1) высоких морально-психологических качествах, которые необходимы вооруженному защитнику Отечества;
2) верности воинскому долгу, присяге и уставам;
3) высокой дисциплинированности, мужестве, стойкости, отваге, верности боевым традициям и пр.
Процесс воспитания патриотичности является центральной линией концепции воспитания военнослужащих в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. Концепция служит основой для реализации Программы совершенствования системы воспитательной работы с военнослужащими, оптимизации организационно-штатной структуры и определения задач органов воспитательной работы, поэтому представляет собой систему взглядов, понятий, идей, целевых установок, приоритетных направлений, принципов, методов, форм и связей между ними в области воспитания патриотичности у военнослужащих.
Цель исследования
Рассмотрение вопроса о построении модели патриотического воспитания как инновационной формы образовательной деятельности военнослужащих.
Материал исследования
В настоящее время проектирование и конструирование Вооруженных Сил осуществляется в рамках непрерывно изменяющейся сложной социально-экономической, общественно-политической и информационной обстановки, которая ведет к трансформации самого социального портрета армии. И тому есть причины:
1) понижение образовательного уровня пополнения, поступающего на военную службу;
2) ухудшение физического и психического здоровья молодых людей;
3) пацифистские и антиармейские настроения;
4) негативные установки на воинскую службу у третьей части призывников;
5) религиозные и национальные расположения духа.
Анализ проведенных эмпирических исследований в среде призывников показал, что существенно изменилась направленность жизненных приоритетов, таких как:
1) чувство коллективизма;
2) общественная активность;
3) любовь к родине;
4) патриотичность.
Социально-экономическая молодежная политика не имеет особых приоритетов, на военнослужащих серьезное влияние оказывает социальная обстановка в стране: детская безнадзорность, беспризорность, пьянство, наркомания.
Негативное влияние на воспитание патриотичности оказывает и морально-психологическое состояние военнослужащих Вооруженных Сил: деятельность определенных политических сил по подрыву авторитета военной службы, доверия в обществе к армии и политике руководства страны в области обороны и безопасности государства. Невысокий уровень патриотичности военнослужащих без соответствующего морального настроя и без их психологической готовности добросовестно исполнять обязанности военной службы, естественно, не позволяет иметь весомые результаты в реформировании современной российской армии.
Несомненно, что перечисленные выше факторы оказывают влияние на уровень морально-психологического состояния, правопорядка и воинской дисциплины военнослужащих и вместе с тем определяют модель патриотического воспитания, которая должна в полной мере отвечать требованиям современного этапа строительства и подготовки Вооруженных Сил. Проектирование модели патриотического воспитания военнослужащих способно обеспечить высокую эффективность самого процесса воспитания и ответственность органов военного управления и должностных лиц за его конечные результаты. Оно должно учитывать как негативные, так и положительные факторы, имеющие место в современном обществе.
К структурам модели патриотического воспитания можно отнести:
1) систему информирования военнослужащих;
2) систему координации деятельности органов военного самоуправления, осуществляющих информационное обеспечение войск;
3) систему культурно-досуговых мероприятий.
Подструктурами модели патриотического воспитания должна выступать собственно материально-техническая база: полиграфические предприятия, культурно-досуговые учреждения, организационно-штатная подготовка должностных лиц органов воспитательной работы [4].
Анализ исследовательских материалов, основанных на сложившемся в недалеком прошлом опыте проведения контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, выполнения миротворческих задач, анализе военно-политической обстановки в мире, характера современных войн и вооруженных конфликтов, позволяет утверждать, что характер внешних и внутренних угроз национальной безопасности России ставит вопрос о необходимости осуществления мер по укреплению морально-психологического потенциала страны через обращение к патриотическому воспитанию всей молодежи нашей страны. Воспитание патриотичности молодого человека путем повышения престижа военной службы и решения социальных проблем военнослужащих показывает, что роль человека, который управляет оружием и боевой техникой, повышается благодаря приоритету его духовно-нравственных ценностей, личностной позиции, социального самочувствия.
Модель воспитания патриотичности именно военнослужащих определяет свое содержание, место и роль в самой системе воспитания при осуществлении государственной политики в области военного строительства, поскольку каждый юноша, вступая в ряды Вооруженных Сил, подчиняется особому укладу жизни во многом отличному от гражданского, и под руководством командиров (начальников) решает новые, специфические задачи. Модель патриотического воспитания призвана способствовать соответствующему развитию личности: сознания, перестройке психики, становлению военного человека.
Таким образом, модель-портрет личности с высокой степенью развития патриотических чувств обязана:
- во-первых, глубоко осознать предназначение армии и флота, важность службы в них и безупречного выполнения воинского долга;
- во-вторых, понять существо армии как строжайше централизованной военной организации с особым укладом жизни, требующим от каждого военнослужащего высокого напряжения моральных и физических сил, организованности, дисциплинированности и четкости действий;
- в-третьих, развить сознательное отношение к овладению военным делом;
- в-четвертых, развить определенные физические и психические качества, необходимые для защиты Отечества [5].
В совокупности с перечисленными выше качествами защитник Отечества приобретает такие качества, как стойкость, мужество, отвага, которые понадобятся ему в повседневной службе и для успешных действий в экстремальных условиях. Средой, в которую внедряется модель патриотического воспитания и модель-портрет личности с высокой степенью развития патриотических чувств, является прежде всего среда обучения различным дисциплинам и среда обучения различным искусствам. Это - две стороны общего процесса подготовки не только военных специалистов. Действительно, в ходе обучения члены воинских коллективов овладевают знаниями, навыками и умениями, необходимыми для защиты своего Отечества. В единстве с обучением дисциплинам и разного рода искусствам решаются все перечисленные выше проблемы. Внедрение модели патриотического воспитания воздействует и на обучение военнослужащих. Взаимосвязь патриотического воспитания и обучения вытекает из существа нашей военной доктрины, требующей готовить войска на основе единых взглядов и установок. Это положение неоднократно подчеркивал М. В. Фрунзе: «Красная Армия должна воспитываться и обучаться на основе единых понятий, единых взглядов по всем вопросам, связанным с ее деятельностью и задачами, и это единство должно охватить и пропитать все стороны, все проявления ее жизни, как в мирное, так и в военное время» [2].
Именно поэтому в своей основе воинское воспитание патриотичности в процессе обучения дисциплинам и различного рода военным искусствам имеет общие закономерности и принципы, определяющие модель-портрет личности с высоким уровнем развития патриотичности.
Центральными элементами модели воспитания патриотичности военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации являются субъекты и объекты воспитания. Субъектами воспитания выступают: государство; органы местного самоуправления; средства массовой информации; семьи и близкие родственники военнослужащих; командиры и начальники всех степеней; штабы, службы, другие органы военного управления; органы воспитательной работы; воинские коллективы; военные учреждения культуры; общественные организации в воинских частях.
Объектами воспитания являются: проходящие военную службу офицеры, прапорщики, мичманы; проходящие военную службу по контракту и по призыву сержанты (старшины), солдаты (матросы), курсанты, слушатели, не имеющие офицерских званий, женщины-военнослужащие; суворовцы, нахимовцы, кадеты, воспитанники, а также воспитанники воинских частей и военных оркестров. В модели воспитания патриотичности взаимодействие субъектов и объектов в воспитательном процессе выступает как целостный организм. Субъекты воспитания в процессе своей деятельности решают воспитательные задачи, соответствующие своему уровню.
Выводы
Важнейшим условием эффективного функционирования модели воспитания патриотичности является ясность цели и задач воспитания. Только при этом условии влияние воспитателей будет целеустремленным, конкретным и получит желаемую отдачу. В целях воспитания находят свое выражение духовная модель будущего желаемого морального облика человека, характер поведения, наличие определенных качеств, черт, наклонностей. В воспитании определяются общие, долгосрочные перспективные цели [4].
Приоритетными перспективными задачами модели воспитания патриотичности определены следующие:
- развитие информационно-рекламного сопровождения военного строительства;
- формирование системы многофункциональных информационно-пропагандистских и редакционно-издательских комплексов, военных средств массовой информации;
- создание на основе соответствующих сил и средств Вооруженных Сил, других силовых структур системы телерадиовещания, работающей в интересах обеспечения военной организации;
- совместное использование потенциала и арсенала средств военных учреждений культуры, координация военно-шефской работы с творческими союзами, учреждениями и организациями страны и субъектов Российской Федерации;
- создание унифицированной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров воспитательных структур [2].
Для решения этих сложных задач многое еще предстоит осмыслить и исследовать, так как процесс воспитания в целом и его составная часть - воинское воспитание патриотичности - опирается на широкую научную основу. Оно базируется на научной методологии, является объектом исследования ряда общественных, а также естественных и технических наук. Большое значение здесь имеют положения исторического материализма: о взаимодействии материальной и духовной жизни общества; о роли и месте идеологии в общественном развитии. В настоящее время вопросы воинского воспитания патриотичности являются для Вооруженных Сил наиболее значимыми и актуальными, так как от их решения зависит уровень безопасности и обороноспособности Российской Федерации.
Результаты исследования и их обсуждение
В статье вводятся понятия: «модель воспитания патриотичности военнослужащих», «модель-портрет личности с высоким уровнем развития патриотичности», которые рассматриваются применительно к организации совместной деятельности курсантов и преподавателей учебных военных учреждений. Автор дает теоретический сравнительный анализ научных работ коллег в рамках рассматриваемой проблемы, предлагает краткое описание моделей и дает рекомендации по внедрению моделей в образовательный процесс военного учреждения.
Статья имеет научную ценность, так как содержит обобщения автора, обладающие новизной, научные выводы, направленные на раскрытие и решение проблем по организации воспитательной деятельности всех субъектов образовательного процесса.
Метод или методология проведения работы: теоретическое моделирование, метод сопричастного наблюдения, формальный педагогический метод.
Область применения результатов: общая педагогика; история педагогики и образования.
Рецензенты:
Воробьев В.В., д.пл.н., профессор ФГБОУ ВПО «Государственный морской университет им. Ф.Ф. Ушакова», г. Новороссийск;
Томилин А.Н., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Государственный морской университет им. Ф.Ф. Ушакова», г. Новороссийск.