Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE INFLUENCE OF THE FACTORS OF THE FAMILY EDUCATION ON THE DEVELOPMENT OF THE CREATIVE ABILITIES OF THE JUNIOR SCHOOL CHILDREN

Apsheva S.Yu. 1 Malukhova F.V. 1
1 Kabardino-Balkarian State University, Pedagogical Institute
The authors examine the theoretical points of view of the national and foreign scholars touching the problem of the influence of the factors of the family education on the development of creative abilities of the junior school-children. We expose the peculiarities of the influence of the family education on the development of creative abilities of the children. We examine the attitude of the family to the development of creative abilities, the position of the parents towards the development of the child and the means of the influence on him. We analyze the styles of the education in the family, the peculiarities of the relations and reciprocal actions of the parents and children and the style of the control and guidance of the child. We examine the role of the parents, their educational qualification and interests in the development of the creative abilities of the children. On the basis of the accomplished study the authors made apparent the conditions of the family education, that assist and prevent the successful development of the creative abilities of the children. We give the practical recommendations to the parents for the overcoming of the social stereotypes and the education of the creative, active personality.
child parent relations
development of the creative abilities
styles of the family education
social and psychological factors
abilities
creative
Современные социально-экономические преобразования в обществе требуют развития всесторонне развитой и творчески активной личности. Развития творческих способностей учащихся как средство формирования духовно богатой личности, способной к активному восприятию и созданию нового в сфере учебной, производственной и общественной  деятельности является одной из важных проблем современного образования.

Актуальность подтверждается тем, что процесс развития творческих способностей пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Важным подспорьем в старших классах является творческое начало, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников    и т.п.

Необходимость развития творческих способностей связывают также с престижем страны, зависящим от количества и качества творческой продукции.

Проблема развития творческих способностей младших школьников является сложной для исследования, но рассмотрение факторов влияющих на развитие чрезвычайно актуально в настоящее время. Сложность этой проблемы обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих развитие творческих способностей детей.

Изучение и анализ факторов открывает возможность определить методы целенаправленного формирования творческих способностей детей.

Во многих исследованиях посвященных развитию творческих способностей детей (Р.Хесс [9], К.Хеллер [8], Ларионова Л.И. [4].) говорится о значение внутренних  факторов, влияющих на развитие и реализацию творческого потенциала.  Другие исследователи обращают внимание на ряд социально-психологических факторов, таких как социальное окружение (семья, группа сверстников, педагоги) в котором развивается ребенок. Так, Т.Амабайл в своих исследованиях отмечал необходимость учета влияния окружающей среды на развитие творческих способностей. Он отмечает необходимость учета влияния социально-психологических факторов на развитие творческих способностей, так как  именно  они сохраняют рост творческих способностей [10].

Исследования К.Хеллер [8] и Р.Хесс [9] показывают влияние эмоционального климата в семье, стиля детско-родительских отношений  и влияние эмоционально близкого родителя на развитие творческих способностей детей.

В исследованиях Н. Роджерса отмечено, что некоторые дети сохраняют творческие способности вне зависимости от отношения родителей [6].

Э.Ландау отмечает, что окружение пробуждает и развивает творческие способности ребенка. В то же время он утверждает, что многие проблемы одаренных детей берут свое начало в проблемах родителей: чрезмерное честолюбие ребенка основывается на чрезмерном честолюбии родителей, то есть отношение родителей к ребенку целиком основывается на его успехах [3].

Как отмечает Лаврик О.В., что различия между семьями, имеющими детей с высоким уровнем развития творческих способностей, состоят в способах интеллектуального общения, в степени открытости, свободы предоставляемой родителями себе и своим детям [2].

Исследования Ларионовой Л.К. доказывают, что творческие способности проявляются у детей в большей степени в семьях, где преобладает  партнерский стиль общения. [4].

Тарасова С.Ю. отмечает роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребенка. Когда отцы проявляют больше «женских» экспрессивных свойств, а матери больше «мужского» инструментализма,  дети  противоположного пола бывают более развиты в творческом отношении [7].

В исследованиях зарубежных психологов (Дж.Гетцельс, Ф.Джексон) рассматривались условия, способствующие развитию креативности у детей. Было установлено, что материальное положение семьи не играет роли в развитии креативности детей. Более существенную роль оказывает профессия родителей, их социальный статус и позиция по отношению к детям. Отмечается, что важную роль в развитии творческих способностей детей играет их положение в семье, их статус по отношению к братьям и сестрам. Первенцы или те дети, которые по тем или иным причинам оказывались лидерами в семье, как правило, характеризуются более выраженными творческими способностями [2].

Известный интерес представляет изучение влияния отношений родителей к детям на развитие креативности. Родители креативных детей находят меньше недостатков в своих детях. Эти данные нашли подтверждение и в нашем исследовании. Мы исследовали 132 ученика 2-х и 3-х классов и их родителей. По результатам тестирования мы выявили, что 23,5% показали высокий уровень развития творческих способностей, 40,9% учащихся средний уровень и  35,6%  низкий уровень. В ходе исследования мы выявили, что у учащихся, чьи родители, принимают активное участие в их жизни, уровень развития творческих способностей выше. Они сами много занимались с ребенком и в дошкольном детстве и потом, много читают, посещают развивающие занятия и кружки по интересам ребенка, тем самым учитывают его интересы и способности. Они не возлагают всю ответственность на школу за  воспитание и развитие своего ребенка. На вопрос анкеты: «Что для вас важнее, чтобы ваш ребенок был отличником или всесторонне развитым и  творчески активным ребенком?» 77,4% родителей, чьи дети показывают высокий уровень развития творческих способностей, выбрали второй вариант - «творчески активный ребенок». Это говорит, что они всячески поддерживают творческую активность ребенка, что дает стимул к дальнейшему самосовершенствованию. Они показали свое благоприятное расположение к индивидуальности ребенка и уверенность в его способности поступать и делать все правильно.

Эти данные получили подтверждение в исследованиях Денисенковой Н.С. о влиянии семьи на развитие способностей [1].

Следующим этапом в исследовании влияния семьи на развитие творческих способностей являлось изучение  стиля детско-родительских отношений. По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, «родительские отношения» - это система отношений к ребенку, разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с  ним, особенностей восприятия и понимания  характера и личности ребенка, его проступков [5].

Анализ детско-родительских отношений у трех групп детей с высоким, средним и низким уровнем развития творческих способностей позволил нам выделить характерные особенности взаимоотношений между  родителями и детьми в каждой из исследуемых групп. Так,  в семьях,  где дети показывают высокий уровень развития творческих способностей характерным является то, что ребенок нравится родителям таким, какой он есть. Взрослые уважают его индивидуальность, учитывают его мнение, и самое главное на наш взгляд верят в своего ребенка. Характерным типом детско-родительских отношений в данной группе является «кооперация». Родители заинтересованы делами своих детей и всегда готовы помочь им. Ребенку предоставляется значительная самостоятельность. Они доверяют ребенку, верят в него. Из результатов анкетирования мы выяснили, что они высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности своего ребенка, несмотря на оценки, которые получает ребенок в школе. 

Наиболее характерным стилем детско-родительских отношений в семьях, чьи дети показывали низкий уровень развития творческих способностей, является отвержение, когда родители воспринимают своего ребенка неудачником, испытывают к своему ребенку раздражительность и даже обиду. Некоторые родители отмечают, что их ребенок не оправдал их надежды. Отметим, что это «отвержение» проявляется в скрытой форме. Родители сетуют,  что много вложили в своего ребенка для того чтобы он рос умным и успешным. Но их ребенок, к сожалению невнимателен и ленив. Также в данной группе часто встречался другой тип родительского отношения, называемый «авторитарная гиперсоциализация». Данный тип характеризуется безоговорочным послушанием, пристальным вниманием к поведению ребенка. От ребенка ждут постоянного успеха во всех видах деятельности. Здесь родители уделяют много внимания обучению ребенка, посещают с ним дополнительные развивающие занятия. Этот ребенок не имеет практически свободного времени. Эти дети перегружены и часто утомляются. Таких семей из 132  мы выявили 11. Дети в основном учатся на «отлично» и «хорошо», но уровень творческих способностей у них низкий. Это связано, на наш взгляд с том, что родители предъявляют к ним высокие требования, не учитывая при этом  их желания и  склонности.  

Говоря о стиле руководства в изучаемых семьях, мы опирались на исследования Р.  Хесса и В. Шипмана, которые разделили  стили руководства и контроля за детьми на императивный и инструктивный. Для семей, чьи дети показывают высокий уровень развития творческих способностей, характерен инструктивный стиль. Родители стараются беседовать с ребенком «на равных». Стараются обосновывать свои требования. Родители сами много читают, занимаются постоянным самообразованием. Их дети не боятся спорить с родителями, они поощряют их непосредственность и уверенность в себе. Они могут отстаивать свои точку зрения, при этом аргументируя ее. Данный стиль воспитывает инициативность и независимость. Проанализировав  отношения в семьях, чьи дети отличаются высоким уровнем творческих способностями, мы пришли к выводу, что родители обычно не проявляют авторитарности и чрезмерной опеки.

Императивный стиль руководства и контроля за детьми характерен для семей, чьи дети показывают низкий уровень развития творческих способностей. Данный стиль основывается соблюдением авторитета взрослого, а не на сотрудничестве.

В связи с этим, можно говорить, что уважение, доверие  к личности ребенка и предоставление ему достаточной самостоятельности стимулирует развитие творческих способностей. 

Исследуя влияние состава семьи на развитие творческих способностей детей, мы пришли к следующим выводам: полнота семьи, т.е. наличие обоих родителей, их совместное проживание не определяет высокий уровень развития творческих способностей. Эти данные подтверждаются исследованиями Н.С. Денисенковой [1]. Высокий уровень творческих способностей выявлен у детей и из полных семей и из неполных семей. Самое главное, что им комфортно дома. Они чувствуют защищенность и поддержку от взрослых. 

Таким образом, семья это важнейший институт социализации, в котором ребенок получает свой первоначальный социально-культурный опыт, в котором формируются не только интеллектуальные и творческие способности, но и происходит развитие и становление человека в целом. 

Кроме того нельзя забывать, что кроме социальной функции семья играет огромную роль в умственном развитии ребенка. Так, американский ученный Б. Блум выявил, что коэффициент умственного развития детей, воспитывавшихся в благополучных семьях намного выше, чем у детей из неблагополучных семей.  

Образовательный уровень семьи и их интересы оказывают огромное влияние на интеллектуальное развитие и раскрытие творческих способностей детей. Особый интерес на наш взгляд имеет образовательный уровень семьи, эстетические вкусы, творческая активность, музыкальные пристрастия и общая культура родителей, которые формируют музыкальные вкусы и способствуют музыкальному воспитанию ребенка. Доказано, что музыкальное воспитание способствует формированию и развитию интеллектуальных способностей, творческой активности, фантазии, воображения и т.д.

К сожалению, большинство родителей не придают значения музыкальному воспитанию ребенка. В ходе проведенного нами опроса учащихся начальной школы  (общая выборочная совокупность составила 132 ребенка) выяснилось, что лишь 23,48% родителей посещают с детьми мероприятия, где звучит классическая музыка или музыка для детей. В основном это те дети, которые занимаются в разных художественных кружках.

Многие родители не понимают, какое значение имеет музыкальная звуковая среда, в которой растет их ребенок. Электронные звучания, которые сопровождают ребенка с рождения, низкопробные музыкальные произведения «загрязняют» и перегружают бытовое музыкальное пространство, и тем самым замедляют формирование музыкального слуха и музыкального восприятия.

Так, музыкальная деятельность является не только средством получения положительного социального опыта, но и при правильном подходе  может стать средством музыкального воспитания и развития интеллектуально-творческих способностей.

Исходя из результатов исследования, мы можем дать следующие практические рекомендации родителям  для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка: принимать активное участие в жизни семьи; больше говорить со своим ребенком; не давить на своего ребенка своим авторитетом; уважать ребенка, его мнение и желания; доверять ему и быть в центре всех событий в его жизни; помогать и поддерживать его; предоставлять право выбора и тем самым самостоятельно принимать решения; самому стараться быть примером для ребенка.

Рецензенты:

Загаштоков А.Х., д.п.н., профессор, профессор кафедры методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.Бербекова, г. Нальчик;

Кагермазова Л.Ц., д.псх.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВПО Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.Бербекова, г. Нальчик.