Академическая мобильность, характеризующая сегодняшнее вузовское образование, предоставляет широкие возможности получать качественное профессиональное образование как гаранта продуктивной профессиональной деятельности, обеспечивающее достойное проживание и карьерный рост. Академическая мобильность тесно связана с понятиями конкурентоспособности и профессиональной компетентности специалиста по сущностным признакам и характеристикам и имеет важное значение для развития личности и трудоустраиваемости [2].
Способность человека быть мобильным позволяет ему всегда оставаться «в профессии» и служит гарантом успешного трудоустройства в условиях постоянно меняющегося рынка труда в большинстве случаев.
Учитывая задачи и реалии подготовки современных студентов, академическая мобильность становится необходимой. Следуя основных направлений государственной политики РФ в сфере образования в настоящее время, Тюменский государственный университет (ТюмГУ) активно включился в реформы модернизации образовательного процесса по вхождению в общеевропейское образовательное пространство. С подписания Россией в 2003 году Болонской декларации студенты ТюмГУ включились в процесс обучения по программам академической мобильности. В период с 2008 по 2013 г. значительно выросли количественные показатели развития академической мобильности студентов в региональном вузе: в 6 раз увеличилось число студентов университета, прошедших обучение (стажировки) за рубежом в рамках межвузовских договоров, грантов, проектов. Всего было направлено 369 человек. Увеличилось и число иностранных студентов, принятых на учебу в ТюмГУ в рамках договоров о сотрудничестве, проектов и направлений Министерства образования и науки РФ до 211 человек. За последние пять лет университетом реализовано более 20 международных научно-образовательных проектов (ФЦП РФ, TEMPUS, SASCHA, DAAD) с зарубежными вузами и предприятиями. Результатами проектов являются международные научные конференции, семинары, круглые столы, Летние школы, ателье, совместные публикации международных сборников статей и монографий, организация научных стажировок. В ТюмГУ преподается 13 иностранных языков (английский, французский, немецкий, китайский, испанский, итальянский, болгарский, польский, чешский, сербский, украинский, татарский, арабский) 6 из них - в Институте истории и политических наук.
С целью повышения качества и конкурентоспособности международных программ активно ведется разработка учебных курсов на иностранных языках, всего в настоящее время в ТюмГУ разработаны курсы 29 дисциплин на иностранных языках, из них на базе Института истории и политических наук ведется 7 курсов на английском языке:
- Права человека в современных международных отношениях;
- Европейское право;
- Этнические конфликты и национализм;
- Международная интеграция и международные организации;
- Международное право;
- Негосударственные участники мировой политики;
- История Европейского союза.
Студенты Института истории и политических наук ТюмГУ к окончанию обучения имеют хорошую базовую подготовку, имеют представление о возможных способах применения своей специальности (История, Политология, Документоведение и архивоведение и Международные отношения), обладают определенными личностными качествами, т.к. проходили практику в различных организациях, - т.е. получили некоторый профессиональный опыт. Произошла оценка сделанного выбора профессии, оценка адекватности профессионального выбора своим способностям и возможностям. Но вместе с тем проблема трудоустройства выпускников остается.
Чем раньше студент будет задумываться и решать вопросы, связанные со своей будущей профессиональной деятельностью, тем эффективнее будут проходить все процессы, направленные на становление его в профессии и карьере, так как профессиональная деятельность в современных условиях построена на взаимопонимании, толерантности и уважении к чужой культуре.
Проблема привития навыков самообучения, которое осуществляет сам студент, завершает задачи всех других видов учебной работы. Деятельность педагога по своей сути призвана способствовать привитию навыков самообучения у студентов, в нашем случае - проектировать собственную образовательную и профессиональную деятельность в соответствии с национальными и мировыми тенденциями, заложенными в документах Болонского процесса.
Таким образом, студента с первых курсов следует мотивировать на разработку индивидуальной образовательной траектории - программу достижений индивидуальных целей своего развития в выбранной им жизнедеятельности, изучив подходящие возможности и выбрав формы, средства, пути достижения их.
Индивидуальная образовательная траектория поможет четко выбрать направления профессионального роста, определить цели реализации данных направлений и деятельности по их достижению. Реализация намеченного поможет выпускнику стать «современным специалистом», конкурентоспособным на рынке труда. Студенты, имеющие сформированные личностные и профессиональные планы, разрабатывают индивидуальные образовательные планы совместно с преподавателями, включая курсы, программы, практики сверх образовательного минимума; выбирают вузы, определяют сроки обучения. Академическая мобильность и есть средство реализации образовательных маршрутов и планов. Но академическая мобильность - это возможность для студента, а ее использование зависит от стараний последнего.
Студент - участник программ академической мобильности имеет:
- основательную подготовку по предметам изучаемой области;
- коммуникативные компетентности;
- представления об истории, культуре, традициях обучающей страны;
- хорошую языковую подготовку [3].
Безусловно, знание иностранного языка имеет ключевое значение для выстраивания траектории студентов. Дисциплина «Иностранный язык» содержит большой потенциал для формирования образовательной траектории. На занятиях дисциплины «Иностранный язык» хорошую возможность для развития профессионально-деловой и межкультурной коммуникации предоставляет комплексный подход «Учебная фирма», построенный по принципу «Learning by doing» («делаю-познаю») и позволяющий создать имитацию будущей реальной профессиональной деятельности.
Формирование образовательных и личностных компетентностей требует дополнительных усилий, поэтому студенты ТюмГУ получают второе высшее образование (например, в Центре лингвистического образования ТюмГУ), изучают дополнительно курсы дистанционно, участвуют в научно-исследовательской деятельности, конкурсах, конференциях, в том числе и международных, целью которых, помимо получения дополнительного образования, является знакомство и интеграция студентов в другую культурную среду, сравнение национальных особенностей образования других стран с культурно-образовательной средой своей страны («Дни Германии в Тюмени -2011, -2013,-2014», международная междисциплинарная школа «Россия и Германия в пространстве европейских коммуникаций», международная летняя школа «Siberian Western-2014», Тюменская международная модель ООН). Студенты принимают активное участие в грантах Немецкой службой академических обменов (летние языковые курсы, магистратура), Германского исторического института в Москве (стажировки, участие в коллоквиумах), подают заявки на стипендию Президента РФ, сдают международные экзамены (например, TestDaF, TOEFL), принимают участие во всевозможных международных конкурсах и конференциях. В большинстве случаев студенты это делают самостоятельно, без участия управления международных связей.
В настоящее время выпускникам вузов достаточно сложно выдержать конкуренцию на рынке труда, поскольку работодатели заинтересованы в отборе лучших выпускников с высоким уровнем деловых и личностных качеств, знанием иностранных языков. Зная о высокой конкуренции на рынке труда, студенты стараются повышать свой уровень еще во время обучения.
Как показывает практика, «для начала» студенты участвуют в программах языковых курсов или Летних школ ведущих Европейских Университетов. И лишь затем выбирают семестровое или годовое обучение в вузе - партнере. Студенты Института истории и политических наук проходили или проходят обучение в следующих вузах:
- Университет Страсбурга (Франция),
-
Университет Тулуза II (Франция),
-
Университет Пассау (Германия),
-
Вестфальский университет Мюнстера (Германия),
-
Цюйфуский государственный педагогический университет (КНР),
-
Гуманитарный институт Северо-Восточного педагогического университета (КНР).
Чаще всего на семестровое или годовое обучение решаются успешные студенты, которые изучали иностранный язык (в большинстве случаев - английский) продолжительное время, Но несмотря на это, «для подавляющего большинства, независимо от уровня предварительной подготовки по иностранному языку, первые языковые контакты по приезде в страну оказываются шокирующими или в лучшем случае достаточно трудными» [5].
После семестра в зарубежном вузе (в основном это студенты третьих или четвертых курсов или 1-го курса магистратуры), сдав испытания, студенты защищают успешно диплом в родном вузе и чаще всего устраиваются на престижную работу, и это в большинстве своем благодаря знанию иностранного языка.
Безусловно, интеграция в международное образовательное пространство обуславливает интерес к зарубежному опыту профессиональной подготовки. Работодатели тратят деньги на обучение своего персонала иностранному языку, чтобы персонал получил навыки, необходимые для делового общения. Переговоры с зарубежными партнерами, презентации, участие в конференциях, зарубежные командировки, деловая переписка - вот далеко не исчерпывающий перечень ситуаций, при которых необходимо знание иностранного языка. «Всеми этими навыками и умениями в готовом виде располагают вернувшиеся после обучения за рубежом уже по факту своего пребывания за границей, прохождения через формальные институции западного образования и среды обитания, общения с носителями языка» [5].
Мониторинг трудоустройства выпускников учебных заведений является основой для анализа их востребованности, определения тенденций в структуре их распределения по каналам занятости. С 2011 по 2014 гг. нами был проведен анализ трудоустройства выпускников Института истории и политических наук, которые участвовали в программах академической мобильности. Работа в крупных международных компаниях предполагает знание международных правил поведения и общения с иностранными партнерами, данные компетенции имеют выпускники программ академической мобильности. Анализ показал, что все выпускники - участники программ академической мобильности трудоустроены в международных компаниях: KCA Deutag Drilling GmbH (3 выпускника), Технологическая компания Шлюмберже (6 выпускников), ОАО авиакомпания "ЮТэйр"(5 выпускников).
Некоторые студенты, вернувшись на Родину, решают продолжить обучения на второй ступени или в аспирантуре, так как обучение за рубежом поспособствовало расширению их научных и профессиональных интересов. Так 6 выпускников продолжают обучение в магистратуре в России, 2 выпускника за рубежом: в Цюйфуском государственном педагогическом университете и 2 выпускника в Университете г. Страсбург, 1 выпускница аспирантуре.
При анкетировании на вопрос, что дала учеба в иностранном вузе, студенты (помимо дополнительных знаний по многим изучаемым дисциплинам и дисциплинам смежных областей) отмечали изменения личностного характера, такие как организованность и уверенность в себе. Также участники программ академической мобильности отмечали, что главное их приобретение - это качественное знание иностранного языка, так как современный квалифицированный специалист должен знать иностранный язык на хорошем уровне.
Ответы на вопрос «Как Вы выбрали эту работу?» свелись к следующему высказыванию: тщательно изучались предложения, как можно больше и подробнее узнавали об организации, компании, изучали требования к предложенной квалификации, содержании работы, условиях и т.д., чтобы понять «моя» ли это работа.
Практически все выпускники, участвовавшие в семестровом обучении за рубежом, высказывались, что данный опыт облегчил возможность трудоустройства, так как они не только знали иностранный язык, но и могли с легкостью общаться с иностранцами.
«Учеба за рубежом в сочетании со знанием иностранного языка по возвращении на Родину конвертируется на родине в лучшее трудоустройство, более высокооплачиваемую работу, ускоренный профессиональный рост» [5].
При ответе на вопрос анкеты: «Что стало решающим аргументом при Вашем трудоустройстве?» выпускники отмечали, «что поиск рассматриваемых компаний для работы очень сузился, приоритетными стали международные компании, так как появилось желание не просто работать, а развивать дальше свои языковые навыки, участвовать в международном сотрудничестве».
Выводы. Таким образом, можно отметить, что академическая мобильность - это залог успешной конкурентоспособности, на что и указали результаты нашего опроса выпускников. Очень многое дает обучение в другой стране: через призму «другого» лучше познаешь свое, себя и начинаешь ценить родное вдвойне, так как «конкурентоспособный выпускник - это нужный выпускник для экономики региона, в котором он проживает» [4].
Рецензенты:
Милованова Н.Г., д.п.н., профессор, проректор по научной работе, ГАОУ ТО ДПО (повышения квалификации) специалистов «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования», г. Тюмень;
Манжелей И.В., д.п.н., профессор, руководитель Центра оздоровительной физической культуры, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень.