На Западе, рынок экологически чистых продуктов развивается и расширяется более 30 лет.
Странами Европейского Союза предприняты дополнительные меры поддержки предприятий, осуществляющих производство экологически чистой продукции. Эти меры установлены на общеевропейском, государственном и муниципальном уровнях. Кроме того, государство субсидирует научные исследования, среди которых экологическое сельское хозяйство.
В России, к сожалению, этот рынок до сих пор не развит. До последнего времени предприятия не ставили во внимание данный вопрос. Бизнес основан на получение прибыли. Усовершенствование предприятий стоит дороже платы за загрязнения, в то время как уровень региональных предприятий не позволяет быстро снизить влияние на экологию до нормы. В основном анализ негативного влияния ведется исходя из гигиенических норм, а не экологических, которые должны быть более жесткими [5].
Республика Марий Эл имеет районы, на территории которых возможно производство экологически чистых продуктов. Благодаря природно-климатическим условиям, а так же отсутствию промышленного производства, способного отрицательно повлиять на качество производимой продукции, наш регион имеет все условия для формирования данного вида рынка [4].
Отставание Российского рынка экологически чистой продукции от западного имеет несколько причин. Это неясная позиция государства, недостаток мероприятий по повышению экологической культуры общества, отсутствие четкого представления о понятии экологически чистой продукции. Предприниматели не видят преимуществ в признании их продукции экологически чистой, многие не представляют, что понимать под таким продуктом, каким требованиям он должен соответствовать.
Помимо недостаточной осведомленности, посильную помочь в развитии производства экологически чистых продуктов может привнести государство. Рынку необходимы не только и не столько законодательные акты, регламенты, сколько поддержка в виде дотаций, субсидий. Это поможет активизировать российских предпринимателей войти в сферу производства органических продуктов, что поднимет конкуренцию, вследствие чего данный товар станет более доступным покупателю [3]. В свою очередь, увеличение числа потребителей экологически чистых продуктов положительно отразится на здоровье населения, как результат, уменьшатся расходы государства на содержание различного рода лечебных учреждений, выделение социальных дотаций и т.п.
Одним из успешных примеров проведения инвестиционной политики в Республике Марий Эл, в том числе при поддержке государства на региональном и местном уровнях является ООО «Птицефабрика Акашевская». Предприятие представляет собой вертикально интегрированный сельскохозяйственный комплекс, включающий в себя выращивание птицы, глубокую переработку мяса и производство готовых блюд, собственное маточное стадо, выращивание и хранение зерна, производство кормов, а так же собственную сбыточную сеть.[2]
С помощью финансовой поддержки удалось реконструировать здание инкубатория, приобрести новое, а так же высокотехнологичное оборудование, которое отвечает за содержание, кормление птицы, создание оптимального климата. Процесс полностью автоматизирован и управляется при помощи компьютера.
Благодаря правильно построенному процессу производства, предприятие гарантирует изготовление продукции высокого качества, и экологическую чистоту товара. Тому свидетельствует активное участие компании в выставках и конкурсах регионального, российского и даже международного уровня, где она неоднократно становилась лауреатом в области качественных продуктов [2].
Любая организация, занимающаяся производством, является объектом наблюдения широкого круга лиц, таких как акционеры, кредиторы, партнеры, потребители. У всех свои интересы, каждый выделяет наиболее значимые для него факторы и аспекты деятельности компании. Именно поэтому предприятию необходимо строго контролировать все уровни производства, для получения высококачественной продукции и сохранению конкурентоспособности на рынке[2].
Так, для того чтобы компания не подверглась таким угрозам как: высокий уровень инфляции, агрессивная деятельность действующих конкурентов, повышение требований к качеству продукции со стороны потребителей, отказу банков в выдаче кредитов из-за недостатка залогового обеспечения, ей необходимо выполнить следующие действия [1]:
- заняться реализацией новых видов экологически чистой продукции;
- расширить ассортимент выпускаемой продукции за счет внедрения новых технологий;
- использовать собственные источники финансирования;
- увеличить информационное поле за счет рекламы (так как у большинства потенциальных покупателей нет информации о возможностях предприятия, следует расширять круг общения с возможными покупателями);
- улучшить организацию производства и труда (улучшение эргономики труда работающих путем создания полноценного социально - психологического климата; введение должности психолога, который будет следить за психическим здоровьем работников).
Тем самым, данные мероприятия позволят компании занять стабильное положение на рынке, а так же увеличить свое финансовое положение.
Развитие любых рыночных структур должно отвечать требованиям, диктуемым новыми условиями хозяйствования: иметь широкую рыночную нишу, гарантирующую устойчивый, перспективный спрос на продукцию предприятия на внутреннем и внешнем рынках; быть способным разрабатывать и производить конкурентоспособную продукцию; обеспечивать целесообразное совмещение функций управления, необходимых для устойчивой работы предприятия; использовать весь комплекс прав и возможностей для поддержания платежеспособного спроса на продукцию предприятия.
Рецензенты:
Смирнов А.А., д.э.н., профессор кафедры менеджмента и региональной экономики ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
Бурков А.В. д.э.н., профессор кафедры прикладной статистики и информатики ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.