Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

VOCATIONAL TRAINING OF PEOPLE WITH DISABILITIES IN INTEGRATIVE EDUCATIONAL ORGANIZATION ON THE BASIS OF CLUSTER APPROACH

Fomenko S.L. 1 Cheshko S.A. 2
1 Ural state pedagogical University
2 State Autonomous educational institution of secondary vocational education Sverdlovsk region of the Ural Polytechnic College
The article presents the approaches to the formation of the model of professional training of people with disabilities in integrative educational organization and organizational-pedagogical conditions of implementation of this model. The authors examine the integrative educational organization educational organization of general form in which along with the implementation of the basic professional educational programs, tailored educational program of vocational training for persons with disabilities are implemented and special conditions contributing to the development of educational programs, socialization and integration of persons with disabilities into society are created. Basic principles on which is based the process of professional learning are considered in detail: developing teaching, clarity, strength, increasing difficulty, accessibility, differentiation and individualization.
vocational training
people with disabilities
Получение профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации в обществе. Возможность реализовать себя через профессию, эффективность самореализации во многом зависят от того, насколько сформированы готовность к труду и адекватному профессиональному самоопределению, навыки поведения в обществе и социально-профессиональной адаптации на всех этапах обучения и воспитания, начиная со школы и заканчивая производственной деятельностью в условиях предприятия [1, 2, 7, 8, 9].

Существующая образовательная система по своей организации, кадровому, научно-методическому обеспечению не позволяет в полном объеме и качественно реализовать комплексное сопровождение учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Выявленные проблемы указывают на необходимость совершенствования условий профессионального обучения, обеспечивающих создание определенной среды для реализации педагогического процесса и позволяющих наиболее эффективно решать задачи получения профессии как средства успешной социализации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социуме [3, 5, 9, 10]

В этой связи авторами была разработана собственная модель профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в интегративной образовательной организации. Под интегративной образовательной организацией в модели понимается образовательная организация общего вида, в которой наряду с реализацией основных профессиональных образовательных программ реализуются адаптированные образовательные программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и созданы специальные условия, способствующие освоению образовательных программ, социализации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социум.

Учитывая особенности образовательного процесса указанной категории лиц, были выделены основные принципы, на основе которых строится процесс профессионального обучения. Принцип развивающего обучения ориентирует педагогов на организацию продуктивной деятельности обучающихся, осуществляемой в «зоне ближайшего развития». Применение принципа наглядности обеспечивает успешность практической деятельности обучающихся на занятиях в условиях освоения сложного теоретического материала. Реализация принципа прочности позволяет получить результатом обучения образование устойчивых профессиональных компетенций. Для повышения эффективности обучения используются подкрепления, т.е. стимулы, предъявляемые после конкретной деятельности обучающегося и вызывающие повторение и научение этой деятельности. Принцип нарастающей трудности решаемых задач предполагает систематичность и последовательность подаваемой информации, постепенное сокращение педагогической помощи и постепенное повышение степени трудности задач. Принцип доступности предполагает, что информация должна быть доступной и понятной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей во всех формах взаимодействия с ними, ориентации на достижения обучающихся при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей.

Вышеизложенные принципы положены нами в основу создания модели профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с легкой степенью умственной отсталости) в условиях интегративной образовательной организации.

Структура проектируемой модели состоит из следующих компонентов: целевого, организационного, содержательного, дидактического, технологического, психологического.

Целевой компонент представляет собой совокупность целей профессионального обучения по формированию общих и профессиональных компетенций лиц с ограниченными возможностями здоровья, способствующих их успешной интеграции в профессиональное сообщество. Целевой компонент обеспечивает направленность профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья на социализацию путем включения в него коррекционно-развивающей работы и воспитания в условиях интегративной образовательной организации совместно со здоровыми сверстниками.

Взаимодействие с другими компонентами: с организационным - в единстве понимания ценностных ориентаций в рамках основных процессов, процесса сопровождения; с содержательным - в соответствии содержания образовательных программ целевым ориентирам профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; с дидактическим - в единой направленности коррекционно-развивающей работы; с технологическим - в адекватности выбора технологий, методов, приемов обучения и воспитания психофизическим особенностям лиц с легкой степенью умственной отсталости; с психологическим - в направленности психолого-педагогического сопровождения на социализацию лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Организационный компонент предполагает формирование единого интегративного образовательного пространства и обеспечивает сетевое взаимодействие социальных институтов в условиях формирования образовательного кластера [4, 6]. Сетевое взаимодействие осуществляется в рамках основных процессов профессионального обучения: теоретического обучения, практического обучения, производственной практики, трудоустройства и самостоятельной трудовой деятельности после окончания обучения в образовательной организации. Основанием взаимодействия является общий субъект образовательного процесса - обучающийся и предмет взаимодействия. Организационный компонент обеспечивает решение задач социализации и профессионализации обучающихся (выпускников, молодых рабочих) в едином образовательном пространстве, где каждая организация, являясь уникальной по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности обучающегося, обеспечивая преемственность выполнением функций координации, регулирования и управления. Взаимодействие с другими компонентами: с целевым - в единстве целей деятельности социальных институтов; с содержательным - в соответствии содержания деятельности социальных институтов целям и содержанию образовательного процесса; с дидактическим - в совпадении используемых технологий, ценностных ориентаций и задач социальной интеграции в образовательном процессе; с технологическим - в соответствии используемых технологий в рамках основных процессов профессионального обучения; с психологическим - в наличии индивидуальных программ развития обучающихся в каждом из процессов обучения при сетевом взаимодействии социальных институтов в обеспечении решения задач социализации и интеграции в профессиональное сообщество.

Содержательный компонент обеспечивает программно-методическую основу процесса профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и предполагает разработку адаптированных образовательных программ профессионального обучения на основе модульно-компетентностного подхода и интегрированных (сквозных) программ предпрофильной подготовки выпускников в профессиональных образовательных организациях [4, 6]. Центральным звеном формирования содержания образования является профессиональная образовательная организация, в которой осуществляется анализ потребностей в умениях путем опроса работодателей и определения востребованных на современном производстве компетенций рабочих. Взаимодействие с другими компонентами: с целевым - в соответствии содержания программ содержанию общих и профессиональных компетенций; с организационным - в интегрированном характере взаимодействия; с дидактическим - в соответствии целей и задач программно-методического обеспечения задачам коррекции и компенсации отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья; с технологическим - в преемственной связи в процессе реализации интегрированных (сквозных) программ предпрофильной подготовки выпускников специальных (коррекционных) школ и профессионального обучения в условиях профессионального образовательного учреждения; с психологическим - в адаптации содержания образовательных программ профессионального обучения на основе комплексной диагностики возможностей и способностей обучающихся.

Дидактический компонент предполагает учет психофизиологических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья. Процесс обучения носит коррекционно-развивающий характер. Коррекционная, воспитывающая и развивающая направленность обучения данной категории обучающихся обеспечивает реализацию задач профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Решение коррекционных задач происходит одновременно с решением других (неспецифических) задач обучения на том же учебном материале. Своеобразные специфические проблемы в развитии речи, мышления и коммуникации, существующие у лиц с ограниченными возможностями здоровья, требуют своевременной коррекционно-педагогической помощи, направленной на их развитие, что является необходимым условием успешной адаптации, социализации и интеграции их в общество. Определяя цель и задачи профессиональных образовательных программ, мы рассматриваем профессиональное обучение лиц с легкой степенью умственной отсталости как специально организованную среду преодоления трудностей и жизненных проблем подростков, а также как механизм формирования факторов их жизненной, профессиональной и личностной успешности через создание адаптационной среды, обеспечивающей адаптацию обучающихся к специфике организации образовательного процесса, системы отношений, образовательным технологиям, специфике профессии и профессиональной деятельности. Взаимодействие с другими компонентами: с целевым - в адекватности дидактического обеспечения педагогического процесса целям формирования общих и профессиональных компетенций; с организационным - в единстве образовательной среды для решения задач социализации и профессионализации обучающихся; с содержательным - в наличии специально организованной среды, обеспечивающей адаптацию обучающихся в образовательном процессе; с технологическим - в выборе и применении специальных образовательных технологий, методов, приемов обучения и воспитания для решения задач коррекции и компенсации отклонений в развитии лиц с легкой степенью умственной отсталости; с психологическим - реализация коррекционно-развивающего характера обучения осуществляется на основе диагностики возможностей и способностей обучающихся и мониторинга их развития в процессе обучения.

Технологический компонент модели предполагает преемственную связь между различными педагогическими технологиями, осуществляемую в процессе предпрофильного и профильного обучения в условиях школы и профессионального обучения в образовательной организации в рамках интегрированного образовательного пространства формирующегося образовательного кластера [4, 6]. Под интегрированным образовательным пространством мы понимаем особый вид взаимодействия, в рамках которого организуется преемственность содержания и технологий формирования профессиональных компетенций на различных этапах профессионально-трудовой подготовки обучающихся этой категории. Это предполагает специальную структуризацию содержания образования, сокращение объема предлагаемой обучающимся теоретической информации, более четкую и системную подачу учебного материала с выделением главного, существенного. Обязательным условием интеграции является включение обучающихся в социум образовательной организации, предприятия и обеспечение положительных межличностных отношений. Наряду с профессионально-ориентированными технологиями в процессе профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья целесообразно применять личностно-ориентированные технологии, которые предполагают возможность такой организации процесса обучения, при которой занятия проводятся в индивидуально свойственном каждому темпе, обладают наибольшим здоровьесберегающим потенциалом и поэтому наиболее результативны, что соотносится с требованиями учета принципа индивидуализации и дифференциации. Для обучения лиц с легкой степенью умственной отсталости необходимы специальные приемы обучения, на уровне которых есть возможность систематизировать их по функциональным особенностям и выделить в определенные группы.

1. Приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для обучающихся с нарушениями развития, например дозированность учебной нагрузки.

2. Специальные приемы организации обучения (алгоритмизация, специфика структурного построения занятий, физпаузы и др.).

3. Логические приемы переработки учебной информации (конкретизация, установление аналогии по образцам, обобщение по доступным признакам и пр.).

4. Приемы использования технических средств.

Специальные приемы обучения могут сочетаться и с общедидактическими приемами, что диктуется принципами общности специальной и общей педагогики.

Основания для отбора педагогических технологий, методов и приемов обучения лиц с легкой степенью умственной отсталости связаны с индивидуализацией процесса обучения, коррекционно-развивающей направленностью. Образовательный процесс должен осуществляться на основе деятельностного подхода и учитывать эмоциональную интенсивность обучения. Взаимодействие с другими компонентами: с целевым - в соответствии выбранных технологий компетентностному подходу; с организационным - в необходимости специальной подготовки педагогических кадров и специалистов, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья; с содержательным - в единстве целей образовательного процесса; с дидактическим - в единстве оснований для выбора образовательных технологий, адекватных особым образовательным потребностям обучающихся; с психологическим - в индивидуальном подходе к профессиональному обучению и выбору технологий обучения и воспитания.

Психологический компонент обеспечивает эффективность социализации и профессионализации в процессе профессионального обучения на основе персонифицированного (адресного) сопровождения. Сопровождение включает целенаправленную деятельность по развитию у обучающихся способности к личностному самоопределению, самоорганизации, саморазвитию и развитию социальных навыков, к проектированию и реализации собственного жизненного пути, индивидуального маршрута профессионализации. Деятельность службы сопровождения в образовательной организации включает защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие обучающемуся в проблемных ситуациях, квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей обучающегося и т.д. Взаимодействие с другими компонентами: с целевым - в индивидуализации осуществления коррекционно-развивающей работы; с организационным - в единстве целей сопровождения на различных этапах профессионализации; с содержательным - содержание программ обеспечивает формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, необходимых для успешной социализации и интеграции в общество; с дидактическим - в обеспечении социальной интеграции в образовательном процессе профессионального обучения; с технологическим - в совпадении целей деятельности педагогов профессионального обучения и специалистов службы сопровождения.

Профессиональное обучение, организованное в соответствии с представленной моделью, позволит обеспечить устойчивое формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся и получение профессии как условие успешной социализации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональный социум.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 14-16-66032 а.

Рецензенты:

Симонова А.А., д.п.н., профессор, ректор ФГБОУ ВПО УрГПУ, г. Екатеринбург;

Сыманюк Э.Э., д.пс.н, профессор , ФГБОУ ВПО УрГПУ, г. Екатеринбург .