Бюджетное планирование чрезвычайно важно для любого муниципального образования, так как отвечает за своевременное выполнение основной функции по полному и своевременному исполнению расходных обязательств, установленных нормативными правовыми актами, а также исполнение договоров (контрактов) и соглашений, заключенных получателями средств муниципального бюджета.
В рамках достижения поставленной цели финансовый орган муниципального образования выполняет важную регулятивную функцию в сфере обеспечения стабильности бюджетной системы, создания условий для совершенствования бюджетного планирования, а также внедрения элементов бюджетирования.
Задачей любого финансового органа муниципального образования является обеспечение результативного и ответственного бюджетного планирования муниципальных финансов [1].
Результативность и ответственность бюджетного планирования муниципальных финансов, по нашему мнению, должны включать 4 составляющие, представленные на рис. 1.
Рис. 1. Четыре составляющие бюджетного планирования муниципальных финансов.
Основные позиции в сфере реализации данной задачи следует делить на два блока:
-
первый связан с нормативным регулированием бюджетного процесса;
-
второй - с реализацией принципов результативного и ответственного бюджетного планирования муниципальных финансов [2].
Первый блок заключает в себе 3 позиции.
-
Четкие и однозначные дефиниции ответственности и полномочий участников бюджетного процесса, в том числе финансового органа местного самоуправления, отвечающие за составление и исполнение бюджета.
-
Установление системы результатов деятельности, обеспечивающих исполнение финансовой политики муниципального образования.
-
Самостоятельность и ответственности ведомств, их структурных подразделений и учреждений при планировании и достижении результатов использования бюджетных ассигнований в рамках установленных финансовых ограничений.
Второй блок заключает в себе 5 позиций.
-
Наличие и соблюдение прозрачных и устойчивых к коррупции процедур принятия решений по использованию бюджетных средств, в том числе – при осуществлении бюджетных закупок.
-
Наличие и соблюдение формализованных требований к ведению бюджетного учета, составлению и предоставлению бюджетной отчетности.
-
Предоставление бюджетной отчетности в соответствии с общими принципами, необходимыми и достаточными для проведения межрегиональных и межведомственных сравнений.
-
Наличие и применение методов оценки результатов использования бюджетных средств ведомствами и учреждениями в отчетном и плановом периоде.
-
Регулярного проведение анализа и оценки качества управления финансами с поддержкой мер по его повышению.
Полное выполнение двух блоков потребует большого времени и средств. Альтернативой этому положению может послужить «симбиоз позиций» из первого и второго блока. «Симбиоз позиций» послужит для получения частичного эффекта по улучшению управлением системой муниципальных финансов при затрате меньшего времени и административных ресурсов, т.е. следует говорить о расстановке приоритетов муниципальным образованием для себя.
Ниже приведена формула «симбиоза позиций» и применение одного из таких симбиозов по развитию бюджетного планирования муниципальных финансов, заключающий в себе ряд позиций из вышеперечисленных блоков.
Рис. 2. Симбиоз позиций по развитию системы бюджетного планирования муниципальных финансов: P1 - номер позиции; B1 - название блока.
Применение результата данного «симбиоза позиций» по развитию бюджетного планирования муниципальных финансов позволит решить следующие задачи:
-
обеспечение самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления при формировании расходов, прежде всего при определении объектов бюджетных инвестиций и объема расходов на заработную плату в бюджетной сфере;
-
консолидацию отдельных направлений финансовой помощи;
-
соблюдение прозрачных и устойчивых к коррупции процедур принятия решений по использованию бюджетных средств;
-
стабильность методик и результатов распределения межбюджетных трансфертов из районного бюджета;
-
выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Результаты применения «симбиоза позиций» выражаются в следовании принципам, предполагающим введение среднесрочного финансового планирования, анализа и управления рисками в бюджетной сфере, улучшение качества прогнозирования основных параметров районных бюджетов [3; 4].
Однако, как уже говорилось, достижение целей и решение задач обеспечивается реализацией всех вышеперечисленных позиций, направленных на формирование стабильной финансовой основы для исполнения расходных обязательств муниципальных образований.
В условиях расширения бюджетной самостоятельности и ответственности местных органов власти возрастает значение механизмов поддержки, проводимых на местном уровне реформ, направленных на повышение эффективности функционирования бюджетного сектора и качества управления общественными финансами на муниципальном уровне [5].
Рецензенты:
Савалей В.В., д.э.н., профессор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток;
Латкин А.П., д.э.н., профессор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток.