Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

REGIONAL PECULIARITIES OF FORMATION OF THE DOMESTIC MARKET OF ENVIRONMENTALLY FRIENDLY PRODUCTS

Mokhnachev S.A. 1 Shumkova T.N. 1 Shumkov N.V. 2
1 East European Institute
2 Izhevsk State Agricultural Academy
The authors performed an analysis of the quality of the implemented livestock (pigs) for the period from 2009 to 2013, which allowed them to conclude that some areas of the Udmurt Republic manages to bring the carcass weight sold pigs to the optimal point. However, the quality of pork products is still low, but the Udmurt Republic has the necessary reserves to increase. In the region there are opportunities to produce meat of pigs as an environmentally friendly product that requires additional costs, but it is necessary to have government support in the form of various incentive levers. In this article, the authors proposed the problem tree is a market for environmentally friendly product that allows you to find out the reasons for the lack of interest of manufacturers in the production of organic products in the Udmurt Republic. Based on the identified problems, this work presents a system of strategic objectives aimed at their solution. To successfully achieve the goals proposed a set of necessary measures divided into sequential stages. Implementation of strategic solutions to create on the territory of the Udmurt Republic environmentally friendly and high-quality product in the pig industry requires the development of a mechanism of action with the algorithm of its solution. Such mechanisms are developed and presented complex of the proposed measures, aimed at ensuring that the industry was able to constantly improve the technology of production, to maintain its quality in order to occupy a leading position in the target market.
efficiency.
costs of production
the mechanism of implementation
tree problems
environmentally friendly products
quality products
policy
regional economy
Среди отраслей животноводства, развиваемых в Удмуртской Республике, приоритетным за последние годы становится свиноводство. Должная оценка и внимание к этой отрасли базируются на использовании биологических особенностей этого вида животных, характеризуемых многоплодием, скороспелостью, всеядностью, высоким выходом мяса, высокой его питательностью. Свинина хорошо консервируется и в консервированном виде может храниться длительное время. Успешному развитию свиноводства способствует высокая оплата корма по сравниванию с крупным рогатым скотом и овцами.

В настоящее время в мире пока еще не существует единого международного стандарта производства биопродукции. Существующие отличия в государственном регулировании биологического сельского хозяйства разных стран, а также в частных стандартах, сдерживают рост мировых рынков биопродукции и создают препятствия в торговле ею [5, 6, 7].

Страны ЕС установили меры дополнительной поддержки предприятий, занимающихся производством такого рода сырья и продуктов, выражающиеся в государственных дотациях и субсидировании. Российское правительство уже готово в скором времени предпринять такие же действия и в России, т.к. наша страна имеет значительно более богатый потенциал в сравнении с Европой для получения экологически безопасного сырья.

Однако потребителя в большей мере интересует факт производства мяса не в живой, а в убойной массе. Объем производства мяса в убойной массе зависит от многих факторов: количества реализованного на убой животных, средней живой массы одной головы реализованного поголовья, убойного выхода мяса. Последний зависит от условий кормления и содержания животных, которые оказывают влияние на качество (упитанность) реализуемых на убой животных.

В Удмуртской Республике реализация свиней на убой в 2013 г. по сравнению с 2000 г. увеличилась почти в 3 раза. Особенных успехов по данному показателю свиноводы достигли в 2011 г.- 44739,8 тонн, но удержать такой рост оказалось сложно и за последние два года он снизился в 2012г. до 38333,3 тонн,  т.е. на 14,32%, а в 2013г. до 37358,3 тонн или на 16,5% [4].

Хорошую тенденцию роста реализации свиней на убой в живой массе имеют в период 1990-2013 гг. Завьяловский район, который резко увеличил этот показатель в 6,2 раза, Увинский район в 2,8 , Сарапульский в 3,0,  Шарканский в 1,6 раза.  По сравнению с 2000 г. реализация свиней в живом весе также имеет высокие показатели по тем же районам: Увинский в 5,4 раза; Завьяловский – в 2,9; Сарапульский – в 5,7;  Шарканский – в 2,2 раза [8].

Известно о том, что откармливать молодняк свиней экономически оправдано до живой массы105-115 кг и дальнейшие затраты не окупаются дополнительно полученной продукцией (приростом живой массы) [9].

Анализ качества реализованного скота (свиньи) за 2009- 2013 годы позволил сделать вывод о том, что некоторым районам удается приблизить убойный вес реализованных свиней к оптимальному. К этой категории можно отнести Завьяловский, Сарапульский, Игринский районы. В 2013 г. снизили данный показатель М-Пургинский и Воткинский районы, доведя его до 88 кг и 74 кг соответственно. Остальные районы, реализуют свиней весом от 99 кг до 109 кг, что является приемлемым показателем.

Отметим, что ни в одном районе Удмуртской Республики не реализовано свиней первой категории. Это объясняется тем, что в регионе не отработана технология откорма свиней для получения беконной продукции.

Основная масса реализованных свиней отнесена ко 2-й и 3-й категории – свиньи – молодняк мясные (свинки и боровки) живой массой 70–150 кг. В исследуемом периоде доля реализованных свиней 2-й и 3-й категории ежегодно росла до 2010 года (88,1% в 2000г., 93% в 2005г., 95,6% в 2010г.). Удельный вес свиней 4-й группы – боровы и свиноматки, сократился с 4,1 в 2000г. до 2,0%  в 2005 г., но за последние два года отмечается резкое увеличение этого показателя: в  2012 г. -19,6, а в 2013 г. -24,1%.

В то же время доля реализованных свиней, отнесенных к нестандартной категории, с 8,0%  в 2000г. снизилась до 1,5% в 2012г. и 1,7% в 2013 году.

Рост качества свиней по упитанности  1,2 категории в 2013 г. достигли 100%  Дебесский, Киясовский районы; 99,6 % - Увинский; 97-98% Вавожский, Юкаменский, М-Пургинский районы. Особо низкий результат данного показателя 56% оказался у Воткинского и Завьяловского районов [10, 11].

Проведенный анализ позволил авторам сделать вывод о том, что в республике еще достаточно неиспользованных резервов для повышения качества реализуемого мяса свиней, в том числе и незавершенные процессы создания регионального сельскохозяйственного кластера [1, 2, 3].

Удмуртская Республика обладает потенциалом производить не только высококачественную продукцию отрасли свиноводства, но и экологически чистую.

 

Надо отметить, что отечественный производитель экологически чистой продукции (ЭЧП) на современном этапе развития рынка органической продукции, не обеспечен должными рычагами стимулирования со стороны государства к данному производству.

 


Рисунок 1. Дерево проблем создания рынка ЭЧП

 

На основании вышеизложенного, справедливым будет считаться следующее дерево проблем (рисунок 1). Отсюда причины отсутствия заинтересованности производителей в выпуске органической продукции в Удмуртской Республике можно разделить на два класса:

- причины, обусловленные заинтересованностью покупателей в потреблении товаров рынка ЭЧП. К данным причинам относится низкая степень изученности рынка ЭЧП, покупатели не могут дифференцировать товары на органические и традиционные, а также не могут определить степень полезности данных товаров, оказывают ли на практике более лучшее воздействие на здоровье их организма.

- высокие затраты на производство товаров класса органик. Отказ от использования геномодифицированных сортов сельскохозяйственных культур, быстрорастворимых минеральных удобрений вынуждает производителя прибегнуть к более энергозатратным методам производства. В данном случае происходит увеличение удельных издержек на производство товаров данного класса.

Необходимо учитывать, что эффективность систем ведения хозяйства зависит от условий и способов формирования структуры производства с учетом возможных объемов рыночного спроса, инвестиционного потенциала производителей на макроэкономическом уровне. Соответственно для разработки конкретных рекомендаций по совершенствованию систем ведения хозяйства следует предварительно выработать основные макроэкономические параметры развития АПК на проектируемый период. При этом важно иметь в виду, что как состав данных параметров, так и их объемные показатели нельзя принять произвольно – они должны обосновываться на анализе социально – экономических условий и перспектив развития АПК в конкретных условиях при соответствующем финансовом обеспечении.

Исходя из проблем объекта исследования, авторами предложена  система стратегических целей, направленных на решение выявленных проблем создания отечественного рынка экологически чистых продуктов: а) увеличение размера потребительской базы; б) разработка и увеличение размера производственной базы; в) создание и корректирование нормативной базы.

Для достижения поставленных целей предлагаем проведение следующих мероприятий, разбив их на три этапа:

1                    этап

1.1 Массовое воздействие на сознание потенциального потребителя посредством ярмарок, рекламы других акций;

1.2 Внедрение методов производства продукции класса органик на нескольких опытных предприятиях;

1.3 Адаптация стандартов и методов сертификации органической продукции зарубежных стран в Удмуртской Республике.

2                    этап

2. 1 Использование рычагов стимуляции производителей к производству органической продукции посредством государственной поддержки, создание семинаров обмена опытом с иностранными представителями;

2.2 Публикация стандартов и знаков качества, соответствующих товарам ЭЧП.

3                    этап

3.1 Ежемесячно извещать потребителей с указанием предприятий выпускающих продукцию класса органик;

3.2 Создание конкурсов между производителями. Создание специализированных магазинов, где будет продаваться продукции класса органик.

Для реализации системы стратегических решений создания отечественного рынка ЭЧП  необходимо выработать механизм с алгоритмом реализации.

Механизм реализации системы стратегических решений создания отечественного рынка ЭЧП  представлен в табл.1.

Таблица 1

Механизм реализации системы стратегических решений создания отечественного рынка ЭЧП

Мероприятие

Алгоритм реализации

Массовое воздействие на сознание потенциального потребителя посредством ярмарок, рекламы других акций

Определение аудитории воздействия

 

Определение необходимых специалистов для создания мероприятий (рекламные акции, ярмарки и др.)

 

Разработка  и реализация акций

 

Подбор исполнителей и другого персонала

 

Обеспечение материальной базы для реализации данных акций (составление бюджета расходов)

Внедрение методов производства продукции класса органик на нескольких опытных предприятиях

Подбор исполнителей и другого персонала

 

Определение методов производства продукции класса органик

 

Определение группы предприятий, которые будут участвовать в реализации методов производства

Адаптация стандартов и методов сертификации органической продукции зарубежных стран в Удмуртской Республике

Анализ имеющихся стандартов и методов сертификации органической продукции зарубежных стран

 

Подбор исполнителей и другого персонала

 

«Прививание» их к нашему региону

Использование рычагов стимуляции производителей к производству органической продукции посредством государственной поддержки, создание семинаров обмена опытом с иностранными представителями.

Создание конкурсов между производителями.

Поощрение производителей ЭЧП (открытые презентации с вручением наград)

           

Государственная поддержка производителей (частичное возмещение разницы затрат на производство органической и традиционной продукции)

 

Привлечение иностранных специалистов

 

Подбор исполнителей и другого персонала

 

Создание ярмарок обмена опытом (Выбор аудитории, выбор места проведение. Рассылка пригласительных билетов, привлечение преподавателей, материальное обеспечение)

Публикация стандартов и знаков качества, соответствующих товарам ЭЧП,

Ежемесячное извещение потребителей с указанием предприятий выпускающих продукцию класса органик;

Разработка программы для публикации

 

Определение тиража

 

Выпуск

 

Подбор исполнителей и другого персонала

 

Платная и бесплатная реализация информационных листков

Создание специализированных магазинов, где будет продаваться продукции класса органик

Создание бизнес-плана

 

Анализ эффективности проектов

 

Сбор первичного капитала для реализации проекта

 

Подбор исполнителей и другого персонала

Поскольку продукция свиноводства пользуется спросом у достаточно большого количества покупателей, то необходимо наполнить рынок высококачественными экологически чистыми мясопродуктами, тем боле, что возможности для этого имеются. Отрасль постоянно должна совершенствовать технологию производства продукции, поддерживать ее качество для того, чтобы занимать лидирующее положение на целевом рынке.

Рецензенты:

Дедов Л.А., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Экономика и менеджмент» Глазовского инженерно-экономического института (филиала) ФГБОУ ВПО «ИжГТУ им. М.Т. Калашникова», г. Глазов.

Поздеев А.Р., д.м.н., доцент, доцент кафедры судебной медицины, ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия МЗ РФ», г. Ижевск.