Цель исследования - анализ политико-коммуникативного взаимодействия власти и общества в РФ.
Методы исследования
В статье автора использованы принципы системного подхода и вторичный анализ статистических данных.
Результаты исследования и их обсуждение
Складывающаяся в стране система властных отношений свидетельствует, что проблема формирования эффективной модели политической коммуникации властвующей элиты и социума в РФ в настоящее время не является объектом государственной политики. В подтверждение приведем итоги анкетного опроса «Левада-центр», осуществленного 24 декабря 2011 г. во время митинга «За честные выборы» в г. Москва. Респондентам предлагалось ответить на следующий вопрос: «Что привело Вас на этот митинг?» Распределение ответов было следующим [7]:
Таблица 1
Причины участия людей в митинге «За честные выборы»
Стремление выразить свое возмущение фальсификацией выборов |
73 % |
Накопившееся недовольство положением дел в стране/политикой властей |
73 % |
Разочарование в обещанной политике модернизации/в Медведеве |
42 % |
Недовольство тем, что власть не считается с такими людьми, как я/основные решения в стране принимаются без нашего участия |
52 % |
Солидарность с позицией партий, участвующих в митинге |
15 % |
Симпатии организаторам митинга |
13 % |
Митинги - это интересно, это тренд времени |
6 % |
На митинг пошли мои друзья, знакомые, и я - с ними |
10 % |
Другое |
3 % |
Затрудняюсь ответить |
1 % |
В соответствии с полученными результатами выявлено, что 52 % опрошенных недовольны формирующимся в стране политическим режимом, при котором основным субъектом политических преобразований выступает властвующая элита. Однако проведенные митинги не привели к значимым изменениям в этой сфере.
Схожие результаты обнаруживаются и в опросе, проведенном в марте 2013 г. В процессе исследования респонденты должны были ответить на такой вопрос, как: «Могут ли такие люди, как Вы, влиять на принятие государственных решений в стране?». Обработка полученных данных показала [6]:
Таблица 2
Анализ общества как субъекта социально-политической жизни
Определенно, да |
3 % |
В какой-то мере, да |
10 % |
Скорее, нет |
35 % |
Определенно, нет |
49 % |
Затруднились ответить |
4 % |
По мнению большинства россиян, в настоящее время общество не является актором социально-политических преобразований в стране. На основе имеющихся эмпирических замеров можно заключить, что эффективного политико-коммуникативного взаимодействия властвующей элиты и социума в современной России еще нет.
Схожего мнения придерживается и А.В. Зайцев. Исследователь считает, что складывающаяся ситуация может иметь негативные последствия. Он, в частности, отмечает: «Отсутствие полноценного диалога власти и общества, эффективных механизмов обратной связи от гражданского общества к государству и назад лишают власть респонзивности, делают ее инертной, костной, глухой, неспособной к своевременному реагированию на трансформацию общественного мнения и политических настроений в обществе» [3. C. 136].
Опыт функционирования СССР свидетельствует, что несформированность политико-коммуникативного взаимодействия политической элиты и социума в стране может дестабилизировать общественно-политическую обстановку и привести к кризису политической системы. В то же время практика функционирования иных политических образований (например, Великобритании, Германии, США и Франции) свидетельствует, что наличие политического диалога в системе отношений «власть-общество» положительно влияет на социально-политическую ситуацию. Реализуемая в этих государствах модель политической коммуникации способствует демократизации политического режима, улучшению социально-экономической жизни населения и повышению авторитета страны на международной арене. С нашей точки зрения, практика зарубежных государств должна стать ориентиром для российских властей.
При этом особое внимание необходимо уделить причинам несформированности политико-коммуникационной взаимосвязи власти и общества в РФ. К наиболее значимым следует отнести: «закрытость» властвующей элиты в вопросах политического реформирования страны и отсутствие эффективных коммуникационных каналов. Рассмотрим каждый из этих аспектов в отдельности.
В первую очередь необходимо проанализировать специфику политико-управленческого процесса в современной России. Анализируя данную проблему, А.Ю. Александрова отмечает: «Во взаимодействии политической власти и общества в России, по мнению многих ученых, доминирующее положение на протяжении 22 лет занимала политическая власть, определявшая не только основные нормы и правила взаимоотношений, но и степень допустимого участия институтов гражданского общества в политическом процессе» [1. С. 69]. Эта точка зрения подтверждается и эмпирическими данными. В 2013 г. «Левада-центр» провел опрос населения РФ, посвященный перспективам развития демократии в России. В процессе исследования удалось выявить следующее [6]:
Таблица 3
Перспективы развития демократии в современной России
Активно движется по пути демократии |
19 % |
Затормозилась в этом движении |
47 % |
Никогда и не начинала двигаться по пути демократии |
22 % |
Затруднились ответить |
13 % |
Полученные данные свидетельствуют о том, что подавляющее число жителей современной России негативно оценивают ситуацию в этой области. В то же время в Конституции РФ сказано: «<...> единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» [4]. Следует отметить, что отсутствие «горизонтальных» политических связей в стране может негативно сказаться на общественно-политической ситуации в России.
Формирование диалога властвующей элиты и социума в РФ затруднено и по причине неэффективности имеющихся каналов политико-коммуникационной взаимосвязи. В контексте сказанного уделим внимание анализу деятельности Общественной палаты РФ и функционированию СМИ как основным каналам политико-коммуникативного взаимодействия власти и общества.
Так, по мнению большинства жителей современной России, Общественная палата РФ не выполняет возложенные на нее функции. В доказательство приведем данные социологического опроса, осуществленного в январе 2014 г. В анкете содержался следующий вопрос: «Знаете ли вы что-нибудь о деятельности Общественной палаты Российской Федерации, и если да, как вы считаете, она обладает реальным политическим весом - или это декоративный орган, который не имеет никакого влияния?». Обработка полученных результатов показала [2]:
Таблица 4
Деятельность Общественной палаты РФ
Обладает реальным политическим весом |
11 % |
Декоративный орган, который не имеет никакого влияния |
32 % |
Ничего не знаю о деятельности этого органа |
47 % |
Затрудняюсь ответить |
10 % |
Представленная в таблице информация показывает, что половина населения России не знает о существовании этого института, а 32 % респондентов отрицательно оценили ее деятельность. Главная задача Общественной палаты - обеспечение эффективного взаимодействия политической элиты и социума в РФ. Однако, как показывает проведенное исследование, этот институт не реализует возложенную на него задачу.
Определенные проблемы можно обнаружить и в функционировании СМИ. Среди таковых отметим: снижение уровня популярности отдельных СМИ (радио, общественно-политических газет и журналов), недоступность для населения (телевидение) и отсутствие независимых точек зрения по поводу происходящих в стране и мире социально-политических событий. Перечисленные проблемы позволяют констатировать, что в настоящее время традиционные СМИ не являются эффективными каналами политико-коммуникативного взаимодействия власти и общества в современной России.
По мнению автора работы, особый акцент необходимо сделать на использовании Интернет-коммуникации. Основными преимуществами сети Интернет являются: оперативность размещения информации, отсутствие цензуры и доступность использования для общества. Кроме того, в Интернет-пространстве имеется множество форм политико-коммуникационной взаимосвязи. К их числу, по мнению О.Н. Морозовой, следует отнести: «Интернет-сайты, блоги, мини-блоги, электронная почта, форумы, чаты, социальные сети, Интернет-опросы и онлайн-голосование» [5. С. 159-161]. Необходимо отметить, что Интернет может стать наиболее эффективным способом политико-коммуникативного взаимодействия и создаст предпосылки для демократических преобразований в РФ.
Имеющиеся проблемы актуализируют задачу формирования эффективной модели политико-коммуникативной взаимосвязи власти и общества в современной России. Автор статьи считает, что политической элите РФ во взаимодействии с населением следует руководствоваться следующими принципами: открытость для населения, заинтересованность в диалоге с обществом, ориентированность на совершенствование имеющихся и поиск новых коммуникационных каналов. Немаловажное значение имеет и приверженность российских властей принципу политического плюрализма. Следует отметить, что все граждане РФ независимо от своих идейно-политических взглядов должны быть полноправными акторами политико-коммуникативного пространства РФ.
Выводы
Таким образом, проведенный анализ позволяет автору диссертации сделать определенные выводы. Во-первых, было выявлено, что эффективного диалога властвующей элиты и социума в современной России еще нет. Отсутствие коммуникативного взаимодействия может способствовать дестабилизации общественно-политической обстановки в стране. О.В. Шиняева справедливо замечает: «Опыт постсоветского периода показывает, что отсутствие эффективных двусторонних политических коммуникаций приводит к повышению социальной напряженности, непредсказуемости событий, снижению легитимности политических институтов» [8. С. 5].
Во-вторых, основными причинами несформированности политико-коммуникативного взаимодействия власти и общества в РФ являются: «закрытость» политического руководства страны и отсутствие эффективных каналов политико-коммуникационной взаимосвязи. Решение указанных проблем зависит от практической реализации следующих принципов: информационная открытость властей, приверженность политической элиты принципам политического плюрализма, а также совершенствование имеющихся и поиск новых коммуникационных каналов.
В-третьих, формирование политико-коммуникационной взаимосвязи властвующей элиты и социума в РФ позволит обеспечить устойчивость политической обстановки, повысит качество принимаемых политических решений и создаст условия для демократических преобразований в стране.
Рецензенты:
Колесников В.А., д.пол.н., доцент, профессор кафедры государственного управления и политологии, Волгоградский филиал РАНХиГС, г. Волгоград;
Морозов И.Л., д.пол.н, доцент, профессор кафедры государственного управления и политологии, Волгоградский филиал РАНХиГС, г. Волгоград.