Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MACROECONOMIC MODEL OF RISK DEVELOPMENT OF ENTERPRISES IN THE FOOD MARKET IN POST-CRISIS PERIOD

Natsubidze A.S. 1
1 Moscow Institute of State and Corporate Management
The authors identified the main risks of the enterprises in the food market: production, marketing, financial and climate, analyzed the key tools of venture enterprise development in the food market, macroeconomic model developed venture enterprise development in the food market in the post-crisis period, identified the main subjects of this model, defined their objectives and functions. For successful implementation of the developed model offers recommendations for companies in the food market. The result is a macro-economic and financial stabilization of industrial food market, overcoming the consequences of the crisis, the output of Russian enterprises on world food markets and the competitiveness of the national economy. Developed macroeconomic model of venture enterprises in the food market in the post-crisis period is easy to implement, but provides significant results, which reflects its high efficiency.
food security.
post-crisis
food market
a risky enterprise development
macroeconomic model
В современных условиях мирового развития продовольственная безопасность является одной из главных проблем мирового сообщества. Увеличение численности населения мира требует соответствующего увеличения количества и качества продуктов питания. Другая проблема, стоящая перед хозяйственным обществом – это необходимость поиска новых инвестиций и финансовых моделей и определения важных и интересных сфер, являющихся точками роста экономики и способствующих ее восстановлению в посткризисный период.

На наш взгляд,рынок продуктов питания в современных условиях восстановления экономики послемирового финансово-экономического кризиса является приоритетным направлением развития для бизнеса и общества. С одной стороны, рынок продуктов питания – это просто часть мировой бизнес-среды, которая зависит от изменений в финансовой сфере. С другой стороны, предпринимательство на рынке продуктов питания является рискованной деятельностью, зависящей от различных природных и экономических факторов.

Цель исследования

Целью исследования является разработка авторской макроэкономической модели рискового развития предприятий на рынке продуктов питания в посткризисный период.

Материал и методы исследования

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы индукции и дедукции, субъектно-объектного, структурно-функционального, дескриптивного и компаративного анализа, приемы сравнения, обобщения, рейтинговых оценок и представления информации в специальной форме, а также методика проведения SWOT-анализа.

В качестве материалов в данном исследовании используются работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам исследования влияния кризисных явлений на рисковую составляющую предпринимательской деятельности на рынке продуктов питания и проблеме сохранения продовольственной безопасности государства в посткризисный период.

Результаты исследования и их обсуждение

Из-за быстрого изменения бизнес-климата рынок продуктов питания сталкивается с новыми рисками. И некоторые из этих рисков требуют новых подходов и различных точек зрения, чтобы адекватно оценить и управлять ими. Можно выделить следующие основные риски развития предприятий на рынке продуктов питания [3, 4]:

-               производственный риск (снижение производственных мощностей, снижение конкурентоспособности из-за неспособности адаптироваться к технологическим инновациям и т.д.);

-               рыночный риск (доступ к входным и выходным рынкам, снижение рыночных цен на продукцию, рост цен на сырье и т.д.);

-               финансовый риск (высокий уровень заемного капитала в общей структуре капитала, усложнение доступа и условий внешнего финансирования и т.д.);

-               климатический риск (град, чрезмерные осадки, сильный мороз, засуха и т.д.).

Следовательно, предпринимательская деятельность на рынке продуктов питания осуществляется в условиях следующих рисков: производственный,рыночный, финансовый и климатический [7]. Совокупность этих рисков в различных формах и временных периодах свойственна для исследуемого рынка. Таким образом, модельрискового развития предприятий на рынке продуктов питания должна включать в себя комплексный подход к снижению возможных потерь от одного или нескольких видов рисков или их комбинации.

Ключевыми инструментами рискового развития предприятий на рынке продуктов питания являются [5, 6]:

-               привлечение инвестиций в модернизацию производственного процесса и технологического оборудования для снижения производственного риска;

-               вертикальная и горизонтальная интеграция предприятий, обеспечивающая повышение совокупной доли рынка, а также снижение рыночного риска;

-               брендинг продукции и предприятий, работающих на рынке продуктов питания с целью стимулирования сбыта и снижения финансового риска;

-               разработка инновационных технологий и оборудования, позволяющих снизить зависимость производства продуктов питания от природных условий для снижения климатического риска.

Существует как минимум две причины государственного регулирования развития предприятий на рынке продуктов питания. Во-первых, производство продуктов питания является одним из самых рискованных видов деятельности в экономике из-за сильного влияния погоды и природных опасностей, которые одновременно оказывают влияние на весь исследуемый рынок [1]. Неблагоприятные климатические условия, такие как засуха или заморозки, распространяются и влияют на качество и/или количество продукции многих производителей на рынке продуктов питания одновременно, что создает угрозу рецессии рынка в целом.

Во-вторых, многие страны, включая Россию,рассматривают стабильный рынок продуктов питания в качестве необходимого условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан. Поддержание продовольственной безопасности государства является одним из ключевых ориентиров современной политики большинства государств мира [2]. Это обуславливает пристальное внимание государства к национальным рынкам продуктов питания.

Следовательно, для успешного развития предприятий на рынке продуктов питания необходима государственная поддержка, национальное видение и национальное партнерство. Перспективным направлением развития предприятий на рынке продуктов питания является интеграция и кластеризациядля формирования бренда России как мирового лидера в области производства безопасных и экологически чистых продуктов питания [8].Макроэкономическая модель рискового развития предприятий на рынке продуктов питания в посткризисный период представлена на рис. 1.

 

 


Рис.1. Макроэкономическая модель рискового развития предприятий на рынке продуктов питания в посткризисный период

Как видно из рис. 1, разработанная авторская макроэкономическая модель рискового развития предприятий на рынке продуктов питания в посткризисный период предполагает наличие двух основных субъектов: государства и предприятий на рынке продуктов питания, которые в свою очередь преследуют разные цели.

Целью государства является поддержание и повышение продовольственной безопасности национальной экономики и восстановление экономики после мирового экономического кризиса. Предприятия на рынке продуктов питания преследуют цель минимизации рисков и обеспечения стабильного и устойчивого развития предприятий и рынка продуктов питания в целом.

В соответствии с поставленными целями и существующими возможностями обозначенные субъекты выполняют разные функции. Функциями государства являются:

-               создание благоприятных условий для привлечения инвестиций на рынок продуктов питания (государственные гарантии, налоговые стимулы);

-               предоставление государственной поддержки предприятий на рынке продуктов питания (субсидии, дотации, льготное кредитование);

-               запуск национальной системы обязательного страхования рисков предпринимательства на рынке продуктов питания;

-               формирование национальной и региональных платформ для образования кластеров предприятий на рынке продуктов питания;

-               поддержка инициатив по формированию всемирного бренда России как производителя безопасных и экологически чистых продуктов питания.

Функциями предприятий на рынке продуктов питания являются:

-               интеграция и вхождение в состав кластеров предприятий на рынке продуктов питания;

-               формирование всемирного бренда России как производителя безопасных и экологически чистых продуктов питания;

-               инвестирование в модернизацию оборудования и развитие инновационных технологий, а также их внедрение в производство.

В результате достигается макроэкономическая производственная и финансовая стабилизация рынка продуктов питания, преодоление последствий кризиса, выход российских предприятий на мировые рынки продуктов питания и повышение конкурентоспособности национальной экономики. Разработанная макроэкономическая модель рискового развития предприятий на рынке продуктов питания в посткризисный период проста в реализации, но обеспечивает серьезные результаты, что отражает ее высокую эффективность.

Для успешной реализации разработанной модели в данном исследовании предлагаются рекомендации для предприятий на рынке продуктов питания, т.е. предприятий, которые производят, обрабатывают, хранят, упаковывают, переименовывают, распространяют или транспортируютпродукты питания. Рекомендации определяют профилактические меры, которые предприятия могут предпринять, чтобы свести к минимуму риск того, что продукты питания под их контролем будут обладать недостаточно высоким качеством или будут фальсифицированы.

Реализация расширенных профилактических мер требует приверженности руководства и сотрудников проблеме снижения рисков низкого качества и фальсификации продукции. Операторам предприятия на рынке продуктов питания рекомендуется реализовать следующие процедуры по обеспечению безопасности и контролю качества выпускаемой продукции:

-               возложение ответственности за обеспечение безопасности на квалифицированных специалистов;

-               поощрения всех сотрудников быть бдительными и своевременно реагировать на любые признаки подделки продукта или оборудования;

-               обеспечение надлежащего уровня надзора над всеми сотрудниками, в том числе обслуживающим персоналом, работающими по контракту, персонала компьютерной поддержки и особенно новых сотрудников;

-               проведение ежедневных проверок безопасности помещений для выявления признаков подделки продукта или оборудования, других необычных ситуаций;

-               обеспечение проверки входящих и исходящих транспортных средств на предмет наличия подозрительных или необычных предметов;

-               введение ограничения на вход и въезд на территорию предприятия

-               ограничение доступа к обработке и хранению продуктов питания.

Руководителям предприятийна рынке продуктов питания рекомендуется реализовать следующие процедуры по обеспечению безопасности и контролю качества выпускаемой продукции:

-               создание системы идентификации и распознавания (например, выдача удостоверения личности);

-               ограничение доступа сотрудников только теми областями, которые необходимы для их рабочих функций;

-               периодический пересмотр уровней доступа для всех сотрудников;

-               обеспечение подготовки к реализации мероприятий по поддержанию продовольственной безопасности для всех новых сотрудников;

-               периодическое напоминание о важности процедур безопасности.

Менеджерам по работе с поставщиками предприятий на рынке продуктов питания рекомендуется реализовать следующие процедуры по обеспечению безопасности и контролю качества выпускаемой продукции:

-               использованием только известных поставщиков, имеющих соответствующую лицензию;

-               принятие мер для обеспечения того, чтобы поставщики и перевозчики реализовывали соответствующие меры в области продовольственной безопасности;

-               проверка поступающих ингредиентов, упаковки, этикеток и возврат продукции при наличии признаков фальсификации или нарушения качества;

-               уничтожение продукции с истекшим сроком годности и продукции без этикеток.

Менеджерам по сбыту готовой продукции предприятий на рынке продуктов питания рекомендуется реализовать следующие процедуры по обеспечению безопасности и контролю качества выпускаемой продукции:

-               строгий контроль качества готовой продукции;

-               управление запасами таким образом, чтобы использовать их в течение срока годности;

-               обеспечение того, чтобы на складских помещениях и при доставке (транспортные средства и суда) принимались соответствующие меры безопасности;

-               выполнение выборочной проверки складов, транспортных средств и судов;

-               консультирование сотрудников продаж о проверке качества продукции.

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях нестабильности и кризиса возрастает необходимость государственной поддержки предприятий на рынке продуктов питания, для которых характерен повышенный уровень риска и от деятельности которых напрямую зависит продовольственная безопасность страны. Разработанная авторская макроэкономическая модель рискового развития предприятий на рынке продуктов питания в посткризисный периодпозволяет выявить и нейтрализовать возможные риски, посредством совместных действий государства и предприятий на рынке продуктов питания. Реализация данной модели будет способствовать развитию не только рынка продуктов питания, но и восстановлению национальной экономики в целом, так как данный рынок является одной из базовых отраслей хозяйства.

Рецензенты:

Егорова С.К., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и финансов НОУ ВПО «Московский институт государственного и корпоративного управления», г. Москва;

Черникова Л.И., д.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Экономика и управление» Российского государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервиса», пос. Черкизово.