Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STATE SUPPORT AND PROFITABILITY AGRICULTURE REGION NEW CONDITIONS

Magomedov A.M. 1
1 Dagestan State Institute of National Economy
In modern conditions agricultural organizations must address economic efficiency and growth of capital turnover, optimization of business processes, as well as building an effective supply chain in order to achieve break-even and improve profitability regardless of the size of state. The article deals with improving the system of state support for agriculture in the conditions of our country´s membership in the WTO. Investigate the specificity of risks in agriculture due to geopolitical events. Tendencies of the development of agriculture of Dagestan and an analysis of the profitability of the industry. Lack of profitability of farmers increases the possibility of the appearance of various kinds of risks, expands and enhances the efficient functioning of the problems of AIC and its main industries – agriculture at all levels of management. The main part of agricultural products produced in households. Potential of agriculture in the region is not used to the full. One of the main reasons for this state is the lack of infrastructure and agribusiness in the region, primarily of industrial processing. In the article the measures to increase state aid for the development of rural infrastructure, research, training, regional aid, etc.
agricultural production
profitability
government support
Republic of Dagestan
industrial processing
infrastructure
agriculture
transport and logistics system
В 2013 году в российской экономике произошло существенное замедление темпов роста. В связи с этим многие аграрии отмечают задержки в получении субсидий из федерального и региональных бюджетов. Состояние отечественной экономики в 2014 г. в связи с «санкционной войной» и снижением курса рубля можно также называть кризисной,  что естественно приведет к дальнейшему сокращению государственной помощи отрасли. В этой ситуации сельскохозяйственные организации должны продолжать решать проблемы роста эффективности хозяйствования и оборачиваемости капитала, оптимизации бизнес-процессов, а также выстраивания эффективных логистических цепочек «поле-прилавок» с тем, чтобы добиваться безубыточности и повысить рентабельность производства независимо от объемов господдержки.

Общий объем государственной поддержки АПК России, заложенный в бюджет 2012 г., составил около 181 454 млн руб., что составляет примерно 5,6 млрд долл. США. Таким образом, данный объем государственной поддержки не обеспечивает максимально допустимый уровень поддержки сельского хозяйства. Очевидно, что нынешний уровень господдержки ограничивается исключительно бюджетными возможностями. Но вопрос сегодня не в том, что ВТО ограничивает объемы государственной поддержки мерами желтой корзины, а в том, что у нас не хватает средств на реализацию этой поддержки в полном объеме.

Для Республики Дагестан АПК является одним из крупных и важных секторов сферы экономики. Объем валовой продукции сельского хозяйства в действовавших ценах за 2005-2013 гг. вырос в 3 раза. На долю продукции животноводства в настоящее время приходится боле 57 %. Еще в 2010 г. продукция растениеводства и продукция животноводства составляли примерно равные доли в общем объеме продукции. За три года продукция животноводства выросла на 78,9 %, в то время как объем продукции растениеводства вырос лишь на 33,2 %.

Рост валовой продукции сельского хозяйства республики в стоимостном выражении произошел в основном за счет роста цен. При этом основная часть сельскохозяйственной продукции производится в хозяйствах населения. Потенциал АПК Республики Дагестан используется не  в полной мере [10]. Одной из основных причин  такого состояния является недостаточный уровень развития инфраструктуры АПК региона и, в первую очередь, системы промышленной переработки. Развитию перерабатывающей промышленности мешает мелкотоварность сельского хозяйства. Лишь 11,1 % всей продукции сельского хозяйства республики приходится на долю сельскохозяйственных организаций.

По результатам хозяйственной деятельностиза 2013 год из 653 предприятий сельскохозяйственных предприятий республики рентабельными являются 569 (87,1 %). Сальдированный финансовый результат составил 269,1 млн  руб. прибыли.  Уровень рентабельности (с учетом дотаций и компенсаций) предприятий сельского хозяйства республики составил 7,9 %. Согласно Республиканской программе рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) в 2013 г. должна была достичь 11 %.

В то же время производство по многим культурам в хозяйствах республики убыточно. В сельскохозяйственных организациях рентабельность производства и реализации в 2013 году зерна составила 10,6 %, подсолнечника - 3,8 %, винограда - 9,9 %, картофеля - 15,3 %, плодов - 6,3 %, мяса - 1,5 %, молока - 3,6 %, яиц - 66 %, шерсти - 12,1 %.

Таблица 1

Показатели рентабельности сельскохозяйственных предприятий РД*

 

2005

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Число сельскохозяйственных организаций

659

655

656

651

693

682

653

Удельный вес прибыльных предприятий %

58,0

73,4

67,0

67,6

80,0

67,0

87,1

Рентабельность от всей деятельности (с учетом дотаций и компенсаций) %

3,6

11,2

9,7

6,5

6,7

-6,8

7,9

Уровень субсидий в цене реализации

3,7

19,5

22,6

23,0

14,4

11,1

7,9

Рентабельность от всей деятельности (без учета дотаций и компенсаций) %

-0,1

-8,3

-12,9

-16,5

-7,7

-17,9

0

*- Составлено по данным http://mcxrd.ru/  [15].

Недостаточная доходность аграриев увеличивает возможность проявления различного рода рисков, расширяет и усиливает проблемы действенного функционирования АПК и его главной отрасли - сельского хозяйства на всех уровнях хозяйствования. Собственно из-за этого не реализует воспроизводственный потенциал в отрасли, и большая часть сельскохозяйственных товаропроизводителей не в состоянии применить достижения НТП для повышения эффективности и конкурентоспособности производимой ими продукции, осуществления технико-технологической модернизации отрасли.

Убыточность сельскохозяйственного производства во многом определяется высокой себестоимостью продукции, ее высокой материалоемкостью, а также низкой производительностью труда. Так, цены на технику, энергоносители, удобрения и прочие услуги для сельского хозяйства растут быстрее, чем реализационные цены на сельхозпродукцию. За 2005-2010 гг. цены на промышленные товары в республике выросли на 82 %, а на сельхозпродукцию - на 40 %. Лишь в последние годы наблюдается более быстрый рост цен сельхозпроизводителей, нежели цен производителей промышленных товаров.

В то же время наблюдается резкий разброс реализационных цен на продукцию. Так, цены на 1 кг мяса  живого веса скота и птицы колеблются от 17 до 100 руб. Отражая в отчетах убыточность, предприятия уходят от налогов или имеются хищения средств. Следует поставить вопрос о целесообразности государственной поддержки убыточных предприятий. Если в данном районе есть рентабельное аналогичное сельскохозяйственное производство, не лучше ли его развивать, чем финансировать убыточное хозяйство. 

Несмотря на финансовые трудности, во многих хозяйствах допускается отвлечение собственных средств в дебиторскую задолженность. Усугубляет положение и высокая задолженность по кредитам сельскохозяйственных организаций, в результате чего сельское хозяйство остается инвестиционно непривлекательным, не обеспечивается его расширенное воспроизводство. Одна треть всей пашни в Дагестане в принципе не обрабатывается. Поэтому назрела земельная реформа, которая определит крестьянина как истинного хозяина земли [8]. Тяжёлое финансовое положение отражается и на кадровом обеспечении сельскохозяйственного производства. В Дагестане один агроном приходится на три хозяйства, а один зоотехник на шесть хозяйств.

В силу названной выше специфики, развитию аграрной сферы необходима  государственная поддержка. По уровню государственной поддержки АПК наша страна намного отстает от развитых стран. Субсидии в странах ЕС достигают половины  стоимости товарной продукции фермеров. Расходы федерального бюджета на развитие сельского хозяйства на 1 руб. выручки в 2012 г. составили лишь 12,5 коп. По республике в 2012 г. сумма поддержки АПК из федерального и республиканского бюджетов составила 3259 млн руб., что в 5,3 раза больше чем в 2006 г. Однако относительно  выручки сельского хозяйства сумма господдержки ничтожно мала - 5 копеек на 1 рубль продукции.

На реализацию мероприятий Республиканской программы по плану на 2013 г. было предусмотрено 9 159,3 млн руб., в том числе из федерального бюджета - 5031,2 млн руб., из республиканского бюджета - 4128,1 млн руб., фактически выделено по состоянию на 1 января 2014 г. 3983,7 млн руб., в том числе из федерального бюджета - 2358,6 млн руб., из республиканского бюджета - 1 625,1 млн руб. или соответственно в процентах к программе 43,5 %, в том числе из федерального бюджета - 46,9 %, из республиканского бюджета - 39,4 % .

Меры государственной поддержки в сфере АПК следует обосновывать с помощью мультипликативного эффекта. По оценкам специалистов, государственные вложения в сельское хозяйство дают общий мультипликативный эффект, в 4-5 раз превышающий первоначальные вложения [16, с. 41].

Общая сумма государственной поддержки АПК Дагестана за период 2006-2012 годы составила 14350,9 млн руб. Основная часть субсидий на развитие АПК была направлена на растениеводство, что составляет более 5543 млн руб. На развитие виноградарства согласно ФЦП было направлено 1253,7 млрд руб. Виноградарство - это приоритетное направление развития сельского хозяйства Дагестана.

Развитие растениеводства сдерживается из-за сокращения орошаемых площадей. Значительная часть продукции сельского хозяйства республики  (около 80 %) производится на орошаемых землях. По причине засоления земель не используются 33,2 тыс. га, а из-за заиления и засорения оросительной и коллекторно-дренажной системы около 22 тыс. га орошаемых земель. Земли нуждаются в мелиоративном улучшении, ежегодных ремонтно-восстановительных работах на гидромелиоративных системах [8].  В этой связи выделение в 2013 г. значительной части суммы государственной поддержки (40 %) на развитие мелиорации оправдано. Однако фактически было освоено лишь чуть более пяти процентов выделенных средств, что крайне мало.

На развитие животноводства из федерального и республиканского бюджетов были за 2006-2012 гг. направлены средства на 3667, 7 млн руб. или 25,6 % всей суммы. Помимо этого отдельно выделены средства на поддержку семейных животноводческих ферм и молодых фермеров. Больше всего средств за этот период направлено на развитие овцеводства - 1131 млн руб. На поддержание молочного скотоводства израсходовано 688,5 млн руб.

Республика занимает первое место в России по количеству овец и коз - более 5 млн голов. Баранина занимает одну треть в общем потреблении мяса населения. Однако спросом пользуется лишь тонкорунная шерсть и низкие закупочные цены на шерсть сдерживают развитие овцеводства. В этой связи необходимы усилия по переориентации пород овец.

Что касается племенной поддержки животноводства, то она адресная и получают ее лишь те сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйствам по племенному животноводству, которые отвечают предъявляемым требованиям. Сумма субсидий на поддержку племенного дела в животноводстве республики за период 2006-2012 гг.  периоде составили 688,6 млн руб., а в 2013 г на эти цели были израсходованы бюджетные средства на 74,4 млн руб.

На поддержку пищевой и перерабатывающей промышленности за анализируемый период направлено чуть более одного процента от общей суммы.  В дальнейшем следует увеличить господдержку данного направления АПК как наиболее эффективного в мультипликативном отношении. Межу тем, на поддержку отдельных отраслей АПК республики в 2012 году было выделено из федерального и республиканского бюджетов 2516,9 млн руб., а для пищевой и перерабатывающей промышленности - лишь 90,9 млн руб., т.е. 3,6 % всей помощи, в т.ч. на приобретение техники всего лишь 39 млн руб.

 При острой нехватке средства должны быть направлены именно на самые важные участки. Из предусмотренных программой развития перерабатывающей промышленности РД субсидий из республиканского бюджета на покупку технологического оборудования планируют расходовать лишь 530,4 млн руб., а на пополнение оборотных средств - 873,4 млн руб. Перекос явно не в пользу технического перевооружения [5].

Значительную сумму финансируемых средств на господдержку АПК занимают  субсидии на возмещение процентных ставок по кредитам, полученным предприятиями АПК. За период 2006-2012 гг. были выданы субсидии на эти цели на общую сумму 1376 млн руб.

В 2012 году Дагестанским филиалом «Россельхозбанк» сельскохозяйственным товаропроизводителям выделены кредитные средства на общую сумму 2991,7 млн руб., в том числе инвестиционных -  370,7 млн руб.

Незначительные кредитные средства направляются на приобретение племенного скота (38,4 млн руб.), техники и технологическую модернизацию (73 млн руб.). Основная часть кредитных ресурсов - 2368,6 млн  руб. (около 80 %) идет на развитие малых форм хозяйствования. При этом немало случаев получения кредитов и субсидий гражданами, не занимающимися сельским хозяйством вообще. Высокая коррупционная составляющая в сумме господдержки АПК влияет на снижение эффективности финансовых потоков направляемых государством на развитие данной сферы.

Без качественного развития инфраструктуры села (дорожная сеть, транспорт, электроснабжение, газоснабжение и т.д.) не буде роста товарности продукции сельского хозяйства. Примерно одну треть средств направленных на поддержку АПК республики составляют средства, направляемые по ФЦП «Социальное развитие села». В рамках реализации данной программы в 2012 г. улучшили свои жилищные условия 329 семей участников программы, проложено 225,0 км распределительных газовых сетей  и 104,0 км локальныхводопроводов. Однако наиболее уязвимым элементом инфраструктуры села является дорожная сеть. На сегодня протяженность автомобильных дорог в Республике Дагестан составляет 26974,5 км, в том числе дороги с твердым покрытием общего пользования 19739,8,  а из них дороги твердого покрытия с улучшенным покрытие 9494, 8 км. Примерно лишь каждый третий километр дороги является асфальтированным. Доля автомобильных дорог общего пользования с усовершенствованным покрытием в протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования по республике составляет 48,1 %, это на 6,1 % ниже, чем по СКФО и на 17,7 %  ниже, чем в РФ [12]. Разумеется, бездорожье и  все плохие дороги приходятся на сельскую местность.

В логистической интеграции территорий и отраслей хозяйствования решающее значение имеет именно развитие транспортной подсистемы. «Транспорт нанизывает  на логистическую цепь места производства и потребления, склады хранения и распределения, грузополучателей и грузоотправителей» [13].

Таким образом, с целью совершенствования государственной поддержки агропромышленного комплекса региона необходимо:

- направить средства в сферы хозяйствования с большим мультипликативным эффектом, а именно - на развитие социальной и логистической инфраструктуры, в особенности, на развитие дорожной сети;

- необходимо увязать субсидирование АПК с налогообложением сельхозпроизводителей. Субсидии могут предоставляться как налоговые вычеты или вовсе не предоставляться тем сельхозпроизводителям, не увеличивающим налоговую базу;

- с помощью средств государственной поддержки следует стимулировать развитие вертикальной интеграции в АПК региона;

- государству следует расширить инновационную составляющую господдержки АПК, больше направлять средства на техническое перевооружение АПК, развитие племенного дела, приобретение элитных семян и саженцев;

- повысить качество целевых программ развития отраслей АПК, провести общественный мониторинг эффективности финансирования программных мероприятий и обеспечить открытость расходования средств господдержки.

Рецензенты:

Магомаев М. М., д.э.н., профессор кафедры «Экономика труда и управление персоналом» ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала;

Шахбанов Р. Б., д.э.н., профессор, зав. кафедрой бухгалтерского учета» ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала.