Гуманизация и деидеологизация систем развития, воспитания и обучения подростков, актуализировали ряд проблем, которые на данном этапе развития психологической науки не являются детально разработанными, среди которых методы формирования нравственной личности, посредством осознанного отношения к социальным нормам и ценностям. Современное общество выдвигает новые цели становления и развития гуманной личности, умеющей устанавливать и поддерживать гуманные отношения с окружающими, не допускать унижения человеческого достоинства, жестокости, грубости [2].
В качестве глобальной цели воспитания и развития, в рамках педагогической психологии, выступает личность, имеющая положительную установку на другого, проявляющая желание помочь окружающим людям; гуманистически настроенная личность, умеющая сопереживать и сорадоваться, ощущать внутренний мир другого человека, анализировать свои поступки и, если это необходимо, жертвовать своим благополучием ради благополучия других людей [1]. На наш взгляд, именно личность, наделенная гуманными чертами характера (доброжелательность, отзывчивость, миролюбие, бесконфликтность и т.п.), а также умеющая проявить гуманные чувства (эмпатия, толерантность, сострадание и т.п.) представляет важный базис высоконравственного общества и повышения морального иммунитета.
Таким образом, актуальность психологического исследования характера развития гуманных чувств и отношений подростков связана с необходимостью повышения уровня морально-нравственного и ценностного развития подрастающего поколения. Обозначенная проблема приобретает особое значение, когда речь идет о детях-сиротах, лишенных родительской поддержки - имеющих негативный социальный опыт, отличающихся от сверстников нравственной неустойчивостью [3]. Характерным результатом неблагоприятных влияний ограничений, отсутствия целенаправленной задачи гармоничного развития ребенка в детском доме, выступает низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к обществу, окружающим, условное и формальное принятие норм и общечеловеческих ценностей.
Общество и государство заинтересованы в том, чтобы выпускники детских домов и учреждений интернатного типа, были готовы самостоятельно решать проблемы, возникающие на их жизненном пути социально приемлемым способом. Воспитание и обучение сегодня, вне зависимости от условий, должны готовить детей к процессу постоянных жизненных и профессиональных перемен, развивать творческую инициативу, социальную ответственность, активную жизненную позицию [5].
В поиске путей и средств формирования гармоничной личности педагогическая психология останавливает свое внимание на тех вариантах воздействия, где воспитанник чувствует свободу выбора и ненавязчивость в усвоение норм жизнедеятельности. К данным средствам, как психологического развития, так и коррекции, относится сказкотерапия. Привлекательность сказкотерапии, как способа развития гуманных отношений, заключается в том, что это универсальный способ работы с психологическими проблемами на ценностном уровне [6]. В процессе совместной работы с подростками происходит открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Метод сказкотерапии активизирует ресурсы, потенциал личности в любом возрасте [4].
Сказкотерапия, как отмечают многие исследователи, является одним из двигателей личностного развития ребенка, будучи активным, хотя и не директивным внушением, сказкотерапия в своих символах содержит зашифрованными важнейшие психологические характеристики, модели поведения, выгоды от знаний и соблюдения нравственных норм, следования ценностям (В. Беттельгейм, М. Е. Бурно, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А. Ф. Лосев, Н. Г. Малахова и др.). Очевидно, что развитие гуманных чувств и отношений детей посредствам сказкотерапии, является одной из основ формирования доброжелательных взаимоотношений между детьми в группе. К пониманию смысла добра, совести ребенок приходит через постижение элементарных норм нравственности. Ребенок постигает их через поступки героев сказок, историй и их взаимоотношения с окружающим. Формирования гуманных чувств и отношений у детей - сирот, методом сказкотерапии, создаст необходимые предпосылки для дальнейшей социализации детей, обеспечит высокую мобильность в жизнедеятельности и самопостижении [6].
Анализ теоретических источников по проблеме формирования гуманных чувств и отношений подростков позволил прийти к следующим заключениям.
Для большинства исследований гуманности, выполненных в отечественной и зарубежной психологии характерно: рассмотрение развития и сущности гуманности как процесса, направленного на усвоение культурных, социальных, нравственных норм и ценностей, которые становятся внутренними регуляторами деятельности субъекта; представление о гуманных чувствах и отношениях, как о совокупности нравственно-психологических свойств личности, выражающих терпеливое, осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности; убежденность в том, что развитие и проявление гуманности возможно только в совместной, со взрослыми и/или сверстниками деятельности[1, 2].
Каждое из составляющих гуманности представляет собой единство трех компонентов. Первый - знания о нормах проявления гуманности, о смысловой наполненности данного духовно-нравственного образования (когнитивный компонент). Второй - гуманные чувства в отношении себя и другого (эмоциональный компонент). Третий - проявление гуманистической направленности (поведенческий компонент). Сложность и динамичность формирования гуманных чувств и отношений обуславливает его целенаправленный, психолого-педагогический характер. Развитие гуманных отношений следует начинать с детства, когда закладываются основные нравственные категории. Специальное развитие важно в подростковый период, когда перспективы жизни, взгляды на собственную жизнь, нравственные ценности, взгляды на межличностные отношения начинают приобретать осознанность [2]. К старшему подростковому возрасту имеются все возможности для реализации полноценных гуманных отношений и искреннего проявления гуманных чувств.
Особое внимание, с точки зрения наличия сформированных гуманных чувств и отношений, привлекают подростки из детских домов и интернатов условия воспитания и обучения которых носят нестабильный характер. Исследования их индивидуально-психологических особенностей показывают, что у воспитанников детских домов, развиваются психологические и личностные особенности, которые купируют возможности для появления гуманных отношений в группе, утверждая такие качества как агрессивность, тревожность [3].
Специфика использования сказкотерапии, в процессе формирования гуманных чувств и отношений у воспитанников детского дома, способствует ненавязчивому раскрытию их личностного потенциала, формированию адекватного отношения к себе и окружающим, а также формированию нравственных качеств личности.
Все выше изложенное позволяет утверждать, что научный поиск решения проблемы формирования гуманных чувств и отношений, направлен на преодоление противоречий между:
- наличием проблемы формирования гуманных чувств и отношений подрастающего поколения, её сложностью и многогранности и важностью её разработки в психологической науке и практике;
- целенаправленным воздействием «взрослой культуры», в том числе гуманных отношений, и спонтанностью развития ребенка, его деятельностью;
- коллективным характером сознания и организации педагогического процесса в детском доме и индивидуальным по своей сути характером усвоения гуманных отношений;
- потенциальными возможностями школы и детского дома в воспитании гуманных чувств и отношений и недостаточной теоретической и практической разработанностью технологий ее формирования.
Таким образом, цель исследования: формирование гуманных чувств и отношений у воспитанников детских домов методом сказкотерапии. Исходя из содержания понятий гуманные чувства и отношения, которые рассматривались нами как: гуманные чувства - это терпимое отношение к другому и его недостаткам, способность сострадать, сопереживать человеку, стремление к деятельности на пользу других, желание принести пользу ближнему. Гуманные отношения - это осознанное взаимодействие, в основе которого лежит принятие социальных норм и ценностей, построенное на дружелюбии, ответственном отношении к людям, характеризующиеся стремлением к созданию психологически комфортной обстановки для совместной деятельности, достижению взаимопонимания в коллективе, желания помогать всем, был подобран диагностический инструментарий. Методики исследования: методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко; методика диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко; методика диагностики личностной установки «альтруизм - эгоизм» О.Ф. Потемкиной; методика изучения смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; анкета оценки отношения подростка со сверстниками Бруннер Е.Ю. Исследование проводилось в детском - доме школе № 1, школе - интернате № 5 г. Серова, детских домах Карпинска, Ивделя, и Верхотурья, МОУСОШ № 1, № 21 города Серова. На разных этапах исследования приняли участие 150 воспитанников детских домов и 150 учеников общеобразовательных школ. На формирующем этапе эксперимента 28 подростков из детского дома.
Результаты констатирующего эксперимента показали наличие значимых различий в проявлении гуманных чувств и отношений у подростков из детских домов и полных семей. Так, определяя различия в проявлении эмпатических способностей, установлено, что у подростков из детских домов отсутствует эмоциональная отзывчивость, они не способны воспринимать внутренний мир другого человека (t=-3,2). Для воспитанников детского дома характерна атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности, а подростки из полной семьи способны создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности(t=-7,6). Различия по каналу эмпатии (t=-2,1) показывают, что подростки из полной семьи обладают способностью к пониманию другого на основе сопереживаний, а подростки из детского дома не могут поставить себя на место партнера. Таким образом, подростки их полных семей эмпатийны, толерантны, доброжелательны, они умеют понимать и чувствовать другого, способны выстраивать доброжелательные отношения. Подростки из детских домов сосредоточены на себе и создании для себя комфортных условий, в том числе для общения (t=-5,8). Статистическая обработка данных показала наличие значимых различий в проявлении толерантных, эмпатических чувств подростков из детских домов и полных семей.
Полученные в исследовании данные послужили причиной для формирования гуманных чувств и отношений подростков из детских домов. Данное формирование, средствами сказкотерапии, позволяет пересмотреть свои представления, взгляды, идеалы, отношения к другим людям, (и в первую очередь к самому себе), создать предпосылки для гармоничного личностного становления. Сказка учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним, не смотря на трудности, формирует у подростка, основы дружеского поведения и общения, предостерегая его от всего, что в дальнейшем может испортить его отношения с окружающим миром [6].
В результате реализации программы, были получены данные доказывающие эффективность проведенной работы. Кратко остановимся на наиболее значимых результатах. Изучая эмпатические способности у воспитанников детского дома, после проведения программы, были выявлены значимые различия, связанные с позитивным изменением по всем каналам эмпатии, а значит и в развитии гуманных чувств в целом (Т-критерий Вилкоксона). Подростки стали проявлять внимание к другому человеку (партнеру по общению), его состоянию, поведению. Установлено повышение способности подростков входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать, соучаствовать (2,41 до, 3,94 после). Повышение интуитивного канала эмпатии связано с умением предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании (2,38 до, 3,41 после). Воспитанники детского дома не избегают, как раньше, личных контактов, вследствие развития эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия (2,5 до, 3,11 после). Повышение уровня проникающей способности в эмпатии (2,02 до, 3,7 после) позволяет создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Умение понять другого, на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера - важный показатель наличия гуманистической направленности и развития гуманных чувств, стремлений к гуманным отношениям (2,32 до, 3,5 после). Несомненным позитивным аспектом проведенной программы явилось увеличение общего уровня эмпатии (14,08 до, 21,18 после). Изучая проявление альтруизма у воспитанников детского дома, после проведения программы «Путешествие в страну Доброты», также обнаружены результаты, свидетельствующие о сформировавшихся гуманных чувствах (5,91 до, 10,61 после, Т= 0,000001). Подростки пытаются ставить интересы других выше собственных, стараются прийти на помощь окружающим людям, видят в данном поведении проявление высших человеческих ценностей. Изучая межличностные отношения у воспитанников детского дома, после проведения программы выявлены значимые различия, связанные с позитивным изменением по шкалам: агрессивный, подозрительный, дружелюбный, альтруистический и по факторам доминирование и дружелюбие (таблица).
Показатели межличностных отношений Т.Лири до и после формирующего эксперимента
Межличностные отношения |
До формирования |
После формирования |
Т-значение |
Авторитарный |
6,88 |
7,85 |
0,053185 |
Эгоистичный |
7,91 |
6,38 |
0,106395 |
Агрессивный |
7,12 |
5,76 |
0,030011 |
Подозрительный |
6,79 |
4,91 |
0,013195 |
Подчиняемый |
4,82 |
5,26 |
0,417441 |
Зависимый |
6,91 |
6,52 |
0,667141 |
Дружелюбный |
5,5 |
7,88 |
0,000439 |
Альтруистический |
5,18 |
7,67 |
0,000390 |
Доминирование |
1,7 |
4,16 |
0,002055 |
Дружелюбие |
-3,3 |
4,4 |
0,000001 |
Примечание: Жирным шрифтом указаны статистически значимые различия, Т- значение на уровне p < 0,05.
Проведенное исследование показало, что метод сказкотерапии является эффективным средством формирования гуманных чувств и отношений подростков из детских домов. Данная программа становится успешной, если в её содержание будет входить: для отработки когнитивной составляющей гуманных чувств и отношений, информация о гуманности личности и группы, роли гуманного общества в развитии конкретной личности, особенностях проявлений гуманности; для отработки эмоциональной составляющей, игры, задания на проигрывание различных сказочных сюжетах с проявлением гуманных чувств и отношений к другому, сочинение сказок и рассказов, переживание и сопереживание герою сказки; для проработки поведенческой стороны гуманных отношений, задание на оказание помощи другому, совместная деятельность, выполнение уроков и поручений.
Рецензенты:Васягина Н.Н., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой психологии образования Уральского государственного университета, г. Екатеринбург.
Вогулкин С.Е., д.м.н., профессор кафедры общей психологи и психологии образования Уральского гуманитарного института, г.Екатеринбург.