Необходимо отметить, что в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» и приказом Минздравсоцразвития РФ от 07 июля 2009 г. № 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» к числу руководителей медицинских организаций относятся лица, как из числа медицинских работников (главный врач, заведующий), так и не из числа медицинских работников (президент, директор) [5, 6], что в свою очередь определяет особенности подготовки этих специалистов.
Так, должность руководителя медицинской организации не из числа медицинских работников может занимать лицо, к квалификации которого предъявляются требования: «высшее профессиональное образование (экономическое, юридическое) и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении» [5]. А, как известно, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает несколько уровней высшего профессионального образования: «...2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование -подготовка кадров высшей квалификации» [3].
Таким образом, в настоящий момент руководитель медицинской организации не из числа медицинских работников может иметь любую степень подготовки по программам высшего профессионального образования, в то время как руководитель из числа медицинских работников обязан пройти подготовку в интернатуре или в ординатуре (с 01 сентября 2016 г. только в ординатуре) [4], а ординатура, в соответствии с вышеупомянутым федеральным законом [3], - это уровень подготовки кадров высшей квалификации.
Помимо этого, специальная подготовка по «менеджменту в здравоохранении» в настоящее время может осуществляться как по программам высшего профессионального образования, так и по программам дополнительного профессионального образования, включающего профессиональную переподготовку и повышение квалификации, цели, структура и сроки освоения которых существенно различаются [3, 8]. Поэтому, на наш взгляд, в части специальной подготовки по «менеджменту в здравоохранении» требуется уточнение в действующих нормативных правовых документах.
Чрезвычайно важным является и то, что руководитель из числа медицинских работников обязан повышать квалификацию не реже 1 раза в 5 лет, в то время как аналогичных требований к руководителю, не относящемуся к категории «медицинский работник», в настоящем нормативном правовом поле не предъявляется [4, 6].
Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» к руководителям медицинских организаций из числа медицинских работников относятся:
- «главный врач (начальник) медицинской организации;
- директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа;
- заместитель руководителя (начальника) медицинской организации;
- заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации - врач-специалист;
- заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации;
- главная медицинская сестра (главная акушерка, главный фельдшер)» [7].
Однако приказ Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» определяет квалификационные требования к должностям «главный врач...медицинской организации» и «заместитель главного врача по медицинской части», но только лишь, «станции скорой медицинской помощи» [5].
Также, в настоящее время существует нескоординированность между подготовкой руководителей медицинских организаций по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и возможностью назначения этих лиц на должности «главный врач» и «заместитель главного врача». Приказ Минздравсоцразвития РФ от 07 июля 2009 г. № 415н квалификационными требованиями к специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» определяет следующее: «Интернатура или (и) ординатура по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или профессиональная переподготовка по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» руководителей медицинских организаций и медицинских организаций по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, заместителей руководителей медицинских организаций и медицинских организаций по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, врачей-методистов, врачей-статистиков, специалистов системы медицинского страхования, специалистов органов управления здравоохранением всех уровней, а также лиц, включенных в резерв кадров на замещение должности руководителя медицинской организации, органа управления здравоохранением» [6], что предполагает необходимость лица, поступающего на обучение, занимать вышеуказанные должности к началу прохождения дополнительного профессионального образования.
В то же время кандидат не может быть принят на должность главного врача или заместителя главного врача без сертификата по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», и соответственно, прохождения обучения, что обусловлено рядом нормативных правовых актов, а именно:
- Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» жестко декларирует, что «право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие ... и имеющие сертификат специалиста» [4];
- В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», одним из лицензионных требований к осуществлению медицинской деятельности является наличие «у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ... дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье"» [1];
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н в разделе II. «Должности руководителей» определяет следующие требования к квалификации руководителя медицинской организации: «высшее профессиональное образование ... сертификат специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье"» [5].
Таким образом, в настоящее время, принимая на обучение по программам профессиональной переподготовки или повышения квалификации, образовательная организация, соблюдая требования приказа Минздравсоцразвития России «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения», должна удостовериться в том, что обучающийся действительно занимает должность главного врача, заместителя главного врача и т.д. или состоит в резерве на замещение этих должностей на момент зачисления. В то время как абсолютным условием для осуществления медицинской деятельности является наличие сертификата специалиста. И, соответственно, обучающийся, как правило, не может подтвердить, что к началу обучения он занимает необходимую должность.
Считаем важным отметить и то, что в настоящий момент не определены различия в подготовке руководителей из числа медицинских работников для замещения должностей «главный врач» и «заместитель главного врача» медицинской организации. Данный факт существенно затрудняет в определении должностных обязанностей, требований к квалификации и, соответственно, содержания образовательных программ и особенностей подготовки этих специалистов.
Сегодня специальность «Организация здравоохранения и общественное здоровье» может быть присвоена в результате освоения обучающимися программ интернатуры / ординатуры или программ профессиональной переподготовки. Программа ординатуры согласно приказу Минобрнауки РФ от 26 августа 2014 г. №1114 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.71 Организация здравоохранения и общественное здоровье (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» должна разрабатываться в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, что предполагает единообразие всех реализуемых программ на территории Российской Федерации [9]. В то время как, программы профессиональной переподготовки разрабатываются образовательными организациями самостоятельно, а, следовательно, при реализации разными образовательными организациями могут существенно отличаться как по объему, так и по содержанию. Это дает возможность предположить, что обучающиеся по различным, т.е. не унифицированным программам профессиональной переподготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» обладают не одинаковым набором компетенций по завершению обучения, но занимают равнозначные должности и выполняют идентичный набор трудовых функций.
Таким образом, мы полагаем, что в настоящий момент необходимо унифицировать программы дополнительного профессионального образования в части утверждения стандартного перечня компетенций, на формирование которых нацелено обучение. Вместе с тем применение тех или иных средств, методов и технологий процесса обучения, должны регулироваться самостоятельно каждой отдельной образовательной организацией.
В настоящее время обсуждаются проекты профессиональных стандартов. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», профессиональные стандарты применяются:
«а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования» [2].
В связи с чем, считаем целесообразным при разработке профессионального стандарта специалиста в области Организации здравоохранения учесть указанные выше неточности нормативной правовой базы и несогласованность отдельных документов.
Так, по нашему мнению, логично выделить следующие обобщенные трудовые функции специалиста в области Организации здравоохранения, соответствующие определенным должностям в медицинской организации:
- Трудовая функция «Ведение статистического учета», должность «врач-статистик».
- Трудовая функция «Организационно - методическая деятельность и организация статистического учета», должность «врач-методист».
- Трудовая функция «Управление структурным клиническим подразделением медицинской организации», должность «заведующий структурным (клиническим) отделением».
- Трудовая функция «Управление организационно-методическим отделом», должность «заведующий организационно-методическим отделом».
- Трудовая функция «Управление процессами деятельности медицинской организацией», должность «заместитель главного врача».
- Трудовая функция «Управление медицинской организацией», должность «главный врач».
Таким образом, на наш взгляд, выстраивается упорядоченная структура траектории профессионального и карьерного роста специалиста в области организации здравоохранения, обоснованно различаются выполняемые на разных должностях трудовые действия и предъявляются особые требования к опыту работы специалиста. Все это, в свою очередь, предопределяет необходимость разработки и реализации дифференцированных образовательных программ в рамках специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» с учетом трудовых функций, уровня квалификации и занимаемой должности.
В заключение считаем необходимым уточнить, что в настоящий момент существует необходимость в разграничении трудовых функций специалиста в области Организации здравоохранения с учетом уровня квалификации и занимаемой должности, что в свою очередь, предопределяет дифференцированный подход к обучению этих специалистов. При этом, на наш взгляд, программы дополнительного профессионального образования, реализуемые во всех образовательных организациях на территории Российской Федерации, должны быть унифицированы по набору формируемых в ходе обучения профессиональных компетенций для одного и того же уровня квалификации специалиста в области Организации здравоохранения.
Рецензенты:
Бутова В.Г., д.м.н., профессор, руководитель научно-методического отдела ФГБУ «ЦНИИСиЧЛХ» Минздрава РФ, г. Москва;
Духанина И.В., д.м.н., профессор, ГБОУ ВПО «МГМСУ им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, г. Москва.