Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STATE EDUCATION STUDENTS IN A NON-FORMAL EDUCATIONAL INSTITUTION: THEORETICAL ASPECT

Senik A.M. 1
1 Melitopol State Pedagogical University named after Bohdan Khmelnytsky
One of the main problems of modern society is the search for new approaches, technologies and techniques of education of today´s youth. Creating the conditions for the realization of abilities and interests of students, not only during school hours, but also in extracurricular educational institutions is a priority of modern science. State education of young people has a number of contradictions, was that what a person needs a modern society and what educational opportunities can implement school educational institutions. Allocated problem has a number of important aspects of its study, the position of statist education appears in the laws of the state educational documents, concepts and strategies. The author analyzes the results of studies of native teachers, psychologists, sociologists, philosophers, which makes it possible to make changes to the organization of educational process of non-formal educational institution. The article opens displaying the existing problems of adult education and prospects for their resolution through the use of training work.
school educational institutions
State education

Каждое государство определяет свое будуще посредством определения целей и приоритетов. Неотъемлемой частью государственного развития является правильное сочетание интересов самого государства и его граждан. Различные направления модернизации образования современности являются невозможными без учитывания научно-педагогических дострижений прошлых лет. Накопленный опыт внешкольных учебных заведений, содержание и организация педагогических условий воспитательного процесса  составляют основу оптимизации государственнического воспитания личности. В условиях развития Украины,  для успешной социализации ее граждан, ученическая молодежь должна иметь возможность реализовать себя, используя личностный потенциал. Современные социально-политические события, которые оказывают влияние на становление и развитие личности, создают необходимость рассмотрения вопросов формирования национального менталитета, гражданственнического воспитания.

 Цель исследования

Проанализировать исследования отечественных ученых относительно особенностей  и специфики государственнического воспитания в условиях внешкольных учебных заведений.

Материал и методы исследования. Методологическую основу нашого исследования составляют современные концепции духовного развития личности, идеи народности и национальности в педагогике и философии, патриотическое воспитание в национальном и региональном аспектах. В основе исследования государственнического воспитания - труды И. Беха, Г. Ващенка, Л. Костенко, И. Надольного, В. Сухомлинского и др. Актуальными для нашей работы являються диссертационные исследования Р. Петронговского и Т. Гавлитиной, которые изучали формирование патриотических качеств у старшеклассников во внеучебной деятельности. Интересным для нас является исследования Я. Яцива, его взгляды относительно национально-патриотического воспитания ученической молодежи во внеурочное время на западноукраинских землях (1919 - 1939 рр.). Полезными для нас также являються и работы П. Кононенко и С. Рашидовой, в которых раскрыты основы воспитания ценностей гражданського общества, концептуальне основы национально-гражданственнического воспитания.

Результаты исследования и их обсуждение

На сегодняшний день подготовка молодежи к выполнению роли государственника является новой и очень привлекательной для педагогов, психологов, философов, социологов и др. В современных условиях развития общества значительной актуальности приобретает государственническая закалка подростающего поколения. Компоненты национального сознания, правосознания, морали, мировозрения в русле нашого исследования считаем необходимыми составляющими государственнического воспитания. Задачи внешкольных учебных заведений сводятся к формированию целостности личности: активного участия в традиционных и новых видах деятельности, научной, эстетической, спортивной, экологической и т.д. Согласно практическому наследию педагогики, внешкольное образование имеет значительный воспитательный потенциал для воспитания системы ценностей молодежи, что

обусловило выбор темы нашего исследования.

Национальная программа воспитания детей и ученической молодежи определяет, что целью воспитания молодежи является становление гражданина Украины, патриота свого государства, который готов самоотверженно, принемать участие в становлении его как  суверенного, независимого, демократического, правового и социального. Именно с той целью разработана государственная "Концепция национального воспитания" (сентябрь, 2004).

Педагогический словарь С. Гончаренко определяет термин "патриотизм" как одно из наиболее глубоких гражданских чувств, преданность своему народу, гордость за национальное достояние. Воспитание патриотизма является главной составляющей воспитательного процесса школы. Само воспитание трактуется как процесс систематизированного формирования личности, обусловленное законами общественным развитием, влиянием объективных и субъективных факторов [2, с. 53].

Законодательство Украины о внешкольном образовании определяет внешкольное учебное заведение как составляющую внешкольного образования, что предоставляет знания, формируя умения и навычки по интересам, обеспечивая потребности личности в творче ской самореализации, интеллектуаьном, духовном и физическом развитии  воспитанников, учеников и слушателей. Реализация государственнического воспитания в условиях внешкольных учебных заведений требует не только новых  воспитательных технологий, а также, возникает необходимость в интеграции компетентностного и культурологического подходов, сотрудничества всех социальных институций с целью создания условий для государственнического воспитания. Среди внешкольных учебных заведений Украины выделяют кружковую работу, секции, клубы, спортивно-оздоровительные заведения, а также фонды и ассоциации, деятельность которых связання с функционированием внешкольного образования. К основным направлениям деятельности внешкольного образования относится художественное, туристическое, спортивное, экологическое, научно-техническое воспитание, создавая, в свою очередь, благоприятные условия и для гражданственнического воспитания.

Эффективность государственнического воспитания ученической молодежи в условиях внешкольного учебного заведения зависит от приобретенных ранее знаний, умений и навыков, важным фактором получения знаний является взаимодействие школы, семьи и внешкольных учебных заведений. Для создания полноты картины относительно государственнического воспитания молодежи в условиях внешкольных учебных заведений, считаем необходимым проанализировать научные работы, которые посвящены национально-патриотическому воспитанию в начальной, средней и старшей школе.

Исследуя патриотическое воспитание младших школьников во внеурочное время, О. Коркишко рассматривает патриотизм как духовно-моральный принцип жизнедеятельности личности, характеризуя человека ответственным отношением к родному краю, народу, отчизне, трудолюбием на благо родины и т.д. Содержание патриотического воспитание, по мнению О. Коркишко, составляют государственнический, социальный и семейный разделы, которые аналогично представляют и критерии патриотического воспитания учеников начальных классов. В своем исследовании О. Коркишко представляет структуру патриотизма через отношение к себе (честь, достоинство, доброта, честность), отношение к людям (толерантность, милосердие, благородство), отношение к Родине (гражданская ответственность, желание работать для развитии страны, уважение к законам государства), отношение к национальным ценностям (владение украинским языком, желание и необходимость накопления и передачи семейных и народных обрядов и традиций, содействие в развитии духовной жизни народа). Экспериментальное исследования О. Коркишко показали, что самыми эффективными формами организации внеурочной работы относительно патриотического воспитания являются праздники (семейные, народные, государственные, религиозные), экскурсии и туристические походы, встречи с известными людьми, конкурсы, викторины и т.д. [3].

Воспитание гуманистических ценностей у учеников младших классов во внеурочное время было исследовано О. Лавроненко. Виду возрастных и психологических особенностей, младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования гуманистических ценностей. Ученая акцентирует внимание на том, что младшим школьникам присущие два аспекта выражения гуманистических ценностей: общий (гуманное отношение ко всему живому) и социальный (гуманистическая ценность, которая характерна для ребенка определенного возраста и может проявляться в конкретной сфере деятельности). Понятие "гуманистические ценности" О. Лавроненко уточняет как психологические особенности, систему мировозренческих ориентаций, которые основаны на отношении к другому человеку, к самому себе, к обществу как к наивысшей ценности, в способности осуществлять свой выбор на основе добра [5].

Высокой оценки заслуживает и диссертационное исследование С. Рашидовой, которая изучала воспитание патриотизма у старшеклассников на основе культурно-художественных традициях Донбаса. В основе формирования патриотизма С. Рашидова рассматривает необходимость в самоидентификации и общность со своим народом. Структурными компонентами чувства патриотизма ученой определены духовно-моральное переживание любви к родной земле, общечеловеческие и национальные ценности, морально-эстетические идеалы личности, творческая деятельность во благо Родины. В работе С. Рашидовой достаточно широко раскрыты  воспитательные возможности Донбасской культуры и быта, на основе которых и были определены организационно-педагогические формы национально-патриотического воспитания: встречи с мастерами, нароодными умельцами, фольклорними колективами, посещение выставок народного творчества, собственноручное изготовление изделий и т.д. Среди методов воспитания патриотизма в процессе исследования были использованны методы эмоциональной драматургии, катарсического эффекта, метод общего восхищения произведениями народного искусства и др. [7].

Наше внимание привлекла работа Я. Яцива, изучавшего теорию и практику национально-патриотического воспитания учеников среднего и старшего школьного возраста во внеурочное время как социально-педагогическую проблему. Ученый определяет патриотизм, мужество, смелость, жертвенность как ценности национально-патриотического воспитания. В контексте нашего исследования актуальными являются и взгляды Я. Яцивы относительно эволюционирования понятия "патриотизм". По мнению ученого, патриотизм дает право обозначить этнический, территориальный и государственнические аспекты в соответствии с возрастными особенностями учеников. Я. Яцивой установлено, что в 30-х гг. ХХ ст. к основным формам национально-патриотического воспитания принадлежали такие, как фестивали, концерты, кружки, национальные праздники, представления, большое значение придавали экскурсиям и туристическим прогулкам по родному краю. Во внеурочных формах работы были выделены беседы, убеждения, участие в благотворительных акциях, и т.д. [8].

В исследовании Т. Гавлитиной о патриотическом воспитании подростков в условиях внешкольных заведений, ученая рассматривает национально-патриотическое воспитание как целенаправленный осознанно осуществляемый процесс организации и стимулирования активно-творческой деятельности, умение использовать культурное наследие украинского народа, формируя ценностное отношение к себе, к обществу, к Родине. Ученая акцентирует внимание на том, что национально-патриотическое воспитание в условиях внешкольного учебного заведения - это гибкая саморегулирующаяся система, которая оперативно реагирует на национальные, образовательно-культурные, общественные и другие потребности личности подростка. Тем самым, по мнению Т. Гавлитиной, создавая возможности для культурного и профессионального самоопределения, становление граждан-патриотов государства. Инновационная деятельность относительно исследования Т. Гавлитиной выходила за пределы внешкольных учебных заведений, которые организовывали культурно-досуговые комплексы. Данные комплексы, по определению ученой, это учебно-воспитательные конструкции для объединения внешкольных учебных заведений и различные типы культурных заведений, общественных организаций, деятельность которых была направлена на достижение цели национально-патриотического воспитания в образовательно-культурном округе региона. Национально-патриотическая воспитанность подростков, как указывает Т. Гавлитина, заключается в понимании, владении и проявлении ними ценностного национально-патриотического отношения как реальной связи с Родиной, личностного самоутверждения, развитой потребности в трудовой и гражданственнической активности во имя Украины [1].

                  Проблему воспитания национального самосознания подростков в условиях внешкольного учебного заведения изучала А. Корниенко. Ученая поясняет суть "национального самосознания" как самоидентификацию личности, которая выражена осознанием подросткам своего отношения к полиэтнической украинской нации, понимании национальных ценностей, истории, традиций, языка своего народа, общественной исторической судьбы и будущего.

                        Исследования А. Корниенко подтвердили факт перенасыщенности программ внешкольных учебных заведений устарелыми формами работы, усложняющим является и то, что задания для формирования национального самосознания не выделены и не конкретизированы, в то время, как считает ученая, подростковый возраст является достаточно благоприятным для национального воспитания в виду изменений ценностных ориентаций и воспитательных идеалов [4].

Выводы

Учитывая то, что регионы Украины формировались под влиянием различных исторических обстоятельств, каждый из них обладает своеобразной культурой и традициями. Духовно-моральное наследие нашего народа является неотъемлемой составляющей в воспитании граждан Украины. Виду того, что ХХІ век характеризуется поиском универсальной модели общества, что может сочетать знания, инновации и традиции, важным моментом является и государственническое воспитание молодежи в условиях внешкольного учебного заведения.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать выводы о необходимости усовершенствования условий для государственнического воспитания молодежи в условиях внешкольных учебных заведений.

На основе полученной информации, считаем, что для реализации государственнического воспитания, система внешкольных учебных заведений  предполагает создание определенных условий, среди которых можно выделить следующие:

- последовательность и систематичность процесса государственнического воспитания;

- принятие во внимание этнических особенностей государства;

- совмещение традиционных и инновационных технологий в процессе формирования качеств государственника у молодежи в условиях внешкольных учебных заведений;

- учитывание психолого-педагогических особенностей молодежи в процессе государственнического воспитания во внешкольных учебных заведений;

- активизация педагогического персонала: формирование мотивации к патриотическому воспитанию, ценностному отношению к народным традициям, стремлению к сохранению и передаче полученных в данной области знаний;

Успешная реализация данных условий, на наш взгляд, возможна при правильной организации воспитательной работы во внешкольных учебных заведениях. Перспективой нашего дальнейшего исследования является разработка и внедрение комплекса воспитательных мероприятий с методическими рекомендациями для педагогического персонала внешкольных учебных заведений.

Рецензенты:

Москалева Л.Ю., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и дошкольного образования Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, г. Мелитополь;

Волков А.Г., д.фил.н., профессор кафедры философии Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, г. Мелитополь.