990, Сарангов 1997, Сарангов 1998, Сарангов 2001, Сарангов 2015], Б.Б. Манджиевой [Манджиева 2005; Манджиева 2015а, Манджиева 2015б]. Изучению образа коня героя в калмыцких богатырских сказках и в героическом эпосе «Джангар» посвящена статья Б.Б. Манджиевой [Манджиева 2015в]. Тема подготовки коня богатыря присутствует во многих сюжетных ситуациях и каждый раз разрабатывается по-разному, в зависимости от художественно стилистического своеобразия произведения. В результате проведенного анализа автор приходит к выводу, что в богатырской сказке и в героическом эпосе богатырь неразрывно связан с конем, который является и спутником и помощником героя. С помощью коня герой достигает необходимой цели, совершает богатырские подвиги и побеждает врага [Манджиева 2015в].
В 2011 году вышло в свет совместное издание Калмыцкого института гуманитарных исследований (КИГИ РАН) и Венгерской академии наук «Kalmyk Folklore and Folk Culture in the mid-19th Century. Philological Studies On the Basis of Gabor Balint of Szentkatolna's» («Филологические исследования калмыцкого фольклора и народной культуры в XIX веке, основанные на западномонгольских (калмыцких) текстах Габора Балинта из Сенткатолны») [Kalmyk Folklore 2011], которое вводит в научный оборот полевые материалы венгерского ученого Габора Балинта (записи среди калмыков и монголов 1871-1874 гг.). Наряду с образцами разговорного языка в данной публикации представлена и фольклорная традиция (загадки, пословицы, песни, сказки), а также этнографический материал калмыков. Образцы сказок ценны тем, что записи представляют сказительскую традицию второй половины XIX века, которая в дальнейшем послужит материалом для комплексной текстологии сказок.
Богатырские сказки записаны у современных калмыцких сказителей. В 2008 году Калмыцким институтом гуманитарных исследований Российской академии наук была основана серия «Өвкнрин зөөр» («Сокровища предков»), призванная ввести в научный оборот произведения фольклорной традиции калмыков. Серия открылась сказками талантливого сказителя Санджи Бутаева, записи которого производились в 1970-х годах прошлого столетия учеными КНИИЯЛИ (ныне КИГИ РАН) [Буутан Санҗин туульс 2008]. Тексты сказок данного издания, подготовленного Б. Х. Борлыковой, сопровождены вступительной статьей, научным аппаратом, примечаниями, в приложении имеются указатели имен персонажей, топонимов и сказочных сюжетов, словарь. В следующей книге серии представлена современная фольклорная традиция калмыков в записи от хранителя народной мудрости Шани Боктаева. Составитель сборника «Алтн чееҗтə келмрч Боктан Шаня» [2010] Б. Б. Манджиева подготовила к публикации репертуар сказителя, представленный разными жанрами калмыцкого фольклора, в том числе и богатырскими сказками. В этой же серии в 2011 г. издана книга «Т. С. Тягинован амн урн үгин көрңгəс» (Фольклорные материалы из репертуара Т. С. Тягиновой), которая содержит тексты сказочной и несказочной прозы, калмыцких народных и авторских песен, пословиц, поговорок, загадок и других образцов жанров калмыцкого фольклора, а также некоторые этнографические материалы в самозаписи знатока фольклорной традиции и исполнительницы протяжных песен Т. С. Тягиновой. В 2014 году вышла в свет очередная книга серии «Өвкнрин зөөр» (Сокровища предков) - «Герлтсн сувсн (Б.М. Санджиеван бичүлҗ авсн амн урн үгин көрңгәс). Сияющая жемчужина (Фольклорные материалы, собранные Б.М. Санджиевой)», в которой наряду с другими жанрами фольклора, представлены калмыцкие богатырские сказки. Материалы, записанные учителем калмыцкого языка Б.М. Санджиевой от информантов, проживавших в разных районах Республики Калмыкия, были подготовлены к изданию И.М. Болдыревой. Образцы калмыцких сказок были зафиксированы в 1972-1974 гг. прошлого столетия и представляют собой варианты известных сюжетов о богатырях Хара Кюкюл, Эрян Сян Эдг и др. [Герлтсн сувсн 2014: 24-35].
Исследованию калмыцких богатырских сказок, на уровне композиционно-стилевых слагаемых, посвящена монография В.Т. Сарангова «Поэтика и стиль калмыцкой богатырской сказки» [Сарангов 2015]. Автор исследовал сюжетно-композиционное строение богатырских сказок, проанализировал сходства и различия в художественно-поэтической традиции богатырских сказок на калмыцком, ойратском, халха-монгольском и бурятском эпическом фоне. Исследователь выделяет группу калмыцких сказок, повествующих о земных делах богатырей, которые имеют много общего с эпическими и сказочными произведениями тюрко-монгольских народов. Таковыми являются сказки: «Правитель всех Бурун Тогос» [Хальмг туульс 1972: 75-85], «Чим Хара батор» [НА ед. хр. 143], «Шарсал-батор с буланым иноходцем» [Хальмг туульс 1968: 52-58], «Сказка о двух сыновьях Догшн Хара-батора» [Хальмг туульс 1961: 141-152]. В.Т. Саранговым также рассмотрены сюжеты, мотивы, идеи и образы калмыцких богатырских сказок на ойратском, халха-монгольском и бурятском эпическом фоне. По мнению автора, насыщение текста сказочно-фантастическими элементами не всегда отвечало идейно-эстетическим запросам аудитории, поэтому с течением времени стало происходить разрушение стихотворной формы, что привело к трансформации и переходу в прозаический жанр [Сарангов 2015: 59].
Научный архив Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН в настоящее время является уникальным хранилищем фонозаписей калмыцкого фольклора. Об аудиозаписях калмыцкой сказочной традиции, хранящихся в Научном Архиве КИГИ РАН, освещается в статье Б.Х. Борлыковой [Борлыкова 2015]. Автором даны сведения о полевых записях калмыцкой сказочной традиции, собранных специалистами института на протяжении многих лет начиная с 60-х годов XX века по настоящее время.
Таким образом, изучение калмыцкой богатырской сказки является одной из важных задач калмыцкой фольклористики, которое требует дальнейшего комплексно-текстологического исследования, подготовки уникальных образцов калмыцких богатырских сказок в серийном научном издании, которое будет иметь огромное значение для сохранения, возрождения и обогащения культурного наследия народа.
Рецензенты:Басангова Т.Г., д.фил.н., ведущий научный сотрудник отдела фольклора и джангароведения ФГБУН КИГИ РАН, г. Элиста;
Хабунова Е.Э., д.фил.н., профессор, директор Института калмыцкой филологии и востоковедения ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», г. Элиста.