Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES SELF-AWARENESS FOR WOMEN-CLIENTS BEAUTY SALON

Sats E.A. 1 Slobodchikov I.M. 1
1 Ural State University named after the first President of Russia Boris Yeltsin
This paper presents a study of the personal characteristics of female clients beauty salons. The object of study: personal characteristics of women dissatisfied with their appearance. Objective: To identify and describe the personality traits of female clients. Subject of study: important components of personal constructs women. Hypothesis: Women who frequent beauty parlor are of particular perception of themselves. PURPOSE: To analyze the personality traits of female clients beauty salons, to determine the relationship between consciousness and the dependence of the number of visits to the salon. The theory research on the concept of Vygotsky. Methods: "self-determination test" (SA Budassi); "Diagnostic questionnaire aggression" Bass-Darky; "Spielberg questionnaire study of anxiety" and others. Conclusion: psychological personality traits: self-attitude, self-esteem, self-acceptance is characterized by psychological dependency female clients beauty salons.
anxiety
aggression
dependency
self-esteem
women clients beauty salons
Важной частью данного исследования является постановка проблемы выявления специфики личностных характеристик, а также личностных установок женщин недовольных собственной внешностью, и решающих данную проблему при помощи обращения к специалисту - косметологу. Фактически мы ведём речь о личностных предпосылках формирования специфической психологической, а в ряде случаев и физической зависимости от косметологических процедур.

В отечественной психологической науке проблемы, связанные с восприятием внешности исследованы в целом достаточно. Так в частности В.А. Лабунская, определяет внешность, как некоторую совокупность динамических, устойчивых и среднеустойчивых параметров самовыражения, которые организуются в пространственно-временные структуры и перестраиваются по ходу развития психофизиологических, социально-психологических и психологических компонентов структуры личности, которая включена в определенный социальный и культурный контекст [4]. Традиционно проблематика изучения внешности связывается с элементами «я-концепции» и динамики формирования я-образа, а также такими личностными параметрами как «самооценка», «самовосприятие», «самопринятие», «самосознание», «самоотношение» [1,5]. В этой связи, уместно сослаться на исследования И.С. Кона, В.В. Столина, И.И. Чесноковой, Н.В. Харламенковой, А.В. Сухарева, А.Ш. Тхостова и других психологов. В частности, как отмечает В.В. Столин, строение эмоционально-ценностного отношения одного человека к себе и к другому и, их представленность в самоотношении объясняется отмеченной Л.С. Выготским интериоризацией, переходом интерпсихических отношений в интрапсихическую сферу [6,3]. Также, ценностно-смысловое наполнение личностного самоотношения акцентируется многими авторами и рассматривается в качестве индикатора процесса самореализации, удовлетворения потребности в смысле жизни. Так С.Р. Пантелеев (1991), Е.Т. Соколова (1989) объединяют развитие отдельных компонентов системы самоотношения со степенью удовлетворения ведущих потребностей и мотивов. Отдельно необходимо отметить работы Л.И.Мостовой и соавторов (2005), Е.В. Орестовой (2000,2008), диссертационные исследования последних лет Ивановой К.В (2007,2009), Поляниной М.А. (2011), прямо посвящённые проблематике представлений о внешности в контексте переживания женщин разных возрастов.

Цель работы: выявить и описать личностные особенности женщин, неудовлетворённых собственной внешностью.

Объект исследования: личностные особенности женщин разного возраста, неудовлетворённых собственной внешностью.

Предмет исследования: значимые составляющие личностного конструкта женщин, неудовлетворённых собственной внешностью, а именно: особенности самовосприятия, самооценки и самоотношения, специфика проявления тревожности, а также предпосылки развития состояний психологической зависимости от косметологических процедур.

Гипотеза исследования: стабильная неудовлетворённость собственной внешностью (лицом) у женщин, мотивированных на постоянное посещение косметологических кабинетов является результатом ряда личностных особенностей и самовосприятия, носящий искажённый характер, а также нарушения элементов образа - я, в частности самопринятия , самоотношения, самопредъявления, самооценки.

Задачи исследования:

  1. Выявить, проанализировать и описать специфику психологических характеристик женщин, неудовлетворённых собственной внешностью.
  2. Определить роль и значение личностных характеристик в процессе формирования и развития состояний психологической зависимости от косметологических процедур, выявив, проанализировав и описав взаимосвязь между личностными особенностями и формированием элементов зависимости.

В основе теории исследования лежат положения концепции культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, в частности тезис об интериоризации, представления о сущности психологических переживаний. В контексте исследования анализировались работы в области исследования психологической природы переживаний Ф.Е. Василюк, И.М. Слободчикова, предпосылок развития личностной тревожности, аутоагрессии, нарушений самоотношения и самопринятия В.А. Лабунской, Н.В. Харламенковой, В.В. Столина, И.И. Чесноковой, А.В.Сухарева, А.Ш. Тхостова, А.М.Прихожан и других ученых. Большое значение для настоящего исследования имели отечественные теоретические и практические разработки в области исследования личностных предпосылок дисморфофобии Л.И. Мостовой, Е.В. Орестова, К.В. Иванова, М.А. Полянина и др.

Методы исследования. Для решения поставленных задач, в данной работе были использованы следующие методы, позволяющие исследовать уровень самооценки, самосознание и самоотношение женщин разного возраста, неудовлетворенных своей внешностью, а именно [2]:

«тест определения самооценки (по С.А. Будасси)»;

«методика исследования самоотношения (МИС, С.Р. Пантелеева)»;

«опросник исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера (в адаптации Ю.Л.Ханина)», который позволяет выявить уровень личностной тревожности;

«опросник диагностики агрессии Басса-Дарки».

На подготовительных этапах исследования, в качестве сопутствующих использован авторский набор незаконченных предложений, включённый в контекст беседы - интервью. В процессе исследования осуществлялся детальный анализ медицинской документации. В качестве дополнительного способа использовался метод экспертных оценок объективности предпосылок к дисморфофобическим нарушениям, для чего привлекались как специалисты, непосредственно работающие с контингентом женщин - респонденток, так и сторонние эксперты - специалисты в области косметологии и эстетической медицины, психологи.

Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи пакета программ Statistica 8.0. Для выявления значимых различий между группами использовали непараметрический критерий Манна-Уитни. Для выявления корреляционных связей использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Эмпирическое исследование было проведено в период с 2011 по 2013 год, в нем приняли участие 138 женщин, в возрасте от 25 до 65 лет (средний возраст 42 года). Перед началом проведения косметологических процедур, каждой испытуемой предлагалось заполнить 4 методики: «Тест определения самооценки (по С.А. Будасси)»; «Методика исследования самоотношения (МИС, С.Р. Пантелеева)»; «Опросник исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера (в адаптации Ю.Л. Ханина)»; «Опросник диагностики агрессии Басса-Дарки». После заполнения всех методик испытуемым было предложено заполнить авторский вариант свободной беседы в виде 25 незаконченных предложений, инструкция к которой звучала следующим образом: «Мы хотели бы предложить Вам список незаконченных предложений. Каждое из этих предложений необходимо завершить одним или несколькими словами, содержание которых характерно именно для Вас. Постарайтесь особенно не задумываться над тем, как продолжить предложение. Взаимосвязь между шкалами «Методики исследования самоотношения (МИС, С.Р. Пантелеева)» и шкалами «Теста определения самооценки (по С.А. Будасси)», «Опросника исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера (в адаптации Ю.Л. Ханина)» и «Опросника диагностики агрессии Басса-Дарки» (таб. 1).

Таблица 1

Группа по частоте посещения косметолога 1 раз в неделю

 

Физическая агрессия

Подозрительность

Агрессивность

Враждебность

Личная

тревожность

Ситуативная тревожность

Уровень самооценки

Самоуверенность

 

 

-0,27

9547

 

 

 

 

Зеркальное Я

 

0,339339

 

 

-0,320

056

 

0,386095

Самоценность

 

 

 

 

-0,274

870

-0,329056

0,344711

Самопринятие

 

 

 

 

 

-0,340040

0,381108

Самопривязанность

0,330228

 

0,327936

 

 

 

 

Конфликтность

-0,291811

 

 

 

 

 

 

Самообвинение

-0,572144

 

 

-0,4403

49

 

 

 

На основе полученных данных можно сказать, что женщины, посещающие косметолога 1 раз в неделю и стремящиеся изменить что-то в своей внешности, подвержены агрессивному поведению по отношению к другим. Данное поведение может проявляться даже в виде физического применения силы. У женщин, посещающих косметолога 1раз/неделю наблюдается высокий уровень недоверия к окружающим, при этом они считают, что их личность, характер и деятельность способны вызывать у других симпатию, уважение, понимание и одобрение. Возможно, такие представления являются компенсацией реальных представлений о себе.

Таблица 2

Группа по частоте посещения косметолога 2 раза в неделю

 

Чувство вины

Личная тревожность

Уровень самооценки

Самоуверенность

-0,497278

 

 

Саморуководство

 

0,619740

 

Самоценность

-0,424427

 

 

Самопринятие

-0,471205

0,387783

-0,406566

Самопривязанность

-0,442161

 

-0,363434

Конфликтность

0,406973

 

 

Женщины, посещающие косметолога 2 раза в неделю испытывают постоянное чувство вины, т.е. ощущают себя плохими людьми, испытывают угрызения совести. Все это подкрепляется полным неприятием своего образа Я, сомнением в ценности собственной личности, потерей интереса к внутреннему миру, неудовлетворенности собой и своими возможностями, а также желанием соответствовать своему идеальному образу. При этом наблюдается тенденция низкой самооценки при наличии таких качеств, как самопринятие и самопривязанность, что отражается в дружеском отношении к себе, принятии себя, одобрении своих планов и желаний, нежелании меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Вполне вероятно, что такое восприятие себя у женщин, посещающих косметолога 2 раза/неделю может быть неадекватным, поэтому такое представление о себе можно рассматривать в качестве компенсаторного механизма, на фоне которого реальная самооценка таких женщин остается неизменной.

Таблица 3

Группа по частоте посещения косметолога 1 раз в 2 недели

 

Физическая агрессия

Негативизм

Вербальная агрессия

Враждебность

Ситуативная тревожность

Открытость

 

 

0,320332

 

 

Самоуверенность

 

 

 

 

-0,341799

Самоценность

 

-0,300847

 

 

 

Самопринятие

0,291158

 

 

 

 

Самообвинение

-0,331815

 

 

-0,290527

0,374841

Женщины, пользующиеся услугами косметолога 1 раз в 2 недели, склонны к проявлению агрессивного поведения с применением физической силы, к вербальным способам агрессии, а также к ненависти, недоверию и зависти по отношению к другим. При этом оценка своего образа Я у таких женщин умеренно высокая, поэтому явных причин для выказывания столь агрессивного поведения нет. Возможно, проявление агрессивности и враждебности по отношению к окружающим является способом для выхода негативных эмоций с сохранением положительного отношения к своему образу Я. Кроме того, потеря интереса к своему собственному миру, переоценка своего духовного Я, сомнение в ценности собственной личности сопутствует высокому уровню негативизма, т.е. проявлению активной борьбы или протеста против устоявшихся законов. Вероятно, это так же можно рассматривать как один из способов агрессии, но направленный не на конкретных людей, а на социум и общественные законы. При этом неуверенность в себе и своих действиях, а также недовольство собой и чувство вины за собственные неудачи будут способствовать наличию у таких женщин высокого уровня ситуативной тревожности. Т.е. в стрессовых ситуациях их ответная реакция будет рассматриваться как неадекватная, что в свою очередь, вероятно, приведет к появлению негативных эмоций, так как стрессор продолжит быть активным, а негативные эмоции в свою очередь отрицательно скажутся на адекватном восприятии своего образа Я.

На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что женщины в возрасте от 40 лет и старше часто обращаются к косметологу по причине возрастающего у них чувства напряжения (78%) и усталости (75%), многие отмечают: «...устаю на работе...»; «... устаю от одинакового образа жизни, от большой занятости, от повседневности и самих людей...», поэтому во время косметологических процедур эти женщины ощущают чувство свободы (79%). За счёт того, что посещение косметолога расценивается ими как один из способов избавиться от негативного настроения (81%), после процедур они приобретают позитивный настрой (87%), который сопровождается чувством легкости (67%), радости (85%) и ощущением ухоженности(82%).

Заключение. Психологические черты личности, компоненты «я - концепции» и образа - «я»: самоотношение, самооценка, самопринятие, самопредъявление являются значимыми характеристиками развития специфической психологической зависимости у женщин, неудовлетворённых собственной внешностью. Специфика развития хронического неудовлетворения собственной внешностью и как следствие, развитие зависимости от косметологических процедур связана с уровнем агрессивно-защитной позиции по отношению к окружающему социальному пространству, стремление любым способом удержать стабильно-привычное (индивидуально-стереотипное) представление о себе.

Рецензенты:

Прихожан А.М., д.псх.н., профессор кафедры проектирующей психологии РГГУ, г. Москва;

Токарева Ю.А., д.псх.н., профессор кафедры управления персоналом и психологии УрФУ, г. Екатеринбург.