В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации на федеральные органы государственной власти возлагается обязанность подготовки федеральных стандартов медицинской помощи, стандартов оснащения организаций здравоохранения медицинским оборудованием и другие. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по установлению медико-экономических стандартов (далее - МЭС) в соответствии с федеральными стандартами медицинской помощи [3].
Одним из основных факторов создания системы качественной и эффективной медицинской помощи является наличие единых для всей территории Российской Федерации порядков и стандартов оказания медицинской помощи.
Необходимость стандартизации определяется целым рядом тенденций. Это, в первую очередь, неуклонно растущая стоимость медицинской помощи, что обусловлено совершенствованием и удорожанием медицинских технологий, демографическим старением населения и повышением уровня требований пациентов. При этом возможности государства удовлетворять потребности в медицинской помощи ограничены, пусть и в разной степени, во всех странах мира.
Медико-экономический стандарт представляет собой стандарт качества оказания медицинской помощи (услуг), определяющий ее профилактические и клинические аспекты, а также экономические показатели, необходимые для определения стоимости медицинской помощи (медицинских услуг) и проведения других экономических расчетов.
Пирогов М.В. в своей монографии представил материалы по практической разработке медико-экономических стандартов по оказанию бесплатной медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования на территории Московской области. Пирогов М.В. принимает непосредственное участие в работе над медико-экономическими стандартами в составе межведомственной рабочей группы. Данная работа была начата в 2006 г., продолжалась весь 2008 г. и в настоящее время находится на завершающем этапе практического внедрения МЭС в деятельность муниципальной и государственной лечебной областной сети учреждений здравоохранения Московской области. [4]
Основное назначение автоматизированной системы МЭС - возможность ценовой и ресурсной интерпретации конкретной клинической технологии лечения тех или иных диагнозов. Денежное выражение технологии лечения позволяет использовать МЭС в качестве финансовых нормативов планирования медицинской помощи в условиях рыночных цен на все виды ресурсов и регулируемых цен (тарифов) при оплате оказываемой медицинской помощи за счет государственных или страховых источников.
Мы предлагаем дополнить интерфейс системы МЭС, описание которой изложено в монографии Пирогова М.В. системой электронных выписок из медицинских карт, которые будут содержать основную информацию о пациенте, перечень назначений лекарственных препаратов, проведенных манипуляций и исследований, их результаты и окончательный исход лечения, т.е. основную информацию о ходе лечебного процесса. Основная задача данной надстройки интерфейса - это определение фактических затрат лечебно-профилактического учреждения на лечение пациента. Она позволит оценивать не только эффективность данных затрат по средствам анализа фактических затрат и сопоставления их с нормативными, но и медицинскую эффективность путем сопоставления обязательных требований стандарта с фактически выполненными, а также путем анализа исходов лечения пациентов.
По нашему мнению интерфейс программного комплекса можно условно разделить на 3 блока:
1. Врачебно-клинический. Данный блок представляет собой клиническое наполнение МЭС. В этом блоке отражается стандарт дифференциальной диагностики предварительного диагноза, клинический протокол ведения условного пациента, имеющего ту или иную патологию. Здесь содержится перечень обязательных и рекомендательных мероприятий по лечебному процессу количество и частота их применения. Руководствуясь данным стандартом, лечащий врач формирует электронную запись об истории болезни конкретного пациента.
2. Фармакологический. Данный блок включает в себя стандарт применяемых схем лечения данной нозологии. Имеется возможность проводить корректировку медикаментозной терапии, определенной разработчиком, с учетом современного уровня лекарственного обеспечения. Для этих целей программа должна иметь отдельный интерфейс, позволяющий не только на любом этапе формирования электронной истории болезни внести необходимые изменения в лекарственное обеспечение, но также изменять описанный МЭС с учетом современных изменений на рынке фармацевтических препаратов.
3. Экономический. Задачей экономического блока является определение затрат, необходимых для расчета стоимости МЭС, отдельных медицинских услуг и электронной истории болезни конкретного пациента, проведение финансового и экономического моделирования стоимости региональной программы государственных гарантий (в рамках запланированных объемов медицинской помощи) и отдельных ресурсов, необходимых для реализации МЭС.
Отметим, что при реализации данного проекта на уровне региона или России в целом для увеличения эффективности экономических расчетов необходимо создание организованной системы постоянного мониторинга цен на рынке лекарственных средств и изделий медицинского назначения и проведение регулярного обновления программного обеспечения в части цен на ресурсы.
Внедрение информационной системы медико-экономических стандартов позволит:
- врачу практически использовать на своем персональном компьютере информационную систему с МЭС;
- интерфейс программного комплекса даст возможность включать новые, современные медицинские технологии диагностики, оперативного, лучевого, медикаментозного или любого другого лечения;
- включать для каждого МЭС краткое клиническое описание особенностей течения заболевания, методов и технологий лечения, в том числе оперативного, а также клинических путей или маршрутов, где и на каком уровне проводить наиболее эффективное лечение пациента;
- специалистам экономического профиля определять величину и структуру всех видов затрат на лечение любого пациента на различном уровне;
- увеличить производительность труда экономической службы и медицинского персонала лечебно-профилактического учреждения;
- дать возможность обоснования софинансирования медицинских услуг пациентом в случае недофинансирования медицинской услуги территориальным фондом обязательного медицинского страхования по программе государственных гарантий.
При этом, говоря об экономической эффективности данной информационной системы, следует иметь в виду, что эффективность от внедрения программного продукта в отдельном лечебно-профилактическом учреждении, на уровне регионального здравоохранения или России в целом будет различна. Масштаб внедрения системы существенно влияет на экономический результат, т.к. затраты на внедрение и поддержку программного обеспечения имеют значительную постоянную составляющую, которая мало различается на микро- и макроуровне. Вследствие этого, проекты внедрения автоматизированной системы МЭС на макроуровне будут более эффективными, чем на микроуровне. Влияние данного фактора, по мнению автора, будет преодолено с развитием информационных систем в медицине.
Список литературы
- 1. Гулиев Я.И., Гулиева И.Ф., Рюмина Е.В. Экономическая эффективность информационных систем в медицине//Менеджер здравоохранения. - №9. - 2009.
- 2. О введении в действие Отраслевого стандарта «Протоколы ведения больных. Общие требования» (Приказ Минздрава России от 3 августа 1999 г. №303).
- 3. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ и от 29.12.2006 № 258-ФЗ, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2288) М.: 2008.
- 4. Пирогов М.В. Автоматизация процесса разработки медико-экономических стандартов. Программный комплекс «Клинико-экономический и фармакологический интерфейс» // Приложение к журналу «ГлавВрач». - №9. - 2009.
- 5. Руководство по клиническому обследованию больного // Рекомендовано Минздравсоцразвития РФ для врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Перевод с англ. Под ред. А.А. Баранова. И.Н. Денисова. В.Т. Ивашкина, Н.А. Мухина. М.: Изд. ГЭОТАР - Медиа. - 2006.
- 6. Руководство по рациональному использованию лекарственных средств / под ред. А.Г. Чучалина, Ю.Б. Белоусова. Р.У. Хабриева. Л.Е. Зиганшиной. - М.: Изд. ГЭОТАР-Медиа. - 2007.
- 7. Сборник стандартов оказания специализированной медицинской помощи в 2-х томах. М.: Агар. 2008.
- 8. Сборник стандартов оказания дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи в 3-х томах. М.: Агар. 2006.
- 9. Семенов В.Ю., Пирогов М.В., Гуров А.Н. Медико-экономическая стандартизация в здравоохранении на основе универсальной информационной системы / М.О.: Издательский дом «Московия». - 2009.