Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE DEVELOPMENT OF NEW INNOVATIVE ENTERPRISES AS A STRATEGY OF IMPORT SUBSTITUTION

Streltsova N.V. 1
1 Volgograd state agrarian University
Discusses aspects of investment-innovative development of the real sector, capacity building modern high-tech enterprises, is able to provide, in conditions of increasing interregional competition sustainable economic growth. The object of this study is food and processing industry of the Russian Federation. The analysis of the projects in the agro-industrial complex of the Russian Federation and systematic General trends strategies of investment and innovation development of domestic enterprises. Particular emphasis is placed on the implementation of import-substituting industrial policy and to assess the potential effectiveness of the priority directions of its implementation, is able to provide a balanced multiplicative growth. The algorithm implementation importantmessage industrial policy, including measures to support key sectors of the food industry and infrastructure development.
innovative development
industrial policy
industrial production
competitiveness of a domestic production
investments
import substitution

На развитие промышленного производства существенное влияние оказывает внешнеполитическая ситуация и влияние вводимых в отношении российской экономики санкций со стороны США и Евросоюза. В том числе, базовой причиной сдержанного роста промышленности Российской Федерации остается низкий уровень процессов технологического обновления и недостаточная конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и внешних рынках.

Запрет на ввоз в Россию некоторых видов иностранной продукции открыл возможности для развития отечественного производства. Первостепенной задачей, реализации политики импортозамещения, является повышение объемов производства сельскохозяйственного и агропромышленного комплекса, призванных обеспечивать национальную продовольственную безопасность. При этом, стратегическая цель импортозамещения это организация на своей территории собственного производства конкурентоспособной продукции и услуг с высокой долей валовой добавленной стоимости и с последующей реализацией их на мировых рынках. Годовой импорт подпавших под ограничения продуктов питания оценивается экспертами в $9,1 млрд [1]. По-мнению министра сельского хозяйства РФ Николая Федорова, выпадающие объемы импортной продукции должны быть быстро и безболезненно восполнены из альтернативных источников, и в целом дефицита продуктов питания из-за принятых решений не ожидается[2]. Однако, на сегодняшний день, падение импорта пока не смогли компенсировать увеличившиеся поставки из стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Таким образом, помимо частичного замещения выпавшего объема продукции за счет роста поставок из дружественных стран - торговых партнеров, необходимо уделить особое внимание развитию отечественного агропромышленного комплекса и обеспечения потребностей за счет собственных ресурсов.

То есть, политика импортозамещения требует концентрации усилий на инвестиционно-инновационном развитии реального сектора, создании производственного потенциала современных высокотехнологичных предприятий, способных обеспечить, в условиях нарастающей межрегиональной конкуренции выход на траекторию устойчивого экономического роста. Она же заставляет отечественных производителей обращать особое внимание на создание уникальных индивидуальных отличий своей продукции как возможности выделить ее среди огромного ассортимента товаров и тем самым достигнуть конкурентного превосходства.

Все это вызывает необходимость дополнительного исследования, анализа и систематизации общих тенденций стратегий инвестиционно-инновационного развития российских предприятиях АПК.

Проводимая в последние годы государственная политика в отношении развития агропромышленного комплекса создала благоприятные условия, сформировавшие тенденции роста в пищевой промышленности. На фоне замедления общих темпов экономического роста страны и мировой политической напряженности, пищевая промышленность показывает стабильную динамику роста (таблица №1) [4].

Таблица 1

Основные показатели работы организаций по виду экономической деятельности «Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака»

 

2005

2009

2010

2011

2012

2013

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млрд. руб.

1486

2822

3262

3602

4001

4180

Индекс производства,
в процентах к предыдущему году

106,6

100,3

103,2

103,9

104,1

100,6

Среднегодовая численность работников организаций, тыс. человек

1447

1344

1317

1292

1254

1213

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн. руб.

64181

151665

162649

114126

189170

200753

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), процентов

7,9

12,1

10,8

7,8

9,4

10,1

Источник: Федеральная служба статистики

Индекс производства продукции пищевой промышленности в 2014 году, по оценке Минэкономразвития России, составит 103,5. В 2015 – 2017 гг. среднегодовой темп роста производства продуктов питания ожидается на уровне 3,0–4,0 процентов[6].

Новой поворотной точкой в дальнейшем развитии агропромышленного комплекса стал Указ Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», устанавливающий запрет на один год на ввоз в Россию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны ЕС, Канада, Австралия и Королевство Норвегия.

По данным министерства сельского хозяйства и федеральной службы статистики Российской Федерации потребление продуктов питания в 2013 году попавших под эмбарго составило (таблица №2) [7]:

Таблица 2

Анализ потребления основных продуктов питания подпавших под эмбарго в РФ за 2013 год

Товарная группа

Мониторинг зависимости потребления продуктов питания

от импортных поставок в 2013 году

Молоко и молочная продукция

 

Потребление молочной продукции (в пересчете на молоко) в 2013 году составило 35,7 млн тонн, из них импортировалось 1,4 млн тонн или 4% от потребления. На долю стран, подпавших под эмбарго, пришлось 33,7% или 459 тыс. тонн. При этом потребление сыров в РФ в 2013 году составило 874 тыс. тонн из которых почти половина (438,5 тыс. тонн) была импортирована. На страны, подпавшие под санкции РФ, пришлось около 60%, или 263 тыс. тонн.

Мясо и мясопродукты

Потребление мяса птицы в 2013 году, составило 4,28 млн тонн. На импорт пришлось 12% от потребления или 527 тыс. тонн. Из стран, подпавших под эмбарго, было поставлено 457 тыс. тонн птицы или 88% всего импорта птицы.

Потребление свинины в прошлом году было на уровне 3,42 млн тонн из которых на импорт пришлось 18% от потребления или 619,8 тыс. тонн. На долю стран, подпавших под эмбарго, приходилось 450 тыс. тонн или 73% всего импорта свинины, или 13% российского потребления.

Потребление говядины в России в 2013 году составляло 2,35 млн тонн из которых импортировалось 28% или 658 тыс. тонн. При этом на импорт из стран, подпавших под эмбарго, приходилось 9% всего импорта или 59 тыс. тонн.

Источник: Данные Федеральной таможенной службы

Результаты изменений на продовольственном рынке страны, за последние три месяца с момента введения запрета на импорт продуктов из ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии представлены в таблице №3 [7].

Таблица 3

Анализ потребления основных продуктов питания подпавших под эмбарго в РФ за август-октябрь 2014 года

Товарная группа

Мониторинг зависимости потребления продуктов питания

от импортных поставок за август-октябрь 2014 года

Молоко и молочная продукция

 

С августа по октябрь 2014 года поставки молока, сливок, сыров и творога из стран Латинской Америки также сократились - на 62%, до $6,9 млн, и на 71%, до 1,3 тыс. тонн, в натуральном выражении против того же периода 2013 года.

Мясо и мясопродукты

За август - октябрь 2014 года (по сравнению с аналогичным периодом 2013 года) импорт свинины упал на 47,26%, до $327,24 млн. За этот же период вырос импорт мороженой говядины (+14,22%, до $700,9 млн).

Страны Латинской Америки в августе - октябре 2014 года увеличили поставки свинины в Россию на 76%, до $243 млн.

Источник: Данные Федеральной таможенной службы

Положительным эффектом от запрета для отечественных производителей является открывающаяся возможность доступа в торговые сети и увеличения своего присутствия на рынке, что станет стимулом для предприятий наращивать объемы производимой продукции.

Однако, наличие в настоящее время избыточных и при этом безнадежно устаревших мощностей в пищевой промышленности не означает возможности удовлетворения спроса, так как не обеспечивает конкурентоспособность выпускаемой продукции. Российская экономика оказалась перед необходимостью за 1,5 года совершить рывок в повышении конкурентоспособности и импортозамещении, на который ранее потребовались бы многие годы. Таким образом, для реализации роста производства импортозамещающей продукции требуются масштабные инвестиции, что в свою очередь повлечет усиление и инновационной составляющей.

По итогам 2013 года производство пищевых продуктов занимало третье место по показателю инвестиции в основной капитал обрабатывающей промышленности, составив долю 13% (рис.1).

Рис.1 Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности в 2013 г., в фактически действующих ценах, млрд.руб. Составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.

Больше половины это частные предприятия российской формы собственности, привлекающие инвестиции на 65% из собственных средств.

За первое полугодие 2014 г. инвестиции в основной капитал предприятий обрабатывающей промышленности по производству пищевых продуктов, включая напитки и табака составили 75,4 млрд. руб., что превысило показатель аналогичного периода прошлого года на 10,1% (таблица №4).

Таблица 4

Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности в 2013 году, в фактически действовавших ценах

 

 

2013г.

I полугодие 2014г.

млрд.

рублей

в % к

2012г.

млрд.

рублей

в % к

I полугодию 2013г.

Всего

13255,5

99,8

3579,4

102,8

обрабатывающие производства

1865,2

104,5

686,4

105,7

из них:

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

226,2

98,3

75,4

110,1

Источник: Федеральная служба статистики

Проведенный анализ реализуемых с начала 2014 года инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе РФ демонстрирует инвестиционную активность регионов, как в открытии новых предприятий, так и в технологической модернизации существующих по основным товарным группам [5].

Мясоперерабатывающие предприятия:

1) в Оренбургской области построен, с общим объемом инвестиций более 1 млрд рублей, современный завод по переработке мяса говядины и производства мясной продукции, который отвечает самым высоким требованиям, предъявляемым в ведущих европейских странах;

2) в Тверской области состоялось открытие нового мясоперерабатывающего предприятия производительностью до 300 тонн продукции в сутки, объем инвестиций составил 400 млн рублей;

3) в Челябинской области открыт один из самых высокотехнологичных в России мясоперерабатывающих комплексов, производительностью до 150 тонн мясной продукции в сутки, инвестиции в создание фабрики мясной гастрономии составили 2,6 млрд рублей;

4) в Воронежской области построен комплекс в рамках реализации проекта по разведению крупно-рогатого скота мясной абердин-ангусской породы, общей стоимостью - 10 млрд рублей., производительностью - 120 тонн продукции в сутки;

5) в Калмыкии открылся высокотехнологичный, отвечающий последним европейским стандартам качества мясоперерабатывающий комплекс по убою сельскохозяйственных животных и производству мясных полуфабрикатов мощностью 15 тонн готовой продукции в день и стоимостью 170 млн. рублей;

6) в Мордовии открыт новый комплекс по глубокой переработке мяса птицы, производительностью 90 тысяч тонн в год, общий объем инвестиции составил порядка 10 млрд рублей;

7) в Брянской области запущен высокотехнологичный комплекс переработки птицы, общая стоимость проекта, включающего растениеводческий дивизион, комбикормовый завод, площадки по выращиванию птицы и инкубаторий превышает 20 млрд. рублей.

Молочная промышленность:

1) в Московской области состоялось открытие нового завода по переработке молока мощностью — 100 т молока в сутки, с объемом инвестиций в 550 млн рублей;

2) в Свердловской области на ОАО «Богдановичский городской молочный завод» открыт новый современный цех детского питания оцениваются стоимостью в 2 млрд рублей;

3) в г. Улан-Уде, на заводе ОАО «Молоко Бурятии» открыт новый цех по розливу ультрапастеризованного молока, производительностью 8 тонн продукции в час и общим объемом инвестиций - 450 млн рублей;

4) в Мордовии инвестиции в новые производства на молочном комбинате «Саранский» составили 500 млн. рублей, где запущен новый цех по производству рассыпчатого творога производительностью 15 тонн в сутки, а также вторая линия по производству творога прессованного с выпуском 40 тонн в сутки;

5) в Воронежской области открыт завод по производству сыров мощностью до 8 тысяч тонн в год и объемом капитальных вложений более 800 млн. рублей.

По инициативе крупных предприятий молокопереработки разработаны конкретные предложения пилотных проектов по строительству 10-15 мегаферм на 5000 голов дойного стада по производству 40-50 тысяч тонн молока в год каждая. В результате реализации и запуска строительства сразу нескольких мегаферм в течение ближайших лет в разных регионах с учетом интересов и возможностей переработчиков, при сроке ввода 1-3 года уже через 10 лет можно будет удвоить производство промышленного (направляемого на дальнейшую переработку) молока в стране, обеспечив внутреннее потребление и уверенный выход на экспорт. Расчеты также показывают, что только налоговые отчисления (НДС, НДФЛ, страховые взносы) от одного комплекса за те же 15 лет составят 5,4 млрд рублей, то есть больше понесенных расходов. Нельзя не учитывать и рост занятости: всего одна ферма требует 400 сотрудников (6 тысяч человек на 15 производствах), а дополнительная занятость на переработке составит 3 тысячи. Кроме того, само строительство и закупки необходимой техники и оборудования также стимулируют производство и занятость смежных отраслей[9].

Кроме того, в Тюменской области до конца года откроется цех по выращиванию обского муксуна, который оказался на грани исчезновения. В год планируется выращивать до 600 тонн этой редкой рыбы. Это крупный инвестиционной проект по строительству рыбоперерабатывающего производства общей стоимостью порядка 1 млрд рублей, за счет которого в регионе будет налажено импортозамещение в отрасли [3].

В Омской области реализуется проект общей стоимостью – 80 млрд. рублей по созданию промышленно-аграрного инновационного кластера, основанного на технологиях глубокой и безотходной переработки сырья, зерновых культур, биомассы и отходов сельского хозяйства в продукты с высокой добавленной стоимостью, большинство из которых, являются импортозамещающими и имеют стратегическое значение для экономики России[8].

Успешную реализацию политики импортозамещения невозможно осуществить без инвестиций, поскольку они являются главным инструментом и источником передовых технологий, современных методов управления, оказывают мультипликативный эффект не только на производство, но и на другие секторы экономики, а также способствуют стабилизации занятости и повышения уровня доходов населения. Однако последствия от введенных против российских банков санкций (удорожание кредитов, трудности с их получением) станут неблагоприятным фоном для инвесторов и соответственно могут оттянуть время реализации задуманных планов по модернизации и наращиванию производства.

В этой связи становится актуальным вопрос о формировании новой промышленной ипортозамещающей политики, которая должна обеспечить прорыв в повышении эффективности производства и учитывать как новые появившиеся вызовы, так и накопленный потенциал, при необходимости поворота в пользу открытой, действующей по мировым правилам экономики (рис.2).

Рис. 2. Алгоритм реализации мероприятий промышленной импортозамещающей политики. Составлено автором.

В целях увеличения поступлений в бюджеты (региональный и городской) исполнительной власти, на наш взгляд, необходимо определить перспективные потребности города и региона в продукции местных заводов и фабрик, рассчитать долю производителей в госзаказе и зависимость поступлений при ее увеличении.

На основе этих данных, предприятия смогут оценить потребности в новом современном оборудовании и закупить его для развития производства. Следующим шагом в реализации новой промышленной импортозамещающей политики, считаем, необходимо сформировать открытый реестр продукции, выпускаемой местными производителями. Таким образом, у города и региона будут данные о размере спроса и предложения. После заполнения этой базы, считаем целесообразным, ввести систему отчетности государственных и муниципальных заказчиков, где будет отражаться, в том числе, причина закупки продукции не у местного производителя. Параллельно, городской и региональной исполнительной власти, необходимо реализовывать программу поддержки и продвижения продукции местных производителей на внутренний и внешние рынки (в том числе путем создания и развития сети фирменной торговли), активнее продвигать государственно-частное партнерство, создавать стимулы для развития инновационного предпринимательства и привлечения инвестиций.

Успешная реализация промышленной политики импортозамещения окажет мультипликативный эффект не только на производство, но и на другие секторы экономики города и региона, а также будет способствовать стабилизации занятости и повышения уровня доходов населения, и соответственно увеличения поступлений в городской бюджет.

Рецензенты:

Гукова А.В., д.э.н., профессор, директор Института дополнительного образования, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград;

Сазонов С.П., д.э.н., профессор, Академик РАЕН, зав. кафедрой «Экономика и финансы предприятия», Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград.