Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODERN TRENDS OF MODERNIZATION AND RESOURCING REGIONAL EDUCATIONAL COMPLEX

Khutov R.M. 1 Khapantseva R.D. 1 Abdokova L.Z. 1
1 FGBO VPO «North-Caucasian state humanitarian-technological Academy»
The purpose of this article is to study the content and forms of socio-economic components of the education sector of the Karachay-Cherkess Republic in General and certain types of educational institutions in particular. The scale and mnogopartijnosti changes in the content and structure of education, the necessity of creation of system of monitoring of labour market needs for graduates, optimization of the structure and scope of their training, the effectiveness of the use of a plurality of sources of resource support, the formation of scientific and industrial infrastructure of secondary and higher schools of Russia require a radical change in regional policy, the new relationship between Federal and sub-state authorities, state education authorities and educational institutions. Simultaneously with the development of independence (autonomy) of educational institutions, there is an urgent need for concerted action in the framework of the educational system at the regional level, the need for the formation of regional system of education as a subject interacting with public authorities and to all socio-economic complex of the region and with the Federal authorities, the national education system and national economic complex of Russia.
resources
labor market
school-based management
human capital
the economization of education
market transformation

Необходимость принятия серьезных и безотлагательных мер по поддержке и обновлению системы образования в настоящее время понимается и принимается практически всеми без исключения слоями общества. В то же время существуют различные точки зрения по вопросу о направлениях, характере и темпах, необходимых для этого действий. В связи с этим считается целесообразным представить результаты предварительного анализа законодательных и нормативных актов в сфере образования и разъяснить основные положения направлений деятельности в области модернизации образовательной отрасли, прежде всего в части социально-экономического обеспечения:  как реализуемых в настоящее время, так и планов на ближайшую перспективу. При этом в планировании и анализе деятельности по реализации планов поддержки и обновления образования следует исходить из того, что любая модернизация в системе образования должна основываться на принципе планирования и проведения экспериментов, подготовки и принятия по их итогам окончательных решений по выбору тех или иных вариантов реализаций новых либо модификаций существующих механизмов, процедур и методик при активном участии профессиональных сообществ в режиме открытого диалога со всеми заинтересованными сторонами.

Процессы рыночной трансформации и экономизации образования вывели понятие «экономика образования» на качественно новый уровень, наполнив его современным смыслом и содержанием. Экономика образования является важнейшим наряду с самим образовательным процессом объектом государственного, регионального, муниципального и внутришкольного регулирования. Экономика образования - это одна из наиболее трудных и недостаточно разработанных областей экономической науки. На первый взгляд, образование - это чисто затратная сфера, поддерживаемая за счет части доходов общества.

С учетом сегодняшних реалий управленческая инициатива и активизация процессов реформирования и обновления образовательной отрасли должны исходить из недр самой отрасли. Речь идет о первичном уровне управления образованием, или внутришкольном менеджменте. В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиции науки управления, придать ему строгий, научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных, экономических процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.

В современных условиях качество материального обеспечения в первую очередь зависит от эффективного внутришкольного менеджмента, а также государственного (внешнего) менеджмента. В связи с этим сегодня остро стоит проблема подготовки специалистов-менеджеров для эффективного управления социальными системами. Это прежде всего задача высшей и средней профессиональной школы, и здесь есть ряд проблемных вопросов.

Каждый из видов ресурсов «протекает» через вуз, меняясь во времени и взаимодействуя друг с другом. Отдельный вид ресурса - это локальный объект для управления. Его необходимо вовлечь в деятельность вуза, контролировать через параметры текущего состояния, направлять в динамике развития. Комплекс ресурсов в целом требуется координировать и согласовывать.

Основные цели развития образовательного комплекса определены в соответствии с социальными приоритетами политики государства и Правительства Карачаево-Черкесской Республики:

  • удовлетворение потребности населения в получении доступного и качественного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и профессионального образования;
  • обеспечение социально-правовой защиты обучающихся и воспитанников, профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
  • сохранение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников;
  • развитие системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи; усиление воспитательного потенциала образовательных организаций;
  • обеспечение образовательного комплекса республики высококвалифицированными педагогическими кадрами, развитие педагогического потенциала;
  • удовлетворение потребности регионального рынка труда в высококвалифицированных кадрах рабочих и специалистов;
  • создание безопасных условий образовательной деятельности;
  • повышение экономической эффективности образования.

Образовательный комплекс Карачаево-Черкесской Республики включает в себя 370 образовательных организаций практически всех организационно-правовых форм, типов и видов.

Всеми формами обучения и воспитания охвачено более 109 тыс. человек республики. В образовательном комплексе республики функционируют:

  • 175 муниципальных общеобразовательных организаций;
  • 3 республиканские общеобразовательные организации;
  • 3 специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов;
  • 2 частные школы;
  • 1 детский дом;
  • 18 организаций среднего профессионального образования, в том числе 10 подведомственных Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики.
  • 11 учреждений высшего профессионального образования, из них 2 федерального подчинения, 8 филиалов образовательных учреждений других субъектов Российской Федерации, 1 религиозная организация (духовное образовательное учреждение) «Карачаево-Черкесский исламский институт им. имама Абу-Ханифа»;
  • 39 организаций дополнительного образования детей, в том числе 3 подведомственные Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики.

В системе образования Карачаево-Черкесской Республики занято 7125 учителей, преподавателей, инженерно-педагогических и научных работников. Достижения педагогов Карачаево-Черкесской Республики постоянно отмечаются отраслевыми и государственными наградами. За 2012-2014 гг. 72 педагогам было присвоено высокое звание «Заслуженный учитель Карачаево-Черкесской Республики». Только за последние четыре года 258 педагогических работников Карачаево-Черкесской Республики были награждены ведомственными наградами Министерства образования и науки Российской Федерации, более 600 педагогических работников Карачаево-Черкесской Республики удостоены различных поощрений Правительством Карачаево-Черкесской Республики и Президиумом Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.

С целью стимулирования развития педагогических кадров необходимо формирование эффективного рынка педагогического труда. Это предполагает развитие конкурсных механизмов занятия должностей; создание доступных для потребителя специализированных банков данных по рынкам вакансий и предложений. Необходимо выделять средства на поддержку территориальной и академической мобильности преподавателей. В целях привлечения в образование молодых педагогов и мастеров производственного обучения следует предусмотреть возможность отсрочки от призыва в армию на время работы в учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию. Требуется обновление корпуса администраторов и менеджеров в сфере образования, создание эффективной системы их подготовки и переподготовки на базе экономических и педагогических университетов.

В рамках реализации Национального приоритетного проекта «Образование» в части поддержки талантливой молодежи в возрасте от 14 до 25 лет за последние три года Гранд Президента Российской Федерации в размере 30 тыс. рублей получили 23 человека.

За последние три года более 2500 одаренных детей и подростков приняли участие в 400 международных, всероссийских, окружных и республиканских конкурсных мероприятиях.

Наиболее актуальным является вопрос трудоустройства выпускников организаций профессионального образования. В целях обеспечения занятости нетрудоустроенных выпускников, а также обеспечения кадровой потребности экономики республики Министерство образования и науки КЧР ведет работу по основным направлениям:

  • усиление взаимодействия с работодателями по реализации договоров и выполнению заявок в вопросах прохождения практики, трудоустройства и закрепления выпускников образовательных учреждений профессионального образования;
  • создание необходимых условий для переобучения выпускников на ускоренных курсах подготовки и переподготовки по профессиям и специальностям, востребованным на региональном рынке труда, на базе государственных образовательных учреждений профессионального образования.

Во исполнение п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и согласно «Дорожной карте» был создан многофункциональный Центр прикладных квалификаций «Интеграл» как структурное подразделение на базе Карачаево-Черкесской республиканской государственной бюджетной профессиональной образовательной организации «Многопрофильный технологический колледж» по адресу: г. Черкесск, ул. Ставропольская, 117. В соответствии с положением об МЦПК заключены договоры о взаимодействии МЦПК с предприятиями и организациями, где учитываются взаимный интерес и положительная динамика сторон по подготовке необходимых специалистов, квалифицированных рабочих для различных отраслей производства всех форм собственности.

Согласно плану действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг., утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г. № 1507-р в Российской Федерации предусматривается поэтапное введение федеральных государственных образовательных стандартов по установленным срокам.

В Карачаево-Черкесской Республике образовательная сеть позволяет предоставлять современное качественное образование детям, а также обеспечение предоставленного права на образование в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 

Для обеспечения реализации общеобразовательных программ в Карачаево-Черкесской Республике  функционирует 179 общеобразовательных учреждений, из них: 174 общеобразовательных  школы (начальных - 7, основные -15, средние - 135, гимназии - 12, лицеи - 5).

Для повышения качества образования в республике приняты и реализуются региональная программа модернизация системы общего образования в Карачаево-Черкесской Республике, которая направлена на повышение качества образования путем создания современных условий образовательного процесса и повышения эффективности учительского труда, постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24.02.2012 г. № 75 «О комплексе мер по модернизации системы общего образования Карачаево-Черкесской Республике в 2012 году» и от 13.03.2013 г. № 70 «О комплексе мер по модернизации системы общего образования Карачаево-Черкесской Республике в 2013 году и на период до 2020 года».                           

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 г. № 436 «О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования» бюджету Карачаево-Черкесской Республики из федерального бюджета выделялась субсидия на софинансирование расходных обязательств, возникающих при реализации комплекса мер по модернизации общего образования республики, которая включает приобретение учебного оборудования и пополнение фондов школьных библиотек.

Для обеспечения комплекса мер по модернизации общего образования Правительством Карачаево-Черкесской Республики заключено соглашение с Министерством образования Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики на условиях софинансирования.

В 2013 г. средства программы модернизации согласно соглашению с Министерством образования и науки Российской Федерации о  выделений субсидий из федерального бюджета должны выделяться в 2 этапа - до 08.04.2013 г. и до 25.07.2013 г. Фактически первый транш поступил в республику 10.04.2013 г. и 20.05 2013 г., второй транш поступил 20.08.2013 г. и  09.09.2013 г., т.е. с нарушением установленного срока.

Средства на приобретение учебников из республиканского и местных бюджетов в 2012-2013 гг. не выделялись.

В 2012-2013 гг. Министерством образования и науки Карачаево-Черкесской Республики выделено муниципальным образованиям на пополнение библиотечных фондов в рамках программы модернизации образования бюджетных средств в сумме 37 375,6 тыс. рублей, в том числе: в 2012 г. в сумме 11 622,0 тыс. рублей, в 2013 г. в сумме 25 753,6 тыс. рублей, которые муниципальными районами  освоены в полном объеме.

Отдельными муниципальными образовательными учреждениями для приобретения учебников в 2012-2013 гг. направлена часть субвенции на реализацию общеобразовательных программ в сумме 6655,3 тыс. рублей, в том числе: муниципальное образование г. Черкесска 2092,5 тыс. рублей, Усть-Джегутинский муниципальный район 693,7 тыс. рублей, Зеленчукский муниципальный район 413,3 тыс. рублей; Абазинский муниципальный район 468,1 тыс. рублей, Хабезский муниципальный район 1274,1 тыс. рублей,  Прикубанский муниципальный район 1400,2 тыс. рублей, г. Карачаевск 83,0 тыс. рублей, Урупский муниципальный район 230,4 тыс. рублей.

Министерством образования и науки Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с пунктом 2.3.3 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республике следует обеспечить долю школьников (по ступеням общего образования), обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников к 3-му кварталу 2013 г. и довести его до 33,9 % (значение показателя результативности использования субсидии).

По результатам проверок установлено, что в целом по республике фактическая доля школьников (по ступеням общего образования), обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности учащихся к 3-му кварталу 2013 г.  составила 43,9 %, что свидетельствует о результативности использования выделенных субсидий.

Вложения в человеческий капитал являются самыми эффективными, а качество человеческого потенциала есть важнейший фактор экономического прогресса и уровня социально-экономического развития страны. Если выстроить все страны мира по уровню экономического развития и классифицировать их по рейтингу индекса человеческого развития, то мы увидим, что они будут находиться в прямой зависимости от качества человеческого потенциала. Причем и темпы научно-технического прогресса, уровень организации, культуры и производительности труда - это производные от человеческого капитала.

Важным направлением ресурсообеспечения образовательной отрасли является научное, информационное и инновационное обеспечение и сопровождение образовательной деятельности и программных документов, касающихся перспектив и прогнозов развития образования.

Основные усилия сегодня должны быть сконцентрированы в направлении жесткого ресурсосбережения, рационализации расходования средств, повышения ответственности за эффективное использование ресурсов, наращивание кадрового потенциала, усиление роли инновационного ресурса за счет прогрессивных технологий обучения и форм сопровождения образовательного процесса.

Рецензенты:

Психомахов Х. М. д.э.н., профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг», СевКавГГТА, г. Черкесск;

Топсахалова Ф.М.-Г. д.э.н., профессор Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Черкесск.