Идея клубного формирования «Школа великих книг» как средства информального образования связана с созданием условий для удовлетворения информационных и духовных потребностей людей, объединенных вокруг разговоров о значимых жизненных вопросах и поиска ответов на них в книгах.
Основная цель предпринимаемого исследования состояла в обосновании технологии создания данного клубного формирования. Наиболее важная поисковая проблема состояла в обосновании определенного перечня изданий (книг), которые должны были служить содержательным фундаментом работы этого клуба.
Методика исследования. Для решения поставленной проблемы авторским коллективом была разработана эмпирическая модель исследования, включающая3 метода сбора и анализа данных:
- киберметрия духовных ориентиров россиян;
- экспертное интервью со специалистами в сфере современной публицистики;
- фокусированное групповое интервью с взрослым населением;
- скрининговый опрос потенциальных посетителей клубного формирования.
Каждый метод решал определенную задачу и способствовал достижению основной цели исследования. Рассмотрим подробнее каждый из указанных методов, составляющих авторскую эмпирическую модель обоснования технологии создания клубного формирования «Школа великих книг».
Киберметрия как контент-анализ Интернет-пространства была ориентирована на выявление наиболее часто упоминаемых в Рунете жизненных вопросов, которые были сопоставлены с определенными ценностями, духовными ориентирами россиян.
В процессе киберметрии были использованы поисковые возможности Google, Yandex, Ramblerи онлайн Интернет-сервиса для мониторинга социальных медиа IQBuzz. Были запрошены наиболее часто задаваемые пользователями Рунета вопросы. В результате сформировался список из 137 актуальных жизненных проблем. Далее этот перечень был перегруппирован за счет укрупнения жизненных ориентиров в 20 групп ценностных вопросов (см. табл. 1). Таким образом, мы выявили 20 основных сфер, которые следует рассматривать как содержательную основу работы клубного формирования. Поскольку замысел изучаемой технологии информального самообразования заключается в общении на основе книг, следующим этапом был экспертный опрос, позволивший выявить конкретные издания, служащие наиболее глубоким, толковым и доступно изложенным ответом на значимые для россиян вопросы.
Были отобраны четыре группы экспертов:
- публичные лекторы проекта «Академия» канала «Культура» (всего 20 человек);
- редакторы книжных издательств Москвы (издательства, специализирующиеся на выпуске книг по популярной психологии) (всего 15 человек);
- «вузовская элита» - наиболее эрудированные и популярные в студенческой среде преподаватели российских вузов (по внутривузовскому рейтингу) (МГУ им. Ломоносова, МГГУ им. Шолохова) (всего 80 человек);
- медийные авторитетные (эрудированные) лица (члены клуба «Что? Где? Когда?», писатели, психологи, ведущие познавательных программ») (всего 30 человек).
Экспертам задано три вопроса:
- какие книги Вы считаете наиболее значимыми, способными оказать влияние на людей, их поведение, мировоззрение, отношение к окружающим?
- какие книги из числа названных Вы считаете наиболее востребованными, доступными в изложении и способными представить привычные вещи по-другому, иначе, без стереотипов?
- на какие из представленного списка вопросов отвечают названные Вами книги?
В итоговый список помещены книги, повторяемые в ответах 5 и более экспертов.
Таблица 1
Список книг, отвечающих на значимые вопросы россиян (результаты экспертного опроса)
Наиболее значимые жизненные вопросы |
Наиболее значимые (глубокие, содержательные) книги |
Почему мы кричим (проявляем агрессию)? |
Ханна Арендт «Банальность дня» Виктор Франкл «Скажи жизни "ДА"». Альберт Эйнштейн «Мир, каким я его вижу» Конрад Лоуренц «Агрессия так называемое зло» Роберт Бэрон, Дебора Ричардсон «Агрессия» ДэниелГоулман «Эмоциональный интеллект» |
Почему люди не держат своё слово, почему нарушаются договоры? |
Эрик Берн «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» Пол Экман «Психология лжи» |
Что дети думают о нас? Как воспринимают наши слова и поступки? Как воспитывать детей? |
МасаруИбука «Как воспитывать детей» Леви В. «Новый нестандартный ребенок» Эрик Берн «Люди, которые играют в игры» Анна Кашина «Детская злость» Жан Пиаже «Речь и мышление ребенка» Душа вашего ребенка / сост. М. Нефедова Стив Биддалф «Не сажайте детей в холодильник» |
Что такое семья сегодня? Возможна ли семья без принуждения, насилия, эксплуатации, запретов? |
Григорий Кваша «Векторное кольцо» Алан Пиз «Почему мужчины хотят секса, а женщины любви» Джон Грей «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» |
Почему мы злые или добрые. Можно ли быть добрым и успешным одновременно? |
Роберт Райт «Моральное животное» Ханна Арендт «Банальность дня» Альфред Адлер «Понять природу человека» |
Что такое успех? Кто решает, кого считать успешным? Почему одни считаются успешными, другие - нет? |
Питер Бергер, Томас Лукман «Социальное конструирование реальности» Бодо Шефер «Законы победителей» Генри Форд «Моя жизнь, мои достижения» Эрик Берн «Игры, в которые играют люди» Макс Вебер«Протестантская этика и дух капитализма» |
Что такое любовь? Как построить любовь? |
Джон Грей Робин Норвуд «Как преодолеть любовную зависимость» |
Что такое язык? Как создать свой язык и изменить свое сознание? Как, заменяя слова на другие, можно решать проблемы? |
Джордж Лакофф, Марк Джонсон «Метафоры, которыми мы живем» Мортимер Адлер «Искусство говорить и слушать» Джордж Оруэлл «Политика и английский язык» ДерекБикертон «Язык Адама» С. Пинкер «Язык как инстинкт» Мелвин Брэгг «Приключения английского языка» Дмитрий Чернышев «Как люди думают» |
Почему мы покупаем вещи, услуги и можно ли без этого обойтись? Почему вещи, услуги стоят столько-то. Как образуется цена? |
Маршалл Маклюен «Понимание медиа» Карл Ясперс «Призрак толпы» Жан Бодрийяр «Система вещей» Жан Бодрийяр «Общество потребления» Наоми Кляйн «Nologo» |
Что такое болезни? Как их лечить? Откуда берутся болезни и что делать, чтобы не болеть? |
КобоАбэ «Человек ящик» РудигерДальке «Болезнь как путь» Луиза Хей «Исцели свою жизнь» С. Мукерджи «Царь всех болезней. Биография рака» |
Откуда берутся депрессии? Как их избежать? |
Александр Лоуэн «Депрессия и тело" Джонатан Херринг «Что делать, когда не знаешь, что делать» |
После получения списка книг, составляющих содержательный фундамент общения в процессе ведения клубного формирования, было необходимо обосновать технологические основы организации данного метода информального самообразования.
Для этого были проведены 6 фокусированных групповых интервью с разновозрастными группами (по 2 группы по 10 человек в возрасте 26-35 лет, 36-45 лет, 46 лет и старше)с применением стимульного материала (видеоклип о клубе «Школа великих книг») в г. Москве. Логика гайда включала следующий перечень вопросов:
- предпочитаемые формы досуга, самовоспроизводства и саморазвития;
- отношение к участию в работе клубных формирований как форме самообразования;
- готовность к участию в работе клуба «Школа великих книг»;
- установки и ожидания от участия в клубном формировании.
Кроме того, для выявления социально-демографического портрета целевой аудитории, наиболее заинтересованной и нуждающейся в участии в работе клуба «Школа великих книг», был проведен скрининговый опрос (содержащий вопросы на основные социальные статусы и роли) 120 потенциальных посетителей данного клуба, приходящих на открытие групп. В результате анализа данных этих двух форм опросных методик были сформулированы рекомендации по развитию образовательной инициативы
Характеризуя целевую аудиторию, на которую следует ориентироваться в процессе формирования клуба, отметим, что это, прежде всего, неженатые мужчины и незамужние женщины в возрасте 26-35 (чуть реже 36-45 лет) с высшим образованием, доходом выше среднего, чаще всего, занятые в сфере офисной работы и желанием профессионального и карьерного продвижения.
Мотивацию участия в клубе следует основывать на таких аргументах, как возможность повышения кругозора, знакомство с новыми людьми и интересное общение.
Наиболее эффективным способом информирования населения о работе в рассматриваемых клубных формированиях являются социальные сети.
Таким образом, потенциальная целевая аудитория проекта очерчена группой лиц до 35 лет, ориентированных на самообразование и желание познакомиться с новыми людьми в «интересном формате общения». Это довольно многочисленная социальная группа, представители которой станут участниками клуба при условии:
- их информирования о существовании «Школы великих книг» (социальные сети, «сарафанное радио» участников);
- желания и готовности включиться в предлагаемый формат общения.
Главный ресурс расширения аудитории проекта - социальные контакты участников клуба.
Ставка в информировании о клубе может делаться на два выявленных обстоятельства:
- потребность людей в расширении социальных связей и неготовность обращаться в службы знакомств или клубы при государственных учреждениях культуры;
- потребность людей в решении личностных проблем и неготовность признать себя «нуждающимися в психологической помощи», а потому нежелание участвовать в группах личностного роста или обращаться за психологической консультацией.
В этой связи образовательная инициатива «Школа великих книг» является привлекательной альтернативой реализации указанных потребностей.
Данные фокусированного группового интервью позволили сконструировать смысловые акценты, которые целесообразно сформировать в процессе информирования населения о деятельности клуба. Во-первых, стремление респондентов к осознанию собственной значимости и исключительности свидетельствует о том, что важно создать эффект закрытости группы, чтобы у человека появилось ощущение избранности в том случае, если он стал участником клуба.
Эффективными для формирования интереса к клубу может быть и такой фрагмент фокус-группы, в котором участница клуба рассказывает о своем отношении к «Школе великих книг»:
«До этого я не была собой, я не жила. С приходом сюда всё изменилось - началась другая жизнь, я обрела себя...Своей подруге я сказала: «Это то, что тебе нужно!»
Или
«Если разбирать проект «Школа великих книг», то я бы сказал, что это один из передовых проектов сегодня. Аналогов я действительно больше не знаю. Самый крутой и самый долгосрочный проект, который очень полезен и тем людям, которые в нем участвуют и ...в целом обществу. Очень хороший способ развития молодого человека, развития мышления, работе в команде, пониманию ее устройства».
Такие и подобные искренние высказывания о клубе необходимо записывать и использовать в ходе работы со страничкой клуба в социальных сетях.
Еще одно смысловое поле, которое было бы эффективно в тексте рекламы - акцент на возможность познакомиться с новыми интересными людьми, разнообразить и украсить свою жизнь увлекательным общением. В ходе исследования выявилась общность, для которой общение, знакомства, новые связи оказались не менее важными, чем разговор о великих книгах. Речь идет чаще всего о женщинах 26+, приехавших в Москву вслед за мужьями и нуждающихся в формировании круга общения.
Говоря о подборе (формировании) групп, согласно ответам участников фокус-групп, для них очень важно иметь возможность общаться в группе с людьми, как противоположного пола, так и с людьми разного возраста, рода занятий, социального положения. Помимо разнородности состава важно предоставлять участникам возможность познакомиться и пообщаться «перекрестно», с людьми из других групп.
Таким образом, применение эмпирической модели, включающей киберметрию, экспертное интервью, фокусированное групповое интервью и скрининговый опрос, позволило обосновать:
- проблемное поле общения в процессе работы клуба, основанное на значимых жизненных вопросах посетителей;
- содержательную основу работы клубного формирования - перечень наиболее глубоких и доступно излагающих ответы на важные жизненные вопросы участников;
- типичный социально-демографический и ценностный портрет целевой аудитории клубного формирования;
- специальные техники ведения клуба.
Статья подготовлена при поддержке Федерального агентства по науке и технологиям Министерства науки и образования в рамках выполнения государственного задания на тему «Разработка и апробация организационно-методических моделей и технологий сопровождения информального самообразования взрослых на основе комплексного анализа духовных потребностей различных возрастных и гендерных групп взрослого населения России» (ТЗ 12.9220.2014).
Рецензенты:
Грачев М.Н., д.пол.н., профессор кафедры политологии и социологии ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», г. Москва;
Авдонин В.С., д.пол.н., профессор кафедры политологии и социологии ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», г. Москва.