Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE PROBLEMS AND OPTIMIZATION OF AN INDIVIDUAL-ORIENTED EDUCATIONAL ACTIVITIES OF A PRESCHOOL CHILDREN

Likhacheva E.N. 1 Kashina T.V. 2
1 Karaganda University "Bolashak"
2 Secondary school №16
At present the problem of quality and accessibility of early childhood education has escalated due to the increasing number of pre-school children, is not absorbed by the program material educational institution in its entirety. Opportunity for equal access of children to quality early childhood education is reflected in the need to create different models of preschool education aimed at ensuring equal opportunities and favorable conditions for the full development of each child, taking into account its individual characteristics and capabilities. The article outlines the key objectives of the organization individually-oriented educational activities preschool educational organization. In preschool pedagogy issues of organization (content, conditions, mechanisms) educational activities on the basis of their individual capabilities insufficiently investigated. Given task, consistent solution which will resolve identified problems.
child of preschool age
educational activities
individual capabilities
Основополагающими условиями роста общественного благополучия, национальной безопасности, построения гражданского общества в любой стране являются развитие образовательной системы, повышение уровня образованности как населения в целом, так и качества образования каждого члена общества. Развитие образования является платформой, на которую опирается будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание государства. Политика в области образования Российской Федерации созвучна мировым тенденциям. Согласно нормативным документам Российской Федерации в области образования эта сфера человеческой деятельности провозглашена приоритетной [4], ее развитие является основополагающим условием роста общественного благополучия, национальной безопасности страны. Особое значение придается воспитанию подрастающего поколения и, как следствие, формированию и развитию базовой ступени всего образовательного процесса - дошкольному образованию.

Одним из основных принципов построения содержания, а также определения форм, методов и технологий обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста является учет социальных, экономических и идеологических изменений, происходящих в обществе. В настоящий момент ориентиром при обучении и воспитании детей служит разработанная международным сообществом «Конвенция о правах ребенка» (1989 г.), основная идея которой заключается в обязательном обеспечении интересов и прав детей, создании необходимых мер для их развития, защиты и обеспечения активного участия подрастающего поколения в жизни общества. Государства, которые присоединились к Конвенции, в том числе и Россия, несут юридическую ответственность перед международным сообществом за свои действия в отношении детей.

Основной целью дошкольного образования является формирование полноценной личности, а необходимыми условиями этого выступают коммуникативное, умственное, нравственное, эстетическое и физическое обучение, развитие и воспитание ребенка [3]. Поставленные задачи образовательной политики государства на современном этапе обусловили особенности организации и содержания образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.

В настоящее время в Российской Федерации согласно требованиям законодательства программы дошкольного образования разрабатываются каждым учреждением самостоятельно [5]. Образовательная программа рассматривается как нормативно-управленческий документ, регламентирующий обоснование и выбор методик и технологий дошкольного образования, призванных обеспечить качество дошкольного образования. При этом под качественным образованием понимается соответствие и особый эффект взаимодействия возможностей государства, интересов общества и потребностей личности [2]. Для современного дошкольного образования проблематика качества связана, прежде всего, с ориентацией на индивидуальные возможности детей и раскрытие потенциала каждого ребенка, с установками на позитивную социализацию и сохранение многообразия детства, что требует такой организации образовательной деятельности, которая направлена, с одной стороны, на обогащение развития, максимальную реализацию индивидуальных потребностей ребенка, с другой - на сохранение физического и психического здоровья детей. При этом важно учитывать потенциальные возможности детей, так как выбор усредненных эталонов не позволит учитывать особенности и динамику развития каждого ребенка.

Возможность для равного доступа детей к дошкольному образованию выражается не только в уровне финансирования и максимально полном охвате детей соответствующего возраста системой данного образования, но и в необходимости создания различных моделей дошкольного образования, нацеленных на обеспечение равных возможностей и благоприятных условий для полноценного развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей. Учет индивидуально-личностных особенностей позволит строить оптимальную образовательную траекторию для каждого ребенка, а при оценке качества образовательного процесса не ограничиваться фиксацией наличия в группах детских дошкольных учреждений хорошо обученных, способных детей, а оценивать образовательную деятельность с точки зрения ее вклада в развитие личности каждого ребенка.

Несмотря на своевременность и злободневность выдвинутых положений проблема доступности качественного дошкольного образования, то есть ориентированности образовательного процесса дошкольных образовательных учреждений на индивидуальные особенности и возможности детей, не нашла своего должного освещения в научно-практической деятельности исследователей. Среди детей выявляется достаточно большое количество дошкольников, не усваивающих программный материал образовательного учреждения в полном объеме. Так, анализ результатов мониторинга (объектом мониторинга явились физические, интеллектуальные и личностные качества детей) достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы (мониторинг проведен автором, 2013 год, в исследовании приняли участие 375 детей каждого возрастного этапа дошкольного детства) показал:

  • при изучении физического развития: 27% детей младшего дошкольного возраста, 21% детей среднего дошкольного возраста и 19% детей старшего дошкольного возраста от общего числа исследуемых имели оценки «близкий к достаточному уровню»;
  • при оценке интеллектуального развития 37% детей младшего дошкольного возраста, 29% детей среднего дошкольного возраста и 21% детей старшего дошкольного возраста от общего числа исследуемых имели оценки «близкий к достаточному уровню»;
  • при изучении личностного развития оценку «близкий к достаточному уровню» имели соответственно возрастному этапу развития 39%, 26% и 22% детей от общего числа испытуемых.

Это свидетельствует об отсутствии акцента в образовательной деятельности на индивидуальные возможности детей, которые рассматриваются нами как совокупность актуальных потребностей, потенциала и особенностей развития, требующих учета и реализации средствами образовательной деятельности.

В то же время результаты анкетного опроса воспитателей дошкольных образовательных учреждений (анкетный опрос был проведен автором, 2013 г., в исследовании приняли участие 220 человек) показали:

  • 175 воспитателей (что составило 79,5% от общего числа опрошенных) указывали на то, что оценка «близкий к достаточному уровню» предполагает с их стороны усиление педагогической работы с ребенком с учетом выявленных проблем (усиливался контроль во время всего педагогического процесса, ребенку предъявлялась система дополнительных заданий и т.д.);
  • 139 воспитателей (63,2% от общего числа) характеризовали успех ребенка, достигнутый в результате педагогической тренировки, как со стороны воспитателя, так и со стороны родителей, как временный. Проводимая педагогическая работа, со слов наставников, часто приводит к переутомлению, в результате чего у ребенка вырабатывается стойкое отвращение к обучению и осторожно-пассивный тип поведения, при котором теряется стремление достичь большего, исправить собственные ошибки.

Это позволяет говорить нам об отсутствии в практике дошкольного образования подлинной ориентации на индивидуализацию образовательной работы с детьми и направленность на устранение последствий заявленной проблематики, а не на профилактику и превенцию в процессе образовательной деятельности.

Вопросы научно-теоретического обоснования системы обучения детей с индивидуальными возможностями усвоения программного материала остаются недостаточно решенными в организационном и программно-методическом плане.

Анализ содержательной части образовательных программ, реализуемых дошкольными образовательными учреждениями, выявил их нацеленность на общекультурное, личностное и познавательное развитие детей. Авторы программ делают акцент на развитии детей в коллективе, в группах с целью формирования ключевой компетенции - умения учиться. В то же время эти программы слабо ориентированы на индивидуальные возможности детей - не содержат направления и технологии построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов и траекторий, не способствуют появлению адаптивных программ - всему тому, что призвано индивидуализировать образовательную деятельность и максимально учесть и реализовать индивидуальные возможности детей дошкольного возраста в образовании.

Следствием указанных тенденций является пролонгация проблемы учета индивидуальных возможностей и нереализованности потенциала развития ребенка в начальной школе, что выражено в феномене ранней школьной неуспеваемости, основными причинами которой являются индивидуально-психологические возможности ребенка, состояние его соматического здоровья, социокультурная среда развития и др. [1].

Как видно, решение вопроса качественного образования ребенка дошкольного возраста зависит не только от содержательной и организационной частей программ дошкольных образовательных учреждений, но и от ряда специфических факторов, к которым можно отнести учет индивидуальных возможностей детей, организацию педагогически целесообразного воздействия, учитывающего особенности их развития и др. Одновременно с этим решение поставленного вопроса должно выражаться в разработке вариативных форм способов, методов, средств реализации общеобразовательных программ, создании различных моделей дошкольного образования, учитывающих индивидуальные возможности обучения детей дошкольного возраста. Также значимыми должны стать требования, предъявляемые к личности и профессиональной компетентности педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с различными индивидуальными возможностями обучения.

В современной педагогической науке проблемой качественного образования детей дошкольного возраста занимались: Л.И. Фалюшина, Т.С. Комарова, И.П. Раченко, Н.С. Сунцов, В.С. Татьянченко, В.П. Худоминский и другие. В трудах этих ученых рассматривается проблема качества дошкольного образования с различных позиций - результатов педагогического труда (М.М. Поташник, П.И. Третьяков), процесса образовательной деятельности (Ю.А. Конаржевский, Е.В. Фадеева, Е.И. Головаха, Е.С. Бабунов, О.Н. Петренко). Методическую работу в дошкольном образовательном учреждении как эффективное средство повышения качества рассматривали Л.В. Поздняк, Л.М. Денякина и др. Идею совершенствования планирования как оптимизацию всего педагогического процесса выдвигали К.Ю. Белая, В.С. Сунцов, Т.С. Комарова, Е.В. Малаева, Т.К. Воробьева, Р.Я. Спружа и др. Критериями качества дошкольного образования занимались О. Дашковская, Е.Е. Кравцова и др., условиями и факторами обеспечения качественного образования - Н.А. Виноградова, Е.Ф. Купецкова, С.Н. Толстикова.

Наряду с представленными аспектами оптимизации образовательной деятельности дошкольного образования большое внимание учеными уделено концепции личностно-ориентированного образования (В.В. Давыдов, Л.М. Кларина, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова, Н.А. Горлова и др.)

Таким образом, несмотря на большое количество работ, касающихся проблемы образования детей дошкольного возраста и индивидуализации развития ребенка в образовании, приходится констатировать, что в дошкольной педагогике недостаточно исследованы вопросы организации (содержание, условия, механизмы) образовательной деятельности на основе их индивидуальных возможностей.

В свою очередь решение обозначенной проблемы требует последовательного разрешения следующих задач:

  • выявление психолого-педагогических особенностей образовательной работы с детьми при реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
  • разработка направлений организации индивидуально-ориентированной образовательной деятельности дошкольной образовательной организации, учитывающей психолого-педагогические особенности работы с детьми и специфику реализации индивидуальных возможностей детей;
  • разработка организационной модели образовательной деятельности дошкольной образовательной организации на основе индивидуальных возможностей детей;
  • разработка научно-обоснованных учебно-методических материалов и пособий для индивидуализации образовательной деятельности на основе индивидуальных возможностей детей.

Рецензенты:

Егоров В.В., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе Карагандинского государственного технического университета, г. Караганда;

Мирза Н.В., д.п.н., профессор Карагандинского государственного университета им. Е.Букетова, г.Караганда.