Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES TRAINING TEACHERS LIBERAL ARTS COLLEGE TO AN INNOVATIVE BUSINESS

Manuzina E.B. 1
1 Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Shukshin Altay State Academy of Education»
Based on theanalysis of currentresearch andregulationsdefinedthe task of preparingstudents andteachers forinnovativeentrepreneurship.Proposedmajorareas of innovationentrepreneurship ina liberal arts college: the development of cooperation inthe commercializationof intellectual propertybetween the universityand other stakeholders inthe innovation system; organization and management ofthe development ofcentersof innovation support; Market Analysisof intellectual services; organizational support forthe development and implementationof technologicaland other businessproducts and serviceson the basis ofthe results of intellectualactivityunitsof the university;methodological supportinnovation;coordinationof structural units ofthe universityon the development ofentrepreneurship;conducting market research; performance of the researchwork.Describeda project aimed attraininghigh school teacherstoinnovative activities(goals, objectives, views, status, maintenance ofprojectdeliverables).
competence in the field of innovation management
innovative educational program
innovative entrepreneurship
Развитие инновационного предпринимательства и активизация инновационной деятельности в российской экономике, науке и образовании является приоритетным направлением государственной политики. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020», отмечается, что инновационная деятельность способствует развитию инновационной культуры, экономической грамотности широких слоев населения и формированию нового поколения конкурентоспособных кадров в сфере науки и инновационного предпринимательства [5].

Важным условием активизации инновационной деятельности в стране является создание необходимых экономических, социальных и культурных предпосылок, что требует проведения активной экономической, информационной и образовательной политики совместными усилиями государства, бизнеса, наукии образования. Однако российская высшая школа, как в плане стимулирования, так и мотивации специалистов в настоящее время еще недостаточно ориентирована на интенсификацию инновационной деятельности. Вузы пока еще неудовлетворительно решают задачи разработки инновационных образовательных технологий и внедрения инновационных образовательных программ.

В настоящем исследовании мы опирались на фундаментальные исследования, направленные на изучение сущности инноваций и инновационной деятельности Л.И. Абалкина, А.И. Анчишкина, Л.С. Бляхмана, С.Ю. Глазьева, А.П. Градова, А.А. Дагаева, Ю.В. Куренкова, А.С. Кулагина, В.П. Логинова, Н.Н. Османкина, Н.А. Новицкого, А.И.Пригожина, В.М. Рудзицкого, А.А. Семеновой, В.К.Сенчагова и др. Проблемы инновационной подготовки специалистов к инновационной деятельности раскрыты в работах Д.А. Ахмедзянова, Е.И. Муратовой, С.Н. Поезжаловой, А.А. Пчельников, С.Г. Селиванова и др.

В работе использован комплекс методов исследования, включающий теоретический анализ педагогической, экономической литературы, обобщение по изучаемой проблеме, эксперимент. Основные идеи и материалы, представленные в исследовании, могут быть использованы при подготовке специалистов к инновационной предпринимательской деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены исходными методологическими позициями; применением совокупности теоретических методов, адекватных цели и задачам исследования; систематическим обсуждением положений исследования на всероссийских и международных научно-практических конференциях.

Рассмотрим более подробно основные пути преодоления проблем инновационной подготовки конкурентоспособных специалистов для инновационной экономики в современных условиях. А.О. Славиковский отмечает, что эффективное инновационное развитие экономики страны не может осуществляться без наличия сильной науки и образования. Наука и образование выступают по отношению к процессу нововведений как факторы обеспечения, создающие для него необходимые условия, предпосылки, общий интеллектуальный фон [6].

П.М. Кузнецовым были выделены и проанализированы три аспекта интеграции науки, образования и бизнеса как элемента национальной инновационной системы РФ. Автор отмечает, что практический аспект связан с затруднениями коммерциализации интеллектуальных продуктов, организационный аспект рассматривает препятствия в установлении механизма оптимального взаимодействия науки, образования и бизнеса, законодательный аспект связан с принятием законов, благоприятствующих интеграции элементов национальной инновационной системы [3].

Исходя из указанного выше, важной задачей развития системы образования станет ориентация образовательных программ на формирование у специалистов компетенций, необходимым для инновационной деятельности. Так, для развития и реализации инновационных образовательных программ в организациях высшего образования есть значимые резервы, которые направлены на подготовку обучающихся и преподавателей к инновационной предпринимательской деятельности. В рамках обозначенной проблемы вузы могут решать следующие задачи:

  1. Подготовки кадров с компетенциями в области управления инновациями, создания и развития инновационного предпринимательства.
  2. Освоения обучающимися инновационной деятельности через соответствующие практики.
  3. Увеличения доли преподавателей и обучающихся, участвующих в инновационной деятельности.
  4. Расширения сотрудничества организаций высшего образования с организациями среднего профессионального образования, социальными учреждениями, предприятиями.
  5. Обеспечение интеграции образования с работодателями, что позволит увязать цели образования с потребностями рынка труда.
  6. Формирования инновационных производств и организации инновационных предприятий [1].

Решение обозначенных задач возможно при условии реализации в вузе программ, направленных на подготовку обучающихся и преподавателей к инновационной предпринимательской деятельности. Обучение по данным программам должно быть целенаправленным, непрерывным, многократным, сочетающимся с возможностями получения квалифицированных консультаций и различного рода поддержки по ходу ведения предпринимательской инновационной деятельности. Для этого нужны соответствующие учебно-методические разработки, а также организации, центры, структурные подразделения в образовательных организациях, способные оказывать весь комплекс образовательных услуг, включая поддерживающее обучение. И сегодня такие центры формируются как самостоятельные структуры, а также в составе государственных организаций высшего образования и среднего профессионального образования. Наиболее распространенными формами являются бизнес-школы, учебно-деловые центры, агентства поддержки малого и среднего предпринимательства, бизнес-инкубаторы, социально-деловые центры, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-центры и др.

В.П. Ващенко, В.Ш. Каганов указывают, что подобных образований сегодня в России около 300. Этого явно недостаточно, более того, многим из этих центров присущ традиционный подход к обучению как способу передачи знаний, а вся их совокупность пока еще не обрела свойств единой инфраструктуры и отличается значительной фрагментарностью. К этому необходимо добавить проблему поддержания высокого качества обучения, обеспечения своего рода «образовательных стандартов» и квалификации преподавателей [2].

Анализ теоретический исследований по проблеме и практической деятельности позволил нам сделать вывод о том, что в организациях высшего образования должны создаваться модели подготовки к инновационной предпринимательской деятельности с учетом возможностей вуза. Так в Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина были выделены следующие ведущие направления инновационной предпринимательской деятельности:

  • «организация и развитие сотрудничества по вопросам коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности между вузом и другими участниками инновационной системы (инфраструктурные организации рынка инноваций и венчурных инвестиций, научные организации, финансовые институты, хозяйственные общества, уполномоченные органы государственного управления и местного самоуправления, различные организации и т.д.);
  • организация и управление развитием центров поддержки инноваций (бизнес-инкубатор);
  • анализ рынков интеллектуальных услуг с точки зрения перспектив создания новых коммерческих продуктов и подготовка предложений по организации их разработки;
  • организационное обеспечение разработки и внедрения технологичных и других коммерческих продуктов и услуг на основе результатов интеллектуальной деятельности подразделений вуза;
  • методическое обеспечение инновационной деятельности;
  • формирование документации для систем управления инновационными проектами;
  • подготовка предложений по вопросам коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности вуза;
  • координация деятельности структурных подразделений вуза по вопросам развития предпринимательства, а также участия студентов, аспирантов и научно-педагогических работников в программах развития предпринимательства;
  • проведение маркетинговых исследований и организацию рынков сбыта инновационных продуктов;
  • выполнение научно-исследовательских работ, которые направлены на создание новой или усовершенствованной продукции, технологии;
  • подготовка и переподготовка кадров научных работников и других специалистов для инновационной деятельности, в том числе в системе образования;
  • подготовка инициатив, направленных на вовлечение студентов, аспирантов и преподавателей в проектную работу, связанную с разработкой новых коммерческих и других продуктов на основе результатов интеллектуальной деятельности;
  • реализация студентами, аспирантами и педагогическими работниками проектной деятельности;
  • формирование инфраструктуры инновационной деятельности в вузе» [4].

Кроме указанных общих направлений в вузе реализуются частные проекты, направленные на подготовку обучающихся и преподавателей к инновационной деятельности, в том числе и предпринимательской. Далее рассмотрим один из проектов, который был реализован в академии. Проект «Основы предпринимательской деятельности. Коммерциализация инновационных разработок» был направлен на подготовку преподавателей вуза к инновационной предпринимательской деятельности.

Статус проекта - вузовский.

Целью проекта является развитие профессиональной компетентности преподавателей в сфере инновационной предпринимательской деятельности.

Задачи проекта:

  1. Создать условия для формирования готовности преподавателей к инновационной предпринимательской деятельности.
  2. Сформировать представления об инновациях, инновационной предпринимательской деятельности, правовых основах инновационной деятельности, методах анализа рынка инноваций и бизнес-планирования, основных характеристиках объектов инновационной инфраструктуры, а также способах управления интеллектуальной собственностью.
  3. Применять полученные знания при принятии решений, связанных с инновационной деятельностью.

Вид проекта: по доминирующему виду деятельности - практико-ориентированный; по продолжительности - краткосрочный (образовательная программа повышения квалификации для преподавателей вуза в объеме 108 ч).

Планируемые результаты: овладение правовыми основами инновационной деятельности; основами коммерциализация научных разработок, маркетинга и маркетинговых стратегий; методами анализа рынка инноваций; основными характеристиками объектов инновационной инфраструктуры; способами управления интеллектуальной собственностью; сущностными характеристиками и последовательностью разработки бизнес-плана; методами самоорганизация и тайм-менеджмент.

При реализации указанного проекта мы исходили из положения о том, что важнейшими компонентами инновационности в обучении являются: содержательный (содержание образовательной программы); организационно-деятельностный (технологии, формы, методы и средства обучения); личностный (исполнители(преподаватели, организаторы)).

Остановимся на характеристике указанных компонентов.

Содержательный компонент. Учебно-тематический план и учебные программы в своей концептуальной основе должны иметь практическую направленность. Это обстоятельство учитывается при построении методической модели учебного процесса. Инновационный характер учебных программ предполагает наличие основной и дополнительной частей. Основная часть охватывает комплекс дисциплин, определяющих профессиональные знания и навыки, которые необходимы для оценки и решения как специфических и конкретных проблем, так и вопросов, возникающих в коммерциализации инновационных разработок. Дополнительная часть включает темы, вызванные специальным интересом слушателей в зависимости от их опыта, условий профессиональной деятельности и базового образования.

На занятиях были рассмотрены следующие проблемы: нормативно-правовые основы предпринимательства, коммерциализация научных разработок, основы маркетинга и маркетинговые стратегии, экономика малого бизнеса и риски, самоорганизация и тайм-менеджмент, ведение деловых переговоров и искусство презентации, бизнес планирование, основные подходы к созданию и развитию предприятия.

Содержательный компонент должен постоянно корректироваться с учетом возникновения новых внешних и внутренних условий и потребностей. К внешним условиям относятся потребности государства и стратегия инновационного развития экономики России. К внутренним условиям относятся особенности региона, вуза и потребности обучающихся.

Организационно-деятельностный компонент. При реализации образовательной программы мы исходили из того, что необходим переход от классических форм обучения к тренингам, практикумам, когда органически соединяются получение новых знаний и отработка практических навыков инновационной деятельности. Здесь принципиально новыми моментами являются: индивидуализация и профессиональная специализация занятий, обязательное применение интерактивных образовательных технологий (кейс-стади, технология проектирования, технология деловой игры).

Учебные программы предусматривают распределения занятий по основным видам: лекции, практикумы, деловые игры, тренинги. Планирование осуществляют организаторы и преподаватели. Они определяют наиболее эффективную форму организации обучения с учетом потребностей и научных интересов обучающихся. В учебных дисциплинах выделяются только ключевые темы, отражающие основное содержание курсов повышения квалификации.

Личностный компонент. Преподаватели, организующие процесс обучения в рамках программы «Основы предпринимательской деятельности. Коммерциализация инновационных разработок» должны знать не только предмет изучения, но и объект обучения, среду, в которой он действует, т. е. являться своеобразными аналитиками, экспертами и конструкторами одновременно.

Вовлечение преподавателей в указанную инновационную подготовку позволило сформировать у них следующие компетенции: способность проводить маркетинговый анализ, анализ возможностей применения инновации, барьеров и рисков на пути коммерциализации инновационной разработки; способность формировать стратегию коммерциализации инновации и её продвижения; владение методами бизнес-планирования; способность понимать правовые основы интеллектуальной собственности; способность формировать команду и эффективно работать в группах, проявлять инициативность, целеустремленность; готовность представлять результаты работы и держать внимание аудитории; владение навыками использования информационных технологий, формирования контрактов, в том числе внешнеэкономических; готовность продвигать разработку на рынок.

Показателями готовности педагогов к инновационной предпринимательской деятельности являются: коэффициент изобретательской активности; число патентных заявок на изобретения; численность преподавателей и обучающихся, занятых исследованиями и разработками; число созданных инновационных проектов; коэффициент участия в выставках инновационных проектов и форумах.

Выводы: реализация проекта, представленного в данной статье, позволила преподавателям применять полученные знания при принятии решений, связанных с инновационной деятельностью; проводить оценку уровня конкурентоспособности техники и технологии; определять инновационную стратегию малых фирм; осуществлять коммерциализацию результатов интеллектуальной собственности; оценивать риски в инновационной деятельности; проводить оценку эффективности бизнес-планов. Необходимо отметить, что изложенное обозначает лишь некоторые пути подготовки преподавателей к инновационной предпринимательской деятельности. Рассматриваемая проблема включает целый комплекс задач интеграции образования, науки и бизнеса, что может рассматриваться как дальнейшая перспектива исследования.

Рецензенты:

Мокрецова Л.А., д.п.н., профессор, проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина», г. Бийск;

Возчиков В.А., д.ф.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина», г. Бийск.