Масштабное распространение интернет-коммуникаций, наблюдаемое в наши дни, способствуют столь же стремительному развитию и прогрессу новой парадигмы гуманитарного знания - интернет-лингвистики. Многочисленные жанры реального, живого общения обретают свою вторую жизнь в пространстве Всемирной паутины, где, вместе с тем, зарождаются новые, ранее не существовавшие жанровые формы. Тем самым, особую актуальность в рамках современной науки о языке приобретают работы, выполняемые в формате виртуального жанроведения [2].
Помимо прочего, актуальность подобных исследований подкрепляется фактом того, что они осуществляются в русле научных изысканий, направленных на раскрытие системообразующего когнитивного механизма виртуального дискурса [6].
Цель нашего исследования состоит в выявлении жанрового своеобразия смежных виртуальных форм «интернет-комментарий» и «интернет-отзыв». Актуальность исследований, проводимых в данном русле, определяется недостаточной изученностью жанрового статуса сетевых комментариев и отзывов.
Практическим материалом для исследования послужили многочисленные интернет-комментарии и интернет-отзывы разнообразной тематики, собранные с различных сайтов русскоязычного интернета.
Цели и задачи настоящего исследования предопределили использование следующих методов: метод анализа и синтеза, метод сплошной выборки, корпусный метод, метод дискурсивного анализа, интерпретационный метод.
Проводимое нами исследование осуществляется, помимо прочего, в русле виртуального жанроведения. На сегодняшний день существует значительное количество работ, посвященных вопросам виртуального жанроведения. Согласно Горошко Е.И. и Земляковой Е.А., жанровая система интернет-коммуникации настолько сложна и многогранна, что, в итоге, привело к многоуровневой природе жанровой системы интернет-коммуникации. Так, по мнению авторов, следует выделить следующие основные жанровые пласты: гипержанры, жанры и субжанры с наличием опции последующего деления на жанроиды[2].
Появление и зарождение все новых и новых форм интернет-коммуникации обсуловлено тем, что и сам Интернет характеризуется высокотехнологическим и высокодинамичным характером, находясь в постоянном движении, постоянной эволюции. Таким образом, согласно авторам, в жанровой системе Интернета можно выделить следующие гипержанры интернет-коммуникации: сайт, блог, социальную сеть, электронную библиотеку. К числу интернет-жанров необходимо отнести электронное письмо, форум, чат, доски объявлений, рекламные баннеры, коммуникацию с помощью программ мгновенного обмена сообщениями, виртуальную конференцию, пост, или заметку автора, комментарий [2]. Как видим, рассматриваемая нами речевая форма «интернет-комментарий» отнесена к числу интернет-жанров. Мы, в свою очередь, считаем, что не упомянутую в выше приведенной классификации форму «интернет-отзыв» также следует отнести к данной группе.
Отметим, что на сегодняшний день существует целый ряд исследований, посвященных различным жанрам виртуального дискурса. Среди них особое внимание исследователей сосредоточено на рассматриваемых нами жанровых формах. Согласно В.А. Митягиной, изучение интернет-комментариев должно осуществляться с позиций теории коммуникативного воздействия с целью выявления нового ракурса для осмысления иллокутивной, интенциональной и социокультурной «программы» транзакций, осуществляемых коммуникантами в Сети [8]. В своей работе Л.Н. Степанова считает, что изучение комментария как особой формы дискурсивной практики весьма перспективно, при этом необходимо учитывать взаимосвязь форм его реализации в пространстве Веба [10]. Интернет-комментарии к новостным постам на примере портала «Новости Mail.ru» также становились объектом лингвистического анализа [3].
Наиболее комплексное исследование интернет-комментариев проведено в исследовании Карпоян С.М., в котором объектом исследования выступает эпистемическая модальность в русско- и англоязычном Интернет-комментарии. Автор приходит к выводу о том, что интернет-комментарий являет собой коммуникативную среду, в рамках которой достоверность знаний и фактов обретают свою репрезентацию, интерпретацию, обсуждение и оценивание, что, в конечном итоге, приводит к интенсивному использованию языковых средств выражения эпистемической модальности [4].
Говорунова Л.Ю. в своем исследовании предпринимает попытку сопоставительного исследования жанрового своеобразия интернет-отзывов (а именно отдельного субжанра данной речевой формы - интернет-отзыва туриста) на материале русскоязычного и итальяноязычного веб-пространства. Автор, определяя дискурсивный статус рассматриваемого жанра, выявляет его существенные атрибуты, отличающие интернет-отзыв туриста от смежных текстов иной жанровой принадлежности, тем самым определяя параметры данного жанра [1].
Прежде чем затронуть вопрос о жанровом своеобразии интернет-комментариев и интернет-отзывов, обратимся к исходным понятиям - «комментарий» и «отзыв».
В своем первом значении комментарий (от лат. commentarius - записная книжка, записки, заметки, толкование) трактуется в качестве элемента научно-справочного аппарата книги, либо в качестве книжного примечания или пояснения к тексту. Комментариями в дискурсе масс-медиа называют разновидность оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа и т. п. Кроме прочего, комментарием называют как метод, так и жанр журналистики. В качестве метода комментарий применяется во всех формах публикаций. Как жанр, комментарий выделился из краткого аналитического сообщения типа корреспонденции в начале прошлого века. Юридические комментарии представляют собой пояснения ко всем существующим в правоведческой практике кодексам (семейному, уголовному, административному жилищному, гражданскому, гражданско-процессуальному) [7].
Все эти малые жанровые формы, зародившиеся в «доцифровую» эпоху, стремительно обрели свое виртуальное воплощение в современном пространстве Сети. Вместе с тем, интернет-комментарии ассоциируются, прежде всего, с произвольными пользовательскими комментариями (иначе, отзывами), представляющими собой выражение мнения интернет-пользователя на тот или иной веб-контент. В русскоязычном Вебе широко функционирует лексема «коммент» (или камент, от англ. Comment), которая уже обрела свое словарное закрепление: Коммент - Комментарий (от англ. comment; слово употребляется, как правило, на просторах Интернета) [5].
Широко функционируя в рамках веб-форумов, веб-логов, веб-микроблогов, социальных сетей и многих других веб-жанров, интернет-комментарий способствует непрерывности и интерактивности интернет-общения. Они позволяют интернет-коммуниканту проявить свое мнение и точку зрения в ответ на любой заданный стимул в пространстве современного Веба (в качестве корневого поста может выступить новостной анонс, видео, аудио или любой другой контент вербального и невербального характера). Главная ценность комментария - предоставляемая интернет-пользователю возможность для развёрнутого либо лаконичного оценивания поста, уточнения нераскрытых моментов или выражения собственного согласия или несогласия с автором корневого поста.
Обобщив вышесказанное, «интернет-отзыв» можно определить в качестве речевой формы, родственной по функции и значению к интернет-комментарию. Изначально лексема «отзыв» определяется как:
1) публичное суждение, мнение о чём-либо, оценка чего-либо;
2) высказанное мнение, оценка, например: По отзывам товарищей он работник отличный;
3) рецензия, критическая статья, к примеру: Книга вызвала благоприятные отзывы;
4) официальный документ, содержащий оценку чьей-нибудь деятельности, отзыв о чьей-нибудь работе, отзыв на автореферат, отзыв общественных организаций [9].
В нашем исследовании особую актуальность приобретает вопрос о дискурсивной принадлежности [3] рассматриваемых нами речевых жанров. В решении подобного вопроса мы выразим согласие с Говоруновой Л.Ю., согласно которой в рамках каждого типа дискурса рассматриваемый жанр должен быть сопоставлен с другими смежными жанрами, входящими в состав данного дискурса с целью выявления сходств и различий между ними. Автор сравнивает речевой жанр «интернет-отзыв туриста» с такими жанровыми формами, как «путешествие», «туристическая реклама», «интернет-сайт отеля» и «книга жалоб и предложений»[1].
В итоге проводимого исследования Говорунова Л.Ю. формулирует определение рассматриваемого жанра, согласно которому «интернет-отзыв туриста» представляет собой оформленный тип текста, содержащий авторскую оценку путешествия и сопутствующих ему услуг, размещенный в Сети интернет с целью обмена информацией между туристами и реализующийся в трех типах дискурсов (туристическом, интернет-дискурсе и оценочном).
Автор также проводит сравнение рассматриваемого жанра со смежными жанровыми формами. Так, к примеру, она приходит к выводу о том, что сходство «интернет-отзыва туриста» с «жанром «путешествие» должно состоять в следующем: 1) центральная роль автора-путешественника, 2) противопоставление «своего» «чужому», 3) наличие повторяющихся мотивов, обусловленное сходством ситуаций, 4) идея свободы в выборе предмета изображения и перехода от одного к другому, 5) синтез документальности с нарочито субъективной авторской интерпретацией. И, как следствие, между двумя выделенными жанровыми формами существуют и различия, одно из которых автор определяет как ограниченное использование маршрута путешествия как сюжетообразующего компонента [1].
Опираясь на вышесказанное, мы, в свою очередь, задаемся вопросом о жанровом разграничении дискурсивных форм «интернет-комментарий» и «интернет-отзыв». Анализ собранного материала позволяет нам говорить о следующем. Так, сходство интернет-комментария с жанром «интернет-отзыв» может быть выявлено по следующим параметрам.
1. Вторичность данных жанров по отношению к первичному исходному стимулу. Данные речевые формы не могут существовать сами по себе, они возникают в ответ на наличие любой реалии вербального либо невербального характера, материальной либо виртуальной природы (текст статьи, аудио, видео, изображение, товар, услуга, пр.).
2. Принадлежность авторства рядовым пользователям, обладающим минимальными компьютерными навыками и не обязательно высоким уровнем образованности, а также достоверным знанием о комментриуемом и оцениваемом материале.
3. Наличие оценочного компонента, высокая степень пользовательской субъективности. Первоначально возникшие на платформах форумов и гостевых книг, интернет-комментарии и интернет-отзывы завоевали особую сетевую популярность и пользовательскую востребованность благодаря предоставляемой ими возможности для оперативного и емкого выражения субъективности. Пример комментария к статье «В Нью-Йорке вновь открылся Всемирный торговый центр ("BBCRussian.com", Великобритания), (орфография и стиль автора сохранены):ждемс, думаю после всед дел янки начиная с 1990года никто по ним плакать не будет, если опять что то у них взорвется с тысячами жертв, ибо заслужили,мне вот точно никого из этой нации не жалко будет [11].
4. Основное содержание интернет-комментария и интернет-отзыва носит вербальный характер, которое, в свою очередь, может быть дополнено невербальными элементами (эмотиконы, изображения и пр.).
Тем временем, различияинтернет-комментария с жанром «интернет-отзыв» могут быть определены по следующим пунктам.
А.) Для каждого из рассматриваемых жанров исходными стимулами являются феномены различной природы. Так, у интернет-комментария таковым является любой веб-контент, в качестве которого могут выступать статья, аудио, видео, изображение и пр., потребление которых не связано с непосредственным вступлением в товарно-денежные отношения (если не принимать во внимание необходимость оплаты услуг интернет-провайдера для доступа к данному контенту). В связи с этим интернет-комментарии, как правило, являются лишь частью того или иного веб-сайта, согласно канонам веб-дизайна, стандартное расположение веб-комментариев подразумевается в самом низу веб-страницы. Тем временем, для интернет-отзывов порой предназначены целые сайты.
Б.) Высокая практическая значимость отзыва для интернет-коммуниканта, одновременно являющегося потребителем и пользователем самых разнообразных товаров и услуг, получение которых, напротив, требует осуществления определенных финансовых операций. Таким образом, интернет-отзыв становится непосредственной целью веб-запросов, веб-поиска и веб-навигации, осуществляемых пользователем, в процессе которых он стремится узнать мнение предыдущего пользователя (потребителя) о качестве продукта, услуги или товара с тем, чтобы принять собственное решение о целесообразности их приобретения.
В.) Как следствие сказанному в п. Б, существование популярной ныне практики написания интернет-отзывов на различные товары и услуги на заказ, что, в итоге, способствовало становлению нового вида пользовательского речетворчества (и вместе с тем средства заработка) - копирайтинга, профессиональной деятельности по написанию рекламных и презентационных текстов .
Отметим, что приведенное выше разграничение двух жанровых форм носит незаконченный характер и требует дальнейшей разработки. Таким образом, углубленное изучение жанровой близости и отличий интернет-комментариев и интернет-отзывов будет, в конечном итоге, способствовать становлению парадигмы современного виртуального жанроведения, а вместе с тем и решению некоторого ряда задач, стоящих перед современной интернет-лингвистикой. Изучение данных жанровых форм требует дальнейшего комплексного теоретического обоснования понятий «интернет-комментарий» и «интернет-отзыв», вместе с тем, особый интерес представит собой комплексный анализ рассматриваемой формы пользовательского речетворчества в сравнительно-сопоставительных исследованиях.
Рецензенты:КостюшкинаГ.М., д.фил.н., профессор, профессор Евроазиатского лингвистического института, филиала ФГБОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет, г. Иркутск.
Колмогорова А.В., д.фил.н., профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации института филологии и языковой коммуникации ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.