В настоящее время аграрный сектор экономики России оказался перед системным вызовом, предопределяющим необходимость обновления научно-информационной, технической, технологической базы АПК на качественно новой основе, перед необходимостью перехода к качественно новому инновационному типу развития.
По мнению академика РАСХН И.Г. Ушачева, инновационный путь развития агроэкономики имеет три взаимосвязанных и взаимообусловленных направления:
1) инновации в человеческий фактор;
2) инновации в биологический фактор;
3) инновации технологического фактора.
Успешное инновационное развитие в подобных условиях предполагает существенную государственную поддержку и регулирование. Международный и отечественный опыт показывает, что оно наиболее эффективно осуществляется в хорошо сформированной институциональной среде и в рамках крупных целевых программ, где роль и функции государства четко регламентируются как по ресурсной, так и по организационной составляющим.
Сегодня в Российской Федерации эффективно функционирующая национальная инновационная система еще недостаточно сформирована, хотя имеются в наличии ее отдельные положительные элементы: федеральные научно-технические программы, научные центры, инновационные фирмы, технопарки и т.д. Инновационная активность в стране может быть достигнута в результате создания макроусловий инновационной деятельности, основными из которых являются: определение приоритетов, формирование правовой, информационной и образовательной среды.
Одним из механизмов для создания таких условий должно стать диалоговое взаимодействие государства, науки и бизнеса на основе различных форм государственно-частного партнерства в интересах решения задачи экономического роста.
Основными направлениями взаимодействия бизнеса и государства, на наш взгляд, являются:
- взаимодействие с федеральными и региональными властями по созданию объектов инновационной инфраструктуры;
- взаимодействие с федеральными и региональными фондами поддержки НИОКР и инноваций;
- соглашения о совместном финансировании НИОКР и инновационных проектов с рядом федеральных и региональных фондов поддержки НИОКР и инноваций. Среди них: Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере, РФФИ, ряд региональных фондов и др.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации поставлена задача обеспечения потребностей населения страны сельскохозяйственной продукцией и продовольствием за счет отечественного производства, повышения конкурентоспособности агропродукции и эффективного импортозамещения на рынке сельскохозяйственной продукции.
Понятие «концепция» интерпретируется по-разному. В «Философском энциклопедическом словаре» под концепцией понимается «определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения». Термин «концепция» употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности.
В проекте «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» написано: «...Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития - обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально ориентированную модель развития».
Это означает необходимость формирования экономики лидерства и инноваций. Количественные показатели такой экономики к 2020 году - занятие существенной доли (в 5-10%) на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям, повышение в два раза доли высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17-20%), увеличение в пять-шесть раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности, в четыре-пять раз - доли инновационно активных предприятий (с 9,4 до 40-50%).
Важнейшей основой инновационных процессов в агропромышленном комплексе (АПК), как и в других отраслях экономики, является инновационная деятельность государства. Совокупность мер по освоению инноваций непосредственно в производстве позволяет вести непрерывные технико-технологическое и организационно-экономическое его обновление и повышение эффективности.
Тем не менее в целом в АПК пока сохраняется неблагоприятная обстановка. Низкие инвестиционные возможности сельскохозяйственных товаропроизводителей существенно ограничивают дальнейшее развитие производства в условиях обновленных экономических отношений. Единственным правильным путем выхода из затянувшегося кризиса является максимальное использование возможностей научно-технического потенциала отрасли в восстановлении и развитии реального сектора экономики и придании ему инновационного характера.
В «Современном экономическом словаре» концепция употребляется в двух трактовках: 1) генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ; 2) система взглядов на процессы и явления в природе и в обществе.
Инвестиционная поддержка научно-технического прогресса особенно важна в настоящее время, когда в России продолжается формирование «каркаса и несущих конструкций» национальной инновационной системы. Качественно новым направлением государственной политики в этой сфере выступают так называемые институты развития, создающиеся специально для обеспечения долгосрочных вложений в приоритетные наукоемкие сферы народного хозяйства. Подобные структуры уже давно и успешно функционируют во многих передовых странах. В нашей стране к ним, в частности, можно отнести учрежденный в 2007 г. Банк развития, деятельность которого ориентирована на повышение конкурентоспособности российской экономики, ее диверсификацию, включая развитие инфраструктуры, инноваций и особых экономических зон, а также организованный в 2006 г. Инвестиционный фонд РФ, реализующий особо крупные и значимые инфраструктурные и инновационные программы на принципах частно-государственного партнерства. Для повышения интереса инвесторов к инновационным проектам, в том числе и в агропродовольственной сфере, роста доходности от венчурных инвестиций и продвижения на международный рынок отечественной наукоемкой продукции в эти же годы создана Российская венчурная компания. Предполагается, что в дальнейшем с ее участием будет сформирована целостная система отраслевых и региональных фондов и компаний, что станет своеобразным катализатором стимулирования и поддержки нововведений в различных регионах и отраслях, включая АПК. Кроме того, еще одной важной формой реализации национальной инновационной стратегии выступают государственные корпорации, действующие по наиболее важным и актуальным направлениям народного хозяйства.
Достижение многофункциональной конкурентоспособности агропромышленных систем, т.е. комплексной конкурентоспособности по социальной, экономической, экологической, инновационной, информационной и другим составляющим должно являться стратегической целью научно обоснованной аграрной политики. Государство, основываясь на рекомендациях науки, призвано своевременно посылать агробизнесу ясные и четкие сигналы о перспективных важнейших направлениях производственной деятельности, ориентировать и направлять его деловую активность в нужное для общества русло, указывать пути преодоления трудностей.
Суть государственной инновационной политики в агропромышленной сфере, как и во всем народном хозяйстве, - это создание и поддержка соответствующих институтов и механизмов, обеспечивающих продвижение в производство высокотехнологичных ресурсосберегающих проектов и научно-технических разработок, стимулирование инновационной активности предприятий. Этого можно достичь за счет страхования рисков, налоговых послаблений, тарифной политики, создания объектов с высоким научным и производственным потенциалом. По мнению ученых, в частности Макеенко М.М., инновационная деятельность - фактор экономического роста. Выделяются по меньшей мере четыре приоритетных направления инноваций: селекционно-генетические, производственно-технологические, организационно-управленческие, экономико-социоэкологические. Они более конкретно выступают как факторы, реально воздействующие на развитие агропромышленных систем и отражающие их объективно существующую многофункциональность. Вместе с тем в настоящее время большое значение в методологическом плане приобретает разработка методов встраивания научно-технических факторов в общую стратегию развития АПК, а также выявление и оценка инновационных рисков при разработке и реализации аграрных проектов и программ.
Общая цель управления инновационным развитием - качественное обновление аграрной сферы экономики, отвечающее требованиям увеличения производства сельскохозяйственной продукции, повышения уровня жизни сельского населения, роста эффективности агропромышленного производства, сохранения окружающей среды. Достижение этой цели предполагает решение широкого круга задач, важнейшие из которых: создание инноваций с потенциалом, позволяющим достичь и превзойти лучшие результаты в мировой практике агропромышленного производства; сокращение периода прохождения нововведений от создания до практического применения; придание процессу освоения научно-технических достижений массового и необратимого характера; эффективное использование направляемых на инновационное развитие АПК средств и ресурсов.
В современных рыночных условиях многократно возрастает и значение информационной компоненты инновационного развития АПК, своевременной и качественной информации сельскохозяйственных производителей о новейших достижениях аграрной науки и возможностях их использования в практической деятельности территории. Система научной информации должна обеспечить в сжатые сроки полной информацией ученых и специалистов, администраторов и политиков, преподавателей и студентов, фермеров и представителей агробизнеса.
Основу систем информации в развитых отраслях, как правило, составляют автоматизированные информационно-поисковые подсистемы. Главными поставщиками информации для них являются многочисленные организации и агентства, участвующие в сельскохозяйственных исследованиях и разработках. Кроме того, информация накапливается в учебных заведениях и прочих учреждениях, представляющих агробизнес, службы пропаганды и внедрения. Определенное ее количество аккумулируется в фермерских сообществах, а затем публикуется в виде сообщений по фермерской практике.
Сельскохозяйственная информация, многодисциплинарная по своему характеру, фрагментирована и рассеяна по различным печатным изданиям, что значительно осложняет ее поиск. В то же время информационные потребности в этой области настолько разнообразны, что ни одна из традиционных информационных служб не в состоянии их удовлетворить. В связи с этим во всех развитых странах большое внимание уделяется разработке и совершенствованию информационных систем, возможности которых с учетом быстрого развития вычислительных и программных средств представляются почти неограниченными.
Инновационная составляющая становится также все более востребованной и неотъемлемой компонентой подготовки сценариев долгосрочных прогнозов как всего народного хозяйства, так и его важнейших секторов, включая аграрный. В таких прогнозных разработках, как правило, инерционный сценарий развития противопоставляется инновационному, очерчивающему целевую перспективу роста с опорой преимущественно на интенсивные факторы научно-технического и технологического характера.
Кризисные явления дали дополнительный импульс развитию прогнозно-аналитических разработок, для освоения которых и повышения национальной конкурентоспособности, целесообразно создание в стране адекватной целостной системы стратегического прогнозирования и планирования, включающей:
- долгосрочные прогнозы социально-экономического, технологического и экологического характера (на срок до 25-30 лет), создаваемые на альтернативной основе, периодически (раз в 5 лет) уточняемые и используемые для выбора приоритетов и разработки стратегических планов;
- собственно стратегические планы на отдаленную перспективу (15-20 лет);
- национальные и федеральные целевые программы и проекты, ориентированные на достижение выбранных приоритетов социально-экономического развития (например, сюда можно было бы отнести осуществляемую в настоящее время Государственную программу по развитию сельского хозяйства на 2008-2012 гг., а также проект «Стратегии инновационного развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года»);
- индикативные планы на среднесрочную перспективу (3-5 лет), увязывающие и конкретизирующие задания стратегических планов, национальных и федеральных целевых программ;
- территориальную систему прогнозирования, стратегического и индикативного планирования по федеральным округам, субъектам РФ, крупным муниципальным образованиям, учитывающую специфику и особенности отдельных регионов.
При этом долгосрочные прогнозы и планы, безусловно, приобретут более достоверный характер, если будут опираться на современные научно обоснованные методические подходы, отражающие объективно присущую сельскому хозяйству многофункциональность, системность воздействия этой отрасли на окружающую природную и общественную среду. В этой связи несомненный интерес, например, вызывает сравнительно новое перспективное направление ситуационного моделирования - STEP-анализ. Данный метод включает в себя целенаправленный поиск, сбор, обработку, систематизацию и обобщение обширных массивов информации по указанным группам с целью обеспечения системной оценки факторов внешней среды, разносторонне влияющих на исследуемый экономический объект.
Таким образом, в современных условиях многократно усиливается роль долгосрочного прогнозирования, планирования, выбора и обоснования макроэкономических приоритетов как на уровне национальной экономики, так и ее ведущих сегментов и секторов. В качестве ключевой выдвигается задача органического соединения антикризисных мер с долгосрочной стратегией экономического роста, основанной на приоритетах инновационного развития.
Наряду с собственными научно-техническими разработками важной задачей инновационного развития, в том числе в области биотехнологий, генетики и селекции растений и животных, является заимствование наиболее прогрессивных идей и решений в других странах мира. Это также тесно связано с построением национальной инновационной системы - сети институтов, учреждений и организаций в общественном и частном секторах, инициирующих, заимствующих, импортирующих и адаптирующих инновационные технологии в целях повышения научно-технического уровня отечественного производства. С этих позиций инновации являются как определяющими факторами преодоления текущих кризисных явлений, так и стратегическим ресурсом долгосрочного развития и встраивания отечественной экономики в зарождающуюся архитектуру нового мирового технологического уклада.
Одним из узловых вопросов инноваций в человеческий капитал следует признать создание современной и эффективной системы непрерывного профессионального образования и переобучения работников, позволяющей им лучше адаптироваться к динамичным технологическим и структурным изменениям в отрасли в условиях кризиса.
Рецензенты:Тоторкулов Ш.М., д.э.н., профессор, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, г. Черкесск;
Топсахалова Ф.Г., д.э.н., профессор, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Черкесск.