Социально-экономическое развитие страны сопровождается увеличением спроса на грузовые перевозки автомобильным транспортом. Согласно данным информационно-статистического бюллетеня Минтранса России за январь-декабрь 2014 года в стране на автомобильный транспорт приходится почти 60% объема пассажирских перевозок и 55% объема перевозок груза [2].
На сегодняшний день парк автотранспортных средств в нашей стране насчитывает более 40 млн. единиц, в том числе почти 900 тыс. автобусов, 5,3 млн. грузовых автомобилей. Так, число дорожно-транспортных происшествий на автомобильном транспорте составляет 199,7 тыс. ед., число погибших и раненных 27 и 251,8 тыс. чел. соответственно [2].
Основными факторами дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием грузовых автомобилей в России являются следующие:
- антропогенные (ошибки автовладельцев, заболевание, усталость, небрежность, неумение правильно пользоваться органами управления автомобиля, состояние алкогольного опьянения);
- технические (несвоевременное проведение технического обслуживания, приводящее к внезапным отказам и т.д.);
- дорожные (неудовлетворительное содержание автомобильных дорог);
- внешние (неправильное крепление и размещение грузов или несоответствие транспортного средства перевозимому грузу).
Из приведенных выше факторов самое большое влияние на аварийность оказывает антропогенный фактор. Так как именно по этой причине происходит 25% ДТП с грузовыми автомобилями [3].
Одним из эффективных инструментов по снижению аварийности на автомобильном транспорте при осуществлении перевозки грузов и пассажиров является соблюдение водителями режима труда и отдыха. К устройствам, устанавливаемым на борту автотранспортных средств и предназначенных для регистрации скорости, режима труда, отдыха водителей и членов экипажа, относятся тахографы.
Целый ряд нормативных правовых актов регулирует осуществление установки, использования, обслуживания и контроля работы контрольных устройств (тахографов). К ним относятся: Постановление Правительства РФ от 23.11.2012 г. № 1213 «О требованиях к тахографам, категориям и видам оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правил их использования, обслуживания и контроля их работы», Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», Приказ Минтранса РФ от 13.02.2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами; правил использования, обслуживания и контроля работы тафографов, устанавливаемых на транспортных средствах», Приказ Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами».
Приказы Минтранса России в данной области утверждены группы следующих нормативных документов:
- порядок выдачи карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах;
- порядок допуска сервисных центров (мастерских) к деятельности по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах;
- требования к сервисным центрам (мастерским), осуществляющим деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах;
- порядок проведения официального утверждения типа контрольного устройства (его компонентов), регистрационных листков, карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах;
- требования, предъявляемые к программам подготовки (инструктажа) персонала, осуществляющего установку, проверку, техническое обслуживание и ремонт контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах, эксплуатацию и контроль использования таких контрольных устройств;
- порядок ведения реестра выданных карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах, реестра допущенных сервисных центров (мастерских), осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах, реестра выданных официальных утверждений типа контрольных устройства (его компонентов), регистрационных листков, карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах [1].
Согласно приказов Минтранса России №36 и № 273 к первому апреля 2015 г. должно завершиться оснащение тахографами всех транспортных средств, а транспортных средств категорий N2, N3, М2 и М3, оснащенных организациями-изготовителями транспортных средств до 1 апреля 2014 г. техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующими требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки и транспортных средств категорий N2, N3, М2 и М3, оснащенных мастерскими до вступления в силу Порядка техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, отвечающими требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 7203 - до 1 января 2018 г.
Помимо установки, обслуживания тахографов на владельцев транспортных средств возложены дополнительные обязанности по обучению водителей транспортных средств правилам эксплуатации тахографов и карт.
В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 17.01.2012 г. № 7 «Об утверждении требований к программам подготовки (инструктажа) персонала, осуществляющего установку, проверку, техническое обслуживание и ремонт контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах, эксплуатацию и контроль использования таких контрольных устройств» программы подготовки (инструктажа) разрабатываются для:
- специалистов, осуществляющих установку, проверку, техническое обслуживание и ремонт контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах;
- специалистов, осуществляющих эксплуатацию контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах;
- специалистов, осуществляющих контроль использования контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах [4].
На кафедре «Автомобильный транспорт» УГЛТУ разработаны программы в области тахографии.
Программа «Подготовка (инструктаж) специалистов (водителей), осуществляющих эксплуатацию контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах» и Программа «Подготовка специалистов, осуществляющих организацию работы предприятия по контролю за режимами труда и отдыха водителей с применением контрольных устройств (тахографов), устанавливаемых на транспортных средствах» включают в себя теоретические и практические занятия. Практические занятия проводятся с целью закрепления знаний, полученных в процессе теоретических занятий, и предусматривают использование специального оборудования и программного обеспечения, позволяющего имитировать выполнение работ по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах, эксплуатацию и контроль использования таких контрольных устройств, а также формированию профессиональных компетенций.
В результате освоения Программы «Подготовка (инструктаж) специалистов (водителей), осуществляющих эксплуатацию контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах» слушатель должен обладать следующими компетенциями:
- умеет использовать нормативные правовые документы, устанавливающих требования к режимам труда и отдыха водителей, а также обязанности водителей по их соблюдению в своей деятельности;
- стремится к повышению своей квалификации и мастерства;
- владеет знаниями о характеристиках и функциях технических устройств, применяемых для контроля за режимами труда и отдыха водителей и имеет навыки работы и управления ими;
- имеет навыки заполнения необходимых документов;
- владеет знаниями обязанностей водителей при осуществлении контрольными (надзорными) органами проверок за соблюдением требований к режимам труда и отдыха водителей с использованием контрольных устройств;
- владеет знаниями процедур выдачи и замены карт водителей, используемых в цифровых устройствах контроля за режимами труда и отдыха водителей;
- владеет навыками правил применения карт при контроле за режимами труда и отдыха водителей;
- способен использовать контрольные устройства, устанавливаемые на транспортных средствах, для выработки требований по обеспечению режима труда и отдыха водителей и безопасности перевозочного процесса;
- готов применять нормативно-правовые, нормативно-технические и организационные основы эксплуатации контрольных устройств при осуществлении перевозочного процесса и обеспечения безопасности движения транспортных средств.
В результате освоения Программы «Подготовка специалистов, осуществляющих организацию работы предприятия по контролю за режимами труда и отдыха водителей с применением контрольных устройств (тахографов), устанавливаемых на транспортных средствах» слушатель должен обладать следующими компетенциями:
- владеет знаниями нормативных правовых документов в сфере организации и проведения контроля, за режимами труда и отдыха водителей, с применением контрольных устройств и умеет использовать их в сфере организации и проведения контроля за режимами труда и отдыха водителей;
- владеет знаниями требований к режимам труда и отдыха водителей, а также обязанностей водителей и предприятия по их соблюдению;
- владеет знаниями об общих сведениях и особенностях контрольных устройств различных типов и их функциях, а также по установке и эксплуатации контрольных устройств, их применению для контроля за режимами труда и отдыха водителей с использованием специального программного обеспечения;
- владеет знаниями видов и состава проверок, осуществляемых контрольными (надзорными) органами при контроле за режимом труда и отдыха водителей при осуществлении автомобильных перевозок, а также используемые ими методы контроля;
- владеет знаниями обязанностей и ответственности персонала предприятия при осуществлении контроля за режимами труда и отдыха водителей;
- владеет знаниями и умеет процедуры организации процессов эксплуатации контрольных устройств, включая вопросы прохождения периодического обслуживания и проверки контрольных устройств;
- владеет знаниями особенностей организации предприятием учета (контроля) за режимом труда и отдыха водителей с использованием контрольных устройств;
- умеет считывать и анализировать данные, полученные с использованием контрольных устройств;
- умеет работать со специальным программным обеспечением, применяемого для считывания и обработки данных с контрольных устройств;
- умеет выявлять неисправности контрольных устройств и нарушения правил их применения, влияющих на достоверность данных о режимах труда и отдыха водителей с использованием контрольных устройств;
- умеет применять правоприменительную практику российских и зарубежных контрольных (надзорных) органов в части выявления нарушений режимов труда и отдыха водителей с использованием контрольных устройств, а также выявления неисправностей контрольных устройств и нарушений правил их применения, влияющих на достоверность данных о режимах труда и отдыха водителей;
- умеет применять систему ответственности за нарушения в области режимов труда и отдыха водителей;
- умеет работать с контрольными устройствами, считывателями, иным специальным оборудованием и программным обеспечением;
- умеет проводить процедур контроля (надзора) за режимами труда и отдыха водителей.
Программы подготовки направлены на практическое применение правил эксплуатации тахографа с помощью карт и регистрации тахографом корректной информации об эксплуатации транспортного средства и соблюдении режимов труда и отдыха водителей.
Выводы
Использование тахографов позволяет получить объективные данные о соблюдении режима труда и отдыха водителей, что облегчает проведение контроля за работой водителя на линии.
Возможность регистрации скоростного режима движения автомобиля позволяет накапливать статистический материал по соблюдению Правил дорожного движения водителями и проводит на основе этого профилактические мероприятия по повышению безопасности дорожного движения.
Компетентностный подход, заложенный в основу Программ, позволяет формировать у водителей и специалистов предприятий комплекс знаний и навыков, способствующих повышению их профессионального уровня.
Наблюдение за группой прошедших обучение водителей в течение 8 месяцев показало повышение их ответственности при управлении транспортными средствами и уменьшения числа нарушений Правил дорожного движения на 20-25 %.
На предприятиях специалисты, которых прошли обучение по программе, количество неисправностей тахографов из-за неправильной установки и технической эксплуатации уменьшились на 15-20%.
Рецензенты:
Баженов Е.Е., д.т.н., профессор, директор Института автомобильного транспорта и технологических систем ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбург;
Черемных Н.Н., д.т.н., профессор ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбург.