Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INVESTMENT POLICY PENZA REGION AND ITS IMPLEMENTATION

Uchaeva T.V. 1 Starostina K.I. 1
1 Penza State University of Architecture and Construction
This article analyzes the content of the investment policy of the Penza region, the results of its implementation in 2012-2013 and prospects for further development of investment activity in the region. The article describes the principles of investment policy in the region, the competitive advantages of the Penza region in attracting investments, dynamics and investments in the region, as well as major projects with the participation of foreign capital. Particular attention is paid to the definition of the role and tasks of regional development institutions and support investment and the current system of preferences for investors. Designated activities of the Regional Government to create a favorable investment climate. Review of legislative acts and other documents regulating the regional investment activity, statistical indicators of investment activity in the region, and information messages allow to draw conclusions about the effectiveness of the investment policy and creating the necessary conditions for improving the investment climate in the Penza region.
investment policy in the region
investment activity
investment attraction
favorable investment climate
competitiveness
Penza region

Инвестиционная политика региона – это комплекс мер органов государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленных на привлечение инвестиций в регионы для решения важных социально-экономических задач, создания благоприятного инвестиционного климата и необходимых условий для реализации инвестиционной деятельности. Правильное формирование и грамотная реализация инвестиционной политики на местах занимает ключевое место в устойчивом развитии региона.

Экономика регионов в сегодняшних условиях может развиваться за счет увеличения использования природных ресурсов или за счет притока инвестиций. Пензенская область – типичный представитель регионов, которые могут рассчитывать только на прямые инвестиции в экономику для обеспечения роста производства, развития социальной сферы, повышения уровня жизни населения.

Инвестиционная политика Пензенской области основывается на принципах:

-               объективности и экономической обоснованности принимаемых решений;

-               открытости и доступности для всех инвесторов информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны;

-               равноправия инвесторов и единообразия публичных процедур;

-               обязательности исполнения принятых решений, неизменности прав субъектов инвестиционной деятельности;

-               взаимной ответственности органов государственной власти Пензенской области и субъектов инвестиционной деятельности;

-               сбалансированности общественных и частных интересов;

-               свободы заключения и обязательности исполнения условий инвестиционного соглашения [1].

Инвестиционная политика региона включает в себя ряд мероприятий для создания на территории области благоприятного инвестиционного климата для потенциальных инвесторов, в том числе иностранных.

Основой инвестиционной политики Пензенской области является Закон Пензенской области «Об Инвестиционной стратегии Пензенской области на период до 2021 года (и на перспективу до 2030 года)», который определяет цели инвестиционного развития области, приоритетные направления экономики для инвестирования, объемы финансовых ресурсов и систему мероприятий по продвижению инвестиционных проектов и созданию благоприятного инвестиционного климата [2].

Пензенский регион обладает достаточным опытом работы в области международных, межрегиональных связей в экономике и социальной сфере, занимает устойчивое место в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов.

В 2013 году на развитие экономики и социальной сферы области использовано 80,8  млрд руб. инвестиций, или 112,1 % к соответствующему периоду прошлого года (в сопоставимых ценах). Наглядно это представлено на рисунке 1. По сравнению с 2011 годом объем инвестиционных вложений в 2013 году увеличился в 1,4 раза. По данным Росстата, по России сложилась отрицательная динамика по темпам роста данного показателя: индекс физического объема инвестиций в основной капитал в 2013 году к аналогичному периоду прошлого года составил 99,8 % [3].

Рисунок 1. Динамика объемов инвестиций на развитие экономики и социальной сферы Пензенской области за 2012–2013 годы

Доля Пензенской области в региональной структуре инвестиций в основной капитал по Приволжскому федеральному округу невелика – занимает всего около 4 %, но по динамике данного показателя Пензенская область на протяжении последних лет входит в число лидеров Приволжского федерального округа. По итогам 2013 года по динамике данного показателя Пензенская область заняла третье место по Приволжскому федеральному округу (112,1 %) (после р. Марий Эл и Самарской области) и 10 место среди субъектов Российской Федерации.

По итогам 2013 года объем поступивших иностранных инвестиций составил 120295,5 тыс. долл. (131,1 % к уровню прошлого года), из них прямые инвестиции составили 65454,0 тыс. долл., портфельные – 45742,0 тыс. долл., прочие инвестиции – 9099,5 тыс. долл. [4]. Наибольший объем иностранных инвестиций приходился на такие виды деятельности, как сельское хозяйство (60 %), строительство (32 %) и обрабатывающие производства (2,5 %). В структуре иностранных инвестиций преобладают прямые инвестиции – их доля составляет 54,4 %.

Основными странами-инвесторами в 2013 году выступали: Кипр (74141,8 тыс. долл.), Китай (34157,6 тыс. долл.), Багамы (5641,3 тыс. долл.), Швейцария (3227,5 тыс. долл.).

Основной объем поступлений прямых иностранных инвестиций традиционно приходится на Китай (порядка 52 % от общего объема поступлений прямых иностранных инвестиций). Данная тенденция обусловлена реализацией крупного инвестиционного проекта ООО «Азия Цемент» по строительству цементного завода в Никольском районе Пензенской области.

На территории региона также функционируют следующие предприятия с иностранным капиталом:  ООО «Маяк-Техноцелл» (Германия, Чехия), «Sucden» (Франция), ООО «ТреиГмбХ» (Германия), ООО «Зерновая компания» (Швеция), ООО «АГСЭН»  (Турция), ООО «Кайнак» (Турция). ООО «Инвест Пенза»  совместно с «Cemil Özgür» Group (Турция) реализует ряд инвестиционных проектов в строительной отрасли. ООО «Русская молочная компания» в партнерстве с «OlamInternational» (Сингапур) реализует инвестиционную программу по развитию молочного животноводства.

Доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте Пензенской области по итогам 2012 года составила порядка 32 %. По данному показателю Пензенская область занимает одну из самых высоких позиций в разрезе регионов Приволжского федерального округа. По итогам 2013 года и в прогнозе на перспективу до 2018 года планируется сохранение данной тенденции.

Положительная динамика инвестиций в экономику региона связана как с наличием на территории области привлекательных объектов для финансирования, так и с активной инвестиционной политикой Правительства области.

В марте 2014 года FitchRatings в очередной раз подтвердило для Пензенской области Российской Федерации долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной и национальной валюте на уровне «BB» со «Стабильным» прогнозом и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «B». Также агентство подтвердило национальный долгосрочный рейтинг региона на уровне «AA-(rus)» со «Стабильным» прогнозом. Подтверждение рейтингов Пензенской области отражает хорошие операционные показатели и умеренный риск. Ожидается, что Пензенская область сохранит сильный операционный баланс – на уровне около 15 % от операционных доходов в 2014–2016 гг.

Среди инвестиционных преимуществ региона следует отметить благоприятные природно-климатические условия для развития сельского хозяйства, что стало основой достаточно активного развития агробизнеса в регионе, сопровождающегося приходом крупных игроков и ростом инвестиционных вложений.

Конкурентоспособность Пензенской области в плане инвестиционной привлекательности обусловлена наличием региональных институтов развития и поддержки инвестиционной деятельности, а также перспективным инвестиционным законодательством, закрепляющим все действующие формы поддержки инвестиционной деятельности, и прогрессивной системой налоговых льгот.

В пензенском регионе созданы такие профильные структуры, как Министерство инвестиционного развития и предпринимательства и ОАО «Корпорация развития Пензенской области», являющееся региональным оператором приоритетных инвестиционных проектов Правительства Пензенской области и работающее в режиме «одного окна» для инвестора. При Правительстве Пензенской области на постоянной основе работает Инвестиционный совет – координационный и совещательный орган, возглавляемый Губернатором. В его состав входят представители органов исполнительной власти Пензенской области, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, инвесторов, общественных объединений и эксперты.  Основными задачами Совета являются обеспечение на территории Пензенской области благоприятного инвестиционного климата, координация государственной политики в области инвестиционной деятельности.

Что касается системы преференций для инвесторов, она является одной их самых привлекательных среди регионов Поволжья. Пензенское региональное законодательство на данный момент предлагает инвесторам налоговые льготы (снижение налогов на прибыль, имущество, транспорт), финансовую поддержку, оформление «Патронажного сертификата». Реализация этих возможностей регулируется Законом Пензенской области от 30.06.2009 N 1755-ЗПО «Об инвестициях и государственно-частном партнерстве в Пензенской области» (с последующими изменениями). Так, на сегодняшний день мерами поддержки инвесторов выступают:

1. Налоговые льготы:

- ставка по налогу на имущество – 0 %;

- освобождение от уплаты транспортного налога;

- снижение ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет Пензенской области, до 13,5 %.

2. Частичная компенсация инвесторам процентной ставки по кредитам, привлекаемым для реализации приоритетных инвестиционных проектов. 

3. Содействие в софинансировании строительства  инфраструктуры до границ объекта.

4. Предоставление «Патронажного сертификата Губернатора Пензенской области» в целях придания особого статуса проектам, а также пресечения нарушений при продвижении приоритетных инвестиционных проектов в различных инстанциях.

Для поддержания конкурентоспособности Пензенской области в плане предоставления набора государственных поддержек проводится постоянный мониторинг инвестиционного законодательства соседних регионов, по результатам которого планируется проводить работу по совершенствованию инвестиционного законодательства Пензенской области.

Особое внимание в Пензенской области уделяется механизмам поддержки инвестиционной деятельности малых и средних предприятий области. Данный подход обусловлен тем, что Пензенская область традиционно является регионом с высокой плотностью предприятий малого и среднего бизнеса. При этом в развитии малого и среднего бизнеса имеются достаточные резервы для роста объема инвестиций в основной капитал.

Большое внимание уделяется механизмам формирования инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности. В области создана самая широкая сеть бизнес-инкубаторов в России: сегодня их количество составляет 37, число созданных на их базе рабочих мест составляет 1120.

Новым направлением в развитии инвестиционной деятельности региона является инновационное развитие экономики. Сформирована система технопарков и высокотехнологичных объектов, продолжается формирование нового для Пензенской области вида инфраструктуры поддержки – индустриальных парков.

Утвержден Закон Пензенской области от 18.10.2013 № 2462-ЗПО «Об индустриальных парках Пензенской области», регламентирующий основы создания индустриальных парков на территории Пензенской области и основные принципы поддержки их резидентов, сформирована необходимая нормативная правовая база, направленная на его реализацию.

Утверждены постановления о создании двух индустриальных парков – «Отвель» на территории Бессоновского района Пензенской области и «Сердобский» на территории Сердобского района Пензенской области. Ведется работа по созданию еще двух индустриальных парков на территории города Пензы (на площадке завода ПЗВТ) и на площадке «Новое поле» Никольского района (вблизи завода «Красный гигант»).

В условиях новой бюджетной политики в регионах меняются возможности по предоставлению прямой бюджетной поддержки инвестиционных проектов. На первый план выходят рыночные механизмы. В Пензенской области проведена большая работа по формированию новых финансовых институтов поддержки инвестиционной деятельности. Начал работу новый финансовый институт поддержки инвестиционной деятельности – региональная лизинговая компания ЗАО «Лизинговая компания МСП Пенза», которая работает по стандартам «МСП Банка» – дочерней структуры госкорпорации «Внешэкономбанк». Структурирован закрытый паевой инвестиционный фонд Пензенской области «Региональный фонд инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства».

Кроме того, частной компанией на территории Пензенской области зарегистрирован инвестиционный фонд с капиталом в 500 млн рублей, назначением которого является реализация программы развития биоинноваций в Пензенской области.

Пензенская область также активно внедряет отдельные элементы «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе», разработанного АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (далее – Стандарт). В рамках реализации политики по привлечению инвестиций в регион органы власти Пензенской области руководствуются положениями данного Стандарта. Ведется работа по распространению отдельных положений Стандарта на территории муниципальных образований области.

Все это свидетельствует об эффективности инвестиционной политики Пензенской области и о создании необходимых условий для благоприятного инвестиционного климата на территории региона.

 

 

 

Рецензенты:

Хрусталев Б.Б., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика, организация и управление производством» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза;

Володин В.М., д.э.н., профессор, декан факультета «Экономика и управление» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза.