Медицина - это тоже искусство. Причем, по утверждению Гиппократа: «самое благородное». Однако, возникает вполне логичный вопрос: что общего между обучением будущих врачей и художественно-эстетическим воспитанием? Не станет ли это еще одним фактором, «засоряющим» и без того перегруженную многочисленными дисциплинами программу? [2, 7]. Сегодня все чаще говорят о важности клинической психологии, социальной медицине, комплаентности (как важной составляющей эффективной терапии), т.е. медицина шагнула далеко за рамки естественнонаучного познания человека, и это - правильно. Однако, такого рода преобразования научной и практической парадигм не могут не рефлексировать с методологией преподавания в вузах медицинского профиля [8]. Иными словами, учебные заведения должны реагировать на «социальный заказ» современного общества, то есть готовить специалистов, способных более глубоко проникать в сущность психологии человека, понимать не только патофизиологическую составляющую его заболевания, но видеть и психо-эмоциональную подоплеку [9, 10]. Очень важно, чтобы эстетическое воспитание носило не случайный характер, а было бы структурировано и систематизировано. Стихийные походы в музей, или филармонию, безусловно, полезны, однако куда лучше, если они будут продуманы и соотнесены с неким планом поэтапного образовательного процесса. Необходимо постепенно «вводить» студента в мир искусства, ибо эта сфера ему еще мало знакома, к тому же все незнакомое пугает. И без того априорное мнение молодежи о том, что искусство слишком неинтересно и скучно - будет успешно подтверждено неудачным опытом «первого» похода в театр. Излишний академизм (особенно на первых этапах) отпугивает молодежь! Крайне важно заинтересовать молодого человека искусством. Для этого нужно искать оригинальные формы и выразительные средства. Например, концерт «Музыка - слово», где игра оркестрантов чередуется с чтением стихов, или пьес. Такого рода мероприятия, как правило, пользуются большим успехом у публики и всегда интересны, поскольку затрагивают сразу несколько жанров. Молодые люди склонны к поиску себя и самоопределению, а значит, размышление и «копание» в себе - им не чужды. Следовательно, студентам будут интересны спектакли, инсталляции и перфомансы, предполагающие сотворчество «художника» и «зрителя». Эта форма познания искусства весьма интересна. Сотворчество, то есть, своего рода, соучастие происходящему - изменяет взгляд молодого человека на искусство. В этой фазе эстетического воспитания нужно стараться не только просвещать студентов, но и учить их воспринимать, понимать и анализировать искусство, давая ему оценку. Это, в конечном счете, сформирует в молодом человеке его собственный эстетический вкус, в чем и заключается главная цель программы [3].
Цель исследования. Обосновать важность программы художественно-эстетического просвещения студентов медицинских вузов, определить нуждаемость и заинтересованность учащихся в данном виде воспитательной работы, сформулировать ее основные положения, структуру, а также методику реализации.
Материалы и методы исследования. Теоретическая и методическая разработка программы была осуществлена сотрудниками кафедры терапевтической стоматологии Волгоградского государственного медицинского университета совместно с администрацией Детской школой искусств №5 Волгограда. Для определения целевой аудитории проекта, а также ее потребностей была сформирована авторская анкета-опросник, предложенная учащимся 2-5 курсов.
Методология программы может быть сведена к шести основным принципам: «культурная информированность» (предоставление студентам исчерпывающей информации об учреждениях культуры, их возможностях и творческом потенциале); «разножанровость и разноплановость» (посещение учреждений культуры, работающих в различных видах и жанрах искусства); «от простого - к сложному» (начинать знакомство с искусством следует с более простых и легким форм, постепенно подготавливая студентов к восприятию более сложных); «занимательное искусство» (поиск выразительных форм и средств (возможно, новаторских и нестандартных), интересных молодым людям); «сотворчество и размышление» (посещение мероприятий, подразумевающих сотворчество, заставляющих задуматься и сопереживать происходящему); «через искусство к врачеванию» (обращать внимание студентов на корреляцию нравственно-этических норм, воспринятых в процессе эстетического воспитания с медициной (этика, деонтология), то есть искусством врачевания).
Цель предлагаемой программы мы видим в следующем: воспитание у студентов медицинских вузов художественно-образного восприятия искусства, основанного на понимании его закономерностей; формирование духовно богатой, широко эрудированной личности, способной к сопереживанию, состраданию и пониманию психологии пациента, обладающей хорошим эстетическим вкусом и кругозором.
Данная Программа должна включать в себя несколько модулей и быть рассчитана на весь периодов обучения в вузе. Ее структура позволит подбирать индивидуальный план эстетического воспитания в зависимости от пожеланий студента, а также возможностей учреждений культуры города. Мы предлагаем следующие модули программы: I - «Патриотическое воспитание» (П); II - «Художественное воспитание» (Х); III - «Музыкальное воспитание» (М); IV - «Театральное просвещение» (Т). Каждый модуль содержит набор «художественно-эстетических компетенций» (ХЭК), реализация которых - есть сущность выполнения программы:
I МОДУЛЬ «Патриотическое воспитание» (П):
1. ХЭК «П1» - ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО;
1.1. знакомство с ВУЗом (посещение музея ВУЗа, знакомство с его историей, структурой, научными направлениями и перспективами развития, основными подразделениями;
1.2. экскурсия-лекция «Город, в котором я учусь и живу» (тематика обзорной лекции: общие сведения о городе, его месте в современной России, достопримечательностях, истории, перспективах);
1.3. знакомство с Краем (посещение основной экспозиции регионального историко-краеведческого музея, знакомство с историей края, его обычаями и природой);
1.4. научно-просветительские учреждения (посещение учреждений культуры, организующих тематические просветительские лекции, экскурсии и семинары);
2. ХЭК «П2» - ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ;
2.1. знакомство с военной историей города (посещение памятников и музеев военной тематики);
2.2. библиотечные организации (посещение организуемых в библиотеках тематических лекций и вечеров, программ и выставок (в том числе патриотического содержания));
2.3. «патриотические беседы» (кураторские часы, вечера, посвященные проблемам нравственности, гражданственности, патриотизму, а также врачебной этике);
II МОДУЛЬ «Художественное воспитание» (Х);
1. ХЭК «Х1» - ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ;
1.1. знакомство с художественными музеями города (посещение экспозиций региональных музеев изобразительного искусства, галерей, вернисажей);
1.2. тематические выставки (посещение экспозиций, фестивалей, приуроченных памятным историческим событиям, тематических выставок, в том числе привозных);
2. ХЭК «Х2» - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОТВОРЧЕСТВО;
2.1. перфоманс (посещение инсталляций, и выставок современных авторов, экспозиций нетрадиционного и экспериментального изобразительного искусства);
2.2. выставки-концерты (посещение мероприятий, организуемых совместными усилиями музейно-выставочных и концертных организаций);
2.3. киноискусство (посещение регионального киновидеоцентра, тематических показов фильмов, фестивалей и киномероприятий, реализуемых в рамках творческих проектов);
III МОДУЛЬ «Музыкальное воспитание» (М);
1. ХЭК «М1» - ФИЛАРМОНИЯ;
1.1. концерты музыкальных коллективов филармонии (эстрадных исполнителей, инструментальных ансамблей, вокальных коллективов и т.д.);
1.2. концерты хореографических коллективов филармонии;
1.3. концерты фольклорных коллективов филармонии (ансамбли, вокалисты, оркестры);
2. ХЭК «М2» - СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ;
2.1. эстрадно-джазовая музыка (концерты эстрадных, джазовых оркестров и ансамблей);
2.2. симфоническая музыка (абонементские и тематические концерты);
2.3. фортепиано и орган (органные абонементы, фортепианные концерты);
IV МОДУЛЬ «Театральное просвещение» (Т);
1. ХЭК «Т1» - ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР;
1.1. спектакли русских авторов (драматические постановки по пьесам отечественных авторов, классика русского драматического театра);
1.2. спектакли зарубежных авторов (зарубежная театральная драматическая классика);
1.3. спектакли этнографических театров (постановки, посвященные истории, культуре и быту народностей России (например, казаков));
2. ХЭК «Т2» - МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР;
2.1. музыкальная комедия (посещение постановок мюзиклов и водевилей);
2.2. оперетта (посещение спектаклей классической венской, советской и современной оперетт);
2.3. опера и балет (посещение постановок классических опер, спектаклей современных авторов, а также балетов);
3. ХЭК «Т3» - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕАТР и ТЕАТРАЛЬНОЕ СОТВОРЧЕСТВО.
3.1. детские театры для взрослой публики (посещение спектаклей, предназначенных для взрослой публики, в постановке детских театров (ТЮЗа, кукольного театра и др.));
3.2. постановки в оригинальных формах (спектакли в нетрадиционной сценической форме подачи (например, театр одного актера), подразумевающие сотворчество со зрителями);
3.3. экспериментальная постановка (новаторские спектакли, поставленные с использованием современных художественных выразительных средств);
3.4. театральные фестивали и тематические смотры (мероприятия, приуроченные к памятным датам, или объединенные определенной тематикой).
Обучение на профильных кафедрах медицинских вузов начинается преимущественно со II курса, поэтому распределение ХЭК целесообразнее проводить по определенному плану с III семестра обучения студентов (таблица 1).
Таблица 1
Распределение художественно-эстетических компетенций (ХЭК) модулей Программы по семестрам
модуль семестр |
П |
Х |
М |
Т |
III |
1.1; 1.2; |
|
|
1.1; 2.1 |
IV |
1.3; 2.1; |
|
|
1.2; 2.1 |
V |
1.4; |
1.1 |
1.1; 2.1 |
1.2; 2.1 |
VI |
1.4; 2.2 |
1.2 |
1.1; 1.2 |
1.3; 2.2 |
VII |
2.2 |
2.1; 1.2 |
1.1; 1.3 |
2.2; 3.1; 3.4 |
VIII |
2.3 |
2.2; 1.2 |
1.1; 2.1; 2.2 |
2.2; 3.2; 3.4 |
IX |
2.3 |
2.3; 1.2 |
2.2 |
2.3; 3.3; 3.4 |
X |
2.3 |
1.2 |
2.2; 2.3 |
2.3; 3.3; 3.4 |
С практической точки зрения, суть выполнения программы - реализация художественно-эстетических компетенций. Каким же образом это можно сделать? В каждом вузе есть проректор, руководящий воспитательной и внеучебной работой, а также советы и прочие студенческие структуры, объединения и клубы. Как правило, их составляют активные молодые люди, хорошо мотивированные к выполнению общественной работы, в том числе по организации студентов. Необходимо также привлекать ответственных по воспитательной работе на кафедрах, а также кураторов академических (студенческих) групп. Именно куратор является основным звеном в системе воспитательной работы. Представляется, что на него должна возлагаться задача реализации программы, то есть он становится ее исполнителем. Определенную помощь в решении организационных вопросов должны оказывать и старосты групп. Таким образом, программа не требует выделения дополнительных часов, ее реализация осуществляется во внеучебное время и, по сути, сводится к хорошо спланированному и методически обоснованному посещению учреждений культуры.
Для определения нуждаемости в программе художественно-эстетического просвещения и выявления заинтересованности учащихся в данном виде воспитательной работы, нами были доложены ее основные положения, а затем проведено анонимное анкетирование студентов II, III, IV и V курсов Волгоградского государственного медицинского университета. Всего в опросе приняло участие 507 человек в возрасте от 18 до 27 лет, из них: 336 (66,3%) девушек, и 171 (33,7%) юноша.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты опроса продемонстрировали следующее: 311 (61,3%) респондентов выказали желание посещать учреждения культуры чаще, участвуя в программе художественно-эстетического воспитания студентов; 110 (21,7%) опрошенных дали отрицательный ответ, и 86 (17%) затруднились ответить. Любопытно, что 288 (56,8%) студентов предпочли бы посетить театр, музей, или иное учреждение культуры, нежели ночной клуб, или дискотеку, и лишь 127 (25,1%) респондентов выбрали второй вариант; 92 (18,1%) затруднились сделать выбор. Отрадно, что абсолютное большинство студентов - 399 (78,7%) высказались за необходимость занятий по эстетическому воспитанию, причем только 47 (9,3%) дали отрицательный ответ, а 61 (12%) не определились. Таким образом, можно сделать вывод, что предложенная нами программа художественно-эстетического воспитания будущих врачей интересна учащимся, и будет востребована в студенческой среде.
Заключение. Современные стандарты высшего профессионального образования требуют от учебных заведений новых подходов и в методической, и во внеаудиторной работе. В условиях нарастающей конкуренции и, в тоже время, самостоятельности вузов, педагогическим коллективам необходимо модернизировать учебный процесс, составляя не только рабочие программы дисциплин, но также разрабатывая и реализуя модифицированные методики воспитательной работы, требующей более серьезного к себе отношения, коррелирующего с вызовами современности, и отвечающего «социальному» заказу.
Рецензенты:
Михальченко Д.В., д.м.н., заведующий кафедрой пропедевтики стоматологических заболеваний, ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Волгоград;
Фирсова И.В., д.м.н., заведующий кафедрой терапевтической стоматологии, ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Волгоград.