Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROGRAM AND TARGET APPROACH TO DEVELOPMENT OF SYSTEM OF FINANCING OF CLUSTER INITIATIVES IN NON-OIL SPHERES OF THE ROSTOV REGION

Kushnarenko T.V. 1 Kaplina A.V. 2
1 Don state technical University (DSTU)
2 Branch of the Russian state social university to Kamensk-Shakhty
Transition of the Russian economy to non-oil model of development does actual identification and adaptation to essentially new macroeconomic conditions of forms, technologies and instruments of activization of potential of real sector in the regions and also necessary for this purpose of financial resources. As one of such forms cluster educations are more and more significant, however, first, it have to be the structures focused on import substitution; secondly, the problem of financing of effective cluster initiatives demands the decision.In article use of the program and target approach which proved the efficiency in world practice of management of processes of a clustering for the decision in one of regions of Russia of a key problem of regional economic policy – financings of cluster projects in real sector is offered. According to authors, the rational combination of opportunities of system and program and target approaches to this problem is an important factor of strategic development of the region in non-oil model. Thus the institutional space of financial support of cluster initiatives should be considered in two aspects: as the factor providing the motivating influence to innovative development of participants on the basis of association of their economic potentials and as set of rules and standards of behavior, the structured flows of information covering all types of the relations of financial support of cluster initiatives.
non-oil spheres
region
financing
institutes
infrastructure
cluster projects
program and target approach

Кардинально изменившиеся под воздействием внешних вызовов последнего времени макроэкономические условия, к которым вынуждены адаптироваться российские регионы, обусловливают особую важность решения вопросов сохранения и поддержания устойчивого развития на основе ухода от ресурсной зависимости, активизации потенциала реального сектора в проектах импортозамещения. В то же время высокая дифференциация социально-экономического статуса, а также ресурсных возможностей российских регионов детерминирует существенные различия размеров их финансовых потенциалов, возможных к вовлечению в такого рода проекты. Пока еще только наметившийся рост инновационной активности отечественного производства заставляет критически подойти к существующим мотивационным механизмам по переливу финансовых ресурсов в интересах модернизационных преобразований региональных экономик, а также мобилизации этих ресурсов для осуществления кластерных проектов в приоритетных отраслях реального сектора.

В соответствии с этим целью исследования является теоретико-методологическое обоснование усиления региональной финансовой политики в отношении стимулирования процессов кластерообразования в несырьевом секторе экономики региона и разработке инструментария формирования адекватной институциональной среды в его границах.

Методологической базой исследования служит конвергенция системного, синергетического, институционального, программно-целевого и эндогенного подходов.

Исторически сформировавшиеся в регионах России различия их ресурсного потенциала (в том числе финансового), а также высокая дифференциация уровней социально-экономического развития, определяющие особенности организации и самоорганизации хозяйственной деятельности (в том числе процессы кластеризации), наиболее ярко проявляются в условиях перехода на несырьевую модель, поскольку отражают фактические возможности региональных экономик по активизации реального производства. Это объясняется тем, что и ранее, и особенно в новых макроэкономических условиях, задачи повышения эффективности распределения и использования все более дефицитных финансовых ресурсов территорий для развития приоритетных отраслей и сфер экономической деятельности реального сектора могут быть достигнуты только на основе финансовых механизмов стимулирования интеграции хозяйствующих субъектов в рамках кластерных образований.

Другим важным условием эффективности реализации кластерной политики является согласованность во времени и пространстве комплекса организационных, экономических, институциональных и других мер по реализации целей и задач развития региональной системы финансирования кластерных инициатив. В связи с этим представляется целесообразным более широкое использование программно-целевых методов в разработке регионами собственной политики по формированию эффективной системы финансовой поддержки процессов интеграции бизнеса, науки, кредитно-финансовых и других организаций в рамках кластеров. Мировой опыт убедительно свидетельствует о том, что программно-целевой подход, воплощенный в общегосударственных и региональных целевых программах, выступает эффективным средством стимулирования новых наукоемких производств. Целевые программы широко применяются для развития северных регионов Швеции (провинция Норланд), отсталых территорий Великобритании, Норвегии, Франции, Японии.

Обобщая изложенные в научной литературе аргументы, отметим, что применение программно-целевого подхода позволяет решить следующие стратегические задачи регионального развития:

- сформировать траекторию развития региональной системы, обеспечивая рациональное взаимодействие отдельных ее компонентов;

- обеспечить сбалансированность интересов участников целевой программы;

- сформировать основу для принятия управленческих решений, определив круг ответственных за их эффективное исполнение лиц;

- координировать развитие отдельных подсистем в целях достижения синергетического эффекта.

Тем не менее, в отечественной практике, несмотря на «перепроизводство» целевых программ [8], до настоящего времени не удается обеспечить эффективность программно-целевых методов, что, по мнению специалистов в области программного управления региональным развитием, обусловлено следующими причинами:

- отсутствием эффективной системы управления программой со стороны головного исполнителя программы и системы контроля со стороны государственного заказчика программы;

- отсутствием индикаторов для оценки промежуточных и итоговых результатов программ;

- неэффективным использованием результатов программ;

- слабой увязкой программных мероприятий с целями и задачами регионального развития;

- декларативным характером разрабатываемых мероприятий и др..

Общим недостатком многих целевых программ большинство авторов называют размытость целеполагания, вызванную неясностью восприятия признаков эффективности функционирования системы. Сказанное в полной мере можно отнести и к программам развития системы финансирования инвестиционных проектов, связанных с процессами кластерообразования. Например, для оценки эффективности реализации целевых программ в настоящее время чаще всего используется показатель освоения бюджетных средств и их целевое использование. В связи с этим все чаще высказывается точка зрения о необходимости переориентации показателей оценки результативности целевых программ с уровня освоения бюджетных средств на степень достижения конечных результатов.

В данном контексте, в системе регионального стратегирования структурирование целей должно осуществляться с учетом взаимодополнения потенциалов (в том числе финансовых) отдельных территорий региона, принимая во внимание значительный консолидирующий потенциал кластеризации (рисунок 1).


Рис. 1. Целеполагание в формировании стратегии развития несырьевой экономики региона на основе финансовой поддержки кластерных инициатив

Как видно на рисунке 1, очень важно соблюдение многоуровневой иерархической структуры целеполагания, формируемой на основе учета взаимосвязи и взаимозависимостей целей экономических систем различного уровня, а также признание приоритетности целей более высокого уровня. Как образно заметила Л.Г. Матвеева, такая вложенность целей управления стратегическим развитием экономической системы имеет вид «матрешки целей», причем потенциал развития системы при переходе от одного уровня к другому, приобретает новые синергетические свойства, обеспечивающие выход на новый виток ее развития [5]. Именно сочетание и взаимообусловленность целей определяет как в целом содержание социально-экономических стратегий систем разного уровня, так и согласование целей участников процесса кластерообразования, определение общих ориентиров развития в условиях конфликта их интересов, возникающих, в том числе, по причине их функционирования в условиях различных типов укладов.

Причем очень важно, чтобы применяемые в рамках региональных кластерных стратегий методы, механизмы и инструменты их финансовой поддержки обладали существенным интеграционным потенциалом, объединяющим локальные рынки территорий в единое региональное рыночно-экономическое пространство, тем самым обеспечивая прочность конструкции всего экономического каркаса региона.

Другим немаловажным интеграционным модулем является инфраструктура региональной экономической системы, которая по определению и назначению призвана обеспечивать общие условия для модернизационного развития несырьевых сфер территорий. Формирование инновационной среды в российских регионах началось в 2001-2003 гг. с создания бизнес-инкубаторов и технопарков, которые на первых этапах становления и развития инновационной экономики сыграли важную роль, способствуя продвижению новых идей и оказанию информационно-аналитической поддержки начинающим инноваторам. По мере развития инновационной экономики произошла существенная модернизация связей и отношений экономических субъектов, в том числе в инфраструктурной среде. Инновационная инфраструктура в целом и ее региональные проекции, в частности, сейчас представляют собой интегрирующие подсистемы национальной инновационной системы, способствующие объединению интересов всех её блоков для более полной реализации инновационного потенциала формируемых кластеров в реальном секторе экономики (рисунок 2).

Например, в Ростовской области с целью выполнения интегрирующих функций субъектов инновационной деятельности в ноябре 2013 года создано некоммерческое партнерство «Единый региональный центр инновационного развития Ростовской области». В апреле 2014 года на базе этого некоммерческого партнерства образованы Центр кластерного развития и Региональный центр инжиниринга Ростовской области. Данные организации, задавая определенный вектор развития субъектам предпринимательства, тем самым формируют институт обеспечения интеграционных связей «государство – наука – бизнес», «малый бизнес – крупный бизнес».

Рис. 2. Роль инновационной инфраструктуры в экономике знаний [4]

Наличие внутрирегиональных ресурсных потоков позволяет обеспечить вовлечение потенциала территории с низким финансовым потенциалом в реализацию модернизационных проектов, например, в рамках создания инновационных территориально-производственных кластеров [6].

Для этого во многих регионах внедряется система программно-целевого планирования и управления по результатам. В частности, в Ростовской области с этой целью Минэкономразвития разработаны нормативные документы, регламентирующие функционирование данной системы: постановление Правительство области от 11.08.2011 № 513, утвердившее новый порядок формирования и реализации областных ведомственных программ и оценки эффективности их реализации, постановление Правительства области от 31.08.2011 № 565 «О новом порядке формирования инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств областного бюджета и оценке обоснованности этих расходов», постановление Правительства области от 23.12.2011 № 270 «О новом порядке формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ и оценке эффективности их реализации» [2].

Согласно принятой в 2011 году Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, формирование кластеров в регионе является одним из важнейших направлений, обеспечивающих устойчивое развитие и рост конкурентоспособности его экономики. В постановлении Правительства Ростовской области от 12.03.2015 г. №164 «Об утверждении Концепции кластерного развития Ростовской области на 2015–2020 годы» подчеркивается, что основной целью реализации кластерной политики является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации региональной экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориальные кластеры [7].

Соответственно важнейшая задача региональной финансовой политики заключается в формировании благоприятного инвестиционного климата, как для притока внешних инвестиционных ресурсов, так и для мобилизации внутреннего финансового потенциала территории с целью реализации кластерных проектов.

Анализ принятых в данной сфере документов позволяет сделать вывод о том, что приоритетными направлениями поддержки инвестиционной деятельности в Ростовской области являются создание инфраструктурных объектов (инженерных, водоснабжения и водоотведения, транспортных), проекты, направленные на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, мероприятия государственно-частного партнерства. Значительное внимание уделяется также финансовой поддержке развития субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемой в рамках Областной долгосрочной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2013 годы. С целью развития инновационного предпринимательства и привлечения венчурных инвестиций в инновационный бизнес в Ростовской области заключен ряд соглашений.

Иными словами, в целом можно говорить о наличии развитой системы финансовой поддержки инновационного предпринимательства в анализируемом регионе, однако при осуществлении финансовой поддержки предпринимательства не вычленяются проблемы развития кластерных инициатив, что приводит к сдерживанию данных процессов.

Несмотря на то, что инвестиционные программы являются наиболее мощным инструментом мобилизации финансовых ресурсов для решения задач кластеризации, в Инвестиционных программах Ростовской области не предусматривается конкретное финансирование за счет бюджетных средств проектов, направленных на реализацию кластерных инициатив. Кроме того, в регионе отсутствуют специализированные структуры, целенаправленно занимающиеся вопросами реализации кластерной политики. Отдельные аспекты данного направления входят в компетенцию организационных структур, занимающихся процессами управления инновационным развитием территории:

- Департамент Инвестиций и предпринимательства Ростовской области – предоставление образовательной, информационно-консультационной поддержки, содействие в формировании проектной документации, предоставление субсидий из областного бюджета субъектам инновационной деятельности на возмещение части затрат на приобретение основных средств, непосредственно используемых для производства инновационной продукции (товаров, работ, услуг).

- ООО «Инфраструктурные инвестиции РВК» (Инфрафонд РВК) – развитие инфраструктуры, обеспечивающей инновационных предпринимателей консалтинговыми услугами, в том числе в области финансов, взаимоотношений с инвесторами.

- «Региональный информационно-аналитический центр» – сопровождение субъектов инновационной деятельности по вопросам формирования заявок и подготовке пакета документов для участия в конкурсах на предоставление государственной поддержки за счет бюджетных и внебюджетных источников.

- НП «Инновационно-технологический центр ИнТех-Дон» – поиск инвестора, привлечение финансовых средств из областного бюджета в рамках «Областной целевой программы поддержки малого и среднего предпринимательства».

- НП «Научно-технологический парк «Таганрог» – бизнес-планирование и инкубация малых фирм [3].

В то же время для повышения эффективности целевых программ как инструмента мобилизации финансовых ресурсов поддержки кластерных инициатив для решения задач регионального развития необходимо, чтобы предусматриваемые ими мероприятия были ориентированы не только на отдельные элементы системы, но и на их взаимосвязь, а также соответствовали как общим стратегическим направлениям, так и внутренним тенденциям изменения самой системы. Поэтому к числу приоритетных задач территориального развития следует отнести формирование инструментально-методической основы, позволяющей, учитывая специфику региона, сформулировать региональную стратегию, определить и обосновать условия финансового обеспечения кластерных инициатив, дать оценку эффективности и результативности функционирования системы.

Использование адаптивного инструментария для проведения стратегической диагностики состояния системы финансирования кластерных инициатив позволит существенным образом повысить эффективность программно-целевого подхода к управлению процессами кластерообразования в регионе, поскольку такой инструментарий позволит оценить не только управленческий эффект, но и внутренние тенденции изменения системы, в которой каждый элемент выполняет свою организационно-функционирующую роль. При этом процесс развития региональной системы финансирования кластерных инициатив рассматривается как совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию связей между ее элементами для реализации поставленных перед системой целей.

Пример апробации инструментария диагностики состояния системы финансирования кластерных инициатив в Ростовской области приведен в таблице 1.

Таблица 1

Результаты экспертной оценки системы финансирования кластерных инициатив в Ростовской области

Показатель

Оценка

Организационно-управленческий блок

Наличие структур, координирующих процессы финансирования кластерных инициатив

1

Наличие финансовых стимулов кластерного развития

1

Финансовое участие власти в реализации кластерных проектов

1

Наличие в региональном бюджете средств для развития кластерных инициатив

1

Возможность получения бюджетного финансирования для реализации кластерной инициативы

2

Обоснованность решений о финансировании кластерных инициатив

2

Содействие разработчикам кластерного проекта в получении грантового финансирования

2

Уровень прозрачности принимаемых решений

2

Итого оценка организационно-управленческого блока

12

Организационно-инфраструктурный блок

Уровень развития инфраструктуры финансирования кластерных инициатив

1

Эффективность функционирования инфраструктуры финансирования кластерных инициатив

1

Уровень развития венчурного финансирования

1

Участие властных структур в развитии инфраструктуры финансирования

1

Наличие информационно-коммуникационной платформы инфраструктуры финансирования

2

Итого оценка организационно-инфраструктурного блока

6

Институциональный блок

Наличие региональных нормативно-правовых актов, регламентирующих отношения финансирования кластерных инициатив

0

Ориентированность нормативно-правовой базы на развития системы финансирования кластерных инициатив на паритетной основе

0

Наличие в региональных программах развития направлений разработки финансовых механизмов стимулирования процессов кластеризации

1

Разнообразие форм и способов финансового обеспечения кластерных инициатив

0

Понятность и прозрачность механизмов получения финансовой поддержки кластерного проекта

1

Обеспечение равного доступа к бюджетным финансовым ресурсам

0

Развитость институтов финансовой поддержки кластерных инициатив

1

Итого оценка институционального блока

3

Результативный блок

Уровень удовлетворения спроса на услуги финансирования кластерных инициатив

2

Ориентированность системы финансирования на поддержку кластерных проектов

1

Количество реализуемых кластерных проектов на территории региона

0

Изменение объема ВРП в результате реализации кластерных инициатив

0

Изменение налоговых доходов местного и регионального бюджетов в результате реализации кластерных инициатив

0

Влияние реализации кластерных инициатив на показатели инновационного развития региона

0

Влияние на процессы коммерциализации научных исследований и разработок

0

Уровень инвестиционной привлекательности региона для реализации кластерных проектов

0

Итого оценка результативного блока

3

В качестве экспертов были привлечены представители территориальных органов власти г. Ростов-на-Дону, а также представители бизнес структур и научно-образовательных учреждений (организации и предприятия области, представившие справки о внедрении, вуза, где выполняется работа (например, ЮФУ) и т.п.). Результаты оценки по отдельным блокам показателей уровня организации системы финансирования кластерных инициатив отражают единое мнение экспертов, полученное в ходе обсуждения.

Полученные значения экспертных оценок позволяют построить профиль региональной системы финансирования кластерных инициатив для Ростовской области и сравнить его с нормативно-целеориентирующей моделью (рисунок 2).

Рис. 2. Профиль региональной системы финансирования кластерных инициатив для Ростовской области

Как видно на рисунке 2, в Ростовской области имеется достаточно высокий организационно-управленческий потенциал для развития системы финансирования кластерных инициатив, что выражается в наличии структур, обеспечивающих их поддержку (консультационную, методическую, информационную и др.). Уровень развития организационно-инфраструктурного блока оценивается экспертами как средний. Максимальный балл по данному блоку получил только показатель уровня развития информационно-коммуникационной платформы инфраструктуры финансирования, в то время как объекты инфраструктуры финансирования представлены в основном федеральными фондами поддержки. Одновременно следует отметить низкий уровень развития институциональной среды, обеспечивающей финансовую поддержку и стимулирование процессов развития кластерных инициатив, а также низкую оценку результативности системы финансирования данного направления региональной политики, несмотря на наличие в Стратегии социально-экономического развития региона кластерных проектов, реализация которых намечена на ближайшую перспективу.

В соответствии с предложенной в таблице 1 методикой оценки и на основании приведенных расчетов, состояние региональной системы финансирования кластерных инициатив в Ростовской области может быть описано следующим образом: неэффективное функционирование системы финансирования, вызванное низким уровнем развития институциональной среды, обеспечивающей осуществление процессов кластеризации и их ресурсное обеспечение. Общие рекомендации по повышению эффективности системы заключаются в разработке и реализации нормативно-правовых документов, обеспечивающих финансирование кластерных проектов, а также стимулирующих частный бизнес к участию в них.

С учетом этого можно определить основное требование к механизмам и инструментам, обеспечивающим развитие данной системы – ориентированность на развитие и институционализацию партнерских отношений между бизнесом и наукой. При этом формируемое институциональное пространство финансовой поддержки кластерных инициатив следует рассматривать в двух аспектах:

- как фактора, обеспечивающего мотивирующее воздействие к инновационному развитию субъектов региональной системы на основе объединения (интегрирования) своих экономических потенциалов;

- как совокупность правил и норм поведений, структурированных потоков информации, охватывающих все виды отношений финансовой поддержки кластерных инициатив.

Принимая во внимание, что в Ростовской области уже разработаны документы декларативного характера, определяющие целевые ориентиры стратегического развития экономики региона – установки инновационной политики, направления развития процессов кластерообразования, содержание инвестиционной политики и др., – следующим этапом формирования институционального пространства развития региональной системы финансирования кластерных инициатив является создание института нормативно-правового регулирования данных процессов. Это выражается в разработке следующих документов:

- документы, закрепляющие сферу влияния, функции и ответственность государственных ведомств в области регулирования процессов кластерообразования в регионе, включая разработку и реализацию финансовых механизмов стимулирования кластерных инициатив;

- документы, определяющие порядок и условия предоставления государственной финансовой поддержки субъектам, инициирующим кластерный проект;

- документы, определяющие прямые и косвенные финансовые механизмы поддержки кластерных инициатив;

- документы, определяющие содержание статистической отчетности по процессам кластеризации в регионе и порядок ее предоставления.

Следующей детерминантой развития института финансовой поддержки кластерных инициатив является формализация процессов финансирования совместных инвестиционных проектов науки и бизнеса. Можно отметить, что при всей значимости данного направления кластерной политики для вовлечения малого и среднего бизнеса в процессы инновационного развития, в настоящее время институциональные преобразования ориентированы в основном на обеспечение лидерских позиций крупных предприятий отдельных отраслей региональной экономики. Немаловажное значение для регионального развития имеет также совершенствование механизмов внутрирегионального перераспределения финансовых ресурсов с целью стимулирования науки и крупного бизнеса к использованию потенциала среднего и малого предпринимательства.

Не менее важным элементом формирования институционального пространства финансовой поддержки кластерных инициатив является создание и структурирование информации, позволяющей обеспечить рациональное взаимодействие субъектов региональной системы, а также формирование единой информационной базы о состоянии системы финансирования кластерных инициатив как основы для принятия управленческих решений, исходя из стратегических интересов социально-экономического развития территории. Отметим, что существующие информационно-аналитические агентства, разработанные информационные Интернет-порталы, как правило, ориентированы на содействие инновационной деятельности в целом, либо на поддержку развития малого бизнеса. Для создания эффективной системы финансирования кластерных инициатив в регионе необходимо, чтобы информационная среда обеспечивала целеполагание совместного функционирования, формулировку задач по согласованию интересов субъектов – участников системы партнерства, координацию деятельности субъектов для достижения общих стратегических целей и разработку мероприятий, направленных на их достижение [1].

Наконец, необходимым условием эффективного функционирования системы финансирования кластерных инициатив является повышение роли муниципальных Агентств (центров, бизнес-инкубаторов и т.п.), призванных обеспечивать поддержку малого бизнеса и стимулирование инновационных процессов. В настоящее время роль субъектов инфраструктуры поддержки инновационного малого бизнеса на уровне отдельных муниципальных образований характеризуется сохранением инертной позиции в отношении стимулирования предпринимательских инициатив. Это подтверждается преобладанием количественных оценок применяемых инструментов достижения целей деятельности (количество проводимых консультаций и действующих договоров займа, численность работающих и т.п.), а не качественных показателей, отражающих уровень достижения конечных целей (рост инновационной активности бизнеса, увеличение объема инвестиций в проекты модернизации, увеличение объема производимой инновационной продукции и т.д.).

Результаты исследования. В работе дана оценка определяющего влияния возможного к использованию финансового потенциала региона на развитие процессов кластеризации в несырьевых сферах экономики. Показано, что доминантным фактором наращивания и использования потенциала кластерных структур в развитии реального сектора региональной экономики является институциональный, что позволяет рассматривать институциональные преобразования в качестве базовой платформы построения финансового механизма формирования и развития конкурентоспособных кластеров инновационного типа. Обосновано, что совершенствование институциональной среды финансовой поддержки кластерных инициатив должно строиться на следующих принципах: увязка системы финансирования кластерных инициатив с задачами и направлениями стратегии социально-экономического развития; обоснованность и юридическая защищенность механизмов финансовой поддержки кластерных инициатив; обеспечение множественности и доступности источников финансирования кластерных проектов; адаптивность и гибкость реакций системы финансирования на изменяющиеся условия внешней среды.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы при обосновании направлений региональной финансовой политики в рамках стратегических планов несырьевого развития регионов.

Вывод. Апробация данного подхода на примере Ростовской области позволила сделать практически значимый вывод о целесообразности сопряженного развития финансовой компоненты моделей кластерообразования и институциональных механизмов их поддержки для наращивания потенциала несырьевого развития экономики региона.

Рецензенты:

Никитаева А.Ю., д.э.н., профессор, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону;

Платова М.И., д.э.н., доцент, ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный политехнический университет им. Платонова», г. Ростов-на-Дону.