Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE ROLE OF ACTIVE METHODS IN THE PROCESS OF THE CORPORATE CULTURE FORMATION OF THE STUDENT COMMUNITY

Chizhikova E.S. 1
1 Branch of FSBEI HPO "Tyumen State Oil-Gas University"
The actual problem of the corporate culture formation in the student community in the university, as well as the impact of active and interactive methods of an education and teaching on this formation process is discussed. Despite the growing amount of researches, dedicated to different methods of the corporate culture formation, it is the role of active and interactive methods of a teaching (such as trainings, professional simulations, case-method etc.) in a development of personal qualities of students, essential for a corporate culture interiorization, which is understudied. Comparative analysis of technologies of a conversation mutual help, contextual teaching, and game technologies shows the impact on data of personal-effective criterion of students’ corporate culture development. They learn to work out managerial and professional decisions, to seek an ultimate solution, sociability, creativity etc. Experimental hypothesis testing of the impact of active and interactive forms and methods of the teaching on the corporate culture formation was performed at the premises of the branch FSBEI HPO “Tyumen State Oil-Gas University” in Tobolsk. Positive dynamics of changes of a students’ corporate culture development provides clear evidence of a significant role of active, interactive and contextual methods of the education and the teaching in the process of the corporate culture formation in the student community.
corporate cultur
active methods of an education
interactive methods of a teaching
trainings
case-method
В настоящее время вопрос формирования корпоративной культуры вызывает большой интерес у исследователей не только в менеджменте и социологии, но и в педагогике. Такое отношение к данной проблеме обусловлено влиянием, которое оказывает корпоративная культура студенческого сообщества на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, а также таких личностных качеств обучающихся (коммуникабельность, коммуникативность,  культура общения, кооперация и другие), которые необходимы для интериоризации корпоративной культуры современных компаний.

Для эффективного формирования корпоративной культуры студенческого сообщества в образовательном процессе предусматривается использование таких форм, методов и технологий, применяемых в учреждениях высшего образования, которые должны быть ориентированы на личность будущего специалиста, на развитие его социально-профессиональных качеств, активности и креативности. К таким методам относят: активное, интерактивное и контекстное обучение.

В результате исследования педагогической литературы было проведено сравнение педагогических технологий по их сущности и влиянию на личностные качества, являющиеся показателями корпоративной культуры студентов. Данные приведены в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика технологий и их влияния на показатели личностно-результативного критерия сформированности корпоративной культуры студентов

Технология

Сущность

Личностные качества студентов

Технология диалоговой взаимопомощи

[4]

В процессе межличностного диалога осуществляется самооткровение личности, которое побуждает студентов искать различные способы выражения своих мыслей.

Социальная активность, коммуникативность, способность ориентации в любой ситуации.

Технология контекстного обучения

[2]

Моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности, применение активных методов

Конкурентоспособность, навыки решения социально - профессиональных задач, умение работать в команде

Игровые

технологии

[8]

 

 

Самостоятельная познавательная деятельность, которая направлена на поиск, обработку и усвоение учебной информации и содержащая компонент условности

Социальная активность, коммуникативность, креативность, готовность к новому, умение работать в команде

Теория и практика применения диалоговых технологий отражена в работах: Л.В. Загрековой [4] и др. Эти технологии связаны с созданием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества на уровне «педагог-студент», «студент-студент».

Теория и практика использования технологий контекстного обучения нашла свое отражение в научных работах А.А. Вербицкого [2], В.А. Сластенина [7] и др.

В контекстной технологии, согласно В.А. Сластенина, основной упор делается на формирование профессиональной мотивации развития личности. Основной единицей содержания контекстного обучения является проблемная ситуация, которая предполагает включение продуктивного мышления студента. При этом большое значение отводится таким методам обучения, которые соответствуют естественным формам организации поведения людей: дискуссия, проблемный семинар, тренинг.

Теория и практика использования тренинговых технологий нашла свое отражение в трудах А.К. Быкова [1], Э.Ф. Зеера [5] и др. В целях формирования корпоративной культуры тренинги использовались как в учебной, так и во внеучебной деятельности, например, при обучении студенческого актива ВУЗа.

Тренинги - это интенсивные обучающие занятия, которые направлены на создание, развитие и систематизацию определенных навыков, необходимых для выполнения конкретных задач, а также на усиление мотивации личности [10, с.6]

Основным отличием тренинга от традиционных форм обучения является активность самих обучающихся. При этом внимание акцентируется не на усвоении теоретических знаний, а на овладении и закреплении практических навыков.

Кроме обучения тренинги используются для решения таких задач, как: повышение мотивации; разрешение конфликтов; поиск новых идей; диагностика проблем в коллективе; формирование и изменения корпоративной культуры. С помощью тренингов пассивное отношение кураторов  и зависимое положение студентов может смениться повышением ответственности и активности в этих сообществах.

В процессе тренинговых занятий каждый (студент или преподаватель) может почувствовать себя в роли подчиненного. Именно такая разница может привести к положительным изменениям в сообществе, и, в конечном счете, к созданию в ВУЗе теплой творческой атмосферы.

В процессе формирования корпоративной культуры могут применяться такие тренинговые технологии как: «Прокси-тренинг», «Стори-тренинг», «Гоупп-баддинг»,  направленные на коррекцию мотивации, ценностей и установок, тренинги командообразования Teambuilding и эффективной коммуникации Storytelling, «Тренинг-сплочение», направленный на привитие корпоративных ценностей, сплочения, взаимодействия в команде [9].

Игровое обучение является частным случаем использования активных методов обучения. Например, В.А. Сластенин подразделяет методы активного обучения на неимитационные и имитационные [7, с.277] (табл. 2).

Таблица 2

Методы активного обучения

Неимитационные методы

Имитационные методы

Неигровые

Игровые

Проблемная лекция

Круглый стол

Лекция-конференция

Программированное обучение

Выездные занятия с тематической дискуссией

Групповая консультация

Олимпиада

Ситуационные решения

Решение отдельных задач

Обсуждение разработанных вариантов

Проведение семинара

Индивидуальный тренажер

Многовариантный выбор оптимального решения

«Мозговая атака»

Деловые игры

Разыгрывание ролей

Игровое проектирование индивидуального технологического процесса

Из имитационных активных методов наибольшее распространение получили игровые. Преимущество деловых игр состоит в том, что взяв на себя ту или иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем их интересы могут не совпадать. В результате возникает конфликтная ситуация, которая сопровождается естественной эмоциональной напряженностью, что создает повышенный интерес к игре. Это требует от участников таких качеств, как общая эрудированность, оперативность, коммуникативность, инициативность, активность.

Деловая игра возникла как управленческая имитационная игра, в ходе которой участники, имитируя деятельность того или иного служебного лица, на основе анализа данной ситуации принимают решения. Она развивает такие умения у участников, как: анализ конкретных ситуаций и принятие решения; творческое мышление (способность увидеть и сформулировать проблему, оценить ситуацию, выдвинуть варианты решения, выбрать оптимальный вариант); профессиональные умения.

Потенциал деловых игр нужно использовать для решения задач формирования у обучающихся таких личностных качеств, как коммуникабельность, умение взаимодействовать, солидарность, умение устанавливать контакты. Ресурс деловой игры заключается в том, что она позволяет затрагивать широкий круг целей и задач, касающихся развития корпоративной культуры. Уникальность деловой игры как метода состоит в том, что она может разрабатываться под любую задачу, обращаясь к любым понятиям, в том числе таким, как ценности компании.

С целью формирования корпоративной культуры обучающихся можно  использовать также совокупные методы обучения и воспитания (табл. 3).

Таблица 3

Влияние совокупных методов на формирование у студентов корпоративной культуры

Методы

Сущность

Личностные показатели корпоративной культуры студентов

Метод case-study

Глубокое и детальное исследование реальной ситуации

Умение вырабатывать управленческие и профессиональные решения, находить оптимальное решение

Дискуссии

Обмен мнениями по проблеме в соответствии с определенными правилами

Коммуникативность, креативность

Теория и практика использования совокупных методов нашла отражение в работах А.А. Вербицкого [2], А.П. Панфиловой [6] и др.

 Одним из таких методов является кейс-метод. Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case - случай, ситуация) - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (решение кейсов).

Непосредственная цель метода case-study - совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию (case), которая возникает при конкретном положении дел, выработать практическое решение, оценить предложенные алгоритмы и выбрать лучший в контексте поставленной проблемы.

Сase - пример, взятый из реальной жизни, представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

Организация обсуждения кейсов основывается на двух методах: открытая дискуссия или презентация. Дискуссия занимает центральное место в методе сase-study. Особое место в организации дискуссии при обсуждении и анализе кейса принадлежит использованию метода генерации идей, получившего название «мозговой атаки» или «мозгового штурма» [3]. В процессе обучения «мозговая атака» выступает в качестве важнейшего средства развития творческой активности обучающихся. 

Презентация, или представление результатов анализа кейса, выступает очень важным аспектом метода сase-study. Умение публично представить интеллектуальный продукт, хорошо его  рекламировать, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять под шквалом критики, является очень ценным интегральным качеством современного специалиста. Презентация оттачивает многие глубинные качества личности: волю, убеждённость, целенаправленность, достоинство и т.п.; она вырабатывает навыки публичного общения, формирования своего собственного имиджа, что очень важно для трансляции корпоративной культуры.

В процессе формирования корпоративной культуры студенческого сообщества филиала ТюмГНГу в г. Тобольск использовались рассмотренные выше активные и интерактивные методы и формы, как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности.

В результате была получена положительная динамика изменения показателей корпоративной культуры (табл. 4).

Таблица 4

Динамика уровней сформированности показателей корпоративной культуры

Показатели личностно-результативного критерия сформированности корпоративной

культуры

Констатирующий этап

Контрольно-преобразующий этап

уровень

уровень

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

Коммуникабельность

36%

46%

18%

5%

50%

45%

Самоконтроль в общении

73%

17%

10%

3%

49%

48%

Коммуникативность

60%

30%

10%

8%

45%

47%

Социальная эмпатия

65%

23%

12%

10%

46%

44%

Уважение к социальным нормам и этическим требованиям

48%

28%

24%

7%

58%

35%

Организаторские способности

51%

27%

22%

9%

51%

40%

Умения организации деятельности в нестандартных ситуациях

62%

24%

14%

10%

56%

34%

Креативность

42%

43%

15%

8%

48%

44%

Уровень знаний о корпоративной культуре

45%

39%

15%

11%

51%

38%

Уровень признания значимости корпоративной культуры

53%

30%

17%

5%

47%

48%

Средние показатели

53,5%

30,7%

15,8%

7,6%

50,1%

42,3%

В табл. 5 представлена динамика, наглядно иллюстрирующая изменение уровней показателей корпоративной культуры студентов.

Таблица 5

Динамика изменения уровней сформированности корпоративной культуры студенческого сообщества

Уровни сформированности корпоративной культуры студенческого сообщества

Количество студентов (%)

Констатирующий этап эксперимента

Контрольно-преобразующий этап эксперимента

Высокий

0,0

38,7

Средний

24,5

52,4

Низкий

75,5

8,9

Таким образом, использование в профессиональном обучении активных, интерактивных и контекстных методов вместе с традиционными, позволяет создать условия, которые способствуют формированию в студенческом сообществе корпоративной культуры, а также личностных качеств студентов: коммуникабельность, активность, креативность, культура общения и речи и другие, являющиеся показателями их корпоративной культуры.

Рецензенты:

Галина И.Е., д.п.н., заведующий кафедрой химии и химической технологии филиала ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет» , г. Тобольск;

Мехришвили Л.Л, д.соц.н., доцент, профессор кафедры социологии ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.