Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE SIGNIFICANCE OF ACADEMIC MOBILITY IN THE REGIONAL UNIVERSITIES´ GRADUATES CAREER

Dubiv N.V. 1
1 Tyumen state university
The modernization of education is closely connected to the academic mobility that has become common and major objective of higher education in Europe. Tyumen State University, like most regional universities, works hard at encouraging academic mobility. The article considers competitive advantages that graduates acquire participating in academic mobility programs during their university studies. The author shows the Case of the Tyumen state university. The individualization of educational trajectories is the main long-term goal of the teachers. Activity of the teacher is urged to promote instilling of skills of self-training, in our case – to create such ability as professional mobility which will help it to compete in labor market adequately to arrange the life.
academic mobility
Career Trajectory
employment
Graduates
a Regional University

Академическая мобильность, характеризующая сегодняшнее вузовское образование, предоставляет широкие возможности получать качественное профессиональное образование как гаранта продуктивной профессиональной деятельности, обеспечивающее достойное проживание и карьерный рост. Академическая мобильность тесно связана с понятиями конкурентоспособности и профессиональной компетентности специалиста по сущностным признакам и характеристикам и имеет важное значение для развития личности и трудоустраиваемости [2].

Способность человека быть мобильным позволяет ему всегда оставаться «в профессии» и служит гарантом успешного трудоустройства в условиях постоянно меняющегося рынка труда в большинстве случаев.

Учитывая задачи и реалии подготовки современных студентов, академическая мобильность становится необходимой. Следуя основных направлений государственной политики РФ в сфере образования в настоящее время, Тюменский государственный университет (ТюмГУ) активно включился в реформы модернизации образовательного процесса по вхождению в общеевропейское образовательное пространство. С подписания Россией в 2003 году Болонской декларации студенты ТюмГУ включились в процесс обучения по программам академической мобильности. В период с 2008 по 2013 г. значительно выросли количественные показатели развития академической мобильности студентов в региональном вузе: в 6 раз увеличилось число студентов университета, прошедших обучение (стажировки) за рубежом в рамках межвузовских договоров, грантов, проектов. Всего было направлено 369 человек. Увеличилось и число иностранных студентов, принятых на учебу в ТюмГУ в рамках договоров о сотрудничестве, проектов и направлений Министерства образования и науки РФ до 211 человек. За последние пять лет университетом реализовано более 20 международных научно-образовательных проектов (ФЦП РФ, TEMPUS, SASCHA, DAAD) с зарубежными вузами и предприятиями. Результатами проектов являются международные научные конференции, семинары, круглые столы, Летние школы, ателье, совместные публикации международных сборников статей и монографий, организация научных стажировок. В ТюмГУ преподается 13 иностранных языков (английский, французский, немецкий, китайский, испанский, итальянский, болгарский, польский, чешский, сербский, украинский, татарский, арабский) 6 из них - в Институте истории и политических наук.

С целью повышения качества и конкурентоспособности международных программ активно ведется разработка учебных курсов на иностранных языках, всего в настоящее время в ТюмГУ разработаны курсы 29 дисциплин на иностранных языках, из них на базе Института истории и политических наук ведется 7 курсов на английском языке:

  • Права человека в современных международных отношениях;
  • Европейское право;
  • Этнические конфликты и национализм;
  • Международная интеграция и международные организации;
  • Международное право;
  • Негосударственные участники мировой политики;
  • История Европейского союза.

Студенты Института истории и политических наук ТюмГУ к окончанию обучения имеют хорошую базовую подготовку, имеют представление о возможных способах применения своей специальности (История, Политология, Документоведение и архивоведение и Международные отношения), обладают определенными личностными качествами, т.к. проходили практику в различных организациях, - т.е. получили некоторый профессиональный опыт. Произошла оценка сделанного выбора профессии, оценка адекватности профессионального выбора своим способностям и возможностям. Но вместе с тем проблема трудоустройства выпускников остается.

Чем раньше студент будет задумываться и решать вопросы, связанные со своей будущей профессиональной деятельностью, тем эффективнее будут проходить все процессы, направленные на становление его в профессии и карьере, так как профессиональная деятельность в современных условиях построена на взаимопонимании, толерантности и уважении к чужой культуре.

Проблема привития навыков самообучения, которое осуществляет сам студент, завершает задачи всех других видов учебной работы. Деятельность педагога по своей сути призвана способствовать привитию навыков самообучения у студентов, в нашем случае - проектировать собственную образовательную и профессиональную деятельность в соответствии с национальными и мировыми тенденциями, заложенными в документах Болонского процесса.

Таким образом, студента с первых курсов следует мотивировать на разработку индивидуальной образовательной траектории - программу достижений индивидуальных целей своего развития в выбранной им жизнедеятельности, изучив подходящие возможности и выбрав формы, средства, пути достижения их.

Индивидуальная образовательная траектория поможет четко выбрать направления профессионального роста, определить цели реализации данных направлений и деятельности по их достижению. Реализация намеченного поможет выпускнику стать «современным специалистом», конкурентоспособным на рынке труда. Студенты, имеющие сформированные личностные и профессиональные планы, разрабатывают индивидуальные образовательные планы совместно с преподавателями, включая курсы, программы, практики сверх образовательного минимума; выбирают вузы, определяют сроки обучения. Академическая мобильность и есть средство реализации образовательных маршрутов и планов. Но академическая мобильность - это возможность для студента, а ее использование зависит от стараний последнего.

Студент - участник программ академической мобильности имеет:

  • основательную подготовку по предметам изучаемой области;
  • коммуникативные компетентности;
  • представления об истории, культуре, традициях обучающей страны;
  • хорошую языковую подготовку [3].

Безусловно, знание иностранного языка имеет ключевое значение для выстраивания траектории студентов. Дисциплина «Иностранный язык» содержит большой потенциал для формирования образовательной траектории. На занятиях дисциплины «Иностранный язык» хорошую возможность для развития профессионально-деловой и межкультурной коммуникации предоставляет комплексный подход «Учебная фирма», построенный по принципу «Learning by doing» («делаю-познаю») и позволяющий создать имитацию будущей реальной профессиональной деятельности.

Формирование образовательных и личностных компетентностей требует дополнительных усилий, поэтому студенты ТюмГУ получают второе высшее образование (например, в Центре лингвистического образования ТюмГУ), изучают дополнительно курсы дистанционно, участвуют в научно-исследовательской деятельности, конкурсах, конференциях, в том числе и международных, целью которых, помимо получения дополнительного образования, является знакомство и интеграция студентов в другую культурную среду, сравнение национальных особенностей образования других стран с культурно-образовательной средой своей страны («Дни Германии в Тюмени -2011, -2013,-2014», международная междисциплинарная школа «Россия и Германия в пространстве европейских коммуникаций», международная летняя школа «Siberian Western-2014», Тюменская международная модель ООН). Студенты принимают активное участие в грантах Немецкой службой академических обменов (летние языковые курсы, магистратура), Германского исторического института в Москве (стажировки, участие в коллоквиумах), подают заявки на стипендию Президента РФ, сдают международные экзамены (например, TestDaF, TOEFL), принимают участие во всевозможных международных конкурсах и конференциях. В большинстве случаев студенты это делают самостоятельно, без участия управления международных связей.

В настоящее время выпускникам вузов достаточно сложно выдержать конкуренцию на рынке труда, поскольку работодатели заинтересованы в отборе лучших выпускников с высоким уровнем деловых и личностных качеств, знанием иностранных языков. Зная о высокой конкуренции на рынке труда, студенты стараются повышать свой уровень еще во время обучения.

Как показывает практика, «для начала» студенты участвуют в программах языковых курсов или Летних школ ведущих Европейских Университетов. И лишь затем выбирают семестровое или годовое обучение в вузе - партнере. Студенты Института истории и политических наук проходили или проходят обучение в следующих вузах:

  • Университет Страсбурга (Франция),
  • Университет Тулуза II (Франция),
  • Университет Пассау (Германия),
  • Вестфальский университет Мюнстера (Германия),
  • Цюйфуский государственный педагогический университет (КНР),
  • Гуманитарный институт Северо-Восточного педагогического университета (КНР).

Чаще всего на семестровое или годовое обучение решаются успешные студенты, которые изучали иностранный язык (в большинстве случаев - английский) продолжительное время, Но несмотря на это, «для подавляющего большинства, независимо от уровня предварительной подготовки по иностранному языку, первые языковые контакты по приезде в страну оказываются шокирующими или в лучшем случае достаточно трудными» [5].

После семестра в зарубежном вузе (в основном это студенты третьих или четвертых курсов или 1-го курса магистратуры), сдав испытания, студенты защищают успешно диплом в родном вузе и чаще всего устраиваются на престижную работу, и это в большинстве своем благодаря знанию иностранного языка.

Безусловно, интеграция в международное образовательное пространство обуславливает интерес к зарубежному опыту профессиональной подготовки. Работодатели тратят деньги на обучение своего персонала иностранному языку, чтобы персонал получил навыки, необходимые для делового общения. Переговоры с зарубежными партнерами, презентации, участие в конференциях, зарубежные командировки, деловая переписка - вот далеко не исчерпывающий перечень ситуаций, при которых необходимо знание иностранного языка. «Всеми этими навыками и умениями в готовом виде располагают вернувшиеся после обучения за рубежом уже по факту своего пребывания за границей, прохождения через формальные институции западного образования и среды обитания, общения с носителями языка» [5].

Мониторинг трудоустройства выпускников учебных заведений является основой для анализа их востребованности, определения тенденций в структуре их распределения по каналам занятости. С 2011 по 2014 гг. нами был проведен анализ трудоустройства выпускников Института истории и политических наук, которые участвовали в программах академической мобильности. Работа в крупных международных компаниях предполагает знание международных правил поведения и общения с иностранными партнерами, данные компетенции имеют выпускники программ академической мобильности. Анализ показал, что все выпускники - участники программ академической мобильности трудоустроены в международных компаниях: KCA Deutag Drilling GmbH (3 выпускника), Технологическая компания Шлюмберже (6 выпускников), ОАО авиакомпания "ЮТэйр"(5 выпускников).

Некоторые студенты, вернувшись на Родину, решают продолжить обучения на второй ступени или в аспирантуре, так как обучение за рубежом поспособствовало расширению их научных и профессиональных интересов. Так 6 выпускников продолжают обучение в магистратуре в России, 2 выпускника за рубежом: в Цюйфуском государственном педагогическом университете и 2 выпускника в Университете г. Страсбург, 1 выпускница аспирантуре.

При анкетировании на вопрос, что дала учеба в иностранном вузе, студенты (помимо дополнительных знаний по многим изучаемым дисциплинам и дисциплинам смежных областей) отмечали изменения личностного характера, такие как организованность и уверенность в себе. Также участники программ академической мобильности отмечали, что главное их приобретение - это качественное знание иностранного языка, так как современный квалифицированный специалист должен знать иностранный язык на хорошем уровне.

Ответы на вопрос «Как Вы выбрали эту работу?» свелись к следующему высказыванию: тщательно изучались предложения, как можно больше и подробнее узнавали об организации, компании, изучали требования к предложенной квалификации, содержании работы, условиях и т.д., чтобы понять «моя» ли это работа.

Практически все выпускники, участвовавшие в семестровом обучении за рубежом, высказывались, что данный опыт облегчил возможность трудоустройства, так как они не только знали иностранный язык, но и могли с легкостью общаться с иностранцами.

«Учеба за рубежом в сочетании со знанием иностранного языка по возвращении на Родину конвертируется на родине в лучшее трудоустройство, более высокооплачиваемую работу, ускоренный профессиональный рост» [5].

При ответе на вопрос анкеты: «Что стало решающим аргументом при Вашем трудоустройстве?» выпускники отмечали, «что поиск рассматриваемых компаний для работы очень сузился, приоритетными стали международные компании, так как появилось желание не просто работать, а развивать дальше свои языковые навыки, участвовать в международном сотрудничестве».

Выводы. Таким образом, можно отметить, что академическая мобильность - это залог успешной конкурентоспособности, на что и указали результаты нашего опроса выпускников. Очень многое дает обучение в другой стране: через призму «другого» лучше познаешь свое, себя и начинаешь ценить родное вдвойне, так как «конкурентоспособный выпускник - это нужный выпускник для экономики региона, в котором он проживает» [4].  

Рецензенты:

Милованова Н.Г., д.п.н., профессор, проректор по научной работе, ГАОУ ТО ДПО (повышения квалификации) специалистов «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования», г. Тюмень;

Манжелей И.В., д.п.н., профессор, руководитель Центра оздоровительной физической культуры, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень.