К сожалению, сегодня уровень промышленного дизайна в России отстает от ряда зарубежных стран. Отечественные разработки проигрывают зарубежным аналогам по эстетическим и эргономическим качествам выпускаемых изделий. Часто дизайн-продукт, обладая рядом «полезных, умных» свойств внешне выглядит невзрачно непрезентабельно, не удобен в использовании - потребитель предпочитает выбрать красивый, эргономичный иностранный продукт. Это неизбежно приводит к снижению конкурентоспособности российской промышленной продукции и часто делает ее использование нерентабельным для большинства потребителей. В современных условиях состязательности и соперничества производствам нашей страны нужны конкурентоспособные творческие специалисты, т.е. способные достигать успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции. Такие специалисты смогут обеспечить высокий уровень дизайнерских разработок, увеличить конкурентоспособность производимых товаров и экономики в целом. Это существенно повлияет не только на макроэкономическую динамику и на изменение удельного веса национальной экономики в общем объеме мирового производства, но и непосредственно на качество жизни людей.
Существует довольно широкий ряд значений слова «дизайн». Герберт Рид определяет дизайн как высшую форму искусства, как независимую сверхпрофессию, свободную от узкоспециализированного профессионализма, приравнивает объекты дизайна к продуктам абстрактного искусства в графике и пластике. Джорж Нельсон считает дизайн обслуживающей профессией в условиях цивилизации суперкомфорта, но одновременно и внутренне свободной творческой деятельностью, способом профессионального самовыражения художника в современном мире, особой формой массового искусства. Данные определения обозначают дизайн скорее как вид искусства, а не как род деятельности. Но дизайн развивался и получил свое становление именно как специфическая сфера деятельности по приданию результатам проектирования предметно-пространственной среды высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом [3, 7].
Наиболее близкое современной действительности определение слову «дизайн» даёт Дональд А. Норманн. Дизайн - творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством. В соответствии с данным определением дизайнером можно назвать человека, занимающегося художественно-технической деятельностью, в рамках какой-либо из отраслей промышленности [1, 3].
Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению Дизайн (072500) характеризует профессиональную деятельность дизайнеров как вид творческой деятельности по формированию эстетически выразительной предметно-пространственной среды, направленную на создание и совершенствование высокоэстетичной конкурентоспособной отечественной продукции, способствующей развитию экономики, повышению уровня культуры и жизни населения [8]. Проектируя новое изделие, предавая ему определенные функциональные и эстетические свойства, дизайнер «проектирует» человека, который будет жить в новой измененной среде и пользоваться её объектами. От качества продукта зависит качество жизни человека. Промышленный дизайн связывает человека и производство и становится неотъемлемой составной производства и продвижения любого продукта.
Внешний вид продукта, его эргономика определяются функциональным назначением этого продукта, в связи с этим дизайнер должен понимать, из чего состоит предмет, какие качества придают ему ту или иную функцию. Кроме того, сегодня особое место занимает экологичность продукции, проблему которой часто решает тоже дизайнер. Это предполагает, что дизайнер должен постоянно повышать свою квалификацию, совершенствоваться, «идти в ногу» с наукой, быть в гуще инновационных событий. Идет время, меняется общество, меняются его предпочтения, запросы и вкусы. Промышленный прогресс не стоит на месте - разрабатываются новые материалы, новые методы обработки этих материалов - дизайнер должен успевать реагировать на новшества в числе первых, т.к. именно от его профессиональных качеств зависит, станет новый продукт популярным сразу или останется незамеченным, будет ли он удобен для потребителя и станет ли отвечать своему назначению [2].
Одной из проблем современного дизайн-образования, как считает Кузьмина О.В., является то, что основная направленность учебного процесса при подготовке дизайнеров идет на формирование в основном художественных знаний, что не соответствует требованиям государственного стандарта и потребностям промышленности, которым необходимы сформированные профессиональные компетенции [6]. Выделению компетенций будущих дизайнеров, а также их компонент, структуры и содержания посвящено исследование Н. М. Кришталь, в котором учитывались: взгляд академического персонала на проблему структуры и содержания; требования работодателей; требования потребителей дизайнерской продукции; точка зрения выпускников; точка зрения работников промышленных предприятий, художественных и творческих студий; современные тенденции и перспективы развития теории и технологии производства изделий дизайна. Исследование показало, что основными компетенциями, которыми должен владеть современный дизайнер являются: эстетическая компетенция - компетенция в формировании нравственного и эстетического отношения человека к себе и окружающим, к природе, духовным и материальным ценностям; компетенция в программном обеспечении; коммуникативная компетенция. Среди психологических качеств личности приоритетными оказались: креативность, оперативность, стрессоустойчивость, ответственность, самокритичности. Требования экспертов к выпускникам, специализирующимся в области графического дизайна включают художественный вкус, чувство стиля и композиции, творческий подход, художественные и графические способности [5].
Проведенный опрос исследователем О.С. Шкиль среди руководителей архитектурно-дизайнерских фирм, рекламных агентств, дизайн-студий и дизайн-мастерских показал, какие профессиональные качества дизайнера работадатели считают приоритетными. Это знание новейших компьютерных технологий и умение применить их на практике; опыт работы; умение рисовать; теоретические знания в области художественных и технических дисциплин; навыки проектирования; способность к конструированию и макетированию. Среди личностных качеств, согласно исследованию О. С. Шкиль, работодатели выделяют креативность, коммуникабельность, ответственность, аккуратность и точность выполнения задач [9].
Стремительные изменения в структуре профессиональной деятельности специалистов-дизайнеров привели к тому, что сегодня большая их часть, помимо выполнения художественно-творческих задач, занята производственно-технологической деятельностью [2]. В процессе профессионального обучения будущих дизайнеров следует подготовить решать следующие профессиональные задачи:
- разработка и выполнение эскизов, дизайн-проектов, объектов дизайна на основе методов дизайн-проектирования, эргономики и антропометрии, основ изобразительного искусства, проектной графики, компьютерных технологий в различных сферах дизайнерской деятельности;
- деятельность в промышленном производстве с применением знаний в области инженерно-технологического конструирования и макетирования, технологии изготовления продуктов дизайна (разрабатывает макеты; подготавливает технологическую документацию проекта для запуска его в производство; осуществляет контроль за изготовлением изделий в производстве в части соответствия их авторскому образцу; оценивает технологичность проектно-конструкторских решений; ведет работу по постановке задач технологу и конструктору);
- осуществление управления в дизайнерских фирмах и организациях; преподавательская работа [9].
При подготовке будущих дизайнеров к профессиональной деятельности следует учесть мнение работодателей и особое внимание обратить на то, что профессиональные качества дизайнера определяются, прежде всего, его личностными качествами. Это целеустремленность, амбициозность, постоянное самосовершенствование, самообразование, креативность, способность к усвоению новых знаний и личностному росту, способность творчески подходить к работе, ответственность. Как показывает практика, сильная личность, способна к самообразованию и саморазвитию, лучше приспосабливается к новым условиям и справляется с профессиональными задачами. А профессиональные задачи дизайнера в современном мире имеют тенденцию к постоянному изменению и усложнению в связи с быстрыми темпами развития научно-технического прогресса.
Новые условия функционирования высшей школы в рамках реализации третьего стандарта высшего образования, применения компетентностного и личностно ориентированного подходов в обучении, требуют внесения существенных корректив в процесс подготовки дизайнеров к профессиональной деятельности. Целью высшего образования сегодня должна стать подготовка конкурентоспособного, компетентного специалиста, способного не только применять полученные знания, умения и навыки, но и принимать оригинальные и нестандартные решения, когда это потребуется. Необходимо понимать, что при подготовке дизайнеров к профессиональной деятельности, освоение стандартных технологических приемов и способов работы не должно доминировать, приоритетным должно стать творческое становление специалиста. Простого приобретения знаний умений и навыков сегодня не достаточно, чтобы стать хорошим специалистом. Необходимо развивать такие стороны личности, которые в наибольшей степени соответствуют индивидуальным задаткам, творческому потенциалу [4]. В ряде ключевых нормативно-правовых документов, обеспечивающих регулирование обновления образовательного процесса в вузе, творческое развитие человека относится к одной из приоритетных целей образования. К ним относятся Федеральный закон «Об образовании в РФ», государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы».
Заключение
Творческая личность сегодня востребована во всех сферах деятельности. Темп современной жизни постоянно ускоряется, профессиональные задачи специалистов усложняются, т.к. непрерывно развивается наука и производство. Это требует от человека продуктивно и творчески подходить к любым изменениям. Только креативная личность способна к гибкому и адекватному решению проблем, активному восприятию окружающей действительности, самостоятельному поиску решения задач, саморазвитию, самообразованию и адаптации к новым условиям. Профессионально-востребованным становится тот дизайнер, который действует креативно в ситуации невозможности выбора, т.е. создает оригинальный дизайн-продукт с высокими эстетическими и эргономическими качествами на имеющемся оборудовании, с применением имеющихся материалов и средств. Кроме того, дизайнер должен иметь четкое представление о том, чего ждет от него потребитель, следовать тенденциям времени и места, научно-техническому прогрессу, реагировать на социально-экономические изменения и, самое важное в этой ситуации, уметь опережать время и создавать продукт, востребованный в будущем. Очевидно, что нестандартное, творческое мышление является неотъемлемым качеством конкурентоспособного дизайнера, и на этапе приобретения знаний, и на этапе их дальнейшего профессионального использования.
Рецензенты:
Валеева Н.Ш., д.п.н., декан факультета социотехнических систем, профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань;
Хасанова Г.Б., д.п.н., профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань.