Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

С.В. Мусина, Е.В. Егорычева, М.К. Татарников

Для более успешной воспитательной работы в процессе физкультурно-спортивных занятий важно иметь в виду, что понимание значимости спортивной деятельности для профессионального становления зависит не только от объективных, но и от субъективных факторов, так как она непосредственно связана с личностно-мотивационной сферой, с реализацией индивидом своих социальных, психических и физических способностей. Как и на что студенты будут расходовать приобретенную в самой физкультурно-спортивной деятельности силу и энергию, каким целям ее подчинят, как ее организуют - все это входит в субъективную характеристику их спортивной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности. Поэтому учебно-тренировочную работу и спортивные соревнования необходимо вести так, чтобы одновременно с заданиями по развитию двигательных способностей применялись конкретные способы педагогического стимулирования, чтобы они были действенными в развитии у студентов-спортсменов мотивационно-потребностного содержания их спортивной деятельности и в том числе их профессионального становления.

Занятия в спортивной секции включают напряженный тренировочный процесс, участие в соревнованиях, что также требует большой затраты времени и энергии. Сочетание хорошей успеваемости и высоких спортивных результатов является одним из насущных вопросов, и мы задались целью выяснить, какова успеваемость студентов ВПИ (филиал) ВолгГТУ, регулярно занимающихся в группах спортивного совершенствования, и сравнить ее со средними показателями. Для выяснения вопроса была взята группа спортсменов-студентов I-IV курсов в количестве 27 человек, регулярно в течение учебного года посещавших занятия в секциях волейбола, футбола, баскетбола три-четыре раза в неделю по полтора-два часа и участвовавших еженедельно в период с ноября по апрель в соревнованиях различного уровня. Успеваемость этих студентов оценивалась по результатам зимней и летней экзаменационных сессий 2008/2009 учебного года. На хорошо и отлично сдали зимнюю сессию студенты-спортсмены 63,0%, тогда как в целом по институту 41,3%; на удовлетворительно - студенты-спортсмены 37,0%, в целом по институту 53,5%; на неудовлетворительно - студенты-спортсмены 0,0%, в целом по институту 5,2 %. По результатам летней сессии на хорошо и отлично закончили учебный год студенты-спортсмены 66,7%, тогда как в целом по институту 50,6%; на удовлетворительно - студенты-спортсмены 29,6%, в целом по институту 45,4%; на неудовлетворительно - студенты-спортсмены 3,7%, в целом по институту 4,0%.

Полученные результаты показывают, что активные занятия студентов в группах спортивного совершенствования не мешают основной учебе в институте, а даже несколько повышают их успеваемость. Это объясняется тем, что тренировки студентов-спортсменов являются активным отдыхом от умственной работы, а смена деятельности значительно повышает работоспособность.

В физкультурно-спортивной деятельности ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Именно на спортивных тренировках проявляются такие волевые качества, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина. Эти качества необходимы при подготовке высококвалифицированного специалиста, от деятельности которого зависит эффективность и продуктивность руководимого им участка работы, людей, находящихся в его подчинении.