Целью исследования является изучение теоретических и практических аспектов бизнес-планирования на отечественном промышленном предприятии, выявление его особенностей и разработка рекомендаций по совершенствованию системы внутрифирменного планирования.
Слово «бизнес-план» популярно в среде экономистов, менеджеров и предпринимателей, однако трактовка этого термина не всегда однозначна.
Бизнес-план это: – структурированный плановый документ, описывающий направления развития бизнеса;
– удобная, общепринятая форма ознакомления потенциальных кредиторов (инвесторов) с проектом, в котором им предлагается принять участие.
На Западе считается, что бизнес-план – инструмент формирования стратегии развития предпринимательства, он разрабатывается чаще всего именно для малых предприятий на стадии их создания. То есть, по своей форме бизнес-план тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определенной самодостаточностью [3].
Так как бизнес-план может быть использован в различных ситуациях, предназначен для различных людей – собственников, менеджеров, инвесторов и кредиторов, то под бизнес-планом мы будем понимать итоговый плановый документ, описывающий направления развития бизнеса в разрезе основных функциональных областей деятельности фирмы с учетом расходов капитального характера в рамках определенного временного горизонта с расчетом эффективности за этот период.
Рассмотрим бизнес-планирование на одном из отечественных промышленных предприятий – ОАО «Неон», которое занимается производством комплектующих частей к железнодорожным вагонам, полупроводниковых ламп и прочей продукции.
История развития предприятия начинается с 1970 года. ОАО «Неон» являлся предприятием электронной промышленности оборонного значения. В настоящее время завод «Неон» входит в ООО «УК холдинга РКТМ», которое объединяет крупнейшие предприятия Республики Мордовия – ОАО «Рузхиммаш», ООО «ВКМ-СТАЛЬ», ОАО «Саранский завод автосамосвалов», ООО «ВКМ-Сервис» и ряд других. В свою очередь, предприятия холдинга входят в структуру корпораций с мировыми брендами – компанию «Русские машины» и «Базовый элемент» (г. Москва).
На предприятии планирование включает в себя ежегодную разработку бизнес-планов деятельности предприятия, инвестиционных бизнес-планов или бизнес-проектов, учитываемых в общем бизнес-плане деятельности предприятия (рис. 1).
Рис. 1. Виды бизнес-планов в ОАО «Неон»
Общие бизнес-планы предприятия формируются согласно плану развития ООО «УК холдинга РКТМ». Они охватывают всю деятельность предприятия в разрезе основных функциональных направлений деятельности предприятия на один год.
Рассмотрим основные разделы бизнес-плана ОАО «Неон» на 2014 год:
1) стратегия развития ОАО «Неон» на 2012-2016 год;
2) макроэкономические показатели;
3) предпосылки формирования БП (бизнес-плана) на 2014 год;
4) цели ОАО «Неон» на 2014 год;
5) анализ производства и реализации продукции ОАО «Неон»;
6) состояние заявочной базы предприятия ОАО «Неон» на 2014 г.;
7) сценарные предложения на 2014 год;
8) план производства и реализации продукции ОАО «Неон» на 2014 год;
9) бюджет движения денежных средств на 2014 год;
10) основные финансовые показатели ОАО «Неон»;
11) расходы (общие и административные расходы, анализ управленческих расходов, структура себестоимости выпускаемой продукции);
12) персонал (среднесписочная численность ОАО «Неон» по категориям и месяцам 2012 года, динамика роста средней зарплаты и производительности труда);
13) HR – цели ОАО «Неон» на 2014 год;
14) карта остаточных рисков ОАО «Неон»;
15) инвестиционные планы (переходящие и новые проекты, пояснительная записка к инвестиционному плану ОАО «Неон» на 2014 год);
16) мероприятия по снижению затрат предприятия ОАО «Неон».
На основе приведенного перечня можно сделать вывод о том, что в практике деятельности предприятия бизнес-план фактически представляет собой совокупность увязанных между собой стратегического и функциональных планов и проектов. Однако отсутствует полноценный раздел маркетинга. Отчасти это объясняется тем, что большую часть продукции ОАО «Неон» сбывает ООО «УК холдинга РКТМ». Но ориентация на производственно-сбытовой подход предприятия может привести к серьезным проблемам в будущем. Недостаточно проработан стратегический раздел. Период планирования по функциональным разделам ограничен годом. Отсутствует раздел по оценке эффективности бизнес-плана.
Еще один вид бизнес-планов на предприятии, бизнес-проектов, рассмотрим на примере, представленном в табл. 1.
Таблица 1. Бизнес-проекты ОАО «Неон» на 2013 год
Бизнес – проект |
Цель проекта |
Выстраивание потока изготовления изделия «крышка люка» для полувагона |
Увеличить объем «крышки люка» с 150 до 300 комплектов в месяц |
Балансировка в потоке изготовления изделия: «сборка и сварка каркаса стены торцевой» |
Повышение производительности на 10 % |
Организация рабочих мест в потоке изготовления «резервуаров воздушных» |
Повышение производительности труда на 10 % |
Организация рабочих мест на кривошипно-шатунных прессах |
Повышение производительности на 15 % |
Как видно из таблицы, бизнес-проекты предприятия на рассматриваемый период охватывают процесс производства и преследуют цель – улучшить показатели использования человеческого капитала, либо достичь определенного объема производства. Инициализация данных проектов осуществляется в рамках системного подхода «Бережливое производство», пропагандируемого головной корпорацией. В дальнейшем осуществляется анализ экономического эффекта данных проектов (табл. 2).
Таблица 2. Показатели экономического эффекта бизнес-проектов ОАО «Неон» за 2013 год
Бизнес – проект |
Экономический эффект |
Выстраивание потока изготовления изделия «крышка люка» для полувагона |
24 239 руб./мес.
|
Балансировка в потоке изготовления изделия: «сборка и сварка каркаса стены торцевой» |
4 403 руб./мес. |
Организация рабочих мест в потоке изготовления «резервуаров воздушных» |
19 396 руб./мес.
|
Организация рабочих мест на кривошипно-шатунных прессах |
417 руб./мес. |
Анализ показал, что бизнес-проекты, по сути, не являются полноценными бизнес-планами, а представляют собой технико-экономическое обоснование проектов с расчетом предполагаемого экономического эффекта.
Таким образом, исследование показало, что в ОАО «Неон» требуется серьезная реструктуризация всей системы внутрифирменного планирования. Необходимо разграничить следующие уровни планирования: стратегический, тактический, оперативный и бизнес-планирования.
В рамках стратегического планирования определить четко цели предприятия в соответствии с целями головного холдинга и корпорации, сформировать корпоративную и конкурентные стратегии, на их базе – функциональные стратегии. Далее разработать сводный тактический план предприятия – организованную последовательность решений и действий по распределению ресурсов на определенный отрезок времени, чаще всего год, по основным функциональным аспектам деятельности предприятия, разрабатываемую на уровне руководителей среднего звена и имеющую цель – достижение запланированных при этом показателей и, тем самым, реализацию общей стратегии предприятия. [1]. При этом важнейшим разделом должен быть план маркетинга. Предлагаемая технология формирования планов для ОАО «Неон», учитывающий предшествующий опыт планирования на предприятии, представлена на рис. 2.
Инвестиционные бизнес-планы деятельности предприятия следует дополнить расчетами их эффективности. Предлагаемые показатели для этого представлены в табл.3.
Таблица 3. Предлагаемые показатели эффективности для инвестиционных бизнес-планов в ОАО «Неон»
Ранг показателя в порядке убывания его значимости
|
Условие принятия решения о целесообразности реализации проекта |
Характеристика показателя
|
Область применения показателя
|
1. Интегральный эффект |
ЭИ>0 |
Основной оценочный показатель |
В качестве критерия (Эи → max) при сравнении вариантов решений |
2. Срок окупаемости |
ТОК<Т |
Важный вспомогательный показатель |
Для принятия решения о целесообразности реализации плана (проекта) |
3. Внутренняя норма прибыли |
ЕВН > Е (возможная ситуация неопределенности при ЕВН →var) |
Важный вспомогательный показатель |
Для разграничения реальных и финансовых инвестиций |
4. Индекс прибыльности инвестиций |
РИ>1 |
Второстепенный показатель |
Имеет иллюстративное значение |
5. Индекс интегрального экономического эффекта |
Может приниматься в зависимости от вида деятельности |
Второстепенный показатель |
Имеет иллюстративное значение |
При принятии окончательного решения о целесообразности инвестирования, помимо системы ключевых оценочных показателей, учитываются также такие факторы, как общественная значимость и приоритетность проекта, степень его соответствия стратегии развития фирмы, рыночный потенциал производимого продукта, риск, экологическая безопасность и т.д. [4].
Рис. 2. Предлагаемая технология планирования для ОАО «Неон»
Рецензенты:
Марабаева Л.В., д.э.н., профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск.
Филиппова Н.А., д.э.н., профессор кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева», г. Саранск.