Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ESTABLISHMENT OF PROFESSIONAL FUTURE IMAGE IN MEDICAL STUDENTS AS PEDAGOGICAL PHENOMENON

Zabolotnaya S.G. 1
1 Orenburg state medical university
Pedagogical peculiarities of the establishment process of professional future Image in medical students are considered in this article. Axiological mechanism of the phenomenon under study is presented as strategic vector of higher medical education development. Professional future Image in medical students is interpreted as integrative, professional-personal formation which is self-projecting during the process of professional development of a person under the conditions of studying at higher medical school on the basis of axiological ideas totality about future professional activity on maintenance of human health and life. The author considers “establishment of the integrated Image of professional future” as pedagogically managed and controlled process of enrichment of axiological ideas about medical profession under ascending from world Image of future profession via Image of I – professional (doctor) to Image of professional future.
higher medical school
establishment
professional future
image
medical student

Приоритетной задачей социальной политики правительства Российской Федерации является улучшение здоровья нации и повышение продолжительности жизни россиян.  Предоставление качественного медицинского обслуживания поднимает на новый уровень проблему обеспечения инновационного характера медицинского образования с учетом современных тенденций на основе эффективной взаимосвязи академических знаний и практических навыков оказания медицинской помощи, присвоения личностной системы профессиональных ценностей. Все это позволяет студенту медицинского вуза спроектировать свое профессиональное будущее в сфере здравоохранения. Стержнем такой подготовки является деятельность, направленная на формирование у будущего специалиста в области медицины готовности вырабатывать собственную линию профессионального поведения при оказании эффективной медицинской помощи с опорой на медико-биологические и клинические знания, практические умения и навыки по сохранению здоровья и жизни пациентов, нравственные убеждения и ценностные ориентации в соответствии со своим Образом профессионального будущего [2].

Следовательно, именно образная сфера обладает огромным значением в познании окружающего мира, развитии ценностного потенциала личности будущего врача, постижении им духовных смыслов жизни. Она соединяет прошлое с настоящим и будущим, способствуя приобретению опыта  и определяя во  многом развитие личности, ее профессиональные и жизненные цели и перспективы. Представления человека о профессиональном будущем являются неотъемлемой частью  его жизненного пути.  Будущее для человека - это именно та сфера, знания о которой конструируются, моделируются и изменяются самой личностью. Проектирование рассматривается,  с одной стороны, как процесс, с другой же - как результат деятельности по созиданию Образа профессионального будущего. Цель, являясь идеальным  или представленным мысленно конечным результатом деятельности, конструирует эту деятельность и определяет то, какой она будет [1]. Анкетирование  студентов медицинского вуза   показало, что 59,39% из них  слабо представляют свое профессиональное будущее; хотя 65,48%  респондентов проявляют интерес  к выбранной профессии; 24,8%  не обладают полным объемом знаний о своей будущей специальности. Это объясняется отсутствием у студентов медицинского вуза четкого представления  о своем профессиональном будущем.

Основная задача высшего медицинского образования заключается в содействии становлению личности специалиста, осознающего высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов, а также необходимости непрерывного процесса профессионализации, который определяется прежде всего наличием у студентов медицинского вуза отчетливого Образа профессионального будущего. Категория «Образ профессионального будущего» складывается из таких понятий, как «образ» и «профессиональное будущее», каждое из которых обладает своим характерным содержанием.

По мнению С.Л. Рубинштейна, Образ представляет собой  чувственное впечатление, в котором отношения, явления и их свойства служат для субъекта предметами или объектами познания. Ученый отмечает, что Образ в гносеологическом смысле определяется познавательным отношением чувственного впечатления к реальности, которая существует вне его, и не исчерпывается его содержанием, подчеркивая при этом регулирующую функцию Образа [5]. Регулирующая функция Образа относительно деятельности субъекта заключается в  возможности обеспечения каждым Образом  антиципации. Выполняя регулирующую функцию,  Образ  вызывает различные по силе и эмоциональной окраске переживания, побуждая к  разнообразным действиям и поведенческой активности, поскольку даже само желание действия подразумевает регуляцию будущего поведения.  Формирование Образа происходит в процессе активной деятельности субъекта, вследствие чего Образ становится все более адекватным объекту. При этом он всегда вторичен к оригиналу, который обычно шире, богаче и разнообразнее.

В процессе становления Образа происходит проектирование контакта с окружающим миром, собственных действий, поведения, деятельности, проникновение идеального в реальное. Информационные потоки, усвоенные человеком, становятся субъективным знанием, сознание совершенствуется и становится средством усвоения новой информации из окружающего мира, меняя не только внутренний Образ человека, но и Образ его мира.

Согласно Е.А. Климову, Образ мира будущей профессии, свойственный тем или иным людям, - важнейшая составляющая их сознания и регулятор их профессионального поведения [3]. Образ мира будущей профессии опирается на профессионально-ориентированные смыслы, соединяющие  личностные потребности человека с особенностями профессиональной среды.

Поскольку Образ мира будущей профессии начинается с познания окружающей профессиональной действительности, его можно охарактеризовать как начальную фазу развития ценностных ориентаций. Становление ценностного отношения к профессиональной действительности составляет основу Образа мира будущей профессии. Ценностное отношение к окружающему профессиональному миру представляет собой результат осмысления явлений профессионального мира, взаимоотношений с другими людьми, представляющими важность и значимость  для личности [4]. Характеристики понятия «образ» не только многогранны, но и глубоко индивидуальны  для каждого человека.  Так, инвариантой для Образа мира будущей профессии (врач) является ценностное ядро, включающее профессиональные медико-биологические и клинические знания, умения и навыки сохранения здоровья и жизни людей, ценность жизни и здоровья человека, милосердие и сострадание.

В процессе профессиональной подготовки будущих врачей происходит обогащение Образа мира будущей профессии за счет присвоения профессиональных ценностей, воспитания позитивного отношения к будущей профессии; расширения медико-биологических знаний;  формирования практических умений и навыков оказания качественной и эффективной медицинской помощи, направленной на сохранение жизни и здоровья пациентов; осуществления самоанализа и самооценки собственной деятельности.

Следовательно, Образ мира будущей профессии у студентов медицинского вуза мы можем определить как совокупность ценностных представлений о мире будущей профессии, суть которой заключается в сохранении здоровья и жизни людей на основе синтеза профессионально-ориентированных знаний, ценностного отношения к ней и системного характера  профессиональной деятельности. Образ мира будущей профессии (врач) является «инструментом», при помощи которого студент ориентируется в профессиональном контексте жизни, изменяя его, подстраивая его под себя, и одновременно изменяется сам.

Представления студента о мире будущей профессии, себе в данной профессии - область существования важнейших условий регулирования и саморегуляции его активности при интерпретации собственного опыта. Образ Я  выступает своеобразным внутренним фильтром, помогающим осмыслить ситуацию и придать ей значение, которое соответствует представлениям человека о себе, сопряженным с оценкой.   Проведенный анализ показал, что содержание Образа Я-профессиональное (будущий врач) составляют: осознание ценностей будущей профессии как личностно-значимых; перевод теоретических знаний на язык конкретных профессиональных ситуаций реального здравоохранения; принятие профессионального стиля деятельности и общения; развитие рефлексивного мышления. Образ Я-профессиональное, будучи особым ценностным образованием, переживаемым как неповторимая система представлений студента медицинского вуза о себе как о будущем враче, на основе которой он строит отношение к себе, профессиональному миру и другим людям в своей деятельности по сохранению  здоровья и жизни людей, является необходимым этапом на пути становления Образа профессионального  будущего.

Образ профессионального будущего у студентов медицинского вуза - это результат  представлений о выбранной профессии и ценностного отношения к ней. Он определяется характером развития общего и профессионального самосознания личности, сформированностью Образа Я-профессиональное. Образ профессионального будущего непосредственно связан с обобщенным Образом мира будущей профессии врача, поскольку одним из важнейших условий успешного вхождения студента медицинского вуза в профессию является активное становление Образа мира будущей профессии, расставляющего акценты значимости в мире ценностей, отношений, предметов и явлений. По мере динамики профессионального развития личности будущего специалиста в области медицины изменяется Образ его профессионального будущего в ходе освоения профессии и реального приобщения к ней.

Проведенное нами исследование позволяет заключить, что Образ профессионального будущего у студентов медицинского вуза - это интегративное, профессионально-личностное образование, самопроектируемое в процессе профессионального развития личности при подготовке в профильном вузе и характеризующееся совокупностью ценностных представлений о будущей профессиональной деятельности на основе наличия медико-биологических и клинических знаний, практических умений и навыков профилактики заболеваний, сохранения жизни и восстановления здоровья людей, рефлексии [2].

Становление целостного Образа профессионального будущего у студентов медицинского вуза - это педагогически управляемый процесс обогащения ценностных представлений о медицинской профессии при восхождении от Образа мира будущей профессии через Образ Я-профессиональное  к Образу профессионального будущего на основе присвоения ценностей врачебной деятельности, аккумулирования медико-биологических и клинических знаний, совершенствования  практических умений и навыков по сохранению жизни и здоровья человека, осуществляемый в ходе профессионального развития. Научный анализ теоретических источников позволил охарактеризовать педагогическую сущность  становления Образа профессионального будущего у студентов медицинского вуза как управляемый  процесс профессионально-ориентированного развития личности будущего специалиста в области медицины, основанный на ценностях гуманистической педагогики.

Становление Образа профессионального будущего у студентов медицинского вуза обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий, реализуемых в образовательном пространстве ОрГМУ.

1. Внедрение симуляционных технологий, имитирующих медико-ориентированные функции, что способствует мобилизации профессиональных знаний студентов, освоению мануальных и лечебно-тактических умений и навыков по сохранению жизни и здоровья человека, выработке профессионального стиля деятельности, мотивационно-ценностному отношению к профессии. Реализация данного условия осуществлялась через использование тренажерного, симуляционного  и фантомного обучения в сочетании с приемами гуманитарных (кейс-стади, деловая игра) и информационных (виртуальная клиника) технологий, технологии «стандартизированный больной» (simulated patient). Работа с симуляторами и фантомами позволила студентам в квазипрофессиональной ситуации осваивать и отрабатывать практические профессиональные навыки  по оказанию медицинской  помощи пациентам и взаимодействию  с  ними в различных клинических ситуациях. Сочетание симуляционных и гуманитарных технологий, направленных на решение комплекса профессионально-ориентированных ситуаций  (истории болезней, описания различных клинических случаев и патологий), овладение навыками практической работы с выбором форм и способов профессиональных действий  при реализации клинических сценариев по терапии, педиатрии и общему уходу за больными способствовало расширению общего и профессионального кругозора студентов в области медицинской науки, обогащению Образа  мира будущей профессии, развитию позитивных убеждений в необходимости  дальнейшего получения широкого спектра медицинских знаний, совершенствования практических умений и навыков сохранения здоровья и жизни пациентов.

2. Расширение профессиональной аксиосферы будущего специалиста медицинского профиля в ходе его участия в волонтерском движении, способствующем формированию у студентов активной жизненной позиции, воспитанию профессионально значимых  качеств врача, нравственной отзывчивости и обогащению социального опыта. Данное условие подразумевает включение студентов в социально и общественно значимые виды профессионально-ориентированной деятельности в лечебных и образовательных учреждениях города и области  на добровольных началах. Студенты принимали участие в акции «Дарю  сердце ребенку» в детских клиниках, организации досуговых групп для пациентов психиатрической больницы, в работе Реабилитационного клуба для амбулаторных и стационарных больных, организации «Дня донора», осуществлении профориентационной работы в школах области с привлечением  школьников  к участию в музейных  круглых столах  «О прошлом для будущего», где учащиеся школ и студенты знакомились с жизнью  и профессиональной деятельностью выдающихся сотрудников ОрГМУ: хирурга А.С. Альтшуля, анатома И.И. Косицина, терапевта В.А. Симагиной). Итогом реализации второго педагогического условия стало обогащение Образа  Я-профессиональное (будущий врач) посредством формирования у студентов чувства сопричастности к корпоративной профессиональной культуре медицинского сообщества, гордости за выбранную  профессию и ценностного отношения к ней, осознание студентами ответственности за жизнь и здоровье пациентов, развитие навыков творческого подхода к профессиональной деятельности.

3. Реализация поэтапного включения студентов в перспективные медицинские научные исследования, стимулирующие академическую  мобильность посредством участия в работе студенческого научного общества (СНО), всероссийских и международных научных конференций и форумов; предметных олимпиадах; публикация результатов исследований в научных изданиях, что создает атмосферу успешности,  воспитывает ценностное отношение к познанию в ходе самостоятельного решения компетентностно-ориентированных задач образовательного и профессионального характера, способствует становлению аксиологических доминант и развитию профессиональной культуры будущего специалиста в области медицины, содействуя его академической мобильности. В ходе реализации педагогического условия осуществлялось активное привлечение студентов к учебно- и научно-исследовательской работе, участию в научно-практических конференциях разного уровня, подготовке публикаций в научных студенческих сборниках, изучению научной медицинской литературы (по различным аспектам медицины), работе с медицинской терминологией (реферативная работа), участию в  конкурсе эссе на английском языке: «My future profession» и предметных олимпиадах. Большое значение для осознания студентами медицинского вуза значимости исследовательской деятельности в их профессиональном становлении имело участие в мастер-классах известных врачей-исследователей г. Оренбурга: А. В. Аксёнова,  И.В. Зорина, К.М. Иванова, В.А.Чернова.

Таким образом, особенности врачебной деятельности, обусловленной повышенной степенью  ответственности за жизнь и здоровье пациентов, определяют специфику становления Образа профессионального будущего, который мы рассматриваем как   управляемый  процесс восхождения от Образа мира будущей профессии через Образ Я-профессиональное (будущий врач) к Образу профессионального будущего в ходе профессионального развития  личности будущего специалиста в области медицины.

Так, на этапе становления Образа мира будущей профессии врача происходит присвоение студентом ценностей профессионального медицинского сообщества, что способствует   формированию ценностного отношения к будущей профессии и профессиональной деятельности. Этап становления Образа Я-профессиональное (будущий врач) подразумевает преобразование личности будущего специалиста в области медицины  на основе присвоенных профессиональных ценностей и осознания их личностно значимыми. Третий этап - прогнозирование, целеполагание и проектирование профессионального будущего - обеспечивает формирование Образа профессионального будущего. На этом этапе происходит систематизация и выстраивание иерархии собственной шкалы ценностей, формируется жизненная перспектива. Образ профессионального будущего у студентов медицинского вуза становится ядром в развитии индивидуального профессионального поля личности будущего специалиста в области медицины и представляет завершающую фазу ориентации личности в мире ценностей.

Исследование процесса становления Образа профессионального будущего у студентов медицинского вуза как педагогического явления позволяет определить его как педагогически управляемый процесс обогащения ценностных представлений о медицинской профессии при восхождении от Образа мира будущей профессии через Образ Я-профессиональное  к Образу профессионального будущего на основе присвоения ценностей врачебной деятельности, аккумулирования медико-биологических и клинических знаний, совершенствования  практических умений и навыков по сохранению жизни и здоровья человека. В Образе профессионального будущего у студентов медицинского вуза находят свое отражение представления о ценностях врачебной деятельности и врачебного сообщества, развитие ценностных ориентаций будущего врача; владение профессионально ориентированными знаниями относительно деятельности по сохранению здоровья  и жизни пациентов; знания о личности врача-профессионала, профессионально значимых качествах, профессиональных мотивах  и намерениях; наличие практических умений и навыков по оказанию профилактической, диагностической и лечебной помощи; владение рефлексивными умениями.

Рецензенты:

Бухарина Т.Л., д.п.н., профессор, ведущий научный сотрудник Института Клеточного и Внутриклеточного Симбиоза Уральского Отделения Российской Академии Наук, г. Оренбург;

Каргапольцева Н.А., д.п.н., профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.