История методической работы ОмГАУ прежде не имела освещения в научных публикациях, что потребовало от авторов настоящей работы скрупулёзного изложения всех доступных им фактов в рамках постановки самой темы исследования. Для полноты излагаемого материала авторы обратились в первую очередь к архивам музея и методического отдела, а также к отдельным публикациям вузовских работников и первых историографов ОмГАУ. На характер и структуру общего плана учебной работы и на специфику проведения занятий в ОмСХИ-ОмГАУ влияли те или иные косвенно идеологические, а то и напрямую - партийные решения в тот или иной период развития государства. Все указанные выше формы методической работы были заложены до открытия Сибирского института сельского хозяйства (СИСХ), чьим преемником сегодня является ОмГАУ им. П.А.Столыпина.
Поскольку методическая работа не была «изобретением» той или иной структуры вуза, авторы сочли уместным связать тему вузовской методической службы с историей методики преподавания в сельскохозяйственных учебных заведениях России. Основы методологии в преподавании сельскохозяйственных наук в XVIII в. заложили такие известные русские учёные, как М.В. Ломоносов, А.Т. Болотов, И.М. Комов и М.Г. Павлов. Они первые читали лекции по домоводству (так тогда назывался предмет) в Московском университете, в специальном курсе по сельскому хозяйству. А в 1797 г. вблизи города Павловска была учреждена правительством первая сельскохозяйственная школа [1].
Первым в России средним сельскохозяйственным учебным заведением была Московская земледельческая школа, учрежденная Императорским Московским обществом сельского хозяйства в 1822 г. Консультантом по опытному учебному делу был англичанин по фамилии Ричардс, у которого его участок (опытное поле) был выкуплен в 1819 г. Первым профессором Московской школы стал преподаватель М.Г. Павлов. В этой школе в 1823-1828 гг. учились Степан Щербаков и Пётр Обухов - казаки Сибирского казачьего войска (СКВ), которые затем в 1928 г. основали Омский опытный хутор СКВ. Указ о создании Омского опытного хутора издал генерал-губернатор И.А. Вельяминов, а московский профессор М.Г. Павлов оказывал хутору и сельхозклассам всемерную методическую поддержку [2]. Начиная с истории этого опытного хутора (имевшего специальные сельскохозяйственные классы в Казачьем училище), преобразованного в 1860-х гг. в Омское опытное поле, на базе которого в 1903 г. была открыта Омская казенная низшая школа молочного хозяйства и скотоводства I разряда, идут первые шаги методической работы ОмГАУ.
На базе школы в 1912 г. было основано Омское казенное среднее сельскохозяйственное училище I разряда (ОССХУ), а в свою очередь на базе него в 1916-1918 гг. был открыт и Сибирский институт сельского хозяйства (СИСХ), ныне ОмГАУ им. П.А.Столыпина. В первую очередь по специальной методике в XIX в. (особенно после 1861 г.) в сельскохозяйственных учебных заведениях стали готовить управляющих имениями на базе частных показательных хуторов (мыз). С начала XX в. эти методы через сотрудников Омского опытного поля и Омской молочной школы (специалист из Прибалтики К.К. Зиринг, инспектор ОССХУ и управляющий школой П.П. Преображенский, управляющий Томской молочной лабораторией С.П. Степанов и др.) пришли и в Сибирь. К примеру, Омская молочная школа была открыта на базе показательной молочной фермы СКВ, до недавнего времени это был учхоз №1 ОмГАУ [7].
Наиболее влиятельной методической школой стала открытая в 1865 г. под Москвой в Петровско-Разумовском имении Петровская Земледельческая и Лесная Академия (с1894 г. - Московский сельскохозяйственный институт, с 1918 г. - Петровская сельскохозяйственная академия, а с 1930 г. - Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева. Ее выпускники, первые преподаватели СИСХ и привнесли ее методический опыт в новый вуз. Что касается нормативно-правовой базы, то следует отметить, что в 1883 г. вышло «Нормативное положение о низших сельскохозяйственных школах, сопровождаемое Уставом». Вопросы преподавания рассматривались на сессиях Сельскохозяйственного Совета Министерства Государственных имуществ (МГИ).
После организации на базе последнего Министерства Земледелия и Государственных имуществ (МЗиГИ) в 1894 г., был организован Департамент земледелия, которому были подчинены все учебные заведения сельскохозяйственного профиля. «Новое положение о сельскохозяйственном образовании» было им утверждено 26 мая 1904 г. и действовало до 1918 г. В развитии правил данного положения Главным управлением землеустройства и земледелия, по соглашению с Министерством народного просвещения были изданы общие для однородных сельскохозяйственных учебных заведений Уставы [1].
Омская молочная школа получила Устав в 1904 г., а ОССХУ - в 1912 г. Все документы разрабатывались Ученым комитетом Министерства Земледелия и государственных имуществ, специалистами Департамента земледелия. Министерство было переименовано в 1904 г. с сохранением функций, структуры и полномочий в Главное управление землеустройства и земледелия (ГУЗиЗ), а в 1915 г. - снова в Министерство Земледелия [1].
При Департаменте земледелия в 1911 г. состоялось особое совещание, на котором были выработаны новые учебные планы для средних земледельческих училищ, нормальный устав и примерные программы теоретических и практических занятий, применительно к нуждам и потребностям сельского хозяйства. Новое «Положение о средних сельскохозяйственных училищах» и новые Уставы были утверждены в 1912 г. [1]. Следует также отметить, что именно на базе средних и низших учебных заведений были открыты первые сельскохозяйственные вузы в Сибири в 1918 г. [5].
Все началось с того, что в начале 1913 г. для выяснения наиболее подходящих пунктов для учреждения высших сельскохозяйственных и ветеринарных школ при ГУЗиЗ состоялось особое Совещание, которое признало, что в Сибири должно быть открыто «в возможно скорейшем времени» не менее трех сельхозвузов, соответственно природному районированию [1]. Открытие СИСХ в Омске находило благоприятную обстановку еще более тем, что здесь 1 июля 1912 г. было открыто ОССХУ с гидротехническим отделением. Последнее было преобразовано, в свою очередь из Омской казенной низшей школы молочного хозяйства и скотоводства I разряда, где методической работой занимались сами преподаватели.
Проект ГУЗиЗ 1914 г. (в докладной записке ГУЗиЗ в Государственную Думу) не регламентировал точных учебных планов отделений института «по тем соображениям, что сибирские условия крайне разнообразны, опыта еще нет, поэтому целесообразнее представить самой школе установить нормальные учебные планы, уклоны и специализации». В основу же 4-летнего плана должны были быть положены учебные планы Петровской сельскохозяйственной академии, Воронежского сельскохозяйственного института и Петроградского (С.-Петербургского) лесного института. В отношении ветеринарного отделения указывалось на необходимость выпускать не только ветеринарных врачей-зоотехников. Интересен сам тот факт, что первые деканы факультетов и заведующие кафедрами СИСХ прошли хорошую научно-педагогическую школу новатора и исследователя еще в предреволюционное время и владели практически всеми необходимыми приемами методической работы со студентами и курсантами.
Таким образом, с момента же организации вуза 24 февраля (9 марта) 1918 г. вся учебно-методическая работа была сосредоточена у известных по всей России ученых.
Первым структурным подразделением, отвечающим за методическую работу была учебная комиссия Исполнительного бюро по организации в г. Омске СИСХ, созданная на особом совещании 16 сентября 1917 г. Ведущими специалистами здесь были директор ОССХУ зоолог П.И. Плодовский, ученый лесовод П.Ю. Арнд и В.П. Балиев - самый активный деятель Бюро по созданию вуза. Учебная комиссия Исполнительного бюро немедленно вступила в связь со многими русскими и заграничными издательствами, обратилась в различные учреждения за литературой и учебными пособиями, а 23 сентября 1917 г. был заслушан доклад В.П. Балиева о создании опытной сельскохозяйственной станции, которая послужит первой естественной лабораторией для СИСХ. Уже 13 октября 1917 г. был рассмотрен учебный план агрономического отделения, и было установлено, что для первого курса необходимо пригласить преподавателей по физике, химии, ботанике, зоологии, анатомии животных и геодезии. Именно Н.Д. Павлов - царский генерал-майор и геодезист, 2 февраля 1918 г. (еще до официального открытия вуза) прочел первым студентам (а набор на первый курс шёл с ноября 1917 г.) первую лекцию по астрономии [3].
На должность профессора-организатора СИСХ 6 января 1918 г. Исполнительным бюро был избран В.С. Титов, который 20 января прибыл в Омск, принял дела от члена Бюро П.Я. Плодовского и вступил в свою должность. Со своими планами и опытом работы в этом же году прибыли профессора: В.Г. Дорогостайский, Г.Г. Петров, В.П. Вушинский, Д.В. Алексеев, П.Л. Драверт, А.А. Ярилов, В.В.Таланов и др. Исполнительное бюро продолжило свою работу до июня месяца 1918 г., «создавая наиболее твердую базу для существования института» [5].
Формальное открытие и фактическое начало учебных занятий в СИСХ состоялось 24 февраля 1918 г. в составе одного агрономического отделения. Первое заседание же учебного Совета СИСХ состоялось 2 февраля 1918 г. под председательством В.С. Титова и в присутствии профессоров: В.Г. Дорогостайского, Г.Г. Петрова, Н.Д. Павлова, Д.В. Алексеева, Б.А. Сварчевского, председателя Исполнительного бюро банкира Н.Д. Буяновского и секретаря Бюро А.Н. Рушковского. После национализации имущества в феврале-мае 1918 г. последние два организатора покинули вуз до установления в Омске власти А.В. Колчака. Во второй половине 1918 г. в вуз были приглашены такие известные ученые как: Н.Я. Новомбергский, П.П. Маслов, А.М. Осендовский, Л.Н. Туров, П.Н. Комаров, С.С. Еленевский, К.Р. Викторов, Л.А. Фаддеев, Л.С. Сапожников, Д.Н. Троицкий, А.В. Завадский, С.Д. Лавров, Н.Н. Андреев.
По решению колчаковского правительства (И. Михайлов, И.Н. Петров и др.) 25 июля 1919 г. произошло слияние СИСХ с Омским политехническим институтом, на базе первого. Образовался Сибирский институт сельского хозяйства и промышленности (СИСХиП). В методическом плане для разработки «конструкции» нового учебного заведения была образована комиссия в составе: П.И. Плодовского, В.Л.Малеева (директора политеха) К.Р. Викторова, Н.О. Палечек, С.К. Конюхова и М.Д. Глебова. Впервые в своей истории институт стал подведомственным Министерству Земледелия Всероссийского правительства (А.В. Колчака). Положение об институте было опубликовано в № 235 «Правительственного вестника» за 16 сентября 1919 г. Институт, согласно Положению от 25 июля 1919 г. стал «высшим государственным учебно-учёным учреждением» для обслуживания нужд Сибири в области сельского хозяйства, животноводства, земельных улучшений, лесоводства и лесной промышленности, а также связанных с ними видов обрабатывающей промышленности [5]. Это, фактически, первый известный учредительный государственный акт в истории вуза. Штаты СИСХиП были учреждены Советом Министров колчаковского правительства. Однако занятия стали нерегулярными, с частыми перерывами. И только с 15 ноября 1919 г., уже при Советах заработали Совет и Правление института под председательством ректора профессора Н.П. Пескова, который был первым избранным проректором по учебной и научной работе с 1 ноября 1919 г. [8].
Методическая работа возобновилась 19 ноября 1919 г., а Председатель Омского Революционного комитета пообещал издать декрет о предоставлении СИСХиП всех прав высшего учебного заведения, причем Совету профессоров предоставлялось право управлять Институтом и открывать факультеты, существование которых «соответствующий орган власти» признает полезным. В виду того, что Совет института не знал «конституции» Наркомпроса РСФСР, то он обращался по всем вопросам в Народный комиссариат Земледелия; поскольку до революции все высшие сельскохозяйственные учебные заведения были в ведении Департамента земледелия Министерства земледелия [5].
Однако Правление вуза не вмешивалось в учебно-методическую работу, а занималось административно-хозяйственными вопросами. Учебно-методической работой ведала сначала особая комиссия при Правлении академии. При этом, с конца 1919 г. право учреждать новые факультеты имел Сибревком. Например, весной 1920 г. «особая комиссия, по инициативе агрофака, разработала проект об организации факультета Лесов и вод (впоследствии просто лесного), составила сметы, учебный план, планы преподавания, и ходатайствовала в соответствующих органах передачу институту лесного питомника и лесного музея, пригласила профессоров и преподавателей. И уже в июне 1920 г. Сибревком утвердил новый факультет» [9].
Сибревком же весной 1920 г. отстранил от должности ректора вуза Н.Я. Новомберского за принадлежность к колчаковскому правительству. Контроль был также со стороны политкомиссаров и Сибземотдела. С 3 июля 1922 г. вышло «Положение о ВУЗ», на основании которого и существовала созданная 20 марта 1922 г. приказом уполномоченного Наркомпроса и Главпрофобра Д.К. Чудинова Сибирская сельскохозяйственная академия, путём слияния СИСХиП (В.С.Титов) и Землеустроительного института (Н.Е. Ишмаев).
Правлению академии 30 марта были переданы дела в составе ректора Н.Е. Ишмаева, профессоров Н.И. Грибанова, В.П. Корша, С.М. Кочергина и В.Г. Круссера. Сибирская сельскохозяйственная академия была утверждена Главпрофобром 26 мая 1922 г. и включена «в твердую сеть ВУЗ», причём проблемой теперь стала текучесть и неустойчивость научно-учебного состава (ППС). Из первого состава профессоров остались Г.Г. Петров и Н.Д. Павлов. Выбыли: П.П. Маслов, Н.И. Огановский, В.Г. Дорогостайский, С.С. Еленевский, Н.Я. Новомбергский, С.С. Неуструев, Н.Н. Андреев, Н.П. Песков, К.Р. Викторов, Д.В. Алексеев.
В результате всех слияний и преобразований на 1923 г. учебно-методическая комиссия (бюро) курировала 49 функционирующих учебно-вспомогательных учреждений (структурных подразделений) академии. И это при том, что методическая работа со студентами продолжались на областных западно-сибирских станциях - машиноиспытательной и полеводственной, руководителями которых являлись профессора и преподаватели академии.
Учебные занятия по факультетам велись «применительно к нормальным учебным планам Петровской сельскохозяйственной академии (агрономический факультет), Петроградского лесного института (лесной факультет) и землеустроительного факультета Московского межевого института (землеустроительный факультет Сибакадемии). Твердого учебного плана факультетов Сибакадемии применительно к условиям Сибири не было создано. Курс обучения на всех факультетах, согласно общим существовавшим планам, был трехлетним. В целях наилучшей организации учебного процесса родственные дисциплины общефакультетские и специальные предметные комиссии. Общефакультетские комиссии работали под руководством Учебного Комитета, являющегося по отношению к общепредметным комиссиям органом с правами Президиума факультета, а специальные - под руководством соответствующих президиумов факультетов. Руководство и заведование общеакадемической жизнью академии принадлежало Правлению Сибакадемии на основании ст. 9 «Положения о ВУЗ». Все учебные академические органы - предметные комиссии, Президиумы и Советы факультетов к 1923 г. значительно усилили свою работу по согласованию преподаваемых дисциплин, размещению их по триместрам, по разработке программ и графиков. Учебная практика студентов проходила как в хозяйствах Сибакадемии (ферма, лесничество, маслозавод, опытное поле и т.д.), так и в органах Землеуправления.
Следует также отметить и деятельность Ученого бюро Сибакадемии. Дело в том, что уже в середине 1921 г. сказалась необходимость в аппарате, координирующим научную работу и обеспечивающим ее наибольшую плодотворность. Такой аппарат был создан в форме Ученого бюро, состоявшего первоначально из 6 штатных единиц: президента, четырех членов консультантов и ученого секретаря. Именно в конце 1921 г. и именно Ученым бюро была выпущена первая в истории вуза книга, заключавшая в себе шесть научных и методических по сути работ. «Но внешние условия являлись настолько неблагоприятными, что изданная книжка не могла получить разрешение на название «Трудов» или «Известий» института и должна была войти в виде непериодического издания под именем «Научного сборника». Однако последним было положено начало установленного более или менее регулярной связи института с некоторыми российскими и заграничными обществами и учреждениями (при отсутствии конференций, командировок и съездов)», - отметил один из первых методистов и профессоров Сибакадемии - П.Л. Драверт [4].
Следует отметить, что до создания иных специальных структур, именно Ученое бюро редактировало все научные издания и наблюдение за изданием научных трудов, представленных в бюро и выполненных как в Сибакадемии, так и вне ее научными работниками академии. С 1922 г. все должностные лица Ученого бюро академии (а затем и института) избирались общим собранием профессоров, преподавателей и других научных работников академии, закрытой баллотировкой сроком на один год.
На рубеже 1922-1923 гг. вышел в свет и 1-й том «Трудов Сибирской сельскохозяйственной академии». Ученое бюро издавало и редактировало также учебники и руководства, необходимость в которых ощущалась в те годы [5]. Так продолжалось до 1929г. включительно. К этому времени уже было издано 11 томов научно-методических «Трудов» института. Затем произошел ряд разъединений, укрупнений и разукрупнений и самого вуза и его факультетов (1930-1933 гг.). Об этом времени материалов почти не сохранилось. Среди зимы 1928-1929 гг. из Москвы в институт прибыл молодой профессор С.Г. Колеснев с «планами новой научно-учебной жизни». В материалах по истории вуза было отмечено, что «с этого времени исчез буржуазно-академический либерализм расхлябанности учебных процессов с его необязательным посещением занятий, бесчисленной факультативностью, дисциплинами и т. п.». Был обновлен предметный состав, введено «углубленное изучение спецдисциплин», усилилась руководящая роль партии. Известно, что из вуза ушли все те подвижники (П.Л. Драверт, В.Ф. Семенов, Н.Д. Павлов, Н.И. Грибанов, В.Г. Круссер, В.В.Баранов, С.П. Кочергин и др.), кто создавал первые учебно-методические структуры вуза.
Произошла всесторонняя централизация работы всех структур всех вузов во всем СССР. Именно тогда ОмСХИ окончательно оказался в двойном подчинении: НК Земледелия и Главпрофобра НК Просвещения. Централизация методической работы и правил ведения соответствующей документации привела к необратимому последствию - унификации учебных планов вуза. «Учебная часть Дирекции активизировалась на упорядочение всей учебной жизни, чтобы помочь Главпрофобру конкретной работой и инициативой снизу в его задачах общего руководства и делом отвечать на основные запросы жизни, а поэтому институт работал: по коренной перестройке учебных планов на основе новых требований сельскохозяйственного производства, с уничтожением многопредметности; по введению непрерывной производственной практики; по переработке существующих программ и выработке новых, по новым запросам сельскохозяйственного производства, с учётом задач поднятия урожайности и продукции животноводства; по разработке детальных программ и методического инструктажа, к проведению непрерывной производственной практики; по выработке планов аспирантской подготовки; по организации связи института с сетью совхозов и колхозов для реализации производств, практики и урегулирования вопроса о контрактации учреждениями и организациями студенчества; по активизации всех научных работников в деле прямой помощи производству на местах, как в организационно-хозяйственном отношении, так и в отношении технического руководства», - отмечается в «Материалах к истории».
В постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 23 июня 1936 г. «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» предлагалось (а фактически вменялось): «Все занятия организовать по твердому учебному расписанию, предусматривающему непрерывность учебного процесса в течение дня. Учебное расписание вуза утверждается на весь учебный год и опубликовывается перед окончанием текущего учебного года» [10]. С этого момента раз и навсегда, вплоть до начала 1990-х гг. основой планирования учебной работы в ОмСХИ, как и по всей стране, стали единые учебные планы и программы. Учебный план надолго стал основным документом, определяющим организацию и содержание обучения, устанавливающим методы и продолжительность подготовки молодых специалистов. Каждый преподаватель обязан был хорошо изучить учебный план той специальности, в подготовке студентов, по которой он принимал участие. Курировал эту работу учебный отдел ОМСХИ. Для обмена опытом проводились специальные методические вузовские и межвузовские конференции. Материалы этих конференций публиковались под редакцией ведущих ученых. Например, сборник за 1956 г. редактировал основатель и заведующий кафедрой иностранных языков ОмСХИ профессор В.Н. Энгельгардт.
Применительно к учебному плану учебный отдел разрабатывал: график учебного процесса; сводные данные по бюджету времени (в неделях); план учебного процесса; факультативные дисциплины; практику (практические занятия) и государственные экзамены (перечень дисциплин, по которым проводились государственные экзамены). К учебному плану давалась объяснительная записка, в которой излагались основные данные о распределении учебного времени и давались указания, как проводить учебную и производственную практику, как проводить экзаменационные сессии и государственные экзамены, защиту дипломных проектов. Саму тему курсового и дипломного проектирования брали на себя соответствующие выпускающие кафедры вуза.
Согласно инструктивному письму Министерства высшего образования СССР от 10 января 1950 г. № Д-5 «О рационализации учебных расписаний в высших учебных заведениях», имевшего законную силу, отмечалось, что «стабильное расписание - важнейшее условие повышения качества обучения». Преподаватели были обязаны поддерживать непосредственный контакт с деканатами и являться к ним «по их первой просьбе» для обсуждения вопросов организации учебного процесса. Заведующие кафедрами вели работу по расчету штатов, распределению учебной нагрузки между преподавателями, составляли график проведения учебных занятий по кафедре [10]. В основу методической работы в ОмСХИ были положены директивы КПСС: «Значительно улучшить качество подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием» [6].
Именно в 1956 г. в ОмСХИ были закреплены основные разделы методической работы: организация и планирование учебного процесса; проведение различных форм обучения; самостоятельная работа студентов; учебная и производственная практика; учет и контроль учебного процесса; проведение зачетов и экзаменов.
Особо следует отметить тот факт, что в 1961 г. начальником учебной части ОмСХИ была назначена М.А. Соловьёва, выпускница плодоовощного факультета (1942 г.) и опытный партийный функционер. До открытия ОмГАУ именно она руководила учебно-методической работой вуза. М.А. Соловьева была организатором методических конференций на факультетах и в институте. Являлась участником многих зональных методических конференций. Неоднократно приглашалась Главным управлением сельхозвузов для проверки работы сельхозинститутов. Награждена правительственными наградами. Её преемником и сподвижником стала выпускница гидрофака Э.И. Арнацкая.
Возвращение к приоритетам инновационного направления в методической работе происходит в первой половине 1990-х г. Согласно приказу по ОмСХИ им. С.М.Кирова ректора Г.П. Сапрыгина № 392 от 2 декабря 1991 г. «в целях коренного улучшения учебно-методической и методической работы в институте как одного из главных средств повышения эффективности учебного процесса и качества обучения, а также в целях создания возможности повышения уровня профессиональной квалификации преподавателей внутри института» при учебном отделе (М.А.Соловьева) был организован методический кабинет института и утверждено Положение о методическом кабинете.
Согласно «Положению о методическом кабинете института» методический кабинет (МКИ) стал структурным подразделением учебного отдела и был подчинен непосредственно начальнику учебного отдела. Кроме этого «Положения» методический кабинет в своей работе руководствовался постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также неотмененными еще приказами и указаниями Государственного комитета СССР по народному образованию, рекомендациями методического совета, ректора института и проректора по учебной работе. Деятельность методического кабинета осуществлялась по пяти основным направлениям: цели и содержание обучения; технология обучения и педагогическая технология; методическое обеспечение процесса обучения; контроль хода и результатов обучения; профессиональное мастерство и профессиональное образование ППС.
Главной функцией методического кабинета была выработка стратегии, перспективное и текущее планирование, организация методической работы на уровне института и координация планов методической деятельности факультетов и кафедр. Методический кабинет планировал, организовывал, подготавливал и контролировал качество выпускаемой учебной и учебно-методической литературы. Штатное расписание методического кабинета состояло из 5 человек. В состав работников МКИ входили: методист по проблемам профессиональной квалификации преподавателей; методист по проблемам работы с учебными планами; методист по проблемам методического обеспечения учебного процесса и издательской деятельности, методист по проблемам нововведений в учебный процесс и их эффективности, методист по проблемам компьютерного сопровождения учебного процесса и лаборант (секретарь). С момента организации ОмГАУ 23 апреля 1994 г. начинается расширение штата методического кабинета бывшего ОмСХИ.
28 апреля 1995 г. ректор Омского государственного аграрного университета (ОмГАУ) Н.М. Колычев утвердил «Положение об учебно-методическом отделе университета» (УМОУ). Согласно этого Положению УМОУ стал самостоятельным структурным подразделением вуза и подчинялся непосредственно первому проректору (В.А. Полевых). Ему предписывалось работать «в тесном контакте» с проректором по гуманитарному образованию и воспитательной работе (Н.К.Чернявской).
В своей работе УМОУ руководствовался: директивами и нормативными актами органов государственной власти, локальными актами вышестоящих органов управления, относящимися к образовательной и связанным с ней видами деятельности; Уставом университета, должностными инструкциями другими нормативными документами, распоряжениями, постановлениями, приказами, рекомендациями органов управления и самоуправления деятельностью университета; распоряжениями и указаниями ректора и первого проректора; достижениями педагогических наук в РФ и за рубежом; информацией о состоянии образовательной и связанной с ней видов деятельности университета, полученной за счет работы отдела; УМОУ проводил работу по плану, утвержденному первым проректором.
Мероприятия по образовательной и связанными с нею видами деятельности (методической, воспитательной, информационной, издательской, по кадровому обеспечению образовательной и связанных с ней видов деятельности, по формированию основного контингента обучающихся и трудоустройству выпускников, по формированию нормативной и документально-нормативной базы управленческой деятельности, по стратегическому прогнозированию и перспективному планированию образовательной деятельности), разработанные УМОУ и утвержденные первым проректором, были обязательными к выполнению для руководителей, ППС и специалистов соответствующих структурных подразделений. А основной целью УМОУ являлось «повышение результативности (продуктивности) и эффективности образовательной и связанных с ней видов деятельности, качественного уровня обученности, воспитанности и развитости выпускников образовательных структурных подразделений университета...».
Методический кабинет как бы растворился со своими целями и задачами в этой суперструктуре, где одной из новых задач было «формирование и реализация программ научно-методического исследования, направленных на создание методического инструментария для модернизации образовательных процессов, на решение актуальных проблем развития образовательной и связанных с ней видов деятельности университета».
Согласно «Положению об учебно-методическом отделе университета» учебно-методический отдел университета получил девять штатных единиц. Причем штатные должности методистов и инспекторов могли быть заняты «только на условиях совместительства компетентными лицами из числа ППС».
Для начальника отдела было обязательным непосредственное участие в образовательной деятельности на условиях почасовой оплаты или совместительства.
В последующие годы отдел неоднократно переименовывался и реорганизовывался с сохранением и увеличением функций методического характера.
Рецензенты:
Орлова Л.Н., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии ФГБОУ ВПО «ОмГПУ», г. Омск;
Новиков С.В., д.и.н., профессор, заведующий кафедрой управления развития образования ФПК и ППРО ФГБОУ ВПО «ОмГПУ», г.Омск.