Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

NETWORK INTERACTION AS CONDITION OF DEVELOPMENT OF POTENTIAL OF THE GIFTED PERSONALITY

Tlegenova T.E. 1
1 Orenburg State University
In article is considered network interaction as a condition of development of potential of the gifted personality. As the leading pedagogical condition of development of potential of the gifted personality by means of network interaction is considered providing the development of joint creative activity directed on free disclosure of natural creative potentialities of subjects of interaction. The basic principles of network interaction in development of potential of the gifted personality are revealed (among which are the most actual: the subject - the subject relation, active position, creation and the atmospheres of creativity, preservation of individual style of creativity). The offered approach to endowments is constructed on formation of creative potential of the personality is directed on joint creative activity of subjects on the basis of co-creation. As the intrinsic characteristic of such activity in the context of the considered problem is considered the creative (heuristic) orientation, priority of creation of conditions for manifestation of creativity of subjects of training and as result receipt the joint creative product possessing signs of novelty and uniqueness.
network interaction
gifted personality
modern information technologies
creative activity
co-creation
Основным человеческим потенциалом развития каждого государства является современная молодежь, именно от них в будущем зависит творческий интеллектуальный потенциал страны. Выявление, развитие и поддержка потенциала одарённой личности, творчества школьников и студентов, стимулирование инновационной активности молодежи является важнейшим направлением инновационного развития государства [5].

Проблема развития одаренной личности становится одной из приоритетных направлений современной системы образования.

Проявления творческой одарённости достаточно многообразно. Однако каждое ее выражение характеризуется большой индивидуальностью и на разных этапах взросления личности вносит свои акценты. Одаренность общая или специальная обнаруживается у ребенка в быстром развитии речи и мышления, в высокой активности, способности «видеть в предмете нечто новое, такое, чего не видят другие» [1, с. 7], в студенческом возрасте выражается в чувствительности к инновациям, к формулировке эвристических гипотез, способности самостоятельно, творчески осуществлять свою деятельность и осознанно управлять ею, «в способности к созданию новых творческих «продуктов» в науке, искусстве, технике, социальной жизни» [7, с. 50].

Вместе с тем возникает необходимость создания специальных педагогических условий для развития одаренной личности. В этом направлении одним из значимых факторов развития потенциала одаренной личности является сетевое взаимодействие.

Смысл термина «взаимодействие», которым оперирует целый ряд наук (экономические, социальные, гуманитарные и др.), происходит от многозначного его содержания в языке и имеет аспекты, означающие всеобщую форму связи процессов, осуществляющихся в их взаимном изменении.

По мнению Т.А. Ярковой, термин «взаимодействие» чаще всего рассматривается со следующих позиций:

  • процесс воздействия объектов друг на друга; взаимовлияния, определяющего силу связей между объектами, изменения их состояний и взаимопревращения (естественные науки);
  • взаимосвязь двух и более субъектов, целью и основным содержанием которой является изменение имеющейся информации хотя бы у одного из них (информатика);
  • система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных (общественные науки);
  • согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов в ходе решения участниками значимой для них проблемы или задачи (педагогические науки);
  • согласование усилий по целям, задачам, месту и времени для успешного ведения операций всех видов (военные науки) [8].

Т.А. Яркова выделяет следующие особенности сетевого взаимодействия между субъектами:

  • взаимное признание сторонами равноправности и значимости друг друга;
  • принятие неизбежности взаимного влияния сторон друг на друга, взаимной обусловленности и, как следствие, взаимного изменения;
  • наличие общих интересов, идей, единство взглядов, подходов к решению обсуждаемых проблем;
  • использование сетевого механизма совместной деятельности и общения в основных формах взаимодействия [8].

В соответствии с выделенными позициями, в основе взаимодействия лежит образовательный процесс, который расширяет возможности обучения, формирует умение сотрудничать. Взаимодействие предполагает изменение не только в деятельности, отношениях, но и в самих взаимодействующих сторонах. При совместной деятельности участников сети изменяется характер взаимодействия как между преподавателем и обучающимся, так и между самими обучающимися в группе.

Таким образом, как отмечает В.Г. Рындак, именно взаимодействие представляет собой основу развития, это «закономерность, которую целесообразно учитывать как при определении содержания, форм, методов непрерывного образования, так и при определении содержания процесса развития творческого потенциала, методического обеспечения взаимодействия данных процессов» [4, с.17].

Развитие потенциала одаренной личности в условиях сетевого взаимодействия вносит существенные изменения в содержание образования в соответствии с особенностями современных информационных технологий (гибкость, модульность, интерактивность, самостоятельность, использование инновационных методик обучения), меняется логика построения содержания образовательных программ, способы подачи информации в условиях самостоятельной работы, изменяется роль преподавателя.

В этом смысле для организации сетевого взаимодействия субъектов становится актуальным выявление принципиально новых средств взаимодействия с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет, которые бы усиливали творческую направленность обучения и активизировали роль студента в собственном образовании, тем самым развивая потенциал одаренной личности.

Вслед за А.Г. Нафиевой, С.В. Ниловой, О. В. Пикулик А. Н. Сергеевым, мы считаем, что ключевое место в сетевом взаимодействии занимает совместная деятельность субъектов образовательного процесса. Деятельность, направленная на повышение интеллектуальной энергии молодежи в позитивном направлении и приобретению знаний и опыта разработки и реализации инновационных проектов.

Так, для мобильных, творческих, инновационно мыслящих молодых людей, способных непрерывно в течение жизни повышать свою профессиональную компетентность и конструктивно работать в проблемных ситуациях, можно предложить модель сетевого взаимодействия преподавателя и студента, студента и студентов на основе сотворчества, которое, как отмечает А.Г. Нафиева, определяется как «процесс создания субъективно (или объективно) нового в материальном или духовном плане на основе согласованной совместной деятельности, взаимовлиянии, взаимной поддержке и взаимопонимании» [2, с. 73]. В представленном определении ключевой основой процесса сотворчества является взаимопонимание субъектов сотворчества.

Такое качество понимания должно основываться на определенных принципах. Поэтому предлагается обратить внимание на принципы, которым должны следовать субъекты образовательного процесса, взаимодействуя друг с другом:

  • субъект-субъектное отношение, когда за каждым участником творческого процесса признается право и способность на собственное решение (вне зависимости от возраста и опыта творческой самореализации);
  • активная позиция всех субъектов творческого процесса;
  • создание и сохранение участниками творческого процесса атмосферы творчества на основе воспроизведения всех возможных способов формирования соответствующего настроя и эмоционального фона;
  • сохранение индивидуального стиля творчества каждого из субъектов взаимодействия.

Сотворчество в своей сути - коммуникативный процесс, который осуществляется с целью развития совместной творческой деятельности, направленный на свободное раскрытие природных творческих потенций субъектов взаимодействия.

В исследованиях С.В. Ниловой, выделены критерии и показатели сотворчества, которые могут быть представлены в образовательной компьютерно-опосредованной коммуникации:

1. Наличие совместной деятельности:

  • пространственное и временное соприсутствие участников;
  • наличие единой цели;
  • наличие управления;
  • разделение процесса совместной деятельности между участниками;
  • возникновение межличностных отношений.

2. Креативная направленность совместной деятельности:

  • творческая атмосфера;
  • решение неизвестной (частично известной) задачи;
  • «субъективность» творчества - новизна для субъектов совместной деятельности.

3. Взаимообусловленность развития субъектов (например, преподаватель, студент, студенческая группа):

  • изменение способностей (например, коммуникативных, мыслительных, рефлексивных);
  • изменение потребностей (например, самореализации и принадлежности к группе);
  • изменение норм культуры и норм ее освоения [3, с. 291].

Таким образом, взаимодействие средствами электронной коммуникации открывает широкие перспективы для совершенствования образовательного процесса на основе сотворчества с целью развития потенциала одаренной личности, а именно:

  • создание доброжелательной творческой виртуальной атмосферы, направленной на достижение студентами новых образовательных результатов;
  • представление студентами своих творческих продуктов в дистанционном информационном пространстве среди удаленных друг от друга физических пользователей;
  • проведение целенаправленной дискуссии среди субъектов образовательного процесса, разработав структуру их дистанционного взаимодействия и задав определенный алгоритм их коммуникативной деятельности;
  • обучение учащихся правильно задавать содержательные вопросы по темам, предложенным преподавателем и студентами, давать на них краткий и полный ответ;
  • проведение среди участников сетевого взаимодействия обучающей рефлексии по осознанию ими своих достижений в создании собственного творческого продукта, выявлению проблем и нахождению способов их решений [6, с. 71].

Организованное таким образом взаимодействие отличает установка на творческий, рефлексивно-преобразующий, интегративный характер результата, обусловленный тем, что современные сетевые технологии относятся к системе открытого типа, а значит, постоянно взаимодействующим и обменивающимся ресурсами, резервами. Открытость актуализирует задачу подготовки будущего специалиста, способного к ответственному осуществлению творческих преобразований не только на индивидуальном уровне, но и на уровне вуза, работы, города и общества.

Предложенный подход к развитию одарённости, построенный на формировании творческого потенциала личности в рамках сетевого взаимодействия, направлен на совместную творческую деятельность субъектов образовательного процесса. Сущностной характеристикой такой деятельности в контексте рассматриваемой проблемы выступает творческая (эвристическая) направленность, приоритетность создания условий для проявления креативности субъектов обучения, для выполнения совместной творческой работы, и как результат - для получения совместного творческого продукта, обладающего признаками новизны и уникальности.

Рецензенты:

Аллагулов А.М., д.п.н., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Оренбургского филиала РАНХиГС, г. Оренбург;

Егорова Ю.Н., д.п.н., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Оренбургского филиала РАНХиГС, г. Оренбург.