Развитие регионов в процессе модернизации должно стать мультинаправленным, обеспечивающим постоянный поиск новых форм и методов использования ограниченных производственных ресурсов. По сути дела, современные вызовы экономического развития, с одной стороны, исключают изначальную макроэкономическую определенность регионального воспроизводства, но с другой - делают его постоянно совершенствующимся результатом функционирования рыночных процессов. Таким образом, модернизация становится ничем иным, как перманентным процессом совершенствования и изменения параметров регионального воспроизводства.
В данном случае, на наш взгляд, получается существенное дополнение и уточнение наиболее распространенных трактовок модернизации как общественно-исторического процесса трансформации традиционного общества в прогрессивное. Одновременно происходит всестороннее распространение принципов рационализации в хозяйственной деятельности и в социальной сфере. Основным движущим фактором является мотивация всех участников производственной и социальной деятельности на использование инновационных инструментов, обеспечивающих создание и внедрение новых технологий, выработку и формирование принципиально новых организационно-экономических отношений на всех уровнях.
Таким образом, модернизация представляет собой создание новой социально-экономической системы страны, в которой одну из ключевых функций должны сыграть региональные компоненты. Важная роль на этом уровне отводится процессам формирования внутренних мотивационных институтов, обеспечивающих сбалансированное развитие региональной экономики на основе эффективного творческого трудового начала. Как нам представляется, функционирование последних и должно обеспечить сохранение и укрепление целостности страны, о чем говорилось выше.
Регион как экономический субъект имеет объективный двойственный характер. С одной стороны, он представляет собой относительно самостоятельную экономическую подсистему со своим ресурсным и экономическим пространством, в котором должны интегрироваться интересы хозяйствующих субъектов всех форм и видов собственности. С другой стороны, регион (как субъект Российской Федерации) представляет собой часть национальной экономики и его функционирование связано с участием в формировании единого экономического пространства.
Недавняя история пореформенного периода в нашей стране показывает, что одной из причин низкоэффективного регионального управления является отсутствие строгих и объективных критериев отбора проблем и регионов для реализации федеральных целевых программ, жесткая межведомственная конкуренция за государственные ресурсы, завышение требуемого количества денежных средств, как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников.
В начале 2008 года была принята программа социального и экономического развития России на долгосрочную перспективу до 2020 года. Она напрямую увязана с реформированием и развитием обеспечивающих ее реализацию институтов и инструментов, в числе которых одним из важнейших является интенсивная региональная экономическая политика, которая требует, прежде всего, конструктивного решения проблемы согласования экономических интересов субъектов, вовлеченных в процесс ее реализации.
Любой бизнес, функционирующий в конкретном регионе, для своего развития использует как региональные, так и федеральные ресурсы. В связи с чем свою деятельность он должен проводить в рамках действующих федеральных и региональных институтов, в том числе согласовывая свои решения, если они влияют на экономическую среду региона, с властными структурами - как на региональном, так и на федеральном уровнях.
В последнее время в России осуществлялись интересные исследования по проблеме взаимодействия бизнеса и власти, однако большинство из них имеют философскую и социальную направленность. На практике же в отношениях власти и бизнеса в большинстве российских регионов доминирующей становится партнерская модель взаимодействий, в рамках которой власть и крупный бизнес (имеющий значимое влияние на экономику региона) стремятся находить приемлемые для обеих сторон формы взаимодействия.
При этом, количественная характеристика воздействия экономического интереса не столь очевидна по причине его многомерности, и отражает она степень влияния интереса на конечные результаты деятельности субъекта хозяйствования согласно некоторому принятому критерию. Конечные же результаты хозяйственной деятельности субъекта могут быть описаны в виде набора экономических показателей (прибыль, численность работающих, объем выпуска продукции и т.д.). Эти показатели одномерны в пространстве, но проблема в том, что они имеют различные единицы измерения и, как правило, не сопоставимы.
Кроме того, качественные и количественные характеристики экономических интересов, их взаимодействие динамичны, постоянно изменяются во времени, что и заставляет систему переходить из одного состояния в другое. Следовательно, сопоставить экономические интересы, измерить их взаимовлияние напрямую нельзя. Поэтому с этим связаны существующие проблемы количественной и качественной оценки взаимовлияния интересов и то, что эти проблемы до сих пор не нашли общепризнанного решения. Проблема и состоит в необходимости разработки инструментария количественной оценки степени согласованности экономических интересов субъектов, взаимодействующих в экономическом пространстве региона.
Региональные экономические интересы образуют сложную систему с высокой связностью элементов, составляющих интересы. Часть интересов в этой системе может быть согласована в целях повышения эффективности экономики региона, другая часть не поддается согласованию, т.к. по своей экономической природе региональные экономические интересы имеют различный цикл существования во времени и могут изменять конфигурацию регионального экономического пространства.
Соответственно, в основу региональной политики целесообразно положить учет специфики регионов в масштабе страны, перенос основных направлении экономических реформ на региональный уровень, всемерное развитие местного самоуправления, развитие предпринимательства на местах, решение внутри регионов социальных и экологических проблем, рационального использования природных ресурсов.
Для выполнения этой цели в условиях модернизации рыночных отношений региональная политика призвана выполнить следующие основные задачи:
- сохранение единого внутреннего рынка страны, единства инфраструктуры систем энергетики, транспорта, связи, общей денежно-кредитной системы, единой налоговой системы, общего контроля за экспортом и импортом продукции при наличии свободы экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями по всей территории страны, свободной конкуренции производителей разных форм собственности, свободного движения товаров и капиталов;
- обеспечение достойного уровня жизни населения в каждом регионе, его постепенное выравнивание, исключение чрезмерных контрастов в социальных условиях на основе увеличения выпуска продукции для обеспечения повседневных нужд населения и устойчивой работы предприятий, расширение горизонтальных связей между регионами, формирование рынка труда и межрегионального регулирования занятости, создание рынка капиталов путем развития системы акционерных компаний, фондовых бирж, коммерческих банков и др.;
- оздоровление экологической обстановки, модернизация инфраструктуры и улучшение жизненной среды в сельской местности путем развития разных форм собственности и предпринимательства, упорядочение внешнеэкономических связей и др.;
- обеспечение стабильности в политическом отношении, недопущение межэтнической напряженности и противоречивости.
Реализация этих задач исключает унифицированный подход к проведению экономических реформ, ориентированных на средние условия. Необходима гибкая региональная политика с учетом особенностей каждого региона, различных стартовых условий вхождения в рынок, природно-ресурсного и трудового потенциала, экологической обстановки и природных условий в отдельных регионах.
Таким образом, региональная политика опирается на развитие региональной экономики, смещение центра тяжести от общих территориальных проблем на региональный уровень с учетом рациональности развития отдельных районов, не разрушая единого экономического пространства государства в целом.
В рассматриваемом контексте, комплексная оценка экономики Кабардино-Балкарской Республики показывает ее низкую конкурентоспособность: регион занимает 81 место - одно из последних среди субъектов РФ. Экономические проблемы республики характерны и для других северокавказских регионов. На наш взгляд низкая конкурентоспособность связана с недостаточной интеграцией интересов хозяйствующих субъектов при использовании имеющихся в республике ресурсов. Так, например, основные отрасли экономики, приносят в бюджет республики менее 20% валовых поступлений.
Следует отметить, что при сохранении сложившейся структуры, предпосылки для преодоления кризиса конкурентоспособности слабее, чем у большинства других субъектов Российской Федерации. В то же время, по оценкам инвесторов с учетом доли экономически активного населения, фактической пригодности региона для инвестирования и проживания с учетом объема инвестиций на душу населения и коэффициента миграционного прироста республика вышла на 35 место. Относительная способность региона к конкуренции на внешнем рынке, оцениваемая по ВРП в расчете на одного занятого в экономике и доле произведенной в республике продукции, поставленной на экспорт, оказалась пока на 79 месте.
Таким образом, проблемы, накопившиеся в экономике республике, носят системный характер и с низкой эффективностью использования ресурсов, с недооценкой конкурентных преимуществ региона. Генеральная стратегия развития региона должна предусмотреть концентрацию усилий и ресурсов на приоритетных секторах экономики, обеспечивающих высокий уровень оплаты труда, а также устойчивое поступление средств в бюджетную систему республики.
При реализации стратегической региональной политики необходимо выявлять наиболее перспективные направления экономического развития КБР, сконцентрировать на них усилия государства, властных структур региона, общества и приступить к поэтапному изменению структуры современной экономики. В основу такой политики следует положить факт того, что Кабардино-Балкария потенциально имеет ряд конкурентных преимуществ, на основе которых может быть сформированы перспективные направления ее развития. К таким преимуществам можно отнести следующее:
- потенциально высокая обеспеченность экономки трудовыми ресурсами;
- наличие мощного рекреационного потенциала и положительного опыта масштабного его использования;
- благоприятные природно-климатические условия для создания современного комплекса сельскохозяйственного производства и глубокой переработки его продукции.
При разработке стратегии развития социально-экономического положения региона на длительный период, необходимо выявить наиболее перспективные направления развития и сконцентрировать усилия в рамках региональной политики на последовательном улучшении экономических показателей. Для развития экономики КБР на долгосрочный период предусматривается две альтернативные программы, имеющие стратегическую направленность:
1. Альтернатива «КБР - центр здоровья и эффективного природопользования»
2. Альтернатива «КБР - центр туризма и рекреации».
В случае реализации программы «КБР - центр здоровья и эффективного природопользования» предлагаются широкие возможности для санаторно-курортного лечении, активного отдыха и укрепления здоровья. Для развития данного проекта в регионе имеются десятки различных уникальных по составу минеральных источника, условия для разработки и применения грязевых процедур. Также необходимо форсирование строительства новых и реконструкция действующих санаториев и домов отдыха в Нальчике, Приэльбрусье.
Строительство современного горнолыжного курорта международного уровня на 25 тыс. человек единовременного размещения позволит ежегодно предоставлять услуги на сумму около 15 млрд. рублей, создать свыше 35 тыс. новых рабочих мест в горно-рекреационном комплексе «Приэльбрусье» и сопряженных отраслях (агропромышленный комплекс, транспорт, связь, легкая промышленность), увеличить к 2012 году долю рекреации в валовом региональном продукте до 20%, а темп его роста повысить за счет этого на 60%.
Главной достопримечательностью рекреационного комплекса республики является центр горнолыжного спорта и туризма - район Приэльбрусья, который при должном развитии может превратиться в курорт международного класса, а также центр проведения соревнований по горнолыжному спорту олимпийского уровня.
Приэльбрусье в настоящее время является популярным местом отдыха туристов, горнолыжников, сноубордистов, альпинистов со всех стран мира. Природно-климатические условия высокогорий позволяют организовать круглогодичное эксплуатирование горнолыжных трасс. Нетронутая природа, красота ландшафтов, разнообразная флора и фауна привлекают любителей природы и туристов своей неповторимостью, имеющиеся эндемические виды растений и животных вызывают живой интерес исследователей со всего мира.
Проект развития горно-рекреационного комплекса «Приэльбрусье» включает в себя следующие мероприятия:
- создание условий для размещения максимально возможного количества отдыхающих;
- создание дополнительных трассовых площадей на горнолыжных склонах;
- строительство новых подъемников;
- увеличение продолжительности горнолыжного сезона;
- развитие сопутствующих видов зимнего спорта;
- введение новых методов организации обслуживания инфраструктуры трасс и подъемников и улучшение горнолыжного сервиса.
Общая сумма инвестиций, необходимая для реализации проекта в ближайшие 5 лет, составляет 19,2 млрд. рублей.
Широкая система подготовки кадров для туристических и санаторно-курортных учреждений, реализация вышеуказанных программ, позволит создать широкий спектр новых объектов санаторно-курортного комплекса. Реализация программ в полной мере позволит использовать весь имеющийся потенциал региона, придаст устойчивый характер развитию экономики, обеспечит занятость экономически активному населению, устойчивые доходы и пополнение бюджета.
Таким образом, реализация программы «КБР - центр здоровья и эффективного природопользования» и «КБР - центр туризма и рекреации» позволит:
- обеспечить высокие темпы устойчивого развития экономики региона;
- повысить финансовую самостоятельность республики;
- сформировать структуру экономики, способную использовать конкурентные преимущества КБР;
- повысить долю собственных налоговых поступлений в доходах бюджета КБР;
- обеспечить необходимые условия для создания бизнеса и гарантии его безопасности;
- создать и использовать современные инновационные технологии;
- обеспечить высокое качество транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.
Список литературы
- 1. Аузан А., Золотов А. Коалиции за модернизацию: анализ возможности возникновения // Вопросы экономики. - 2008. - № 1.
- 2. Баширов Х.Г. Проблемы перехода к устойчивому развитию экономики депрессивного региона. - Махачкала. - Лотос. - 2008.
- 3. Валеева Ю.С., Таишева Г.Р., Шарафутдинова Н.С. Особенности региональной инвестиционной политики в Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 29.
- 4. Лексин В.Н., Швецов А.И. Государство и регионы. Теория и практика. - М., - 2003.