Проблема бедности российского населения является одной из основных общественных проблем, так как часто является причиной и следствием девиантного поведения. Собственно открытие бедности как социального феномена неразрывно связано с началом процессов социально-экономического реформирования России начала 90-х годов XX века.
Северные города в начале нефтегазового освоения становились своеобразным буфером между требованиями разработки месторождений и социальными потребностями людей. По мере своего развития, они постепенно превращались в аванпосты будущей региональной общности. В последние годы в социальном управлении северными городами все больше внимания уделяется стратегическому планированию и созданию инновационных программ развития северных городов. Такая деятельность находится на стыке социального и стратегического управления, синтезируя в себе методы рыночного стимулирования инновационных процессов на местном уровне и экономическое участие местных сообществ в создании благоприятного инвестиционного климата.
Необходимо отметить, что сегодня приоритеты в управлении северными городами, и Ноябрьском в частности, смещаются с развития производства на решение социальных и других вопросов жизнедеятельности населения. Среди вопросов местного значения, относящихся к ведению города, такие, как владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение городского бюджета, установление городских налогов и сборов; содержание и развитие учреждений здравоохранения, диспансеризация населения и т.д.
В городе сложилась система социального партнерства предприятий, способствующая росту благосостояния населения, активными темпами развивается социальное партнерство между Администрацией города и местным бизнес-сообществом. В структуре социального управления, и в частности местного самоуправления, адресная социальная поддержка населения в городе Ноябрьске занимает важное место в преодолении абсолютизации административно-командных методов и внедрения в жизнь управления через создание социальных инфраструктур, выравнивание стартовых возможностей, предоставление социальных услуг и т.п. Зная конкретные условия жизни отдельных граждан, органы местного самоуправления могут более эффективно выполнять функции социальной поддержки.
По численности населения город занимает второе место в ЯНАО, на 01.01.2012 г. Численность составила 109,2 тыс. человек. Возрастная структура населения города, как и других городов округа, характеризуется значительным преобладанием жителей трудоспособного возраста - 77,3 тыс. человек (70,7 % от общей численности). Население моложе трудоспособного возраста составляет 22,3 тыс. человек (20,4 %), старше трудоспособного возраста - 9,7 тыс. человек (8,9 %).
На фоне других муниципальных образований округа г. Ноябрьск занимает среднее положение по такой важной характеристике своего социально-экономического развития, как среднемесячная заработная плата работников. По данному показателю (57,8 тыс. руб.) Ноябрьск заметно превосходит другие муниципальные образования в округе, но уступает не только таким городам, как Новый Уренгой и Салехард (более чем в 1,2 раза), но и среднему уровню заработной платы по ЯНАО (64,0 тыс. руб.).
На общероссийском фоне Ноябрьск также выделяется высоким естественным приростом (11 ‰ в 2012 г.), что связано не только с высоким уровнем рождаемости, но и с очень низким уровнем смертности (4,5 ‰ в 2012 г.), обусловленной низкой долей пожилых возрастов, на которые обычно и приходится основная доля случаев смерти.
В Ноябрьске самый низкий в ЯНАО уровень младенческой смертности (5,02 случая на 1000 новорожденных в среднем за период 2007-2012 г.) (прогноз по ЯНАО - 3,9 на 2020 год). Как объект эмпирического социологического исследования город был выбран не случайно, так как, имея достаточно большой экономический потенциал и развитую систему помощи малообеспеченным слоям населения, в Ноябрьске насчитывается (по данным на 2011 год) 4,6 % малоимущих граждан, которые хотя бы однократно обращались за помощью в органы социальной защиты. Таким образом, г. Ноябрьск представляет собой мини-модель, которую можно взять за основу для проведения эмпирических исследований и определения организационно-управленческих механизмов преодоления бедности в северном городе.
Таким образом, были исследованы малообеспеченные семьи, то есть чаще всего семьи с большой иждивенческой нагрузкой: в семье имеются пенсионеры (инвалиды), несовершеннолетние дети и у них недостаточно ресурсов, для обеспечения себе запаса жизненной, материальной, социальной прочности. Экономическое поведение малообеспеченных семей довольно пассивное по причине того, что у них нет свободных денег и возможности рационального распределения своих доходов, которые практически отсутствуют. При этом необходимо понимать специфику социально-психологического состояния человека, не имеющего достаточных ресурсов, а также возможность, в складывающихся условиях, сокращения реальных доходов и роста социальной напряженности. Анализ ситуации с малообеспеченными слоями населения представляется чрезвычайно актуальным в практическом отношении.
Исследование проводилось методом интервьюирования представителей малообеспеченных семей, которое проводилось в октябре - ноябре 2012 года. Выборочная совокупность составила 844 человека, то есть 16,7 % генеральной совокупности (4400 человек). Численность населения г. Ноябрьска составляет 110 000 человек, из них бедными за 2011 год признано 4,6 %. А так как по принятым в социологической практике нормам репрезентативной уже признается выборка, составляющая 3-5 % от генеральной совокупности, то опрос 16,7 % генеральной совокупности более чем достаточен для доказательства репрезентативности.
Единицами исследования стали семьи, которые на момент опроса относились к малообеспеченным, то есть имеющим доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Ямало-Ненецком автономном округе. На протяжении проведения исследования опрашивались респонденты, которые на момент начала исследования имели официальный статус нуждающихся (малообеспеченных), признавшие свою нужду, обратившиеся за государственной помощью, подтвердившие ее необходимость и получившие вспомоществование.
В ходе анализа результатов проведенного исследования стало ясно, что специфика малообеспеченности в северном городе заключается в отсутствии жесткой связи уровня жизни с профессиональными статусами. Полученные данные позволяют говорить о достаточно большой доле людей с профессиональным портретом, который близок для общества с развитыми рыночными экономиками, то есть в основном это представители типичных именно для «классических» низших классов профессиональных статусов: пенсионеры, низко- и неквалифицированные рабочие.
На рынке труда они могут предложить только свою простую физическую способность к труду, которая не в состоянии обеспечить достаточных доходов для более благополучного уровня жизни. В настоящее время фактически открыты все границы для мигрантов из-за рубежа, которые в основном устремляются на этот же сегмент рынка труда, где формируется «рынок покупателя» с соответствующим демпингом стоимости рабочей силы такого качества за счет переизбытка ее предложения. Таким образом, чаще всего семьи безработных перебиваются случайными заработками либо ничтожной помощью со стороны близких и знакомых. Уровень бедности в таких семьях в 2-2,5 раза выше, чем в других.
Основную часть семей, нуждающихся в реальной помощи, составляют семьи с повышенной иждивенческой нагрузкой. В неполных семьях (29,5%) и семьях одиноких матерей, имеющие в своем составе 1-2 детей (21,7%), как правило, глава семьи - женщина, не имеющая востребованной и хорошо оплачиваемой профессии, зачастую, связанной с проблемами здоровья и ограничениями в трудоустройстве. Оказание помощи этой категории семей изначально несет иждивенческий характер, т.к. чтобы получить статус одинокой матери, она намеренно не записывает отца в свидетельстве о рождении ребенка, но при этом совместно проживает с отцом ребенка. Среди этой категории семей часто рождается второй и последующий ребенок.
Самый низкий процент составляет «многопоколенная семья», хотя на практике дело обстоит иначе. Чтобы понять, чем отличается жизнь малообеспеченных семей, авторами были проанализированы не только их текущие доходы, а также существующие различия их уровня жизни, отражающие различия в уровне доходов, накопленных за годы, а также проблемы семьи. Как показывает исследование, чаще всего респонденты в жизни сталкиваются с экономическими проблемами. Во многих семьях основной причиной материальных затруднений является незанятость взрослых членов семьи (безработность, инвалидность, отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет; невостребованность алиментов на содержание несовершеннолетних детей и др.). К семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, относятся также семьи беженцев и вынужденных переселенцев (мигрантов), семьи безработных, имеющие на иждивении несовершеннолетних детей.
Очевидно, что большинство респондентов волнуют трудности в удовлетворении наиболее важных потребностей, т.к. падение жизненного уровня населения влечет за собой ряд негативных последствий: снижение или потерю социального статуса, невозможность удовлетворения материальных и духовных потребностей.
Кроме того, еще одним значимым показателем уровня бедности являются жилищные условия респондентов, включающие не только обеспеченность общей жилой площадью, но и уровень ее благоустройства, площадь занимаемого жилья, которыми сегодня очень отличаются малообеспеченные семьи от всех остальных.
В настоящее время большая часть респондентов проживает в современных квартирах с удобствами, но в половине из них среднедушевая обеспеченность жилой площадью остается ниже санитарной нормы, так как они занимают комнату либо в коммунальной квартире, либо в общежитии (7 до 15,7 %). Проблемы, которые существуют на сегодняшний день в городе Ноябрьске, характерны для всех северных городов России. Несмотря на то, что город молодой, имеется большое количество аварийного жилья, расположенного в основном в бывших ведомственных поселках, многие дома и подъезды нуждаются в капитальном ремонте, а многие жилища находятся в запущенном состоянии.
На вопрос об отношении семей к увеличению количества детей многие респонденты, несмотря на материальные трудности, все же планируют рождение собственных детей (47,5 %), но большая часть из них не планирует увеличение количества детей в семье (51,5 %) и только 0,9 % семей планируют взять ребенка на воспитание в семью.
Малообеспеченные семьи - это низко ресурсные семьи, лишенные не только экономического или квалификационного капитала, но даже элементарного социального капитала, который позволял бы им рассчитывать на чью-либо поддержку, кроме государственной, и не способные самостоятельно выйти из той ситуации, в которой они оказались. Такие факторы, как жилищные условия, климатические условия проживания, материальные трудности, наличие в семье малолетних детей, недостаточное количество детских дошкольных учреждений, неуверенность в завтрашнем дне, проблемы трудоустройства членов семьи, психологические проблемы в семье, состояние здоровья членов семьи, состояние здоровья матери или отца влияют на решение об увеличении количества детей в семье.
Бедственным положением малообеспеченных семей являются материальные проблемы (низкая заработная плата, иждивенческая нагрузка в семье, безработица), а также следствие социальных проблем (нетрудоспособность, многодетность, инвалидность, болезнь).
Как правило, работающие одинокие матери из-за своего невысокого образовательного уровня занимают низкооплачиваемые должности, так как, не имея престижной профессии и образования, взрослые члены семей работают на низкооплачиваемой работе и соответственно получают низкую заработную плату. В семьях одиноких матерей большую часть составляют никогда ранее не работавшие женщины, не имеющие трудового стажа, декларирующие помощь родственников продуктами питания или небольшими суммами. Примечательно, что среди семей одиноких матерей чаще встречаются неработающие матери с детьми, живущие на полном иждивении своих родителей, у многих доход состоит только из детского пособия. В тех семьях, где одинокая мать работает, денег чаще всего не хватает на продукты питания, предметы первой необходимости, оплату коммунальных услуг, организацию летнего отдыха детей, лечение и другие нужды.
Также плохо обстоят дела в неполных (разведенных) семьях. Согласно семейному законодательству содержание детей является совместной обязанностью родителей, независимо от того, живут они вместе или раздельно. Чаще всего после расторжения брака мать, которая, как правило, остается одна с несовершеннолетними детьми, не получает алименты от бывшего мужа на содержание детей, а если получает, то небольшую сумму. Наиболее стабильным вкладом в семейный бюджет являются пенсии пожилых родителей. Среди респондентов встречались молодые мамы, находящиеся в отпуске по уходу за малышом, которые вместе с ребенком были на иждивении родителей-пенсионеров, так как никогда не работали и не имеют образования.
Многодетным семьям больше, чем неполным семьям не хватает денежных средств на приобретение продуктов питания первой необходимости и одежды по сезону для детей. В данных семьях чаще всего глава семьи получает заработную плату меньше 15 тыс. руб. в месяц. Месячный дефицит достигает до 10 тыс. руб. и выше на одного члена семьи. Как правило, в многодетных семьях большое количество иждивенцев (несовершеннолетние дети) и мать не работает, так как осуществляет уход за детьми. Планирование семьи происходит без учета материальных возможностей или вовсе не планируется. Кроме того, многодетные семьи в большинстве случаев - это семьи, прибывшие в город из стран ближнего зарубежья (Азербайджана, Киргизии, Таджикистана), многие из которых не имеют Российского гражданства, регистрации в городе.
Таким образом, проблема борьбы с реальной бедностью, а не только «бедностью по доходам», заключается в учете специфики их расходов, с одной стороны, и специфике располагаемых ресурсов - с другой, что требует необходимость детально разобраться в причинах бедности, которые далеко не однородны и влекут за собой принципиально разные последствия. Так, например, большая часть потребительских расходов опрошенных семей идет на оплату жилищных и коммунальных услуг, у большинства малообеспеченных семей имеется задолженность по оплате коммунальных услуг, у некоторых от 100 до 300 тыс. рублей. В связи с задолженностью они не могут оформить субсидию на оплату жилья и попадают в состояние глубокой бедности, из которой потом не могут выйти в течение многих лет. Совершенно очевидно, что реальные доходы предопределяют образ жизни и структуру расходов малообеспеченных семей. Многие малообеспеченные семьи не в состоянии позволить дорогостоящее медицинское лечение, получение высшего образования для детей и т.д.
По мнению авторов, малообеспеченные семьи не могут сами решать свои проблемы, и в перспективе перейти в более благополучные слои населения без государственной поддержки невозможно. Эти семьи не характерны для обществ с высокоразвитой экономикой, и многие респонденты не отрицают, что нуждаются в помощи государства.
Малообеспеченным семьям характерен не только более низкий уровень заработных плат, но и большая иждивенческая нагрузка, которая в дальнейшем может привести к снижению их душевых доходов. Отличительной чертой в экономическом положении этих категорий граждан является не только разный уровень дохода, но уровень и качество их жизни. Имущественная обеспеченность представителей малообеспеченных семей скромная, что свидетельствует о достаточно низком уровне их жизни и отсутствии у них достаточных ресурсов на перспективу. В последние годы семьям приходится постепенно распродавать имевшееся у них ранее недвижимое имущество - квартиры, гаражи для поддержания своего текущего уровня жизни за счет имевшейся ранее собственности.
Как показывает данное исследование, нагрузка для семей с несовершеннолетними детьми менее критична, чем нагрузка для семей с неработающими пенсионерами (инвалидами). Также на положении семьи очень негативно может сказаться наличие в ее составе хронически больных членов семьи, не имеющих инвалидности.
Наличие домашних предметов длительного пользования (ПДП) также является важным индикатором для определения реального уровня жизни малообеспеченных семей. Имущественный потенциал семей достаточно скромный, хотя обеспеченность ПДП за последние годы в результате роста доходов возросла. В основном это происходит за счет появления в семьях мобильных телефонов, бытовой техники (т.е. предметов, которые можно приобрести в кредит) и др.
Подводя итог нашему исследованию, можно говорить о том, что бедность малообеспеченных семей является следствием многих взаимосвязанных факторов:
- экономических (низкая заработная плата и высокая ее дифференциация, безработица);
- социальных (инвалидность, старость, маргинализация, детская безнадзорность);
- демографических (неполные семьи, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, молодежь и старшее поколение);
- политических (разрыв сложившихся межрегиональных связей, вынужденная миграция).
Научный и практический интерес к вопросу борьбы с региональной бедностью представляет собой поиск новых подходов к формированию и реализации таких же программ в других регионах России. Для этого необходимо привлечение инструментария бюджетного планирования и контроля с целью дальнейшего повышения эффективности использования бюджетных и внебюджетных денежных средств на развитие сферы социальных услуг, а также совершенствование механизма формирования и использования внебюджетных средств на основе межсекторного взаимодействия органов власти, бизнеса и некоммерческих организаций.
В Тюменской области активно разрабатываются программы помощи неимущим, поддержки тех социальных слоев, которые находятся на грани бедности. Так, например, только в 2012 г. была выплачена материальная помощь нуждающимся категориям населения в виде социальных пособий, денежных компенсаций, доплат в размере 605907 тыс. рублей. Единовременная материальная помощь предоставлена 4912 семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Пособие, предусмотренное на рождение третьего и последующего ребенка, выплачено на 998 новорожденных. Дважды в целях социальной поддержки пенсионеров, а также малоимущих многодетных семей осуществлены единовременные выплаты (общая сумма 343728 тыс. рублей).
В том, что приоритетом в политике органов государственной власти в регионе оставалась борьба с бедностью, убеждает и такой факт: на создание для малоимущих граждан трудоспособного возраста условий для преодоления бедности и выхода на самообеспечение направлено 65248 тыс. рублей.
В полном объеме направлялись средства на реализацию программы «Сотрудничество», а также субсидии и займы на строительство и приобретение жилья в рамках реализации нацпроекта «Доступное и комфортное жилье» предоставлены 28 жителям области (общая сумма 20748 тыс. рублей), займы на сумму 17966 тысяч рублей получили также 37 молодых семей.
На Ямале действует более 100 различных мер поддержки, что позволяет обеспечить семьям достойные условия жизни. По итогам 2013 года ими воспользовались 43 % жителей округа. Это самый высокий показатель в УрФО и третий в целом по России. В 2013 году из окружного бюджета в местные бюджеты муниципальных образований были перечислены 1 миллиард 533 миллиона рублей для осуществления социальных выплат ямальским семьям. По данным Росстата, по итогам 2013 года на душу населения в ЯНАО тратится более 293 тысяч бюджетных рублей.
В 2013 году 738 молодых семей, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе, воспользовались правом получения государственной поддержки для улучшения своих жилищных условий. На эти цели из бюджета ЯНАО направлено 678 миллионов 476 тысяч рублей, дополнительные 48 миллионов 637 тысяч рублей направлены на поддержку молодежи из бюджетов муниципальных образований.
Неработающим пенсионерам, получающим трудовые пенсии по инвалидности или старости, постоянно проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, выплачивается компенсация расходов на оплату билетов на проезд к местам отдыха один раз в два года через территориальный орган ПФР. В 2013 году более 4700 пенсионерам выплачена компенсация на сумму 48,5 миллионов рублей.
Кроме того, ежегодно проводятся мероприятия, направленные на организацию летнего отдыха и оздоровления детей Ямала. В 2013 году было выделено свыше 100 миллионов рублей из окружного бюджета на оздоровительную компанию детей из многодетных, малоимущих или социально неблагополучных семей, а также детей, состоящих на диспансерном учете и имеющих хронические заболевания, требующие санаторного лечения.
Кроме того, в 2013 году около 80 миллионов рублей было выделено на реабилитацию и санаторное лечение 1103 детей-инвалидов в реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями «Большой Тараскуль» г. Тюмень в рамках целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2011-2013 годы».
Ямало-Ненецкий автономный округ является единственным субъектом Федерации, где рост коммунальных тарифов на протяжении четырех лет фактически заморожен. В 2012 году на эти цели было выделено из окружного бюджета 7 миллиардов рублей, что позитивно отразилось на бюджете каждой ямальской семьи. По данным компании «Финэкспертиза», в 2013 году рост тарифов на Ямале составил 2,6 %, при среднем росте по России - 11,6 %, а максимальном - более 20 %.
Таким образом, социальная политика по преодолению бедности постепенно поворачивает свой курс с выплаты пособий на формирование заинтересованности данной категории граждан в кардинальном изменении своих жизненных приоритетов, направленных на построение благополучного будущего.
Рецензенты:
Мехришвили Л.Л., д.с.н., доцент, профессор кафедры социологии «Тюменского государственного нефтегазового университета», главный ученый секретарь ТюмГНГУ, г. Тюмень;
Ткачева Н.А., д.с.н., профессор кафедры маркетинга и регионоведения Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права, г. Тюмень.