Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFILE OF HAEMODYNAMIC INDEXES OF CARDIOVASCULAR SYSTEM AT FORMING OF PROFESSIONAL STRESS FOR TEACHERS

Kondrateva O.G. 1 Kondrateva A.A. 2
1 The Moscow state humanities university of M.A. Sholokhov. Ufa branch
2 The Bashkir State University
The assessment of a profile of haemodynamic indicators of cardiovascular system (arterial pressure and heart rate) at the beginning and the end of the working day at teachers of comprehensive schools depending on the level of a professional stress is carried out. 123 teachers, 98 women and 25 men took part in research. Average values of an indicator of a professional stress are defined, comparison of average values of haemodynamic indicators in groups with various level of a professional stress, the correlation analysis of results of research is carried out. The following features of haemodynamics of cardiovascular system at a professional stress at teachers are revealed: the average values of systolic and diastolic arterial pressure, heart rate defined at the beginning and the end of the working day progressively increase in process of increase in level of a professional stress.
professional stress.
heart rate
pulse arterial pressure
arterial pressure
haemodynamic indicators
Стрессовое состояние вызывает нарушение гомеостаза; на восстановление которого, и направлен комплекс процессов, именуемых стрессовой реакцией. Совокупность нейрогуморальных и метаболических реакций обеспечивают срочную, а затем и долговременную адаптацию к изменениям среды. По мнению академика РАМН Н.А. Агаджаняна при длительном воздействии неблагоприятных факторов среды наблюдается перевозбуждение нервной системы, вызывающее постоянный спазм сосудов микроциркуляторного русла. [1; 2]. Колебания артериального давления могут быть причиной развития сердечно-сосудистых заболеваний. По результатам различных исследований, установлена связь между гиперреактивностью симпатической нервной системы и ускоренным развитием атеросклероза сонной артерии. [5; 6]. Наблюдение за динамикой АД в течение дня [7] показало, что в периоды эмоционально-напряженной деятельности, происходит повышение как систолического, так и диастолического давления. Функциональная система, обеспечивающая оптимальный уровень АД в организме, представлена центральными и периферическими звеньями. Повышение АД при эмоциональных перегрузках связывается с возрастанием тонических влияний лимбикоретикулярных образований мозга на бульбарные симпатические отделы сосудодвигательного центра. [3]

Эпидемиологические факторы указывают, что развитие гипертонической болезни связано с длительными психоэмоциональными факторами. [4]. Профессиональный стресс – это состояние организма при длительном действии на него неблагоприятных профессиональных факторов. Проблема сохранения здоровья участников образовательного процесса не теряет своей актуальности и занимает значительное место в ряду медико-биологических исследований. Значительные изменения некоторых показателей гемодинамики при воздействии внешней среды могут служить маркером развития в последующем заболеваний сердечно-сосудистой системы. [8].

Цель исследования - оценить профиль изменений артериального давления (АД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС) в течение рабочего дня у педагогов общеобразовательных школ в условиях профессионального стресса.

Методы исследования

В исследовании приняли участие 123 педагога общеобразовательных школ г Уфы, 98 женщин и 25 мужчин. Средний возраст респондентов – 46,42+4,75 лет, средняя продолжительность педагогической деятельности - 21,9+10,8 лет. Уровень профессионального стресса определялся с помощью психодиагностической методики «Шкала профессионального стресса» Спилбергера  Ч.Д. Для изучения гемодинамических показателей производили измерение артериального давления по методу Короткова. АД измерялось сфигмоманометром по среднему значению трех измерений. Для определения суточного профиля гемодинамических показателей респондентам проводилось измерение систолического артериального давления (САД), диастолического артериального давления (ДАД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС), в соответствие с международными стандартами в начале и конце рабочего дня. Рассчитывали пульсовое АД (ПАД), как разницу между САД-ДАД. Среднее динамическое давление определяли по формуле: СрАД=(САД+2ДАД)/3. Статистическая обработка полученного материала осуществлялась с использованием пакета статистических программ StatSoft STATISTICA 8.0.

Результаты исследования и их обсуждение

Распределение педагогов уровню профессионального стресса и средние значения показателя стресса представлены в таблице 1. Показатели профессионального стресса представлены в виде «среднее±стандартное отклонение» (М+m).

Таблица 1

Распределение педагогов уровню профессионального стресса и средние значения показателя стресса

Уровень ПС

Кол-во педагогов (n=123)

Показатель стресса (М+m)

абс. число

%

низкий

38

30,8%

9,63+4,75

средний

44

35,9%

22,37+7,22

повышенный

14

11,4%

38,46+6,36

высокий

27

21,9%

54,36+3,78

           

Среди респондентов преобладают педагоги с низким и средним уровнем профессионального стресса (30,8% и 35,9% соответственно). Повышенный и высокий уровень профессионального стресса выявлен у 33,3% респондентов.

Изменения систолического давления (САД>140 мм.рт.ст) в начале рабочего дня наблюдалось у 2,4% педагогов с низким и средним уровнем профессионального стресса, у 14,2% педагогов с повышенным уровнем и у 11,1% - с высоким уровнем профессионального стресса; по окончании рабочего дня повышение систолического давления (>140 мм.рт.ст) отмечено у 9,7% педагогов с низким и среднем уровнем, у 42,8% педагогов с повышенным уровнем и у 62,9% педагогов с высоким уровнем профессионального уровня. Изменения (ДАД>90 мм.рт.ст) в начале рабочего дня наблюдалось у 2,4% педагогов с низким и средним уровнем профессионального стресса, у 14,2% педагогов с повышенным уровнем и у 7,4% - с высоким уровнем профессионального стресса; по окончании рабочего дня повышение диастолического давления (ДАД>90 мм.рт.ст) отмечено у 12,2% педагогов с низким и среднем уровнем, у 57,1% педагогов с повышенным уровнем и у 44,4% педагогов с высоким уровнем профессионального уровня. Частота сердечных сокращений более 90 уд/мин в начале рабочего дня наблюдалась у 3,6% педагогов с низким и средним уровнем профессионального стресса, у 14,2% педагогов с повышенным уровнем и у 7,4% - с высоким уровнем профессионального стресса; по окончании рабочего дня ЧСС>90 уд/мин отмечена у 9,7% педагогов с низким и среднем уровнем, у 35,7% педагогов с повышенным уровнем и у 29,6% педагогов с высоким уровнем профессионального уровня.

В таблице 2 представлены средние значения гемодинамических показателей сердечно-сосудистой системы в группах педагогов с различными уровнями переживания профессионального стресса.

Таблица 2

Результаты исследования профиля гемодинамических показателей сердечно-сосудистой системы у педагогов с различными уровнями профессионального стресса

Гемодинамические показатели/Уровень ПС

Низкий уровень

Средний уровень

Повышенный уровень

Высокий уровень

САД1 (М+m) мм.рт.ст

125,88+5,83

128,05+7,09

136,86+4,28

130,96+7,02

САД 2 (М+m) мм.рт.ст

126,89+5,72

132,39+8,24

137,56+7,79

140,81+7,03

ДАД 1 (М+m) мм.рт.ст

72,55+4,35

74,55+5,32

81,07+6,08

75,41+7,03

ДАД 2 (М+m) мм.рт.ст

72,58+5,81

84,48+9,42

91,43+5,94

86,64+8,34

ПАД1(М+m) мм.рт.ст

52,45+5,85

53,34+7,37

55,36+7,46

55,69+8,05

ПАД2(М+m) мм.рт.ст

54,47+7,70

47,89+8,22

46,50+9,38

54,56+8,24

ЧСС1(М+m) уд/мин

74,79+5,40

76,91+6,97

77,64+7,70

80,93+6,07

ЧСС2(М+m) уд/мин

77,18+4,55

82,52+8,80

83,43+8,60

85,59+7,52

СрАД1(М+m) мм.рт.ст

90,32+4,80

92,38+6,85

99,68+6,08

97,21+5,78

СрАД2(М+m) мм.рт.ст

90,68+5,74

100,45+5,76

106,86+7,32

104,71+6,45

Примечание: САД1 – систолическое артериальное давление, определяемое в начале рабочего дня, САД2 - систолическое артериальное давление, определяемое в конце рабочего дня, ДАД1 - диастолическое артериальное давление, определяемое в начале рабочего дня, ДАД2  - диастолическое артериальное давление, определяемое в конце рабочего дня, ЧСС1 – частота сердечных сокращений, определяемая в начале рабочего дня,  ЧСС2 - частота сердечных сокращений, определяемая в конце рабочего дня, СрАД1 – среднее артериальное давление, определяемое в начале рабочего дня, СрАД2  - среднее артериальное давление, определяемое в конце рабочего дня,

            У педагогов с повышенным уровнем профессионального стресса отмечается наибольшее значение САД1=136,86+4,28; ДАД1=81,07+6,08; ДАД2= 91,43+5,94; СрАД1=99,68+6,08; СрАД2=106,86+7,32 (выше нормы). У педагогов с высоким уровнем профессионального стресса более выражены САД2= 140,81+7,03; ПАД1=55,69+8,05 (выше нормы); ПАД2=54,56+8,24 (выше нормы); ЧСС1=80,93+6,07; ЧСС2 =85,59+7,52.

При сравнении средних значений гемодинамических показателей в группах педагогов с различным уровнем переживания профессионального стресса были выявлены статистически значимые различия, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Результаты сравнения средних значений гемодинамических показателей в группах с различным уровнем профессионального стресса (ПС)

Сравниваемые группы

М1

M2

t-value

df

p

САД1 (низкий ПС) и САД1 (повышенный ПС)

125,87

136,86

-6,42

50

0,000000

САД1 (низкий ПС) и САД1 (высокий ПС)

125,87

130,96

-3,19

63

0,002239

САД1 (средний ПС) и САД1 (повышенный ПС)

128,05

136,86

-4,39

56

0,000051

САД1 повышенный ПС) и САД1 (высокий ПС)

136,86

130,96

2,87

39

0,006633

САД2 (низкий ПС) и САД2 (средний ПС)

126,89

132,39

-3,45

80

0,000891

САД2 (низкий ПС) и САД2 (повышенный ПС)

126,89

137,71

-5,47

50

0,000001

САД1 (низкий ПС) и САД1 (высокий ПС)

126,89

140,81

-8,79

63

0,000000

САД2 (средний ПС) и САД2 (повышенный ПС)

132,39

137,71

-2,13

56

0,037233

САД2 (средний ПС) и САД2 (высокий ПС)

132,39

140,81

-4,42

69

0,000036

ДАД1 (низкий ПС) и ДАД1 (повышенный ПС)

72,55

81,07

-5,61

50

0,000001

ДАД1 (низкий ПС) и ДАД1 (высокий ПС)

72,55

75,41

-2,16

63

0,034528

ДАД1 (средний ПС) и ДАД1 (повышенный ПС)

74,55

81,07

-3,86

56

0,000291

ДАД1 повышенный ПС) и ДАД1 (высокий ПС)

81,07

75,41

2,76

39

0,008826

ДАД2 (низкий ПС) и ДАД2 (средний ПС)

72,55

84,48

-6,77

80

0,000000

ДАД2 (низкий ПС) и ДАД2 (повышенный ПС)

72,55

91,43

-10,33

50

0,000000

ДАД2 (низкий ПС) и ДАД2 (высокий ПС)

72,55

86,67

-8,05

63

0,000000

ДАД2 (средний ПС) и ДАД2 (повышенный ПС)

84,48

91,43

-2,59

56

0,012155

ПАД2 (низкий ПС) и ПАД2 (средний ПС)

54,47

47,89

3,73

80

0,000361

ПАД2 (низкий ПС) и ПАД2 (повышенный ПС)

54,47

46,50

3,12

50

0,002976

ПАД2 (средний ПС) и ПАД2 (высокий ПС)

47,89

54,56

-3,31

69

0,001463

ПАД2 повышенный ПС) и ПАД2 (высокий ПС)

46,50

54,56

-2,83

39

0,007290

ЧСС1 (низкий ПС) и ЧСС1 (высокий ПС)

74,79

80,93

-4,29

63

0,000063

ЧСС1 (средний ПС) и ЧСС1 (высокий ПС)

76,91

80,93

-2,47

69

0,015890

ЧСС2 (низкий ПС) и ЧСС2 (средний ПС)

77,18

82,52

-3,37

80

0,001158

ЧСС2 (низкий ПС) и ЧСС2 (повышенный ПС)

77,18

83,43

-3,50

50

0,000997

ЧСС2 (низкий ПС) и ЧСС2 (высокий ПС)

77,18

85,59

-5,61

63

0,000000

            Средние значения САД1, САД2, ДАД1, ДАД2, ПАД2 статистически выше у педагогов с высоким и повышенным уровнями профессионального стресса, ЧСС2  ниже у педагогов с низким уровнем переживания профессионального стресса.

Изменения САД в течение рабочего дня у педагогов с различными уровнями профессионального стресса графически представлены на рисунке 1, изменения ДАД – на рисунке 2.

           

 

Рис. 1. Динамика систолического артериального давления у педагогов с различными уровнями переживания профессионального стресса (средние значения)

 

 

Рис. 2. Динамика диастолического артериального давления у педагогов с различными уровнями переживания профессионального стресса (средние значения)

 

 В таблице 5 представлены результаты исследования взаимосвязи между уровнями переживания профессионального стресса и гемодинамическими показателями сердечно-сосудистой системы.

Таблица 5

Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена между уровнями переживания профессионального стресса и гемодинамическими показателями сердечно-сосудистой системы у педагогов

 

САД1

САД2

ДАД1

ДАД2

ЧСС1

ЧСС1

ПС

0,629

0,779

0,573

0,580

0,575

0,734

                Выявлено 6 корреляционных связей определяется между гемодинамическими показателями и уровнем переживания профессионального стресса. Сильных связей – 2 (r ≥ 0,7), корреляций средней силы - 4 (0,5 ≤ r < 0,7). Отмечены статистически достоверные положительные корреляционные связи между уровнем профессионального стресса и значениями систолического и диастолического артериального давления, частотой сердечных сокращений, определяемых в начале и конце рабочего дня.

Выводы

Анализ взаимосвязей между уровнем переживания профессионального стресса и гемодинамическими показателями сердечно-сосудистой системы и проведенное исследование позволило определить следующие закономерности:

1.у педагогов при формировании профессионального стресса изменяются показатели гемодинамики сердечно-сосудистой системы;

2.изменения в большей степени затрагивают систолическое и диастолическое давление, частоту сердечных сокращений;

3.средние значения систолического и диастолического артериального давления, определяемые в начале и конце рабочего дня, прогрессивно увеличиваются по мере увеличения уровня профессионального стресса;

4.средние значения частоты сердечных сокращений, определяемые в начале и конце рабочего дня, прогрессивно увеличиваются по мере увеличения уровня профессионального стресса.

Результаты проведенного исследования расширяют представления о состоянии сердечно-сосудистой системы педагогов в зависимости от уровня переживания профессионального стресса. Полученные данные могут быть использованы в процессе организации здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении.

Рецензенты:

Башкатов С.А., д.б.н., к.псх.н., профессор, декан биологического факультета, профессор кафедры генетики и фундаментальной медицины ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г.Уфа;

Хисматуллина З.Р.,  д.б.н., профессор, зав. кафедрой физиологии человека и зоологии ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г.Уфа.