Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

RESEARCH MECHANISMS OF STATE SUPPORT OF SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES: FUNCTIONAL-RESOURCE ASPECT

Gamidullaev R.B. 1 Gamidullaeva L.A. 2
1 Moscow State University of Technology and Management named K.G. Razumovsky
2 Penza State University
In terms of becoming a Russian innovative economy increasing importance of small innovative enterprises, and it becomes a key factor for radical changes. International experience demonstrates the need for state support of the economy. Allocated problem is even more updated with the introduction in relation to Russian economic sanctions and complication of the geopolitical situation. The article investigates the structure of the system of state support of small business, analysis of the main mechanisms for its implementation, as well as the development of the principles of state support in the sphere of innovative entrepreneurship. Allocated target-oriented, organizational-legal and functional-resource mechanisms. Authors was focused on the analysis of functional-resource mechanism of state support of small innovative enterprises in Russia and prospects of its development.
financial and resource mechanism
mechanisms
government support
small innovative businesses
В настоящее время перед Россией стоит важнейшая задача - построение экономики инновационного типа. Обозначенная задача еще более актуализируется в связи с введением по отношению к России экономических санкций и осложнением геополитической обстановки. Инновационное экономическое развитие многих развитых стран базируется на динамичном функционировании малого предпринимательства. Важнейшую роль в данном вопросе может сыграть сектор малого инновационного предпринимательства.

Государство разрабатывает механизм поддержки инновационной деятельности малых предприятий. Термин «механизм» [4] означает: внутреннее устройство (система звеньев) машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие; система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности; последовательность состояний, процессов, определяющих собою какое-нибудь действие, явление.

По определению М.И. Круглова «Комплексный механизм управления представляет собой совокупность экономических, мотивационных, организационных и правовых (а в ряде случаев - также политических) способов целенаправленного взаимодействия субъектов хозяйствования (субъектов предпринимательства и научно-технического развития) и воздействия на их деятельность, обеспечивающих согласование интересов действующих сторон, объектов и субъектов управления» [2, с. 126].

Таким образом, под механизмом государственной поддержки малого инновационного предпринимательства (МИП) предлагаем понимать совокупность взаимосвязанных элементов, инструментов и методов организации и управления, обеспечивающих функционирование системы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства.

Информационную основу исследования составили результаты проведенного нами анкетирования выборочной совокупности малых инновационных предприятий, а также результаты социологического исследования, опубликованные в отчете Опоры России «Конкурируя за будущее сегодня: новая инновационная политика для России» [7].

Рассматривая систему государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, следует отметить, что она должна иметь: четко определенные цели; органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей; информационную систему; инструменты регулирования и поддержки.

Систему государственной поддержки МИП следует рассматривать как множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность. Функции отдельных элементов системы вытекают из основной ее цели и задач. Основная цель состоит в создании наиболее благоприятных условий для развития малого инновационного предпринимательства.

К основным инструментам регулирования, в свою очередь, относятся несколько составляющих:

1) прямое государственное стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) путем распределения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов (госзаказ, гранты, кредитование) между различными сферами научных исследований и разработок в соответствии с системой государственных научных приоритетов;

2) косвенное государственное стимулирование науки и освоения ее достижений в государственном и частном секторах экономики с помощью налоговой, амортизационной, патентной, таможенной политики, а также путем поддержки МИП;

3) предоставление различного рода льгот субъектам инновационного процесса (как непосредственно предпринимателям, осуществляющим инновации, так и тем элементам инфраструктуры, которые оказывают им ту или иную поддержку);

4) формирование инновационного климата в экономике и инфраструктуры обеспечения исследований и разработок, включая национальные службы научно-технической информации, патентования и лицензирования, стандартизации, сертификации, статистики, аналитические центры для изучения зарубежного опыта, подготовки прогнозов научно-технического развития и формирования на их основе системы национальных научных приоритетов для обеспечения информацией лиц, принимающих решения.

Идеально, когда действие инструментов направлено на решение ключевых проблем объекта регулирования. Однако в нынешних социально-экономических условиях требовать полноты и завершенности от политики в любой сфере не приходится, поскольку в обстановке перманентного кризиса стратегические и текущие цели государства находятся в постоянном противоречии.Проведенный в ходе исследования опрос малых инновационных предприятий показал, что 40 % респондентов считают проводимую государством политику в сфере поддержки МИП неэффективной.

Согласно одному из существующих подходов выделяются такие принципы государственной поддержки малого бизнеса, как протекционизм; программно-целевой характер; дифференцированность; обусловленная гарантированность поддержки и ответственность госорганов; учет динамичности и противоречивости процесса становления слоя малых предпринимателей; ориентированность системы поддержки МП на регулирование внешней среды малого предпринимательства, на внутренние функциональные области малых предприятий и на самоорганизацию соответствующей системы институтов [6, с. 41]. Данные принципы, на наш взгляд, также применимы для системы господдержки и малого инновационного предпринимательства.

Под протекционизмом господдержки понимается государственная защита интересов российских МИП и поощрение экспорта конкурентоспособного товара на внешних рынках путем осуществления тарифного и нетарифного регулирования.

Под дифференцированностью господдержки понимается учет вида инновационной продукции при оказании поддержки, то есть, является ли созданная инновация впервые внедренной продукцией, либо усовершенствованной продукцией и т.п. [5, с. 3].

Программно-целевой характер господдержки подразумевает выработку единой целевой стратегии, методов и инструментов поддержки МИП, а также разработку государственных программ, способствующих формированию и развитию сектора малого бизнеса в России.

Обусловленная гарантированность поддержки и ответственность госорганов - необходимый фактор осуществления как государственный политики по поддержке инновационной деятельности в целом, так и, в частности, развития МИП.

Ориентированность на регулирование внешней среды МИП - подразумевает использование государством, в первую очередь, не прямые методы регулирования, а косвенные, посредством создания благоприятных внешних условий для функционирования предприятий (стабильность в экономике, низкая инфляция, благоприятная политическая обстановка и т. п.)

Учет динамичности и противоречивости процесса становления слоя МИП - разработка программ господдержки должна учитывать многочисленные факторы риска в этой сфере.

Вышеперечисленные принципы, по нашему мнению, необходимо дополнить следующими.

1. Оптимизация государственной поддержки должна осуществляться «путем возможности сочетания различных ее форм и способов реализации с учетом особенностей субъекта инновационной деятельности, этапа инновационной деятельности, результатов научной и научно-технической деятельности, используемых при производстве инновационной продукции, вида производимой инновационной продукции и других показателей» [5, с. 1].

2. Рациональность предоставления государственной поддержки подразумевает, что она должна исключать необоснованное финансирование аналогичных инновационных проектов и программ.

3. Постоянное совершенствование форм государственной поддержки и способов ее реализации - это неотъемлемый процесс, так как меняется внешняя среда, развиваются и сами инновационные предприятия, соответственно все это требует совершенствования господдержки, ее форм и способов реализации.

Предлагаем в системе господдержки МИП выделить 3 подсистемы: программно-целевой блок, организационно-правовой и функционально-ресурсный.

Программно-целевой блок системы господдержки включает в себя цели, принципы, методы, концепции и программы поддержки малых предприятий.

Организационно-правовой блок включает в себя специализированные органы государственного управления и органы государственной и негосударственной поддержки малого предпринимательства, а также его законодательную и нормативно-правовую базу. Функционально-ресурсный блок оказывает регулирующее воздействие на процесс становления предпринимательства как на макроуровне, так и на микроуровне.

Следуя логике исследования, выделим в системе господдержки МИП программно-целевой, организационно-правовой и функционально-ресурсный механизмы поддержки.

Таблица 1- Механизмы господдержки малого инновационного предпринимательства

Механизмы

 

Характеристика

Содержание

Программно-целевой

цели, принципы, методы, концепции и программы поддержки МИП.

программно-целевое обеспечение поддержки МИП

Организационно-правовой

регулирование внешней среды взаимодействия соответствующих институтов и субъектов предпринимательской деятельности специализированными органами государственного управления и органами государственной и негосударственной поддержки МИП

 

законодательное и нормативно-правовое обеспечение; содействие малому бизнесу в осуществлении внешнеэкономической деятельности; интеграционное взаимодействие крупного и МИП; международное сотрудничество в области поддержки малого предпринимательства России и стран СНГ и т.д.

Функционально-ресурсный

оказывает регулирующее воздействие на процесс становления предпринимательства как на макроуровне (внешняя среда), так и на микроуровне (внутренняя среда).

 

финансово-кредитное обеспечение, инвестиционное обеспечения, технологическое обеспечение, информационное обеспечение, кадровое обеспечение, инфраструктурное обеспечение и др.

Ранее в своих исследованиях мы акцентировали внимание в большей степени на анализе программно-целевого и организационно-правового механизмов. В рамках данной статьи предлагаем подробнее остановиться на функционально-ресурсном блоке господдержки, оказываемой МИП. Формой финансовой поддержки государством инновационной деятельности служит опосредованное финансирование из бюджета научных исследований и разработок через различные фонды и венчурные компании. В финансировании инновационной деятельности с участием государства важную роль играет такой элемент как частно-государственные партнерства, предназначенные для стимулирования инновационной активности частного бизнеса. Частно-государственные партнерства способствуют формированию конкурентной среды и более эффективному использованию бюджетных средств. Управляя частно-государственными партнерствами важно изначально определить зоны ответственности государства и бизнеса. Как правило в современных условиях приоритет отдается мегапроектам, которые уже реализуются и развитию инновационной инфраструктуры. На практике наиболее часто реализуются мегапроекты, выполняемые представителями науки и промышленности, в основе которых лежит идея о разделении рисков по развитию сферы высоких технологий между государством и бизнесом. Проблема заключается в том, что зачастую данные проекты по сути не являются инновационными, а заключаются лишь в модернизации производства.

Во всем мире большой вклад в активизацию инновационной деятельности вносят венчурные инновационные фонды. Следует отметить, что опыт привлечения венчурного финансирования для поддержки перспективных проектов оказался не очень успешным. Главные причины такой ситуации, на наш взгляд, состоят в том, что государство не берет на себя реальных рисков, а также отсутствуют стимулы для вложения в высокорисковые проекты в условиях, когда более надежным остается вложение в сырьевые отрасли, торговлю, строительство.

Поскольку зарубежные схемы венчурного финансирования плохо работают в российских условиях, целесообразно подумать о разработке модификаций схем венчурного финансирования, позволяющих привлечь венчурное финансирование в условиях неразвитого фондового рынка, избытка предложений по разработке НИОКР, неразвитой системы "выхода" из создаваемых венчурных предприятий.

Анализ нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность малых инновационных организаций, позволил выявить следующие направления финансово-кредитной поддержки МИП: поддержка на стадии формирования инновационных проектов; поддержка на стадии реализации инновационных проектов; поддержка развития существующих предприятий.

Поддержка на стадии формирования инновационных проектов включает в себя: выявление, отбор и поддержку перспективных прикладных научных идей и научно-исследовательских разработок с высокой степенью коммерциализуемости, для создания в среднесрочной перспективе инновационной продукции и услуг, имеющих значительные конкурентные преимущества перед существующими аналогами.

Поддержка на стадии реализации инновационных проектов подразумевает поддержку создания новых, как правило, малых предприятий для освоения выпуска инновационной продукции и оказания инновационных услуг со сроком окупаемости проектов от трех до пяти лет.

Поддержка развития существующих предприятий за счет внедрения инновационных технологий и освоения выпуска инновационной продукции подразумевает поддержку, оказываемую с целью расширения действующих производств, либо их модернизации.

В каждом направлении преобладают свои конкретные формы поддержки. На стадии формирования инновационных проектов преобладают следующие формы поддержки:

1) финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (оказания услуг) в рамках государственных контрактов, заключенных с победителями конкурсов, проводимых с целью проведения работ или оказания услуг для государственных нужд;

2) гранты на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предоставляемые победителям конкурсов некоммерческими организациями;

Интересны результаты опроса [7] ученых, показывающие, что значительное распространение в настоящее время получила коррупция в системе конкурсного финансирования научных исследований. Во-первых, более половины (51%) ученых заявляют о распространении практики проведения конкурсов «под конкретных людей» (при этом 19% используют формулировку «чрезвычайно распространена»). Другое проявление коррупции - неформальные платежи или «откаты», которые победитель конкурса должен выплатить организаторам за свою победу. 26% участников опроса говорят о распространении «откатов», а лишь 17% полагают, что организации-грантодатели работают более-менее честно. Данное обстоятельство в очередной раз напоминает о системном характере господдержки инновационного бизнеса и о первоочередной необходимости развития правовой культуры самого общества.

Дополнительно к основным формам поддержки в указанном направлении применяются такие формы поддержки, как социальные выплаты и организационная поддержка проектов.

На стадии реализации инновационных проектов преобладает такая форма поддержки, как гранты. Несмотря на значительные меры поддержки в виде грантов, субсидий и поручительств, основная часть средств выделяется государством по данному направлению на возвратной основе: в виде займов, а также временного (венчурного) вхождения в уставный (акционерный) капитал организаций. Указанные формы практикуются Государственной корпорацией «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО), Открытым акционерным обществом «Российский банк развития», Открытым акционерным обществом «Российская венчурная компания» и др.

Поддержка развития существующих предприятий за счет внедрения инновационных технологий и освоения выпуска инновационной продукции является комплексным сочетанием первых двух и, соответственно, для него характерны как формы поддержки формирования инновационных проектов, так и формы поддержки реализации инновационных проектов. Данное направление характеризуется комплексным сочетанием невозвратного и возвратного финансирования: на доработку или адаптацию технологий выделяются невозвратные средства в форме субсидий, на подготовку производства - возвратные в форме займов, кредитов, временное участия в уставном (акционерном) капитале организаций.

В последние годы налоговая политика в Российской Федерации двигалась в направлении стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности. В результате, законодательство о налогах и сборах уже сегодня содержит большое количество инструментов, направленных на поддержку инноваций.

Таким образом, обобщим результаты теоретического исследования финансово-кредитной подсистемы в структуре финансово-ресурсного механизма в виде следующей таблицы 2.

Таблица  2 - Формы и методы государственной поддержки МИП в финансово-кредитной сфере

Форма

Виды и методы

Сущность и цели

Финансовая

Инвестиционные фонды: федеральный; областной; муниципальные.

Прямое финансирование программ и проектов с целью их наиболее быстрой реализации.

Бюджетные средства: федеральный бюджет; республиканский бюджет; муниципальный бюджет.

Прямое бюджетное финансирование. Использование бюджетных средств под гарантии (поручительства). Оказание помощи.

Финансовые льготы: бюджетные; налоговые; предоставление отсрочек платежей; льготы по местным налогам.

Создание стартовых условий. Стимулирование нового проекта.

Венчурные фонды: федеральные; региональные; отраслевые.

Финансирование высокорисковых проектов малого бизнеса

Кредитная

Предоставление кредитов:

- по доверию; под залог; под поручительства.

Создание стартовых условий. Стимулирование нового проекта.



Страхование     рисков

Адаптация возможностей и условий страхования предпринимательского риска малого бизнеса. Использование специальных видов страхования малого бизнеса.

Обеспечение производственной и финансовой устойчивости предприятия.

Регулирование инвестиций

Стимулирование инвестиционной деятельности в малом бизнесе. Новые формы и схемы стимулирования инвестиционной деятельности (лизинговые, гарантийные, страховые).

Обеспечение ритмичной деятельности по реализации проекта.

Что касается кадрового обеспечения МИП (рис. 1), то данный сектор экономики испытывают острый дефицит кадров [9, с. 23].

Рис. 2. Основные организации, оказывающие кадровую поддержку МИП

Важнейшим элементом функционально-ресурсного механизма господдержки МИП в нашей стране является создание и функционирование имущественной инфраструктуры.

Инфраструктура инновационной деятельности- это комплекс организационно-экономических институтов, непосредственно обеспечивающих условия реализации инновационных процессов хозяйствующими субъектами на основе принципов экономической эффективности. Основные функции инфраструктуры инновационной системы заключаются в содействии созданию нового наукоемкого малого бизнеса, содействию коммерциализации научных разработок вузов, НИИ, содействию повышению конкурентных преимуществ инновационного бизнеса путем оказания услуг. При этом важнейшим направлением создания инновационной инфраструктуры является формирование инновационных центров, научных и технологических парков и инкубаторов, благодаря которым осуществляется стратегия стимулирования роста, сводящая воедино элементы промышленной, региональной и инновационной политики.

Информационное обеспечение инновационной деятельности является также очень значимым элементом в системе поддержки МИП. В статье 29 ФЗ «О государственной поддержке инновационной деятельности в РФ» определены формы, в которых должна предоставляться государственная информационная поддержка инновационной деятельности [5].

Также в данной статье говорится о том, что государство гарантирует равный доступ субъектов инновационной деятельности к государственным ресурсам научно-технической, патентной и иной информации, необходимой для осуществления процессов инновационной деятельности.

Сложившаяся система достаточно эффективно решает ряд проблем. Так техническая информация сейчас доступна в больших объемах практически по всем направлениям науки и техники. Не представляет особых проблем доступ к патентной информации. Следует отметить, что достаточно полезной для информационного обеспечения малых предприятий может оказаться деятельность Роспатента. Как известно, патенты содержат сведения не только о существе высокотехнологичных пионерных изобретений, но и об их владельцах, о фирмах-соперниках на рынке аналогичных товаров и о странах, лидирующих в определенной предметной области, и поэтому рассматриваются во всем мире как источник не только технической, но и важнейшей предпринимательской информации стратегического значения.

Основная информация, которая может оказывать влияние на решение задач инновационного развития, и по которой существует значительный дефицит, связана с информацией о рынках.

Один из наиболее существенных недостатков системы поддержки инновационного предпринимательства в России на данный момент - ориентированность на создание предложения инновационных продуктов при имеющем зачастую место недостатке внимания к оценке объемов спроса на данные продукты. В связи с этим данное направление поддержки должно быть в первую очередь ориентировано на стимулирование создания востребованных продуктов, которые будут иметь спрос после выхода в серийное производство.

Немаловажным представляется и предоставление научной поддержки МИП (рис. 3), которая может осуществляться рядом научных организаций - как учебных заведений, так и научных институтов. Следует отметить, что характерной особенностью инновационной сферы в России является «выход» новых технологий преимущественно из научных организаций.

Рис. 3. Основные типы организаций, оказывающих научную поддержку МИП [9, с. 25].

К направлению экспертно-консультационной поддержки относятся, в первую очередь, те организации, которые оказывают малым инновационным предприятиям услуги экспертизы инновационных проектов, оценки их технической и экономической целесообразности, а также консультационные услуги по широкому кругу вопросов, связанных как с предпринимательством в целом, так и с инновационным предпринимательством в частности. Следует отметить, что главным образом поставщиками подобных услуг являются инновационно-технологические центры (технопарки, инновационные инкубаторы и т.д.), что является «отклонением» от традиционного понимания функций организаций данного типа (сформировавшимся в развитых странах). В связи с этим следует признать, что рыночный сегмент, ориентированный на предоставление данного типа услуг еще не сформировался в то время как данная сфера активности может быть занята именно частными компаниями, действующими на рыночных конкурентных принципах (рис. 4).

Рис. 2.7. Основные организации, оказывающие экспертно-консультационную поддержку

Маркетинговая поддержка инновационного предпринимательства - исключительно важный для активности в этой сфере сегмент. Поиск спроса на инновационную продукцию в ряде случаев выступает существенным ограничением, так как (как уже отмечалось выше) создание новых технологий и разработок в России преимущественно идет «со стороны» предложения. В то же время имеет место существенный недостаток активности в сфере предоставления услуг по оценке потенциального спроса для инновационной продукции. Рыночный сегмент - маркетинговые агентства, не способны в достаточной мере профессионально работать с инновационными продуктами, а нерыночный сегмент фактически не сформирован [9, с. 25].

Рис. 4. Основные организации, осуществляющие маркетинговую поддержку МИП

Слабо развито технологическое регулирование инновационной деятельности в России: технические стандарты, система сертификации качества, метрологии. Последние годы отмечены возрождением интереса к этой сфере - в частности была сформулирована новая политика в области стандартизации и метрологии. Соответствующие комитеты созданы в таких важных отраслях, как управление производством, ИКТ и нанотехнологии.

Таблица 3 - Характеристика финансово-ресурсного механизма господдержки МИП

Название подсистемы

Характеристика современного уровня развития

Финансово-кредитное обеспечение

На каждой из стадий реализации инновационных проектов созданы инструменты финансирования, однако механизмы их реализации развиты слабо. Рынок кредитования МСП находится еще в недостаточно развитом состоянии.

Инвестиционное

обеспечение

Опыт привлечения венчурного финансирования для поддержки перспективных проектов оказался не очень успешным в силу того, что государство не берет на себя реальных рисков, а также отсутствуют стимулы для вложения в высокорисковые проекты в условиях, когда более надежным остается вложение в сырьевые отрасли, торговлю, строительство. Те из венчурных фондов, которые финансируются иностранным капиталом, не способствуют росту конкурентоспособности нашего производства.

Технологическое обеспечение

Слабо развита вся система технологического регулирования: технические стандарты, регулирование, система сертификации качества, метрологии.

Информационное обеспечение

Несмотря на широкую доступность технической и патентной информации практически по всем направлениям науки и техники, существует значительный дефицит информации о рынках. Еще одна группа нерешенных вопросов связана с доведением информации о новых разработках до потенциальных пользователей, организация консультаций по их использованию.

Кадровое обеспечение

Имеется значительный дефицит квалифицированных кадров в области создания, реализации и управления инновационными проектами. Платежеспособный спрос в данном секторе достаточно велик, а предложение отстает от реальных запросов рынка.

Инфраструктурное обеспечение

Создано значительное количество объектов инновационной инфраструктуры, однако, эффективность их функционирования очень низкая.

Таким образом, анализ финансово-ресурсного механизма господдержки выявил множество проблем, требующих системного решения. Положительным моментом следует назвать тот факт, что на каждой стадии жизненного цикла инновационной продукции (работы, услуги) создана значительная инфраструктура (финансовая, имущественная и т.д.), однако функционирует она неэффективно, так как, в частности, по-нашему мнению, не определены критерии оценки эффективности расходования бюджетных средств. Другие направления, такие как информационное, технологическое обеспечение и др., развиты очень слабо.

Рецензенты:

Палаткин И.В., д.э.н., директор, профессор ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского», г. Пенза;

Чернецов В.И., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Управление инновациями» ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского», г. Пенза.