Проведение оценки влияния государственного регулирования интеллектуальной собственности на инновационную активность предприятий сферы услуг базировалось на экономико-математической модели, результаты которой позволили идентифицировать взаимосвязь между применением инструментов государственного регулирования интеллектуальной собственности и уровнем инновационной активности предприятий сферы услуг.
В связи с чем, оценка влияния инструментов государственного регулирования интеллектуальной собственности в сфере услуг была построена на оценке расходов, связанных с оказанием государственных услуг по поддержке института интеллектуальной собственности, доступности объектов интеллектуальной собственности для их коммерческого использования, а также их влияния на инновационную активность предприятий отраслей сферы услуг, либо параметры их экономического роста. Поэтому при моделировании исследуемой зависимости были использовать методические подходы [2], основанные на оценке эффективности бюджетных расходов, связанных с формированием, поддержанием и развитием института интеллектуальной собственности и его влиянием на инновационную активность предприятий сферы услуг. В связи с тем, что имеющиеся в официальной статистике показатели не отражают фактическую эффективность государственного регулирования, было предложено использовать для построения модели оценки влияния инструментов государственного регулирования интеллектуальной собственности в сфере услуг следующие данные Роспатента [4]:
-
динамику данных о регистрации товарных знаков и знаков обслуживания;
-
динамику товарных знаков, в отношении которых зарегистрированы договоры об отчуждении исключительного права на товарные знаки, лицензионные договоры/договоры коммерческой концессии о предоставлении права на использование товарного знака;
-
распределение организаций, которым предоставлен бесплатный доступ к полнотекстовым БД ФИПС по отечественным изобретениям и полезным моделям;
-
распределение обращений, поступивших в Роспатент и подведомственные ему организации из Российской Федерации, по федеральным округам;
-
динамику сведений о распределении обращений, поступивших в Роспатент и подведомственные ему организации, по обобщенным группам;
-
динамику количество зарегистрированных программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем.
В таблице 1 представлен перечень и условные обозначения принимаемых нами при моделировании переменных и результирующих для расчета экономико-математической модели оценки влияния инструментов государственного регулирования интеллектуальной собственности в сфере услуг.
Как представлено в таблице 1, нами выбраны для наибольшей репрезентативности 16 результирующих величин с CH1 по CH16, которые отражают оценочные параметры и показатели, на которые влияют выбранные нами переменные, имеющие условные обозначения в таблице с CH17 по CH35.
Таблица 1
Переменные величин и результирующие факторы, используемые при построении модели оценки влияния инструментов государственного регулирования интеллектуальной собственности на инновационную активность предприятий сферы услуг
Параметр |
Переменная |
Объем инновационных товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», (млн. рублей) |
CH 1 |
Объем инновационных товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности «Связь», (млн. рублей) |
CH 2 |
Объем инновационных товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности «Предоставление прочих видов услуг», (млн. рублей) |
CH 3 |
Объем инновационных товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий», (млн. рублей) |
CH 4 |
Затраты на организационные инновации по видам экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», (млн. рублей) |
CH 5 |
Затраты на организационные инновации по видам экономической деятельности «Связь», (млн. рублей) |
CH 6 |
Затраты на организационные инновации по видам экономической деятельности «Предоставление прочих видов услуг»,(млн. рублей) |
CH 7 |
Затраты на организационные инновации по видам экономической деятельности «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий», (млн. рублей) |
CH 8 |
Затраты на технологические инновации по типам инноваций «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (продуктовые)», (млн. рублей) |
CH 9 |
Затраты на технологические инновации по типам инноваций «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (процессные)», (млн. рублей) |
CH 10 |
Затраты на технологические инновации по типам инноваций «Связь (продуктовые)», (млн. рублей) |
CH 11 |
Затраты на технологические инновации по типам инноваций «Связь (процессные)», (млн. рублей) |
CH 12 |
Затраты на технологические инновации по типам инноваций «Предоставление прочих видов услуг (продуктовые)», (млн. рублей) |
CH 13 |
Затраты на технологические инновации по типам инноваций «Предоставление прочих видов услуг (процессные)», (млн. рублей) |
CH 14 |
Затраты на технологические инновации по типам инноваций «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (продуктовые)», (млн. рублей) |
CH 15 |
Затраты на технологические инновации по типам инноваций «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (процессные)», (млн. рублей) |
CH 16 |
Динамика экспорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «Стоимость предмета соглашений, тыс. руб.» |
CH 17 |
Динамика экспорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «Патентная лицензия на ноу – хау, тыс. руб.» |
CH 18 |
Динамика экспорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «инжиниринговые услуги, тыс. руб.» |
CH 19 |
Динамика экспорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «научные исследования и разработки, тыс. руб.» |
CH 20 |
Динамика импорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «Стоимость предмета соглашений, тыс. руб.» |
CH 21 |
Динамика импорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «патент на изобретения, тыс. руб.» |
CH 22 |
Динамика импорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «Патентная лицензия на изобретения, тыс. руб.» |
CH 23 |
Динамика импорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «Патентная лицензия на ноу – хау, тыс. руб.» |
CH 24 |
Динамика импорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «инжиниринговые услуги, тыс. руб.» |
CH 25 |
Динамика импорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «научные исследования и разработки, тыс. руб.» |
CH 26 |
Динамика импорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «прочие, тыс. руб.» |
CH 27 |
Динамика подачи и рассмотрения заявок на государственную регистрацию товарного знака Российской Федерации (Всего подано заявок на регистрацию знаков в Российской Федерации) |
CH 28 |
Динамика регистрации товарных знаков (Зарегистрировано знаков, всего) |
CH 29 |
Количество зарегистрированных договоров по областям техники (всего) |
CH 30 |
Договоры об отчуждении исключительного права на товарные знаки, всего |
CH 31 |
Обращения в Роспатент (всего) |
CH 32 |
Виды результатов интеллектуальной деятельности «Программы для ЭВМ» |
CH 33 |
Виды результатов интеллектуальной деятельности «Базы данных» |
CH 34 |
Виды результатов интеллектуальной деятельности «Топологии ИМС» |
CH 35 |
Задачей моделирования является определение зависимости показателей инновационной активности предприятий сферы услуг (CH1-CH 16) от динамики импорта и экспорта инжиниринговых услуг в регионе, а также объемов оказанные государственных услуг в сфере обеспечения прав на интеллектуальную собственность и динамику их развития [5,3].
Так, например, анализ таблицы 2- матрицы парных корреляций между переменными для исследования (параметры инновационной деятельности в отраслях сферы услуг) и независимыми переменными (динамика данных Роспатента) [1] выявил следующие зависимости, коэффициент корреляции по которым колеблется в высоких значениях от 0,96 до 1,00:
- результирующая СН9 «Затраты на технологические инновации по типам инноваций «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (продуктовые)» и переменная СН22 «Динамика импорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «патент на изобретения» (0,97);
- результирующая СН9 «Затраты на технологические инновации по типам инноваций «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (продуктовые)» и переменная СН26 «Динамика импорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «научные исследования и разработки» (0,97);
- результирующая СН10 «Затраты на технологические инновации по типам инноваций «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (процессные)» и переменная СН28 «Динамика подачи и рассмотрения заявок на государственную регистрацию товарного знака Российской Федерации (Всего подано заявок на регистрацию знаков в Российской Федерации)» (0,99);
- результирующая СН10 «Затраты на технологические инновации по типам инноваций «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (процессные)» и переменная СН35 «Виды результатов интеллектуальной деятельности «Топологии ИМС» (0,98);
- результирующая СН11«Затраты на технологические инновации по типам инноваций «Связь (продуктовые)» и переменная СН33 «Виды результатов интеллектуальной деятельности «Программы для ЭВМ» (0,97);
- результирующая СН13«Затраты на технологические инновации по типам инноваций «Предоставление прочих видов услуг (продуктовые)» и переменная СН32 «Обращения в Роспатент (всего)» (1,00);
- результирующая СН15 «Затраты на технологические инновации по типам инноваций «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (продуктовые)» и переменная СН18 «Динамика экспорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «Патентная лицензия на ноу – хау» (0,98);
- результирующая СН15 «Затраты на технологические инновации по типам инноваций «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (продуктовые)» и переменная СН21 «Динамика импорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «Стоимость предмета соглашений» (0,96);
- результирующая СН15 «Затраты на технологические инновации по типам инноваций «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (продуктовые)» и переменная СН27 «Динамика импорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «прочие» (1,00);
- результирующая СН15 «Затраты на технологические инновации по типам инноваций «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (продуктовые)» и переменная СН29 «Динамика регистрации товарных знаков (Зарегистрировано знаков, всего)» (0,97).
Таблица 2
Матрица парных корреляций между переменными для исследования (параметры инновационной деятельности в отраслях сферы услуг) и независимыми переменными (динамика данных Роспатента)
Таким образом, можно сделать вывод, что СН1 – «Объем инновационных товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды»» не имеет значимых статистических связей ни с какими переменными из статистики Роспатента. Иначе говоря, отрасли услуг производственной инфраструктуры, а также жилищно-коммунальных услуг не обнаруживают связей с инструментами государственного регулирования интеллектуальной собственности.
Статистически значимые связи обнаружены между результирующей СН2 «Объем инновационных товаров, работ, услуг отрасли связи» и переменными СН33 «Виды результатов интеллектуальной деятельности «Программы для ЭВМ» (0,95) и СН34 «Виды результатов интеллектуальной деятельности «Базы данных» (0,99), что свидетельствует о прямой зависимости инновационной активности в сфере услуг связи от уровня государственного регулирования такого института интеллектуальной собственности, как программные средства и базы данных.
Еще более выражены корреляционные связи между результирующей СН4 «Объем инновационных товаров, работ, услуг, связанных с использованием вычислительной техники и информационных технологий» и переменной СН27 «Динамика импорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан» (1,00), а также СН5 и СН22, СН5 и СН26, СН8 и СН22,СН8 и СН26, что отражает характер заимствования зарубежных информационных технологий и растущую необходимость осуществления инжиниринговых услуг, связанных с их адаптацией и обслуживанием.
Что характерно, что выражена корреляционная зависимость между результирующей СН4 «Объем инновационных товаров, работ, услуг, связанных с использованием вычислительной техники и информационных технологий» и переменной СН29 «Динамика регистрации товарных знаков (Зарегистрировано знаков, всего)», СН6 и СН28, СН8 и СН31 (0,99), что отражает прямую зависимость развития услуг информационно-коммуникационных технологий от развития государственных услуг по регулированию интеллектуальной собственности в форме регистрации товарных знаков и отчуждения исключительного права на товарные знаки.
Таким образом, можно заключить, что основные переменные, отражающие важнейшие инструменты государственного регулирования интеллектуальной собственности в сфере услуг в различной степени влияют на результирующие факторы, отражающие инновационную активность предприятий и организаций сферы услуг. Эти различия, преимущественно, обусловлены неразвитостью отдельных форм и видов института государственного регулирования интеллектуальной собственности в сфере услуг, недостаточной эффективности инструментов государственного регулирования в этой сфере, низким уровнем результативности принимаемых управленческих решений.
Рецензенты:
Романова А.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Муниципального менеджмента» ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;
Останина С.Ш., д.э.н., профессор кафедры «Экономика» ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань.