Повышение конкурентоспособности строительной продукции – один из самых актуальных вопросов для современной России, так как основным фактором, характеризующим конкурентоспособность продукции, является её качество, а качество строительной продукции – это не только удовлетворение потребностей потребителей, но и их безопасность. Существую различные пути повышения конкурентоспособности продукции (рисунок 1).
Рис. 1. Методы оценки уровня качества продукции
Развитие добросовестной конкуренции строительной продукции способствует внедрению инноваций, повышению качества продукции, снижению технических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни и здоровья, окружающей среды и экономии всех видов ресурсов.
Кроме того, качество строительной продукции – основной фактор, влияющий на экономичность и рентабельность законченного строительного объекта, обеспечивающий его надежность и долговечность.
Для постоянного улучшения деятельности предприятий строительной индустрии необходимо совершенствование процессов за счет улучшения их характеристик и повышения качества продукции.
Методы исследования
При этом конкурентоспособность продукции определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей продукции, которые способствуют удовлетворению потребностей потребителя. Постоянное совершенствование качества продукции обеспечивает большую удовлетворенность потребителей и позволяет увеличивать цену. Следовательно, повышение качества продукции способствует повышению прибыли.
Существуют различные методы оценки уровня качества однородных и разнородных изделий (рисунок 2). Для оценки уровня качества однородной продукции используется дифференциальный, комплексный, смешанный, а также интегральный методы [3…5]. Для оценки уровня качества разнородных изделий обычно используют индекс качества или индекс дефектности. Кроме того, для оценки уровня качества однородных и разнородных изделий используют метод экспертных оценок качества.
Рис. 2. Методы оценки уровня качества продукции
Качество продукции можно оценить с помощью обобщенного показателя качества, представляющего собой либо наиболее значимый показатель качества продукции либо совокупность свойств рассматриваемой продукции [3…5]. Нормированные оценки показателей качества можно получить с помощью функции желательности Харрингтона. Общий алгоритм получения обобщенной оценки уровня качества продукции представлен на рисунке 3 [4].
Рис. 3. Алгоритм оценки уровня качества продукции
Необходимо отметить, что в большинстве случаев на предприятиях проводится выборочный контроль, который при всей своей эффективности не дает возможности получить достаточно объективную информацию о качестве всей партии в целом, что в условиях современной конкурентной борьбы между товаропроизводителями может привести к выпуску бракованной продукции. Использование же сплошного контроля не всегда возможно либо из-за особенностей производственного цикла либо из-за высоких затрат на организацию самого контроля.
Поэтому для контроля производственных процессов необходимо использовать статистические методы, позволяющие своевременно получать информацию о качестве процессов и дает возможность оперативно реагировать на возможные отказы. В этих условиях особое внимание следует уделять стабильности и воспроизводимости технологического процесса. Стабильность технологического процесса обычно оценивается по контрольным картам Шухарта, а воспроизводимость процесса – по показателям индекса воспроизводимости Ср и Сpk [2, 6].
, (1)
где
– верхний предел поля допуска;
– нижний предел поля допуска;
– один из пределов поля допуска;
– индекс воспроизводимости процесса, оценивающий возможности удовлетворять технический допуск без учета положения среднего значения;
– индекс возможностей процесса с учетом фактического положения среднего значения.
Другим очень важным показателем конкурентоспособности продукции является ее стоимость, которая в конечном итоге влияет на покупательский спрос.
Таким образом, конкурентоспособность строительной продукции определяется уровнем ее качества, стабильностью и воспроизводимостью технологического процесса производства, гарантирующую получение продукции стабильного уровня качества и её стоимостью [1…6]. Постоянное совершенствование данных критериев способствуют повышению удовлетворенности потребителя, что, в свою очередь, ведет к увеличению прибыли.
Выделенные критерии (свойства) могут быть сгруппированы в обобщённом критерии качества следующего вида:
,
где – коэффициент, характеризующий критерий индекса воспроизводимости технологического процесса; – коэффициент, характеризующий критерий обобщенного уровня качества выпускаемой продукции; – коэффициент, характеризующий критерий уровня цены продукции на рынке.
Результаты исследования
Показатели конкурентоспособности и формулы для их вычисления представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели конкурентоспособности и формулы для их вычисления
Показатель |
Формула для вычисления |
Примечание |
Критерий индекса воспроизводимости технологического процесса |
|
– индекс воспроизводимости технологического процесса; – наилучшее значение индекса воспроизводимости технологического процесса предприятия- конкурента. При этом индекс воспроизводимости технологического процесса оценивают, исходя из следующих критериев: >1,33 хороший; =1,33-1,00 требует внимательного наблюдения; <1,00 неудовлетворительный. |
Критерий уровня качества выпускаемой продукции |
|
– обобщенный показатель качества продукции; – максимальное значение обобщенного показателя качества продукции-конкурента При этом качественная шкала желательности как для искомых свойств, так и для обобщенного показателя качества следующая: от 0,90 до 1,0 - отлично; от 0,8 до 0,90 - очень хорошо; от 0,63 до 0,8 - хорошо; от 0,37 до 0,63 - удовлетворительно; от 0,2 до 0,37 - плохо ; от 0,0 до 0,2 - очень плохо. |
Критерий уровня цены |
|
– цена продукции на рынке; – минимальное значение цены продукции- конкурента на рынке. |
Практическую ценность такого подхода проиллюстрируем на примере продукции различных производителей. Исходные данные для расчета представлены в таблице 2.
Таблица 2
Исходные данные для расчета
Наименование производителя |
Обобщенный показатель качества продукции, Q |
Воспроизводимость технологического процесса, Cp |
Цена, руб. |
Предприятие №1 |
0,95 |
0,12 |
5434 |
Предприятие №2 |
0,97 |
0,25 |
5884 |
Предприятие №3 |
0,38 |
0,432 |
5167 |
Предприятие №4 |
0,79 |
2,7 |
5735 |
Предприятие №5 |
0,67 |
0,39 |
5900 |
Предприятие №6 |
0,94 |
0,35 |
5580 |
Результаты расчёта обобщённого критерия конкурентоспособности продукции приведены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты расчёта обобщённого критерия качества
Наименование производителя |
Значения коэффициентов весомости |
|||
|
|
|
|
|
Предприятие №1 |
0,731 |
0,505 |
0,739 |
0,658 |
Предприятие №2 |
0,712 |
0,516 |
0,743 |
0,657 |
Предприятие №3 |
0,638 |
0,428 |
0,486 |
0,517 |
Предприятие №4 |
0,904 |
0,929 |
0,882 |
0,905 |
Предприятие №5 |
0,647 |
0,464 |
0,600 |
0,570 |
Предприятие №6 |
0,738 |
0,539 |
0,748 |
0,675 |
Выводы
По результатам расчета обобщенного критерия видно, что в широком диапазоне значений коэффициентов весомости наиболее конкурентоспособным является продукция предприятия № 4, что обусловлено высоким значением индекса воспроизводимости технологического процесса при приемлемом уровне обобщенного показателя качества продукции и цены.
Рецензенты:
Логанина В.И,, д.т.н., профессор, зав. кафедрой «Управление качеством и ТСП», ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза;
Береговой В.А., д.т.н., профессор кафедры технологии строительных материалов и деревообработки, ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза.