За последние 8 лет, по сравнению с 2004 годом, транспортный парк страны вырос на 44,2%, то есть более чем на 15 миллионов транспортных средств. В среднем ежегодно прирост транспорта составляет 5,5%. Основное увеличение происходит за счёт легковых автомобилей: по сравнению с 2004 годом их количество выросло на 62,7%, или на 14,9 миллионов единиц.
На сегодняшний день ни один автомобиль не может обойтись без топлива, которое обеспечивается автозаправочной станцией. Современный автомобиль – пример неэкологического транспортного средства. Автомобильный транспорт, с одной стороны, потребляет из атмосферы кислород, а с другой – выбрасывает в нее отработавшие газы, картерные газы, окиси углерода, окиси свинца, тем самым влияя на окружающую среду, животный и растительный мир, в том числе и на человека. В настоящее время в нашей стране очень актуален вопрос безопасности жизнедеятельности человека, включающий такие разделы, как охрана труда на производстве и в быту и охрана окружающей среды. Поэтому для изучения выбран объект не сельскохозяйственного назначения на примере АЗС, расположенной в г. Пенза по ул. Беляева, д. 47.
Согласно требованиям СНиП 2.07.01-89* выбор земельного участка для данного АЗС (ул. Беляева,47) был осуществлен технически правильно. Все минимальные расстояния: до железной дороги (152 м), жилой зоны (224 м), административно-бытовых зданий (128 м), до моста (50 м), до автосалонов по улице Беляева (20–50 м) соблюдены. Сомнение вызывало расположение данной АЗС относительно такого сложного объекта, как путепровод. В ходе исследования выяснилось, что все расстояния соответствуют нормам иправилам размещения АЗС. Согласно нормам запрещено располагать пожароопасные объекты под путепроводами и на путепроводах и виадуках.
Объектом сравнительного анализа расположения и организации территории являлась АЗС по адресу Ворошилова, 2Б, г. Пенза.
Согласно требованиям СНиП 2.07.01-89* выбор земельного участка для данного АЗС был осуществлен с нарушением градостроительных регламентов. Минимальные расстояния до общественных зданий и мест массового пребывания людей должно быть не менее 25 м. В данном же случае АЗС расположен на расстоянии менее допустимого, а именно 22 м.
Относительно остальных объектов, граничащих с АЗС (Рокко, бар, Ворошилова, 2-60 м, жилой дом, Ворошилова 2-89 м, Гагаринский путепровод- 97 м, административное здание, Дзержинского, 4 / Суворова, 122-102 м) выявлено соблюдение допустимых расстояний. Однако установлено, что расстояние от АЗС до организованной открытой автостоянки является небезопасным с точки зрения пожарной безопасности.
Рис.1. АЗС по улице Беляева, 47 с указанными расстояниями до смежных объектов
(г. Пенза)
Согласно требованиям СНиП 2.07.01-89* выбор земельного участка для данного АЗС был осуществлен с нарушением градостроительных регламентов. Минимальные расстояния до общественных зданий и мест массового пребывания людей должно быть не менее 25 м. В данном же случае АЗС расположен на расстоянии менее допустимого, а именно 22 м до ТРЦ «Суворовский».
Относительно остальных объектов, граничащих с АЗС (Рокко, бар, Ворошилова, 2-60 м, жилой дом, Ворошилова 2-89 м, Гагаринский путепровод- 97 м, административное здание, Дзержинского, 4 / Суворова, 122-102 м),выявлено соблюдение допустимых расстояний. Однако установлено, что расстояние от АЗС до организованной открытой автостоянки является небезопасным с точки зрения пожарной безопасности.
Рис. 2. АЗС по
улице Ворошилова, 2Б, с указанными расстояниями до смежных объектов
(г. Пенза)
Анализ территории АЗС, расположенной по адресу г. Пенза, ул. Беляева, 47, показал, что нормы и правила по противопожарной безопасности соблюдены. АЗС оборудована несколькими передвижными и ручными воздушнопенными огнетушителями в количестве, необходимом для полного покрытия пеной возможных проливов бензина. Также имеются контейнеры с песком около заправочных боксов и около подземных резервуаров. Но для наибольшей безопасности необходимо оснастить АЗС указательными знаками для более быстрого предотвращения чрезвычайных ситуаций. А также увеличить количество доступных огнетушителей в местах контейнеров хранения топлива.
Выезды на дороги с I-ой по IV-ю категории оборудованы переходно-скоростными полосами, длина которых определяется СНиПом 2.05.02. На АЗС имеется отдельный проезд для автоцистерн к местам слива светлых нефтепродуктов. АЗС устроена в форме «треугольника видимости» при въезде и выезде. Для организации безопасности движения установлен знак ограничения скорости до 5 км/ч.
В ходе исследования были рассмотрены требования к размещению АЗС такие, как:
Выбор земельного участка (площадки) для строительства АЗС должен осуществляться с учетом положений НПБ 02-93.
1. АЗС должна располагаться преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления (по годовой «розе ветров») по отношению к жилым, производственным и общественным зданиям (сооружениям).
2. Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними, а также на плавсредствах.
3. Планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.
4. На въезде и выезде с территории АЗС необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС.
5. При размещении АЗС минимальные расстояния следует определять:
- от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива и аварийных резервуаров, наземного и надземного оборудования, в котором обращается топливо и/или его пары, корпуса ТРК и раздаточных колонок СУГ или сжатого природного газа, границ площадок для автоцистерны (АЦ) и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий АЗС. Расстояния от зданий (помещений) для персонала АЗС, сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств до объектов, не относящихся к АЗС, настоящими нормами не регламентируются;
- до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром, одноквартирных жилых зданий, а для жилых и общественных зданий другого назначения – до окон (дверей);
- до ближайшей стены (перегородки) помещения (при расположении помещений различного функционального назначения в одном здании).
6. Минимальные расстояния до автомобильных дорог и улиц населенных пунктов определяются в зависимости от их категории по СНиП 2.07.01-89*, а именно:
- до магистральных дорог и магистральных улиц общегородского значения как для автомобильных дорог общей сети I, II и III категорий;
- до поселковых дорог, магистральных улиц районного значения, главных улиц и основных улиц в жилой застройке сельских поселений как для автомобильных дорог общей сети IV и V категорий;
- до остальных дорог и улиц – не нормируются.
Также опирались на основы технологиистроительства автозаправочных станций:
При проектировании автомобильных заправочных станций обязательным условием является соблюдение следующих требований:
1. Размещение АЗС выполняется на участках придорожной полосы, обладающих одним из следующих признаков:
- возвышение;
- уклон, превышающий 40%;
- закругление, радиус которого превышает 1000 метров;
- удаленность от железнодорожного переезда более 250 метров;
- удаленность от мостовых переходов 1000 метров и более.
2. Включение в расчет поставки оборудования серийных технологических систем приема, хранения и раздачи топлива, сопровождающихся согласованной в установленном законодательством порядке технико-эксплуатационной документацией.
3. Соответствие технико-эксплуатационных данных разрабатываемых систем пожарной безопасности требованиям, предъявляемым нормами «НПБ 111» к автозаправочным станциям всех типов.
4.Учет требований комплекса требований, включающих правила безопасной эксплуатации в сфере взрывозащищенности, газовой и экологической безопасности, охраны труда и иных требований, регламентируемых утвержденными действующими нормативно-правовыми актами.
5. Определение минимальных расстояний в пределах территории АЗС.
Кроме того, изучили организацию территорий АЗС.
Процесс организации территорий АЗС сопровождается соблюдением нижеперечисленных условий:
1. Учет инженерно-геологических, климатических и социально-экономических особенностей данной территории. Размещение комплекса сооружений АЗС предполагает отсутствие негативного влияния деятельности автозаправки на состояние здоровья и санитарно-бытовые условия населения и обслуживающего персонала.
2. Выполнение функционального зонирования территории, учитывающее не только технологические связи, но и соблюдение противопожарных и санитарно-гигиенических мероприятий, пропускную способность АЗС, рациональность транспортных и инженерных связей, а также защиту территорий, прилегающих к заправочной станции от загрязнений отходами ее деятельности.
3. Выезды на дороги с I-ой по IV-ю категории оборудуются переходно-скоростными полосами, длина которых определяется СНиПом 2.05.02.
4. Установление движения автотранспорта в одном направлении.
5. Размещение на территории АЗС необходимых средств организации дорожного движения (знаки, ограждения, направляющие устройства, разметка, светофоры и т.п.). Не допускается установка рекламных щитов на выездах (въездах) со стороны дорог.
6. Наличие малых архитектурных форм и устройство озеленения.
7. Устройство жестких покрытий и оснований (цементно-бетонных, асфальтобетонных, монолитных) проездов и площадок, предотвращающих попадание моторного топлива в грунт.
8. Равная прочность конструкции покрытий переходно-скоростных полос и основной дороги.
9 Наличие отдельного проезда (не менее 3,5 метров шириной) для проезда автоцистерн к местам слива светлых нефтепродуктов.
10. Устройство «треугольника видимости» при въезде (выезде) на АЗС.
Архитектурный облик, цветовое и световое оформление АЗС должны контрастно выделяться на фоне окружающей среды. При традиционно небольшой высоте эти объекты должны быть видны издалека и обязательно привлекать внимание любого автовладельца, следующего поблизости.
Освещение территории АЗС, расположенной по адресу г. Пенза, ул. Беляева, 47, соответствует нормам и правилам (СНиП 23-05-95). Весь участок АЗС хорошо освещен уличными фонарями. Для освещения заправочных боксов используются встроенные светодиодные светильники, находящиеся под навесом. А защитное стекло выполнено из ударопрочного оптического поликарбоната.
Рассмотренные территории АЗС города Пензы по улицам: Беляева 47; Ворошилова 2Б в целом соответствует проектным решениям, градостроительным регламентам, нормам противопожарной безопасности, санитарно-гигиеническим нормам. Однако анализ территорий АЗС выявил ряд недостатков. Считаем, что для лучшей организации обслуживания клиентов эти недостатки следует устранить. В соответствии с Европейскими нормами и стандартами, предъявляемым к таким объектам, как АЗС, необходимо довести Российские заправочные станции до современного уровня обслуживания водителей, пассажиров и других клиентов АЗС.
Рецензенты:БормотовА.Н.,д.т.н., профессор кафедры «Автоматизация и управление» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет», г. Пенза;
БаронинС.А.,д.э.н., профессор кафедры «Экспертиза управления недвижимостью» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» г. Пенза.