Методология,организация и проведение воспитательной работы со студентами-медиками требует тщательного планирования. Крайне важно «знать целевую аудиторию», ее вкусы и предпочтения, особенно, когда речь идет об эстетическом воспитании[1, 3]. В противном случае вероятен конфликт интересов и непонимание между преподавателями-кураторами и учащимися. Необходим диалог, обеспечивающий взаимозаинтересованность обеих сторон, мотивирующий студентов к самому активному участию в реализации программы художественного просвещения[5, 7].
Цель исследования: определить отношение студентов медицинского вуза к программе художественно-эстетического просвещения, их интересы, а также предпочтения, оптимизируя тем самым организацию и содержание воспитательной работы.
Материалы и методы исследования. Для выявления нуждаемости в программе художественно-эстетического просвещения, а также заинтересованности учащихся в данном виде воспитательной работы, нами были доложены ее основные положения, а затем проведено анонимное анкетирование студентов II, III, IV и V курсов стоматологического факультета Волгоградского государственного медицинского университета. Всего в опросе приняло участие 507 человек в возрасте от 18 до 27 лет, из них: 336 (66,3 %) девушек и 171 (33,7%) юноша.
Анкета разрабатывалась таким образом, чтобы, интерпретируя ее результаты, можно было не только выяснить, насколько художественно-эстетическое воспитание интересно студентам, но также то, какие виды, жанры, выразительные средства, наконец, направления в искусстве востребованы в молодежной среде[6, 8].
АРТ-анкета
для студентов медицинских ВУЗов
Ваш курс:__________
1. Как часто Вы посещаете учреждения культуры?
каждый месяц;раз в полгода;раз в год;очень редко;не помню, когда был(а) последний раз.
2. Хотели бы Вы посещать учреждения культуры чаще, участвуя в программе эстетического воспитания студентов?
да;нет;не знаю.
3. Что бы Вы предпочли посетить: театр/музей (другое учреждение культуры), или ночной клуб/дискотеку?
театр/музей (другое учреждение культуры);ночной клуб/дискотеку;не знаю.
4. Какой (какие) из видов искусства Вам наиболее предпочтителен (предпочтительны)?
театральное;изобразительное;музыкальное;кино;ни один из перечисленных;Ваш вариант;мне нравятся все виды искусства.
5. Какой из видов театра Вам нравится больше всего?
драматический;музыкальный;детский;экпериментальный.
6. Какая музыка Вам нравится больше всего?
классическая;народная;инструментальная;джаз;поп;рок.
7. Какое искусство Вам ближе?
классическое;современное;экспериментальное;мне нравится всякое искусство;не знаю.
8. Любите ли Вы читать художественную литературу?
да;нет.
9. Любите ли Вы смотреть телевизионные программы об искусстве (в том числе современном), телеспектакли, концерты, репортажи о выставках?
да;нет;не знаю.
10. Нравятся ли Вам оригинальные решения в искусстве (эксперименты, необычные формы подачи, инсталляции)?
да;нет;не знаю.
11. Вы обучаетесь в своем городе, или приехали из другого региона?
в своем городе;я из другого региона.
12. Интересна ли Вам история Вашего ВУЗа?
да;нет;не знаю.
13. Интересна ли Вам история Вашей страны, региона, города? Хотели бы Вы знать больше о Российской государственности?
да;нет;не знаю.
14. Как вы считаете, нужны ли студентам занятия по эстетическому воспитанию (которые бы заключались в периодическом посещении учреждений культуры)?
да;нет;не знаю.
Представляется, что результаты данного анкетирования отвечают принципу достоверности, поскольку оно было проведено в анонимном формате, благодаря чему студенты имели возможность отвечать на вопросы искренне, «не оглядываясь» на мнение и предпочтения других.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты опроса продемонстрировали следующее: каждый месяц учреждения культуры посещают 173 респондента (34,1%); раз в полгода – 104 (20,5%); раз в год – 52 (10,3%); очень редко – 138 (27,2%) и, наконец, затруднилось вспомнить свое последнее посещение того или иного учреждения культуры 40 респондентов (7,9%). 311 (61,3%) опрошенных выказали желание посещать учреждения культуры чаще, участвуя в программе художественно-эстетического воспитания студентов; 110 (21,7%) дали отрицательный ответ, и 86 (17 %) затруднились ответить (рис.1).
Рис.1. Заинтересованность студентов в более частом посещении учреждений культуры
Любопытно, что 288 (56,8%) студентов предпочли посетить театр, музей, или иное учреждение культуры, нежели ночной клуб, или дискотеку, и лишь 127 (25,1%) респондентов выбрали второй вариант; 92 (18,1 %) затруднились сделать выбор (рис. 2).
Рис.2. Предпочтения студентов относительно их досуга
Мы также постарались выяснить, какой из видов искусства наиболее близок студентам. Оказалось, что 189 опрошенных (37,3%) назвали таковым кино; 121 (23,9%) – музыку; 101 (19,9%) – театр; 56 (11%) – изобразительное искусство; 29 (5,7) – пояснили, что им близки все виды искусства в равной степени; 11 (2,2%) – указали свой вариант. Стоит отметить, что ни один из студентов не дал вариант: «ни один из перечисленных» (рис. 3).
Рис.3. Предпочтения студентов относительно видов искусства
Формируя модули будущей программы, нам было крайне важно знать о предпочтениях студентов.В частности, на вопрос: «Какой из видов театра Вам нравится больше всего?» 219 респондентов (43,2%) выбрали драматический; 151 (29,8%) – музыкальный; 122 (24,1%) – экспериментальный; 15 (2,9%) – детский.При исследовании «музыкальных пристрастий» мы выяснили следующее: наиболее близка студентам поп-музыка (130 опрошенных (25,6%)); на втором месте – классическая (109 респондентов (21,5%)); на третьем – инструментальная (85 (16,8%)); на четвертом – джаз (68 (13,4%)); на пятом – рок (58 (11,4%)) и, наконец, на шестом – народная (57 (11,3%)).Большая часть учащихся указала в анкетах, что им наиболее близко классическое искусство (178 (35,1%)), нежели современное (99 (19,5%)), или экспериментальное (38 (7,5%)); 119 студентов (23,5%) выбрали вариант «мне нравится всякое искусство» и, наконец, 73 респондента (14,4%) не смогли сделать выбор.Ответы студентов на два предыдущих вопроса демонстрируют ошибочность априорного мнения общества о том, что классическое искусство чуждо молодежи, следовательно, реализуя программу, стоит быть «смелее» и не опасаться непонимания, или неприязни со стороны учащихся. Представляется, что мы несколько недооцениваем наших студентов, что может пагубно сказаться на организации воспитательной работы. В любом случае, важен диалог, построенный на принципе взаимоуважения и обоюдной заинтересованности в результате.
Большая часть студентов (349 (69%)) регулярно читает художественную литературу, в то время как 158 человек (31%) не любит читать.Телевизионными программами об искусстве, телеспектаклями, концертами, «арт-обзорами» интересуются 224 опрошенных (44,2%), 207 (40,8%) – не проявляют к ним интереса и 76 (15%) – затруднились ответить.Оригинальные решения в искусстве (в том числе необычные формы подачи, инсталляции) близки и понятны 324 опрошенным (63,9 %) и не нравятся 110 (21,7%), 73 человека (14,4 %) затруднились ответить (рис. 4).
Рис.4. Отношение студентов к эксперименту в искусстве
Абсолютному большинству студентов (418 (82,5%)) интересна история вуза, в котором они обучаются, в то же время 65 респондентов (12,8%) дали отрицательный ответ, и 24 (4,7%) затруднились ответить. Отрадно, что абсолютное большинство студентов – 399 (78,7%) высказались за необходимость занятий по эстетическому воспитанию, причем только 47 (9,3%) дали отрицательный ответ, а 61 (12%) не определились. Таким образом, можно сделать вывод, что предложенная нами программа художественно-эстетического воспитания будущих врачей интересна учащимся и будет востребована в студенческой среде (рис. 5).
Рис.5. Отношение студентов к программе эстетического воспитания
Заключение. Сегодня система высшего профессионального медицинского образования столкнулась с серьезными вызовами. Очевидна необходимость возвращения былого престижа и уважения к профессии врача, особенно в условиях российской действительности. Общество предъявляет к доктору все больше требований, которому теперь не достаточно быть хорошим клиницистом. Процесс подготовки студентов-медиков нуждается в дальнейшей модернизации, включающей обязательную оптимизацию воспитательной работы. Проведенное нами анкетирование продемонстрировало заинтересованность учащихся в художественно-эстетическом просвещении, а также выявило любопытные тенденции относительно их вкусов и предпочтений. Это необходимо учитывать при планировании воспитательной работы, что позволит не только модернизировать последнюю, но, что куда более важно – повысить эффективность подготовки будущих врачей.
Рецензенты:Михальченко Д.В., д.м.н., заведующий кафедрой пропедевтики стоматологических заболеваний, ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Волгоград;
ПоройскийС.В., д.м.н., проректор по учебной работе, ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Волгоград.