Пищеварительная система наиболее подвержена влиянию факторов среды, характера, а также способа питания. Желудочно-кишечный тракт представляет собой физиологическую систему, между частями которой имеется строгая координация и преемственность [2]. В сложной и многогранной работе, выполняемой пищеварительным аппаратом, а в частности тонкой кишкой, большая роль принадлежит сосудистой системе – интраорганному руслу, непосредственно участвующему в процессах обмена веществ в стенке органа [5, 10].
В процессе формирования, роста и старения внутренних органов соединительная ткань подвержена самым разнообразным воздействиям, в результате чего изменения происходят в ней в течение всей жизни [1, 3].
Действия, оказываемые со стороны внешних и внутренних сил, неоднородны по своей природе и характеру воздействия. Т.к. соединительная ткань выполняет не только стабилизирующую и формообразующую роль, она, будучи тканью внутренней среды, подвержена факторам активной механической работы, сопротивлению кровотоку при специфике гемодинамики, а также различной нагрузке со стороны близлежащих анатомических структур. Все эти факторы являются определяющими при формировании соединительно-тканного комплекса кровеносных сосудов [9].
Изучение структурной организации соединительнотканного каркаса сосудистой стенки и окружающей его ткани на этапах постнатального онтогенеза имеет важное значение в связи с тем, что кровоснабжение и функция органа находятся в прямой зависимости [4, 7].
Межсосудистая соединительная ткань, безусловно, подчиняется всем основным законам возрастных преобразований, характерным для соединительной ткани организма.
Находясь в тесном контакте в паравазальной соединительной тканью, межсосудистая соединительная ткань так же создает строго специфические условия для органной гемодинамики, которые в значительной степени имеют значение для функционирования органов в пожилом возрасте.
Возрастные преобразования межсосудистой соединительной ткани подвздошной кишки могут оказывать различное влияние на условия местного кровотока [8], на возможные изменения функциональных аспектов, и вследствие этого – на пищеварительные процессы в организме [11].
Целью исследования стало изучение структурной организации межсосудистой соединительной ткани подвздошной кишки мужчин пожилого возраста.
Материал и методы исследования
Для проведения исследования производился забор препаратов подвздошной кишки от 30 трупов мужчин пожилого возраста (61-73 года), умерших от ненасильственной смерти с быстрым темпом умирания от причин, не связанных с заболеваниями органов пищеварительной системы. Забор органов производился не позднее 24 часов после констатации факта смерти.
Изготовление гистологических препаратов проводилось по стандартной гистологической методике с применением окрасок: гематоксилин – эозин (обзорный метод окраски), резорцин – фуксин (по Вейгерту – для выявления эластических волокон), по Маллори (четкое окрашивание коллагеновых и ретикулярных волокон). Выявление гликозаминогликанов (ГАГ) проводилось толуидиновым-синим при рН = 2.8 и 4.6 с использованием в качестве контроля метилирования и деметилирования. Гликопротеины (ГП) выявлялись ШИК-реакцией, контроль проводился ацетилированием и деацетилированием [6]. Для изучения морфологии гистологических срезов применялся световой микроскоп при стандартном увеличении х175 на шестиугольной решетке с 25 точками.
Для определения ориентации волокнистых структур и межволоконных взаимоотношений на различных этапах онтогенеза, не выявляемой обычными гистотопографическими и гистологическими методами, проводилась сканирующая электронная микроскопия (СЭМ).
Для проведения СЭМ фиксация материала проводилась в 2% глютар-альдегиде в течение 5-7 суток с последующим отмыванием в фосфатном буфере и дегидратацией в ряду спиртов возрастающей концентрации. Полное обезвоживание осуществлялось в вакуумной установке. Подготовленный таким образом материал напыляли рафинированной медью. Поверхность ткани для напыления получали путем разрыва материала. Изучение напыленных участков производили на сканирующем электронном микроскопе JSM-15 при ускоряющем напряжении 15 кВ и увеличении от 600 до 3000.
Все проведенные исследования выполнены с соблюдением этических принципов (протокол №24/2010 заседания локального этического комитета ГОУ ВПО «КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» от 14.05.2010 г.)
Все полученные количественные данные подвергались необходимой статистической обработке с помощью компьютерной программы «Statistica 6.0 for Windows». Статистический анализ включал в себя методы описательной статистики. Учитывая малый объем выборки (n=30), применялись непараметрические методы описательной статистики с определением медианы (Ме), верхнего (С25) и нижнего (С75) квартилей.
Результаты исследования и их обсуждение
При изучении межсосудистой соединительной ткани подвздошной кишки на препаратах 30 трупов мужчин пожилого возраста установлено, что основу межклеточного матрикса межсосудистой ткани подвздошной кишки в пожилом возрасте составляет волокнистый компонент 73,77% [72,45; 76,24] (U<<0,001; р<<0,001), основное вещество занимает всего 26,23% [23,76; 27,55] (U<<0,001; р<<0,001).
Среди волокон в значительной мере превалируют коллагеновые – 75,51% [73,70; 78,00] (U<<0,001; р<<0,001) (рис. 1), характеризующиеся выраженной фуксинофилией до 4-5 баллов, они располагаются в виде грубых тяжей, изогнутых по спирали. Толщина пучков увеличивается по сравнению с первым периодом зрелого возраста до 26,60 мкм [25,40; 30,80] (U<<0,001; р<<0,001). Волокна распределены по всей межсосудистой соединительной ткани, идут в различных направлениях от сосуда и паравазальной соединительной ткани. Расстояние между волокнами сокращается по сравнению с предыдущей возрастной группой до 9,55 мкм [8,50; 10,80] (U=8,00; р<<0,001).
Содержание других видов волокон – эластических и ретикулярных – заметно снижается по сравнению с первым периодом зрелого возраста и составляет 17,84% [16,76; 19,69] (U=39,00; р<<0,001) и 6,34 % [5,28; 7,60] (U=3,00; р<<0,001) соответственно от всего объема волокнистой стромы (рис. 3).
Эти волокнистые элементы распределены равномерно по всей межсосудистой соединительной ткани между тяжами коллагеновых волокон и формируют межтканевые взаимоотношения с близлежащими анатомическими структурами (рис. 1).
Рис. 1. Межсосудистая соединительная ткань подвздошной кишки мужчины в возрасте 72 лет (окраска по Маллори, × 400). 1 - артерия, 2 – вена, 3 – межсосудистая соединительная ткань
Рис. 2. Коллагеновые (1) и эластические (2) волокна межсосудистой соединительной ткани подвздошной кишки мужчины в возрасте 72 лет (СЭМ, × 600)
Рис. 3. Процентное соотношение волокнистой стромы межсосудистой соединительной ткани подвздошной кишки
Толщина эластических волокон 2,50 мкм [2,00; 3,00] (U=12,00; р<<0,001) они практически лишены характерной извитости. Ретикулярные волокна толщиной до 1,00 мкм [1,00; 2,00] (U=236,00; р=0,167), представленные в минимальном количестве, выполняют скрепляющую роль.
Для гистохимической картины основного вещества межклеточного матрикса характерна положительная ШИК-реакция до 2-3 баллов при отсутствии интенсивности метахомазии.
Заключение
В результате проведенного научного исследования установлены закономерности структурной организации межсосудистой соединительной ткани подвздошной кишки мужчин пожилого возраста. Межсосудистая соединительная ткань подвздошной кишки в указанный возрастной период характеризуется определенными возрастными преобразованиями, которые полностью согласуются с общей этапностью возрастных преобразований соединительной ткани в организме.
Результаты СЭМ подтверждают этапную направленность возрастной изменчивости межсосудистой соединительной ткани, которая заключается не только в количественном перераспределении волокнистых компонентов и основного вещества, но и в существенных качественных преобразованиях волокон. Коллагеновые волокна приобретают вид грубых тяжей, эластические волокна теряют характерную извитость.
Нарастание волоконного компонента, преобладание коллагена, изменение структуры коллагеновых волокон подтверждается не только морфологическими препаратами, но и данными гистохимического исследования.
Рецензенты:
Самотесов П.А., д.м.н., профессор кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск;
Шарайкина Е.П., д.м.н., профессор кафедры анатомии и гистологии человека Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск.