Процессы консолидации преступных группировок и их выход за российскую границу в конечном итоге приведут к транснационализации организованной преступной деятельности [1]. Органам внутренних дел в системе субъектов предупредительной деятельности отведена особая роль. Не будет преувеличением утверждать, что по объему задач, так или иначе связанных с обеспечением контроля над преступностью, органы внутренних дел существенно превосходят всех иных субъектов правоохранительной деятельности, определяют во многом состояние преступности, связанной с деятельностью наркогруппировок. Особенности работы органов внутренних дел заключаются в том, что, находясь на переднем крае борьбы с преступностью и имея в составе ведомства разветвленную систему подразделений и служб, в том числе и экспертно-криминалистическую, они могут быстро и незамедлительно реагировать на деятельность преступных группировок, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Вопросы предупреждения преступлений органами внутренних дел решаются, на наш взгляд, в первую очередь посредством специализации и профессионализации сотрудников.
Огромной проблемой в борьбе с преступностью остается не должный уровень методического, криминалистического обеспечения деятельности сотрудников полиции, в частности экспертно-криминалистического [6; 8], учитывающего современные тенденции и изменения, происходящие с преступностью, связанной с оборотом запрещенных на территории Российской Федерации наркотических субстанций, а также их смесей.
Результативность использования специальных знаний сотрудников экспертно-криминалистических подразделений в борьбе с преступностью может и должна неуклонно возрастать за счет создания новой, устремленной в будущее криминалистической науки, современной научно-методической базы [2, с. 192].
Наркотические средства можно классифицировать по различным основаниям (например, по происхождению, химическому строению и т.д.). В литературе наиболее устоявшейся и понятной для осуществления противодействия правоохранительными органами наркоэкспансии утвердилась дифференциация наркотиков по их воздействию (фармакологическое действие) на организм человека [3]. Согласно данной классификации запрещенные к обороту вещества условно разделяют на четыре группы: опиаты и опиоиды; наркотические средства, получаемые из растения конопля; стимуляторы (кокаин, амфетамин и его производные); галлюциногены.
Опиатами называют физиологически активные вещества (алкалоиды), извлекаемые из млечного сока растения мак (опия). Это части растения мак (маковая солома), а также изготовленный из них экстракт (экстракт маковой соломы), выделенные из опия наркотически активные алкалоиды (морфин, кодеин, тебаин); продукты ацетилирования (героин, ацетилированный опий); этилморфин; производные морфина, производные кодеина, бупренорфин и др.
Млечный сок (опий) растения мак снотворный (Papaver Somniferum L.) выделяют надрезанием незрелых коробочек мака. Мак снотворный подразделяется на опийный и масличный подвиды из-за целевого сельскохозяйственного применения (селекцию опийного мака вели для целей получения опия, масличный мак получали для производства масла). Оба подвида мака представляют собой однолетнее растение, ареалы произрастания которых имеются во многих странах.
Сегодня насчитывают более 100 видов растений рода маковые (Papaver L.). Среди них имеется 10 видов (мак снотворный, мак щетинистый, мак прицветниковый, мак восточный), содержащих в своем составе до 50 алкалоидов (наркотически активные алкалоиды опия - морфин, кодеин, тебаин, орипавин, и ненаркотические - наркотин, папаверин, а также наркотолин, ретикулин). Морфин применяют в фармацевтике, в незаконном обороте его используют для синтеза наиболее опасного наркотического средства - диацетилморфина (героина). Источником морфина является свернувшийся млечный сок растений мака (как опийный, так и масличный).
Опий нелегально распространяют в виде мазеобразного вещества или комочков твердой консистенции, цвет - темно-коричневый, запах млечного сока растения мак достаточно специфический, хорошо узнаваемый. Получили распространение и растворы, порошки и таблетки опия коричневого цвета.
С помощью несложной химической реакции (обработка уксусным ангидридом) из морфина незаконно изготавливают его производные, обладающие опасной наркотической активностью. Эти производные морфина относят к полусинтетическим опиатам (диацетилморфин).
Маковую солому изготавливают из целых или измельченных частей растения мак (кроме зрелых семян) любых сортов, отличающихся высоким содержанием наркотически активных алкалоидов опия (либо одного из них). Её экстракт получают извлечением из частей растения мак наркотически активных алкалоидов (жидкое, смолообразное или твердое вещество).
Морфин встречается на нелегальном рынке в солевых формах (игольчатые кристаллы или порошкообразное вещество белого или желтого цвета), обладает пагубным влиянием на организм человека (может вызывать остановку дыхания, морфинизм). Фирмы фарминдустрии выпускают морфина гидрохлорид (таблетки, 0,01 г), или ампулы с 1%-ным раствором морфина гидрохлорида (или сульфат), или шприц-тюбики (1 мл). В незаконном обороте обнаруживали образцы технического морфина (порошкообразное вещество от белой до коричневой окраски). Алкалоид опия (кодеин) получают в виде мелких кристалликов белого цвета без выраженного запаха либо путем химических реакций. Остаются актуальными кражи из лечебных учреждений и аптек (фосфат кодеина).
Этилморфин - наркотический анальгетик, по фармакологическому действию близок к кодеину [9].
Диацетильное производное морфина (героин, диацетилморфин) является самым известным и опасным наркотиком, различается по цвету и агрегатному состоянию. В зависимости от вида соли (основание или гидрохлорид) диацетилморфин, содержащий и природные примеси, фармакологически активные добавки и красящие вещества (красители), может по цвету изменяться от белого до темно-коричневого и черного [5]. Диацетилморфин (героин) слабо или сильно пахнет уксусом. Может иметь вид тонкодисперсного порошка с включениями комочков различной формы. Состав криминальных образцов героина варьируется от 0,1 до 27% (масс.) диацетилморфина. Характерными примесями в героине являются 6-моноацетилморфин (0,1-10% масс.) - продукт взаимодействия уксусного ангидрида с морфином или гидролизного процесса диацетилморфина, и ацетилкодеин (от 0,2 до 3% масс.) [10].
Кроме опиатов, известен целый ряд веществ, отличающихся по структуре молекулы от морфина, но обладающих сходным влиянием на человека, опиоиды (фентанил и производные фентанила). Наиболее опасным наркотиком называют 3-метилфентанил, его цис-изомер обладает наркотической активностью в 1000 раз сильнее героина.
Метадон - синтетическое наркотическое средство, получил распространение в лечебной практики как анальгетик, купирующий боль. За рубежом препарат начали применять в лечении наркозависимости (метадоновая детоксикация), наше государство не поддерживает программу из-за наличия негативных последствий от приема метадона внутрь.
Распространенную по территории России группу наркотиков образуют кустарные препараты для курения, получаемые из растения каннабис (конопля): каннабис (марихуана) (смесь верхушек конопли с листьями и остатками стебля, содержащая наркотически активный компонент тетрагидроканнабинол); гашиш (анаша, смола каннабиса) и масло каннабиса (гашишное масло).
К стимуляторам относятся вещества как синтезируемые, так и природные, которые стимулируют ЦНС человека. Их влияние на организм приводит к гиперактивности потребителя, а также к негативным последствиям: раздражительность, беспокойство, бессонница.
Лист коки на территории нашего государства запрещен (темная верхняя сторона и более светлая серо-зеленого цвета нижняя с прожилками, параллельно расположенными относительно средней), употребляют жеванием. Кокаин, преследуемый как наркотическое средство, является главным алкалоидом, входящим в состав листа, получают из кокаиновой пасты (белый, кремовый или бежевый порошок, влажный на ощупь).
Амфетамин (фенамин) применяли в лечебной практике (бронхиальная астма, ожирение, гиперкинезия, нарколепсия). Негативные последствия (мозговое кровоизлияние, гипертония) приема препаратов амфетамина привели к их запрету (ограничение при лечении, усиление контроля). Сегодня изымаются и метилендиоксипроизводные амфетамина («Экстази»: MДA, MДЕA, МДМА, ДОБ, ДОМ/STP, ДОХ), реализуемые наркодилерами в различных формах (капсула, порошок, таблетка).
К галлюциногенам относят D-Лизергид, получаемый из содержащихся в спорынье алкалоидов, и псилоцибинсодержащие наркотики (неочищенная смесь плодовых тел грибов рода psilocybe; плодовые тела грибов коричневого цвета или порошкообразный высушенный материал, помещенный в капсулы желатина).
Источником розыскной информации об обстоятельствах преступной деятельности, связанной с нелегальным оборотом наркотических средств, служит комплекс следов [7, с. 26]:
- следы незаконных действий по изготовлению или переработке наркотических средств (наркотические вещества, наркосодержащее сырье, лекарственные препараты, химическая посуда и аппаратура);
- следы незаконного сбыта запрещенных субстанций и веществ и их различных смесей, микроследы на руках подозреваемого, микроследы на одежде, рецептурные бланки (поддельные и нет) на отпуск лекарств;
- следы транспортировки (упаковка, содержащая следы пальцев рук, способ перевязывания, волокна, пленки, наслоения, попавшие в процессе перевозки).
Поиск, обнаружение, фиксацию, изъятие и упаковку наркотиков производят при осмотре мест происшествий: предприятие фарминдустрии, база, склад, аптека, лечебные и научно-исследовательские организации; притоны; транспортное средство, используемое для транспортировки запрещенных веществ и препаратов; местность с культурным выращиванием наркосодержащих растений, пригодных для незаконных действий по изготовлению наркотических средств; пункты, в которых осуществляли переработку наркосодержащего сырья, хранили запрещенные препараты; место задержания лица, подозреваемого в синтезе, нелегальном сбыте препаратов, поименованных в Перечне.
Микрочастицы запрещенных к обороту веществ и их смесей обнаруживают на объекте-носителе: механические включения и наслоения на предметах одежды; на стенках посуды, шприцев, ватных тампонах; на предметах домашней утвари (сито, ступка, пресс-форма); микроследы в виде пятен на внутренних стенках шприца для однократного применения, ученических или аптекарских разновесах (весы), приборах, упаковках химреактивов, используемых для синтеза запрещенных препаратов.
Признаками изготовления наркотиков является наличие у проверяемого лица фармацевтических препаратов, содержащих эфедрин, кодеин, порошкообразный перманганат калия, различные склянки с наслоениями на стенках [4].
Фиксацию следов преступления проводят с учетом особенностей. Съемку места происшествия осуществляют в логической последовательности, от общего к частному (исходя из характера происшедшего (происходящего) события, рельефа местности, конфигурации помещения, выраженности обстановки и др. факторов).
В протоколе процессуального действия должны найти свое отражение важные стороны осмотра следов происшествия: морфологические признаки и состояние конструкции (установка, отдельные её элементы), на которой осуществлялся синтез или изготавливался наркотик; специальные устройства, приспособленные для реализации способов потребления наркотиков; при описании домашней утвари (посуда, сита и т.д.), вероятно используемой для синтеза препаратов, предпочтительно отобразить присутствие на ней частиц наркосодержащего сырья, следов химсоединений (растворитель, катализатор, прекурсор).
Результаты осмотра отражаются с указанием: мест, где вещества были обнаружены либо откуда были изъяты; агрегатное состояние (твердое вещество, жидкость, порошок); вид тары (картонная коробка, пачка, ампула, флакон); объем вещества, его цвет, запах, форма упаковки (пилюля, тюбик, шприц, пакет); присутствие логотипов текста на упаковочном материале (наименование, форма, концентрация действующего начала, дата изготовления и срок годности, фирма-изготовитель).
При изъятии наркосодержащих растений указываются сведения: место выращивания или незаконной культивации посевов; положение (схема со сторонами света, населенными пунктами); занимаемая площадь зарослей (посевы); фаза развития растений; наличие признаков культивации (полив, внесение удобрений, сельхозобработка и др.).
Изъятие микрочастиц производится без отделения от объекта-носителя: порошкообразные вещества на предметах одежды - вместе с предметом одежды; микроколичества жидкости - в посуде, шприце, капилляре. Технико-криминалистическими средствами для поиска и обнаружения служат криминалистическая лупа, оптический микроскоп, микропылесос, пинцет, препаровальная игла и т.п.
Обнаруженные наркотические средства вне зависимости от вида их упаковки (заводская или кустарная упаковка (расфасовка)) должны быть упакованы и опечатаны, чтобы любое вскрытие приводило к нарушению её целостности. Пояснительная надпись на упаковке должна содержать информацию о процессуальном действии, в рамках которого изъято упакованное: дата, место и лицо, производившее действие, форму упаковки и её опечатывания.
К задачам исследования наркотиков (на месте происшествия) относят: установление является или нет обнаруженное контролируемым препаратом; установление природы и количества изъятого; извлечение информации, пригодной для розыска преступника.
Криминалистическое исследование следов препаратов производят в два этапа: первый этап (разделяют следы на несколько групп по морфологическим свойствам: растительный объект, фармпрепарат, кустарно полученное средство); второй и заключительный этап (проводят физико-химический анализ с использованием индикаторных реактивов). Химический анализ обнаруженных следов проводят экспресс-тестами (комплект индикаторов). Их применение позволяет проверить на относимость изымаемого к наркотикам. Позитивный результат тестирования - это аналитический сигнал, который в конечном итоге может рассматриваться как ориентировка, предваряющая судебную экспертизу. Положительное срабатывание теста - основа для назначения и производства в стационарной химической лаборатории судебной экспертизы.
Рецензенты:
Лобачева Г.К., д.х.н., профессор, президент Волгоградского отделения Международной академии авторов научных открытий и изобретений, г. Волгоград;
Аширбекова М.Т., д.ю.н., доцент, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Волгоградского филиала РАНХ и ГС при Президенте РФ, г. Волгоград.