Одним из основных принципов построения содержания, а также определения форм, методов и технологий обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста является учет социальных, экономических и идеологических изменений, происходящих в обществе. В настоящий момент ориентиром при обучении и воспитании детей служит разработанная международным сообществом «Конвенция о правах ребенка» (1989 г.), основная идея которой заключается в обязательном обеспечении интересов и прав детей, создании необходимых мер для их развития, защиты и обеспечения активного участия подрастающего поколения в жизни общества. Государства, которые присоединились к Конвенции, в том числе и Россия, несут юридическую ответственность перед международным сообществом за свои действия в отношении детей.
Основной целью дошкольного образования является формирование полноценной личности, а необходимыми условиями этого выступают коммуникативное, умственное, нравственное, эстетическое и физическое обучение, развитие и воспитание ребенка [3]. Поставленные задачи образовательной политики государства на современном этапе обусловили особенности организации и содержания образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.
В настоящее время в Российской Федерации согласно требованиям законодательства программы дошкольного образования разрабатываются каждым учреждением самостоятельно [5]. Образовательная программа рассматривается как нормативно-управленческий документ, регламентирующий обоснование и выбор методик и технологий дошкольного образования, призванных обеспечить качество дошкольного образования. При этом под качественным образованием понимается соответствие и особый эффект взаимодействия возможностей государства, интересов общества и потребностей личности [2]. Для современного дошкольного образования проблематика качества связана, прежде всего, с ориентацией на индивидуальные возможности детей и раскрытие потенциала каждого ребенка, с установками на позитивную социализацию и сохранение многообразия детства, что требует такой организации образовательной деятельности, которая направлена, с одной стороны, на обогащение развития, максимальную реализацию индивидуальных потребностей ребенка, с другой - на сохранение физического и психического здоровья детей. При этом важно учитывать потенциальные возможности детей, так как выбор усредненных эталонов не позволит учитывать особенности и динамику развития каждого ребенка.
Возможность для равного доступа детей к дошкольному образованию выражается не только в уровне финансирования и максимально полном охвате детей соответствующего возраста системой данного образования, но и в необходимости создания различных моделей дошкольного образования, нацеленных на обеспечение равных возможностей и благоприятных условий для полноценного развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей. Учет индивидуально-личностных особенностей позволит строить оптимальную образовательную траекторию для каждого ребенка, а при оценке качества образовательного процесса не ограничиваться фиксацией наличия в группах детских дошкольных учреждений хорошо обученных, способных детей, а оценивать образовательную деятельность с точки зрения ее вклада в развитие личности каждого ребенка.
Несмотря на своевременность и злободневность выдвинутых положений проблема доступности качественного дошкольного образования, то есть ориентированности образовательного процесса дошкольных образовательных учреждений на индивидуальные особенности и возможности детей, не нашла своего должного освещения в научно-практической деятельности исследователей. Среди детей выявляется достаточно большое количество дошкольников, не усваивающих программный материал образовательного учреждения в полном объеме. Так, анализ результатов мониторинга (объектом мониторинга явились физические, интеллектуальные и личностные качества детей) достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы (мониторинг проведен автором, 2013 год, в исследовании приняли участие 375 детей каждого возрастного этапа дошкольного детства) показал:
- при изучении физического развития: 27% детей младшего дошкольного возраста, 21% детей среднего дошкольного возраста и 19% детей старшего дошкольного возраста от общего числа исследуемых имели оценки «близкий к достаточному уровню»;
- при оценке интеллектуального развития 37% детей младшего дошкольного возраста, 29% детей среднего дошкольного возраста и 21% детей старшего дошкольного возраста от общего числа исследуемых имели оценки «близкий к достаточному уровню»;
- при изучении личностного развития оценку «близкий к достаточному уровню» имели соответственно возрастному этапу развития 39%, 26% и 22% детей от общего числа испытуемых.
Это свидетельствует об отсутствии акцента в образовательной деятельности на индивидуальные возможности детей, которые рассматриваются нами как совокупность актуальных потребностей, потенциала и особенностей развития, требующих учета и реализации средствами образовательной деятельности.
В то же время результаты анкетного опроса воспитателей дошкольных образовательных учреждений (анкетный опрос был проведен автором, 2013 г., в исследовании приняли участие 220 человек) показали:
- 175 воспитателей (что составило 79,5% от общего числа опрошенных) указывали на то, что оценка «близкий к достаточному уровню» предполагает с их стороны усиление педагогической работы с ребенком с учетом выявленных проблем (усиливался контроль во время всего педагогического процесса, ребенку предъявлялась система дополнительных заданий и т.д.);
- 139 воспитателей (63,2% от общего числа) характеризовали успех ребенка, достигнутый в результате педагогической тренировки, как со стороны воспитателя, так и со стороны родителей, как временный. Проводимая педагогическая работа, со слов наставников, часто приводит к переутомлению, в результате чего у ребенка вырабатывается стойкое отвращение к обучению и осторожно-пассивный тип поведения, при котором теряется стремление достичь большего, исправить собственные ошибки.
Это позволяет говорить нам об отсутствии в практике дошкольного образования подлинной ориентации на индивидуализацию образовательной работы с детьми и направленность на устранение последствий заявленной проблематики, а не на профилактику и превенцию в процессе образовательной деятельности.
Вопросы научно-теоретического обоснования системы обучения детей с индивидуальными возможностями усвоения программного материала остаются недостаточно решенными в организационном и программно-методическом плане.
Анализ содержательной части образовательных программ, реализуемых дошкольными образовательными учреждениями, выявил их нацеленность на общекультурное, личностное и познавательное развитие детей. Авторы программ делают акцент на развитии детей в коллективе, в группах с целью формирования ключевой компетенции - умения учиться. В то же время эти программы слабо ориентированы на индивидуальные возможности детей - не содержат направления и технологии построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов и траекторий, не способствуют появлению адаптивных программ - всему тому, что призвано индивидуализировать образовательную деятельность и максимально учесть и реализовать индивидуальные возможности детей дошкольного возраста в образовании.
Следствием указанных тенденций является пролонгация проблемы учета индивидуальных возможностей и нереализованности потенциала развития ребенка в начальной школе, что выражено в феномене ранней школьной неуспеваемости, основными причинами которой являются индивидуально-психологические возможности ребенка, состояние его соматического здоровья, социокультурная среда развития и др. [1].
Как видно, решение вопроса качественного образования ребенка дошкольного возраста зависит не только от содержательной и организационной частей программ дошкольных образовательных учреждений, но и от ряда специфических факторов, к которым можно отнести учет индивидуальных возможностей детей, организацию педагогически целесообразного воздействия, учитывающего особенности их развития и др. Одновременно с этим решение поставленного вопроса должно выражаться в разработке вариативных форм способов, методов, средств реализации общеобразовательных программ, создании различных моделей дошкольного образования, учитывающих индивидуальные возможности обучения детей дошкольного возраста. Также значимыми должны стать требования, предъявляемые к личности и профессиональной компетентности педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с различными индивидуальными возможностями обучения.
В современной педагогической науке проблемой качественного образования детей дошкольного возраста занимались: Л.И. Фалюшина, Т.С. Комарова, И.П. Раченко, Н.С. Сунцов, В.С. Татьянченко, В.П. Худоминский и другие. В трудах этих ученых рассматривается проблема качества дошкольного образования с различных позиций - результатов педагогического труда (М.М. Поташник, П.И. Третьяков), процесса образовательной деятельности (Ю.А. Конаржевский, Е.В. Фадеева, Е.И. Головаха, Е.С. Бабунов, О.Н. Петренко). Методическую работу в дошкольном образовательном учреждении как эффективное средство повышения качества рассматривали Л.В. Поздняк, Л.М. Денякина и др. Идею совершенствования планирования как оптимизацию всего педагогического процесса выдвигали К.Ю. Белая, В.С. Сунцов, Т.С. Комарова, Е.В. Малаева, Т.К. Воробьева, Р.Я. Спружа и др. Критериями качества дошкольного образования занимались О. Дашковская, Е.Е. Кравцова и др., условиями и факторами обеспечения качественного образования - Н.А. Виноградова, Е.Ф. Купецкова, С.Н. Толстикова.
Наряду с представленными аспектами оптимизации образовательной деятельности дошкольного образования большое внимание учеными уделено концепции личностно-ориентированного образования (В.В. Давыдов, Л.М. Кларина, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова, Н.А. Горлова и др.)
Таким образом, несмотря на большое количество работ, касающихся проблемы образования детей дошкольного возраста и индивидуализации развития ребенка в образовании, приходится констатировать, что в дошкольной педагогике недостаточно исследованы вопросы организации (содержание, условия, механизмы) образовательной деятельности на основе их индивидуальных возможностей.
В свою очередь решение обозначенной проблемы требует последовательного разрешения следующих задач:
- выявление психолого-педагогических особенностей образовательной работы с детьми при реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
- разработка направлений организации индивидуально-ориентированной образовательной деятельности дошкольной образовательной организации, учитывающей психолого-педагогические особенности работы с детьми и специфику реализации индивидуальных возможностей детей;
- разработка организационной модели образовательной деятельности дошкольной образовательной организации на основе индивидуальных возможностей детей;
- разработка научно-обоснованных учебно-методических материалов и пособий для индивидуализации образовательной деятельности на основе индивидуальных возможностей детей.
Рецензенты:
Егоров В.В., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе Карагандинского государственного технического университета, г. Караганда;
Мирза Н.В., д.п.н., профессор Карагандинского государственного университета им. Е.Букетова, г.Караганда.