Цель исследования: обоснование графика транспортного освоения лесного квартала.
Материал и методы исследования. Для достижения поставленной цели необходим одновременный учет двух основных операций: трелевка и вывозка лесоматериалов. Эти задачи не могут быть разделены на не связанные друг с другом части. Более того, они, как правило, связаны с рядом других проблем, вызывающих актуальность первоочередного решения поставленной задачи, так как принятое решение влияет на характер решаемых задач и методы их решения. Вопрос о том, когда и в каком порядке выполнять работы по освоению лесных участков на территории квартала влияет и на величину затрат на их выполнение.
Существует два вида стоимостей, которыми можно охарактеризовать эффективность составленного графика освоения квартала. Это стоимость эксплуатации машин, задействованных на трелевке и вывозке и стоимость обустройства погрузочных пунктов (ПП) для хранения и погрузки заготовленной древесины. Если график составлен таким образом, что простои техники в нем минимальны или минимальна средняя продолжительность прохождения операций, то это означает, что за одно и то же время та же техника способна выполнить большую работу, чем при другом графике, однако следует учитывать и грузооборот ПП, расположенных на территории лесного квартала. Недостаточное внимание к этому вопросу может привести к излишнему увеличению их размеров, а, следовательно, к повышенным затратам на их обустройство и хранение древесины в условиях их ограниченной грузовместимости, высокой стоимости и не целесообразности увеличения их площадей;
Решение задачи предусматривает заполнение матрицы поиска решений, представленной в табл 1. Где –номер трелюемой (вывозимой) партии лесоматериалов в объеме одного рейса лесовоза ; - количество рейсов лесовоза для вывозки всей древесины, заготовленной на территории квартала, шт.; - номер партии лесоматериалов в объеме, необходимом для формирования на ПП полногрузного рейса для вывозки ; - число рейсов, необходимых для трелевки всех заготовленных лесоматериалов с анализируемой лесосеки, шт.; - номер лесосеки, тяготеющей к анализируемому ПП ; - количество лесосек, тяготеющих к анализируемому ПП-, шт.; -номер анализируемого ПП (; – количество ПП на территории квартала, шт.; – показатель выполнения работы по трелевке партии древесины необходимого объема с лесосеки на ПП- в позиции ; - показатель выполнения работы по вывозке рейса древесины с ПП- в позиции .
Исходные данные: – средний объем трелюемой пачки, м3; – средняя нагрузка на рейс лесовоза, м3; -вырубаемый запас на лесосеке, м3; - время сбора, трелевки, выгрузки пачек с лесосеки на ПП-, с; - время перемещения между и , с; - время цикла при вывозке древесины с ПП-, с; – время погрузки в общем цикле работы лесовоза, с; – время погрузки стрелеванной пачки в общем времени цикла погрузки, с.
Средняя продолжительность трелевки пачки с территории каждой из лесосек равна:
Продолжительность работ на трелевке нескольких пачек лесоматериалов () в объеме, необходимом для формирования рейса лесовоза равна:
Время начала работ на трелевке, при формировании каждого -рейса лесовоза:
где - время, на холостые перемещения трактора между ПП в начале сбора -рейса
–время завершения трелевки лесоматериалов для рейса лесовоза, с; –время завершения трелевки пачек к , , …, со всех примыкающих к ним лесосек в расчете на момент формирования на одном из ПП – рейса для вывозки..
Объем лесоматериалов, который может быть заготовлен на ПП- на момент окончания трелевки партий, без учета ограничений по объему вырубаемого запаса равен:
где - объемы лесоматериалов, стрелеванные ранее с лесосеки при сборе на ПП дополнительного объема, обеспечивающего полную загрузку при вывозке рейса сбор лесоматериалов для которого начался с другой (в анализируемый момент времени уже освоенной) лесосеки, с. При : ; – объемы лесоматериалов, уже стрелеванные с лесосеки на ПП к началу планирования графика освоения лесного квартала. Данный показатель может использоваться для корректировки графика при непредвиденных простоях, м3;
Таблица 1
Матрица поиска решений для обоснования последовательности выполнения основных переместительных операций лесозаготовительных работ на территории лесного квартала
Номер ПП () |
Номер лесосеки () |
Номер формируемого на ПП рейса () |
Порядок выполнения работ (i) |
||||
|
|
|
… |
|
|||
Планирование последовательности трелевки древесины на территории лесного квартала |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Планирование последовательности вывозки древесины с территории лесного квартала |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|||||||
|
|
||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|
||||||
|
|||||||
|
|||||||
… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где - время работы на лесосеке для сбора дополнительного объема, обеспечивающего полную загрузку при вывозке рейса формирование которого началось с другой лесосеки, с
где – показатель, свидетельствующий о стадии разработки лесосеки. Может принимать значения 0 и 1. в том случае, если лесосека полностью освоена и на ней завершена трелевка - рейса лесоматериалов. При : .
Время простоев по технологическим причинам , вызванных отсутствием на ПП необходимого для вывозки объема лесоматериалов в расчетный момент времени, равно:
где , - соответственно, расчетное время начала и завершения работ на вывозке - рейса с учетом его возвращения на ПП, с;
где – расчетное время начала вывозки - рейса с ПП-, с..; – время завершения вывозки предыдущего рейса, с. При ; - продолжительность вывозки.
где - порядковый номер рейса в интервале ; при , .
Расчетное время завершения погрузки и начала движения автотранспорта составит:
Средней продолжительности трелевки пачки лесоматериалов составит.
При расчетный объем .
Средний объем пачек при сборе лесоматериалов в объеме рейса для вывозки, равен:
Объем лесоматериалов, поступивших с каждой из лесосек на каждый из ПП на момент завершения трелевки – партии в объеме необходимом для вывозки – рейса, равен:
Суммарный объем, поступивши1 на каждый из ПП со всех примыкающих к ним лесосек на момент завершения трелевки лесоматериалов для вывозки – рейса, равен:
Объем , поступивший с каждой из лесосек на каждый из ПП на момент завершения погрузки – рейса, можно определить перебором значений параметра по формуле:
где при : .
Объем лесоматериалов на ПП , на момент завершения погрузки – рейса:
При : .
Максимальный объем лесоматериалов, единовременно размещаемый на ПП равен:
Площадь каждого ПП можно рассчитать по формуле:
где - высота штабелей на ПП, м; - коэффициент полнодревесности; - коэффициент, учитывающий разрывы между штабелями; – коэффициент, учитывающий организационные причины, в связи с которыми возможно непредвиденное увеличение запасов на ПП.
Суммарные затраты на обустройство всех ПП в пределах лесного квартала равны:
где - стоимость обустройства одного квадратного метра каждого ПП, руб.
Суммарные затраты на трелевку лесоматериалов можно определить по формуле:
где - стоимость машино-смены на трелевке, руб.; - число часов работы в смену, ч.
Суммарные расчетные затраты на вывозку лесоматериалов можно определить:
где - стоимость машино-смены на вывозке, руб.
Упорядочивание операций может быть выполнено по нескольким критериям:
· сокращения затрат на транспортное освоение лесного квартала:
· уменьшения сроков выполнения работ:
· сокращения площадей, отводимых под ПП:
Ограничения, накладываемые на предложенную математическую модель, следующие:
1. Сумма значений в каждой строке матрицы поиска решений равна 1, т.е.
2. Сумма значений в каждой колонке матрицы поиска решений равна 1, т.е.
3. , – целые числа в интервале .
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты выполненных расчетов с использованием предложенной математической модели обоснования последовательности работ в лесном квартале доказали возможность снижения материальных затрат на величину до 13%, отличающуюся от других технически и организационно целесообразных графиков технологического процесса освоения лесного квартала. Выявлена возможность более чем на 30% сократить площади, отводимые под ПП, примерно на 1,5% уменьшить суммарные трудозатраты на выполнение транспортных операций на территории лесного квартала.
Выводы. Предложенная математическая модель позволяет повысить грузооборот ПП на территории лесного квартала, сократить занимаемые ими площади и снизить стоимости их обустройства и содержания.
Рецензенты:Ширнин Ю.А., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой ТОЛП, ФГБОУ ВПО Поволжский государственный технологический университет, г.Йошкар-Ола;
Царев Е.М., д.т.н., доцент, профессор, ФГБОУ ВПО Поволжский государственный технологический университет, г.Йошкар-Ола.