Полиморбидность заболеваемости людей пожилого возраста определяет особую роль знаний в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы, поскольку значительная часть пациентов онкологического профиля относится к этой возрастной категории. Улучшение диагностики сопутствующих заболеваний у пациентов разных возрастов, а также повышение настороженности и информированности врачей-онкологов в отношении основных гериатрических синдромов позволяет облегчить задачу практического врача-онколога в постановке правильного диагноза и планировании соответствующих лечебных мероприятий [1-5].
Очевидно, что активное внедрение в последипломное образование врачей-онкологов, среднего медицинского персонала онкодиспансеров и поликлиничсекой службы, а также работников учреждений социальной защиты и социального обеспечения курсов повышения квалификации и тематического усовершенствования (ПК и ТУ) в области геронтологии и гериатрии в значительной мере позволяет решить эту задачу. При этом современные модели организации учебного процесса, и, в первую очередь, кредитно-модульная система организации учебного процесса (КМСОУП), являются необходимым условием обеспечения высокой эффективности усвоения профильных знаний слушателями курсов ПК и ТУ.
КМСОУП хорошо согласуется с различными формами организации учебного процесса, однако вопрос о сравнительной эффективности применения этих форм при ПК и ТУ специалистов онкологической службы в области геронтологии и гериатрии изучен недостаточно.
Цель исследования: изучить зависимость успешности повышения квалификации слушателями учебных групп (УПКГ) в различных категориях специалистов онкологической службы в области геронтологии и гериатрии от формы обучения.
Материал и методы исследования
Эксперимент проводился на основе изучения индивидуальных учебных достижений слушателей (ИДС) и успешности при ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии специалистов онкологической службы. Организация учебного процесса - кредитно-модульная.
В ходе эксперимента сформированы экспериментальные группы ПК и ТУ из специалистов онкологической службы (категории слушателей курсов ПК). Часть из них проходила ПК и ТУ по очной форме обучения, часть - по очно-дистанционной форме.
В исследование было включено:
1. 317 врачей - специалистов онкологической службы. В том числе:
врачи-онкологи онкодиспансеров - 161 человек;
врачи-онкологи поликлинической службы - 156 человек.
Все врачи, включенные в исследование, были разделены на две группы, которые проходили ПК с использование различных форм обучения:
- 162 человека (очная форма обучения);
- 155 человек (очно-дистанционная форма обучения).
2. 312 специалистов из числа среднего медперсонала. В том числе:
средний медперсонал онкодиспансеров - 158 человек
средний медперсонал поликлинической службы - 154 человека.
Все специалисты из числа среднего медперсонала, включенные в исследование, были разделены на две группы, которые проходили ПК с использование различных форм обучения:
- 157 человек (очная форма обучения);
- 155 человек (очно-дистанционная форма обучения).
3. 307 работников учреждений социальной защиты и социального обеспечения.
Все специалисты этой категории, включенные в исследование, были также разделены на две группы, которые проходили ПК с использование различных форм обучения:
- 149 человек (очная форма обучения);
- 158 человек (очно-дистанционная форма обучения).
Всего: 936 человек.
Основным измеряемым показателем являлся показатель ИДС по каждому виду контроля. На основе ИДС рассчитывались следующие показатели успешности:
1. индивидуальная успешность повышения квалификации слушателя (ИУПКС)
, где n - количество видов контроля;
2. успешность повышения квалификации слушателями учебной группы (УПКГ)
, где у - количество слушателей в группе.
Статистическую обработку материала выполняли на персональном компьютере в статистических программных пакетах MicrosoftExcel, Statistica 6.0. При статистическом анализе материала выполняли расчет интенсивных и экстенсивных показателей средних величин, определяли достоверность различий средних и относительных величин по t-критерию Стьюдента. Достоверными считали различия при р<0,05.
Результаты и их обсуждение
Установлено, что успешность повышения квалификации слушателями учебных групп (УПКГ) во всех категориях специалистов онкологической службы достоверно выше при очно-дистанционной форме обучения по сравнению с очной (р<0,05) (рис. 1).
Полученный результат свидетельствует о том, что организация процесса ПК и ТУ на принципах открытого образования с обеспечением свободного доступа к образовательным ресурсам, вне зависимости от начального уровня знаний повышающего квалификацию специалиста, основываясь на технологиях дистанционного обучения (в нашем случае - гибридной технологии очно-дистанционного обучения), в режиме обучения, удобном для обучающегося, позволяет значительно повысить успешность повышения квалификации учебных групп, вне зависимости от категории специалистов онкологической службы, по сравнению с организацией обучения по очной форме.
Рис. 1. Зависимость успешности повышения квалификации слушателями учебных групп (УПКГ) в различных категориях специалистов онкологической службы в области геронтологии и гериатрии от формы обучения.
При этом кредитно-модульная система организации учебного процесса является органичной методологической основой процесса обучения.
С целью изучения динамики изменения уровня знаний специалистов различных подразделений онкологической службы в области геронтологии и гериатрии проведено входное (до начала обучения) и выходное (в конце обучения) тестирование всех слушателей курсов ПК и ТУ на основе автоматизированного облако-ориентированного комплекса [6,7].
Установлено, что уровень индивидуальных учебных достижений слушателей (ИДС) во всех областях теории и практики геронтологии и гериатрии во всех категориях слушателей курсов увеличился в 2,5 - 4 раза. На примере категории врачей-онкологов видно, что уровень ИДС достоверно (р<0,05) увеличился в области:
1. теории и терминологии (рис. 2);
2. юридических вопросов и социальных проблем (рис. 3);
3. медицинской помощи (рис. 4);
4. образа жизни пожилых людей (рис. 5);
Рис.2. Динамика изменения уровня индивидуальных учебных достижений слушателей (ИДС) врачей-онкологов в области теории и терминологии геронтологии и гериатрии.
Рис.3. Динамика изменения уровня индивидуальных учебных достижений слушателей (ИДС) врачей-онкологов в области юридических вопросов и социальных проблем.
Рис.4. Динамика изменения уровня индивидуальных учебных достижений слушателей (ИДС) врачей-онкологов в области медицинской помощи.
Рис.5. Динамика изменения уровня индивидуальных учебных достижений слушателей (ИДС) врачей-онкологов в области образа жизни пожилых людей.
Выводы
1. Организация процесса ПК и ТУ с использованием очно-дистанционной формы обучения позволяет значительно повысить успешность повышения квалификации учебных групп, вне зависимости от категории специалистов онкологической службы, по сравнению с организацией обучения по очной форме.
2. Модель организации последипломного ПК и ТУ специалистов онкологической службы в области геронтологии и гериатрии при очно-дистанционной форме обучения эффективна с точки зрения положительной динамики изменения уровня индивидуальных учебных достижений слушателей до и после ПК или ТУ.
Рецензенты:
Ильницкий А.Н., д.м.н., доцент, зав. кафедрой терапии, гериатрии и патологии пожилого возраста ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации ФМБА России», г. Москва;
Прощаев К.И., д.м.н., профессор, директор АНО «Научно-исследовательский медицинский центр «Геронтология», г. Москва.