Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE INFLUENCE OF MIGRATION PROCESSES ON THE SOCIO-ECONOMIC SITUATION IN THE TYUMEN REGION

Ustinova O.V. 1 Pilipenko L.M. 2
1 Tyumen state oil and gas university
2 Tyumen State University of Architecture and Civil Engineering
As the scale of migration and its economic, social, cultural and political consequences and their implications for States is steadily increasing. In recent years, migration processes in Russia are located in the center of attention at all levels of government. This is not surprising, because a competent immigration policy, as part of General social policy, can seriously adjust not only your current demographic processes, but also to affect long-term trends in the population. At the same time very difficult to manage migration, which would be beneficial for both countries of origin and countries of destination and the migrants themselves and their families. The inefficiency of the migration policy leads to negative consequences for the country and individual regions, in particular. The article presents the results of the expert survey, aimed at identifying the problems of regulation of migration processes in the Tyumen region.
migration
migration policy
migration processes
regulation of migration processes

Миграция населения – глобальное явление, затрагивающее все без исключения страны и народы, и оказывающее воздействие на многие стороны общественной жизни.

Теоретические аспекты миграции, а также современные проблемы регулирования этого процесса, достаточно широко представлены в научной литературе, в том числе и современной. Значительный вклад в теорию и методологию миграции населения внесли отечественные исследователи: А.Г. Вишневский [2], Г.С. Витковская [1], В.М. Медков [4], Л.Л. Рыбаковский [5], Ю.Н. Никифоров, И.Ф. Хафизова [5] и др.

Несмотря на явные улучшения и принимаемые государством меры по совершенствованию миграционной политики, а также усиление миграционных процессов в России, многие проблемы, например, отсутствие точной статистики нелегальной миграции, коррупционные составляющие регистрации мигрантов, недостаточная информированность трудовых мигрантов и работодателей, проблемы их социальной защищенности и т.д., до настоящего времени не решены [7].

Актуальность исследования роли региональных органов власти в регулировании миграционных процессов обусловлена обстоятельствами, к числу которых можно отнести:

  • необходимость совершенствования государственного управления миграцией населения на территории субъекта Российской Федерации [3];
  • потребность рассмотрения системы региональных миграционных органов, действующих на территории Российской Федерации, анализа их компетенции и тесно связанных с ней целей, задач и функций государственного управления миграцией населения для эффективной реализации прав и свобод граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства [8].

С целью выявления специфики миграционных процессов в Тюменской области, а также разработки направлений их регулирования, авторами в феврале 2013 года были опрошены 18 экспертов – специалисты и руководители УФМС России по Тюменской области (13 чел.), работники УМВД России по г.Тюмени, при исполнении служебных обязанностей сталкивающиеся с мигрантами (2 чел.), руководители организаций г.Тюмени, принимающих на работу трудовых мигрантов (3 чел.).

Таблица 1

Половозрастной состав экспертов, чел.

Возраст

мужчины

женщины

всего

21-25

1

3

3

26-30

2

2

4

31-40

2

5

7

41-50

2

0

2

51-60

0

1

1

Всего

7

11

18

В первую очередь экспертам предлагалось ответить на ряд вопросов об объемах и специфике миграционных процессов в регионе. Например, эксперты категорически не согласны с тем, что мигранты «создают угрозу стабильности в регионе» и «увеличивают конкуренцию за рабочие места для местного населения». В то же время, солидарное согласие эксперты высказали относительно того, что «работа мигрантов стоит дешевле для работодателя» и «мигранты работают там, где не хочет работать местное население» (рис. 1).

Единогласны эксперты и в том, что иностранные рабочие нужны в сфере строительства, причем в наибольшей степени в малом строительном бизнесе и для работы на физических лиц. Мнения о работе мигрантов в средних и крупных строительных компаниях разделились – 10 экспертов полагают, что они нужны, а 7 – не согласились с этим. На второе место эксперты поставили сельское хозяйство – 14 респондентов отметили нужность иностранных рабочих; выпас скота и работа на полях – по 12 экспертов. Далее идут дворники – 13 ответов, лесное хозяйство - 12 ответов, ремонт обуви – 11 ответов. В целом полученные ответы отражают реальную занятость мигрантов в экономике Тюменского региона.

Рис. 1. Распределение мнений экспертов о влиянии мигрантов на жизнь региона, %

Рассматривая спрос на мигрантов в различных сферах деятельности, большинство экспертов признает, что проблема нелегальной миграции актуальна для Тюменской области (14 респондентов), четверо опрошенных считают, что она не актуальна (табл. 2).

Таблица 2

Мнение экспертов об актуальности для Тюменского региона нелегальной миграции, чел.

Варианты ответов

Количество ответов

Очень актуальна

0

Актуальна

14

Не актуальна

3

Совершенно не актуальна

1

Нельзя не отметить, что половина экспертов полагает, что объем нелегальной миграции в ближайшем будущем не изменится, пятеро считают, что он увеличится, двое, что уменьшится, а еще двое затруднились дать какой-либо прогноз (табл. 3).

Таблица 3

Мнения экспертов о тенденциях в изменении объемов нелегальной миграции, чел.

Варианты ответов

Количество ответов

Будет быстро увеличиваться

0

Немного увеличится

5

Останется на том же уровне

9

Будет уменьшаться

2

Затрудняюсь ответить

2

Опрос экспертов показал, что преобладающий тип нелегальной миграции в Тюменском регионе – это миграция, подразумевающая легальный въезд, легальное пребывание, но нелегальную занятость (табл. 4).

Таблица 4

Мнение экспертов о преобладающем в регионе типе нелегальной миграции, чел.

Тип нелегальной миграции

Количество ответов

Легальный въезд; нелегальное пребывание

5

Легальное пребывание; нелегальная занятость

8

Нелегальное пребывание; нелегальное занятость

3

Нелегальный въезд; нелегальное пребывание

2

Отвечая на вопрос относительно государственной миграционной политики, 12 экспертов указали, что ее основной целью должно стать использование миграционных процессов как позитивного фактора устойчивого социально-экономического развития России. Десять респондентов указали на важность управленческой и контрольной функций государства; девять - на необходимость сохранения и восполнения трудового потенциала, насыщение рынка труда, рациональное распределение трудовых ресурсов, обеспечение необходимого количества рабочей силы по отраслям экономики и регионам, привлечение экономически активного населения (табл. 5).

Таблица 5

Распределение ответов экспертов на вопрос о приоритетных целях миграционной политики РФ, чел.

Цели миграционной политики страны

Количество ответов

Использование миграционных процессов как позитивного фактора устойчивого социально-экономического развития России

12

Регулирование и контроль миграционных процессов

10

Восполнение трудового потенциала страны

9

Развитие демографического потенциала

8

Перераспределение/ротация демографических ресурсов

8

Привлечение/переселение приоритетных категорий мигрантов; прежде всего соотечественников

8

Национальная безопасность

5

Экономическая безопасность

5

Селекция поступающего в страну потока

4

Нелегальная миграция

3

Этноконфессиональная безопасность и стабильность

2

Интеграция мигрантов в российское общество

2

Правовые обязательства государства

2

Снижение уровня мобильности или недопущения в страну мигрантов

0

Другими словами, эксперты отмечают, что миграционная политика должна способствовать решению народнохозяйственных проблем России, в т.ч. сохранению эластичности рынка труда, росту благосостояния населения, развитию рыночных отношений. По пять экспертов отметили основными целями миграционной политики РФ экономическую и национальную безопасность. Никто из экспертов не указал, что целью миграционной политики является снижение уровня мобильности или недопущения в страну потенциальных граждан.

В рамках опроса экспертам было предложено ранжировать по степени важности проблемы региональной миграционной политики, присущие Тюменскому региону. По единогласному мнению экспертов, наиболее остро стоит проблема недостаточного информационного обеспечения населения, мигрантов, иностранных граждан по вопросам миграции.

Далее ответы экспертов распределились следующим образом:

  • неадекватность проводимой региональной политики (правовой базы и правоприменительной практики) существующим в России демографическим и экономическим реалиям (14 респондентов);
  • столкновение интересов: федерального центра и отдельных регионов; работодателей и государственных структур (14 респондентов);
  • отсутствие центрального банка данных для учета иностранных граждан, находящихся на территории РФ (14 респондентов).

По результатам проведенного опроса авторы делают следующие выводы:

1. Большинство экспертов согласны с мнением, что работа мигрантов стоит дешевле для работодателя, несмотря на хорошее качество и результат работ; они работают там, где не хочет работать местное население. Мигранты наиболее востребованы в малом строительном бизнесе и сельском хозяйстве.

2. Несмотря на существующую проблему нелегальной миграции в Тюменской области, большинство экспертов не видят в мигрантах угрозу стабильности социально-экономического развития региона. Преобладающий тип нелегального мигранта в Тюменской области соответствует сочетанию - «легальный въезд + легальное пребывание + нелегальная занятость».

3. Основными целями миграционной политики РФ на современном этапе, по мнению экспертов, должны стать: управление, регулирование, контроль миграционных процессов; регулирование рынка труда. На втором месте цели перераспределения и размещения демографических ресурсов, привлечения и переселения приоритетных категорий мигрантов, прежде всего, соотечественников, а также развитие демографического потенциала страны.

4. Среди проблем региональной миграционной политики наиболее важными эксперты считают недостаточное информационное обеспечение населения, мигрантов, иностранных граждан по вопросам миграции; неадекватность проводимой региональной политики существующим в России демографическим и экономическим реалиям; столкновение интересов федерального центра и регионов, предпринимателей, работодателей и государственных структур; отсутствие центрального банка данных для учета иностранных граждан, находящихся на территории РФ; отсутствие взаимодействия государственных структур и неправительственных организаций РФ.

5. Направлениями решения проблем региональной миграционной политики являются: совершенствование миграционного законодательства, а также улучшение информированности мигрантов о нем; совершенствование институциональной политики, необходимость сотрудничества УФМС Росси по Тюменской области и неправительственных организаций, а также межведомственное взаимодействие.

Рецензенты:

Силин А.Н., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень;

Линник Т.Г., д.э.н., профессор, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, г. Тюмень.